Япония в 1450-1600 годы. Связи с внешним миром

Япония в 1450-1600 годы. Связи с внешним миром

В 1516 г. сёгун даровал дому Оути, который помог ему вернуть власть, право ведать отправкой судов в Китай в рамках лицензионной торговли. В 1523 г. в китайский порт Нинбо прибыли две торгово-дипломатические миссии, посланные Хосокава Такакуни и Оути Ёсиоки. Один из посланников Такакуни преподнес дары китайским чиновникам, чтобы получить преимущества перед конкурентами. После этого люди дома Оути убили главного посланника Хосокава и сожгли корабль соперников. Этот инцидент произошел на фоне острой торговой конкуренции между домом Хосокава, связанным с купцами города Сакаи, и кланом Оути, который поддерживал купцов из Хаката. В итоге Оути монополизировали торговлю с Китаем и снарядили очередную миссию в 1539 г. В 1547 г. по приказу Оути Ёситака (1507-1551) 4 корабля отплыли в империю Мин. Однако китайские власти не позволили японцам сойти на берег, поскольку по правилам за десять лет могла быть допущена только одна миссия. Лишь в 1549 г. японцев официально приняли в Пекине. В 1551 г. в результате бунта своего вассала Суэ Харуката даймё Оути Ёситака был вынужден совершить самоубийство. В 1556 г. Оути Ёсинага (1532-1557), ставленник Харуката, отправил посланца в Китай, чтобы просить о возобновлении контактов, но получил отказ, так как китайцы посчитали его узурпатором. Лицензионная торговля с Китаем была прервана.

В XVI веке Япония впервые соприкоснулась с цивилизацией Запада. Периоде 1540-х по 1630-е годы, когда в Японию проникло христианство, произошло знакомство с европейской культурой, были налажены торговые связи с западными купцами, нередко именуется «христианским столетием». В 1543 г. португальские торговцы высадились на островке Танэгасима, расположенном южнее Кюсю, став первыми европейцами, прибывшими в Японию. Португальцы привезли в Японию европейское огнестрельное оружие — аркебузы с фитильным замком, которые японцы усовершенствовали и научились производить. Отряды асигару, вооруженные аркебузами, появились в армиях многих сэнгоку даймё, что вызвало кардинальные изменения в военной тактике и стратегии второй половины XVI века.

Первые упоминания о применении в реальном бою огнестрельного оружия в Японии относятся к 1549 г. В провинции Осуми столкнулись войска дома Симадзу и Кимоцуки Канэхиро (?—1552), воины которого стреляли во врагов не только из луков, но и из аркебуз. Несмотря на обладание огнестрельным вооружением, Кимоцуки Канэхиро потерпел в решающей битве поражение и признал сюзеренитет Симадзу. В 1555 г. при штурме замка Асахияма в провинции Синано Такэда Сингэн задействовал 300 вооруженных аркебузами воинов. Массовое использование аркебуз воинами Ода Нобунага было одной из причин разгрома армии Такэда Кацуёри в битве при Нагасино (1575 г.).

Первые миссионеры — иезуит Франциск Ксавье (1506-1552) с двумя помощниками — высадились в 1549 г. в Кагосима на Кюсю. В 1563 г. в христианство был обращен первый даймё — один из князей Кюсю Омура Сумитада (1533-1587), а в 1578 г. — Отомо Сорин (1530-1587), один из наиболее могущественных даймё этого острова. Японские князья были заинтересованы в выгодной торговле с португальцами, что стало одной из главных причин их благосклонности по отношению к проповедникам новой веры. По некоторым оценкам, в 1569 г. в Японии насчитывалось 20 тысяч христиан, а в 1601 г. — уже 300 тысяч.

Важную роль в укреплении позиций христианства сыграл генерал-викарий и куратор Восточной Индии ордена иезуитов Алессандро Валиньяно (1539-1606), трижды побывавший в Японии и встречавшийся с Ода Нобунага. Он предписал проповедникам адаптироваться к местной культуре, изучать японский язык и обычаи. В 1580 г. Омура Сумитада даровал иезуитам порт Нагасаки с окружающей его областью, после чего иезуиты стали вкладывать средства в прибыльную торговлю шелком между Макао и Нагасаки. При создававшихся христианских церквах, часть которых возникла на месте разрушавшихся христианскими даймё буддийских храмов и синтоистских святилищ, основывались начальные школы. По распоряжению Валиньяно началась подготовка проповедников из числа самих японцев. С этой целью было решено образовать семинарии, колледжи и академии.

Цитируется по изд.: История Японии. Под ред. Д.В. Стрельцова. М., 2021, с. 172-174.

Рубрика