Вьетнам в 1802-1820 годы: создание империи Нгуенов

Вьетнам в 1802-1820 годы: создание империи Нгуенов

Восстание тэйшонов вскрыло основные противоречия, характерные для вьетнамского развитого феодализма, и открыло путь к переходу страны к поздним этапам феодальных отношений (начало XIX века).

Первые два десятилетия XIX века, совпавшие по времени с правлением основателя династии Нгуенов — императора Тхе То *  (1802—1820), проходили под знаком становления позднефеодальной монархии Нгуенов в рамках реалистической политики. Это было временем активной и напряженной деятельности феодального государства по социальному и политическому закреплению победы над тэйшонами.

С 1801 по 1804 год Нгуен Тхе То провел все необходимые мероприятия по закреплению за собой императорского престола. В государственном устройстве строго проводился принцип использования военачальников и военных методов на высшие уровнях и низшего командного состава и местных помещиков в средних и низших звеньях гражданской администрации. Значительную часть персонала составляли зядиньцы, лично преданные Тхе То и Нгуенам. Наиболее крупными сановниками в государстве стали полководцы Нгуен Ван Нян, Нгуен Ван Чыонг, Ле Ван Зюет, Ле Тят, Нгуен Ван Тхань. Роль и численность восточно-феодального чиновничества заметно упали, тем более что феодальный характер его все более трансформировался по мере перевода все новых категорий на жалованье. Практически к 1819 году все представители этого слоя стали платными чиновниками позднефеодального абсолютистского государства Нгуенов. Это подорвало их позиции как части класса феодалов, так как жалованье заменило условное землевладение и сделало их более зависимыми от центральной власти.

Все это стало возможным в условиях значительного расширения рыночного обращения и ряда поощрительных мер по дальнейшему увеличению производства товарного риса в Зядини, а также объединения страны. Поступавший с Юга рис шел на Север, в Центр, столичный район и столицу империи Нгуенов — город Хюэ, где теперь была дислоцирована большая часть войск, двор и Центральный государственный аппарат. Тем самым было несколько улучшено положение крестьянства Севера, ослаблена острота продовольственной проблемы перенаселенной Северной Дельты. Хозяйство в целом стало менее натуральным, рис за деньги можно было купить везде и в нужном количестве.

В этот период (первые десятилетия XIX века) ведущей фигурой в деревне, особенно на Юге, становится помещик, что отвечало потребностям позднефеодального вьетнамского общества. Изменились условия в деревне Севера, где значительная часть земли теперь принадлежала помещикам, а не крестьянам, что, в свою очередь, привело к изменению структуры эксплуатации. Реальная власть в деревне и в низших административных структурах во Вьетнаме начала XIX века оказалась у мелких частных землевладельцев — помещиков, имевших социальный статус и рычаги политической власти на местах. Установление «законной» власти помещиков в общине знаменовало собой упадок системы общинного землевладения (но не общинных отношений вообще).

Преобладание на Юге и Севере частного, хотя и разного по форме, крестьянского землевладения создало то, что применительно к Вьетнаму называется поздним феодализмом.

В административной структуре провинций Севера в первые годы XIX века помещики-северяне и офицеры-южане быстро заполняли вакуум власти, образовавшийся после фактического упразднения гражданской администрации тэйшонов.

В течение первых двух десятилетий XIX века центральная власть, как правило, опиралась на помещиков и военных с использованием ослабленной гражданской администрации и с учетом интересов городских, прежде всего торговых, кругов. Интересам этих слоев и служили административные, экономические и социальные реформы Тхе То. Определенные уступки были сделаны малоземельному крестьянству Севера, более дифференцированными стали налоги.

В 1805 году правительство, не желая восстанавливать громоздкий аппарат рисовых складов и казенных рисовых перевозок, практически передоверило снабжение рисом нуждающихся районов торговцам. Это было бы невозможно, если бы вьетнамское купечество объективно не могло решить эту социально-экономическую задачу. Но в бедных и разоренных гражданской войной деревнях Севера и Центра положение оставалось напряженным: наблюдалось массовое бегство крестьян из деревень, часты были вспышки крестьянского недовольства. Обострилась и борьба внутри верхушки господствующего класса, как правило, по вопросам, связанным с решением экономических задач в деревне.

Основным эксплуатируемым населением оставались крестьяне и ремесленники, платившие поземельный и игравший все большую роль подушный налоги, несшие трудовую повинность и обязанные служить в армии. От налогов полностью или частично освобождались владельцы частных земель и чиновники, частичные льготы имели солдаты. Особое внимание в новой империи уделялось экономическим и политическим правам мелких и средних помещиков. Их налоговые привилегии и земли были соответствующим образом закреплены за ними, а расширение местного самоуправления усилило их позиции. Поэтому в борьбе с бегством крестьян правительство все шире опирается на помещичью верхушку, стремясь возвратить их в деревню. Параллельно целый ряд категорий неслужилых представителей старой феодальной бюрократии был лишен привилегий.

В 1802—1806 годы начинается реализация социально-экономических преобразований в сфере рынка и денежного хозяйства путем увеличения добычи денежных металлов: золота, серебра и меди. Был принят также целый ряд мер, направленных на поощрение купцов и промышленников к развитию ремесел и торговли, повышению ее доходности. Поэтому обложение торговли не носило разорительного для нее характера.

К 1810 году улучшение экономического положения позволило резко повысить жалованье всем категориям чиновничества (в 8—10 раз), сделав его достаточным для жизни человека без земельных наделов. В 1812 году помещики, выполнявшие низшие чиновничьи функции, были освобождены от налогов.

Интенсивно росло денежное обращение, формировались элементы внутреннего рынка. Этому в немалой степени способствовала денежная реформа, унифицировавшая монетное дело Основной монетой стала серебряная в 0,5 ланга (17 грамм). В серебре стала выплачиваться основная часть жалованья всех чиновников, часть членов императорской семьи была также переведена на денежное жалованье. Сбор налогов во все большей степени осуществлялся в денежной форме. Наряду с серебряной монетой стали выпускаться монеты с номинальной стоимостью — цинковые, что позволило резко увеличить денежную массу в стране, в частности, проводить государственные общественные работы путем найма рабочих и закупки материалов. Наконец, денежная реформа позволила проводить регулярные закупки риса в Зядини. Все вышесказанное влияло на рост товарного производства и обмена в стране в первые два десятилетия XIX века.

Начало XIX века во Вьетнаме — время усиленного строительства дорог, мостов, каналов, портов, крепостей, государственных и частных мастерских и верфей. При участии немногочисленных европейских специалистов, чье влияние ограничивалось вьетнамскими властями, строились крепости, корабли европейского типа, военные заводы. Огнестрельное оружие, широко применявшееся в армии, в значительной части было собственного производства. Вьетнамская армия при императоре Тхе То была одной из самых боеспособных в Юго-Восточной Азии.

В начале XIX века в стране шел процесс роста городов, развивалась горная промышленность, мануфактуры. Налоги с купцов и предпринимателей занимали второе (после налогов с крестьян) место в государственном бюджете, и их доля непрерывно росла. Купечество при Тхе То получило новые привилегии, укреплялось самоуправление.

Таким образом, к 1816 году социально-экономическая структура вьетнамского общества существенно изменилась: основой класса феодалов все более становились помещики, в то время как чиновничество постепенно превращалось в обладающее высоким престижем сословие платных служащих, занимая тем самым место, типичное для этого сословия в большинстве позднефеодальных абсолютистских государств. Все большую социальную роль стали играть такие сословия вьетнамского общества, как купечество и предприниматели, возросло число лиц наемного труда.

Несмотря на то что император Тхе То и его окружение не обладали заранее разработанной программой реформ, тем не менее за первые два десятилетия XIX века в ходе практической деятельности двор Хюэ провел в жизнь одно за другим ряд мероприятий, в итоге оформивших изменившиеся потребности и новые тенденции вьетнамского общества.

Но чем прочнее и лучше становилось экономическое и политическое положение, тем быстрее возрождалось и становилось сильнее архаическое «дипломированное» гражданское чиновничество Севера, где были крепки корни старой феодально-бюрократической системы с ее традициями восточно-феодального управления с опорой на конфуцианские догматы. Подобные «консервативные» тенденции проявлялись также и у некоторых придворных и даже полководцев Нгуенов, в результате чего ближайшее окружение Тхе То разбилось на две группы, одну из которых — «реалистов» поддерживал сам император.

Укрепившись на Севере, «консерваторы» ожесточенно противостояли всем государственным мероприятиям «реалистов», а в конечном счете — самому императору. Стремясь восстановить прежние порядки и нормы, они прежде всего ратовали за восстановление общинного и условного землевладения. Однако практическая деятельность администрации «консерваторов» на Севере, сопровождавшаяся быстрым распространением коррупции, развалом экономики и голодом, довольно быстро привела Север к кризису, показав тем самым неприемлемость старых методов. Поэтому в 1810 году управлять Севером был назначен Ле Тят, один из ближайших помощников императора,  видный «реалист», сменивший на этом посту Нгуен Ван Тханя — сторонника «добрых старых порядков». Ле Тят принял энергичные меры по проведению на Севере реформ в русле политики «реалистов», а также по подавлению начавшихся крестьянских восстаний, которые были в основном подавлены помещичьими дружинами к 1813 году. Ле Тят широко использовал свой опыт войны с тэйшонами при подавлении крестьянских восстаний — расправа на месте с руководителями восстания и немедленная амнистия всем остальным участникам, Одновременно были снижены налоги до 50% и осуществлена продажа риса по низким ценам. Поводов для восстаний стало меньше, кризис на Севере был ликвидирован. Вскоре лидеры консервативной оппозиции были казнены, так как начались открытые выступления против императора. При дворе укрепилась партия «реалистов» во главе с Ле Ван Зюетом, бывшим правой рукой императора Тхе То в последние годы его жизни и правления. Именно Ле Ван Зюету было поручено руководство подавлением восстаний крестьян провинций Нгеана и Тханьхоа в 1818 году, вызванных засухой. Это было последнее крестьянское восстание в годы правления Тхе То, что свидетельствует об укреплении к этому времени феодального государства Нгуенов, сумевшего локализовать выступления и не допускать их распространения на другие провинции. Прекращение восстаний совпало по времени с переходом руководства на Севере к сторонникам гибкой реалистической политики. Методы консерваторов, применявшиеся там ранее, показали свою неэффективность.

С начала 1810-х годов проводилась реформа армии (пока только в Зядини), направленная на превращение ее из организации государственных крепостных, широко используемых на общественных работах, в регулярную армию с твердой дисциплиной.

Создание и укрепление государственной машины новой династии Нгуенов, впервые правившей в объединенном вьетнамском государстве в его современных границах (но имевшей 250-летние традиции в Дангчаунге), проходило в последние годы правления Тхе То в условиях политической и экономической стабильности. Во главе государства стоял император, было завершено создание столичной администрации. Шесть главных ведомств (министерств) решали все основные, наиболее важные дела. Это были ведомства назначений, финансов, обрядов, наказаний, общественных работ, военное производство. Все они контролировались палатой цензоров, имевшей свой центральный и местный аппараты.

В административно-территориальном устройстве продолжался процесс унификации и централизации. Страна была разделена на 24 провинции и 4 столичные области. Провинцией правил губернатор, при нем находился вице-губернатор, казначей и провинциальный судья, начальники уездов составляли следующий, более низкий уровень административного управления. В волостях и деревнях имелись чиновники, обычно из помещиков.

Губернаторы провинций подчинялись наместникам Севера, Юга и Центра, сосредоточившим в своих руках большую власть.

Полностью гражданской эта система не стала, так как кадры администрации формировались в годы правления Тхе То в основном из жителей бывшего Дангчаунга, в большей своей части из военных, то есть прослойки, которая традиционно противостояла старой феодальной бюрократии бывшего Дангчаунга и ее идеологии — конфуцианству.

В империи Тхе То не проводилось политики поощрения какой-либо одной религии, конфуцианцы не имели явных преимуществ перед буддистами, христиане не преследовались. Вьетнамское государство начала XIX века отличает определенная светскость именно в силу того обстоятельства, что оформление государства Нгуенов началось и произошло много раньше, чем попытки утвердить преобладающее влияние конфуцианства. Импульс религиозного индифферентизма, заданный при Тхе То, так и не был преодолен даже в столице к началу французской агрессии. Исключение составляли вьетнамские христиане-католики, численность которых к этому времени во Вьетнаме составляла несколько сотен тысяч человек. Их отличала глубокая религиозность и приверженность христианской вере, что в полной мере проявилось несколько позднее, когда против них были развязаны гонения и преследования.

Внешняя политика в период 1802—1820 годов была подчинена задачам внутреннего «обустройства» империи. Особое внимание Тхе То традиционно уделял отношениям с северным соседом — Цинской империей. После трудных переговоров Тхе То добился признания своей династии и нового названия страны — Вьетнам (1804). Несколько раньше (в 1802 году) он ввел свою эру правления (Зя Лонг), а в 1806 году принял императорский титул. В этот период позиция цинской дипломатии отличалась невмешательством во внутренние дела Вьетнама, ограничиваясь признанием номинального вассалитета, что было обусловлено назревшим глубоким кризисом в Цинской империи, а также реальной угрозой вторжения капиталистических держав.

Внешняя политика Вьетнама на Индокитайском полуострове в первые два десятилетия XIX века определялась в основном соперничеством с другим сильным государством полуострова — Сиамом за влияние на окружающие государства — Камбоджу и лаосские княжества — Вьентян и Луангпрабанг. Эти страны подтвердили свое вассальное положение по отношению к Вьетнаму в первые годы XIX века, оставаясь в то же время вассалами Сиама.

В 1805 году был установлен порядок и состав дани из Вьентяна во Вьетнам, посылавшейся один раз в три года. Первые даннические миссии из Камбоджи датируются 1803 и 1806 годами. К началу XIX века Вьетнам и Камбоджа были заинтересован в укреплении дипломатических отношений в их общем в тот период противостоянии Сиаму. Вьетнамо-сиамские отношения из добрососедских в самом начале XIX века по мере укрепления империи Нгуенов становились все более напряженными, но правление Тхе То не было проявлений открытой враждебности ни с одной из сторон. Что касается европейских держав, то с ними при Тхе То Вьетнам поддерживал равноправные торговые отношения, которые были ему выгодны. Версальский дого вор с Францией 1787 года не был выполнен и считался несостоявшимся.

Все вышеуказанные тенденции в развитии вьетнамского государства в первые два десятилетия XIX века во многом зависели и определялись волей всемогущего монарха. Тхе То умер 1820 году, назначив своим преемником одного из своих сыновей, принявшего тронное имя Тхань То (эра правления Минь Манг). Политические симпатии нового императора были на стороне «консерваторов», что привело к существенным изменениям политической и экономической жизни вьетнамского государства в последующие десятилетия.

Цитируется по изд.: Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Часть 2. М., 1995., с. 20-26.

Примечания

*  Эра правления Зя Лонг.

Рубрика