Италия в средние века: города

Италия в средние века: города

Одна из главных отличительных черт средневековой Италии - более высокий, по сравнению с другими странами Европы, общий уровень урбанизации и городской цивилизации. Иноземцев в разные столетия неизменно поражали необычайная экономическая активность, богатства, политические свободы, само множество процветающих итальянских городов. Эти города представляли собой удивительный феномен феодального европейского мира. Лишь со временем, и только в одном из регионов - в Нидерландах - масштабы урбанизации начали приближаться к итальянским меркам.

В изучении средневекового города Италии исследователей привлекает исключительно широкий круг проблем - от особенностей городского развития разных областей страны в раннее Средневековье - до специфики ее городов как организующих центров цивилизации в эпоху зрелого феодализма, на исходе которого именно Италия стала родиной новой культуры - культуры Ренессанса. Особое значение имеет вопрос о характере политической эволюции итальянских городов, в ряде которых, ставших независимыми государствами, сложились наиболее развитые формы средневековой демократии.

Происхождение большого числа центров Апеннинского полуострова восходит к римской эпохе. Таковы, кроме самого Рима, - Турин, Милан, Верона, Парма, Модена, Болонья, Флоренция и другие. Разумеется, в Италии было немало городов более позднего происхождения. И все же именно для этой страны принципиальный характер имеет проблема континуитета, преемственных связей античного и средневекового города, равно как и вопросы не только сходства, но и различий обоих типов городского развития.

План Вероны. X век.

Варварские завоевания и крушение Западной Римской империи, кризис рабовладения, ослабление рыночных отношений и натурализация хозяйства - все это вело к разрушению и запустению в V-VII веках немалого числа итальянских городов. Торговую активность, хотя и не в прежних масштабах, сохраняли в этот период города Южной Италии, входившей в состав Византийской империи. В варварских королевствах, сначала остготов (493-555), а затем лангобардов (568-774) города, сохранившиеся от римской эпохи, стали административными и церковными центрами, что поддерживало их хозяйственную жизнь. Они обслуживали в основном ближнюю округу (дальняя торговля оборвалась), снабжая ее ремесленными изделиями. Устройство раннесредневекового города Италии еще долго сохраняло римские черты: собиралось общее собрание горожан, на котором обсуждались вопросы градостроительства и благоустройства, существовал ряд традиционных магистратур, в частности прокураторов, руководивших городской ассамблеей и др. Однако главными представителями власти стали епископы и назначавшиеся при лангобардах королем герцоги (или гастальды). Преемственность античного и средневекового города ощутимо проявилась в совпадении, во многих случаях, пространства, которое они занимали. Турин и Генуя, Бергамо и Римини, Лукка, Перуджа и другие города в раннее Средневековье оставались в пределах стен, воздвигнутых в римскую эпоху или отстроенных на прежнем месте, если они оказывались разрушенными. Очень часто сохранялась и древняя топография города: расположение и названия кварталов, улиц, площадей, ворот, мостов. Заново осваивались и уцелевшие храмы (только при этом базилики римской эпохи превращались в христианские церкви), частные дома, акведуки.

Уже в VI-VII веках город начал обретать то новое качество, которое отличало его от римских времен. Постепенно исчезала муниципальная земельная собственность в округе. Основным занятием горожан становились ремесло и торговля. В городах сосредоточивалась и судебно-административная власть территориальных правителей - сначала герцогов, а после завоевания лангобардского королевства франками - графов. Многие города сделались местом постоянного пребывания епископов, к тому же активно присваивавших функции светской власти.

VIII-X века стали новым этапом в развитии городской жизни Италии. Он был отмечен более ранним, чем в других странах Европы, постепенным экономическим подъемом городов, сохранившихся от античной эпохи, а также возникновением новых городских центров. Последние, как позже это происходило и за Альпами, складывались на оживленных торговых магистралях, вдоль рек или в удобных морских бухтах; нередко в городские поселения разрастались ремесленные предместья замков; известны и другие, сходные с неитальянскими, пути формирования городов. Один из характерных для Италии примеров - история возникновения небольшого тосканского города Сан-Джиминьяно. Он сложился к началу X века вокруг феодального замка, расположенного на главном торговом пути из северной части полуострова в Центральную Италию.

Этот путь был также дорогой направляющихся в Рим пилигримов. Рынок сложился вокруг замка уже в IX веке, а когда в 929 г. владельцем замка стал епископ, поселение получило статус города. В конце X века СанДжиминьяно насчитывал более 8 тысяч жителей - немалая цифра по тем временам. Он был обнесен стеной, в центре города, рядом с замком епископа, появился и замок для гражданской администрации, которая стала оспаривать у епископа властные полномочия. В XI-XII веках город быстро богател на посреднической торговле шафраном. Купцы Сан-Джиминьяно имели тесные связи с Генуей (где они закупали партии шафрана), Пизой, Сиеной, Луккой и включали в торговый оборот также и местную сельскохозяйственную продукцию - вино, зерно, оливковое масло. Удобное географическое положение, облегчавшее установление торговых связей, было одним из наиболее важных условий возникновения и многих других новых городов в Италии.

В раннее Средневековье в итальянском обществе сложилась иерархия правового и административного статуса городов. Епископские центры - их было около 300 во всей Италии - имели статус собственно города (citta). Далее шли бурги (borghi), замки (castelli) с торгово-ремесленным населением и другие поселения городского типа (terre). В XI-XII веках процесс урбанизации активно набирал темпы, общее количество городов разного статуса исчислялось несколькими тысячами. Росло и число городских жителей за счет переселения в города крестьян и феодалов. При этом в Италии городская политика не только стимулировала приток населения, но и была направлена на то, чтобы вынудить феодальную знать переселяться в город. Крестьян округи - сервов, колонов и других, находившихся в личной зависимости, - освобождали от нее, видя и них надежный резерв пополнения ремесленной массы горожан, а рыцарей принимали на военную службу. В XIII веке численность населения Милана и Венеции превышала 100 тысяч человек. Число жителей Флоренции выросло на протяжении этого столетия с 20 до 95 тысяч человек. Ьолонья, Палермо и ряд других городов имели около 50 тысяч жителей. Среди различных областей Италии особенно высоким процент урбанизации был в Тоскане, в Центральной Италии. К концу XIII века он составил 26,3%. Другие страны Западной Европы приблизились к такому высокому уровню урбанизации лишь в XV веке, да и то не повсеместно.

Одной из причин быстрых темпов увеличения городского населения Италии было уверенное возрастание экономической мощи городов, начавшееся уже в X-XI веках. Первыми поднимались к активной торговой жизни морские порты - Генуя, Пиза, Венеция, Амальфи, Бари, ставшие главными посредниками в торговле Западной Европы с Ближним Востоком. Немало способствовали этому их давние связи с Византией. Оживлялись и межгородские торговые контакты на Апеннинском полуострове. Они давали толчок специализации ремесленного производства, сосредоточению усилий того или иного города на ведущей для него продукции. Этот процесс стимулировала и внешняя торговля, которая шла, не только через морские порты, но и через альпийские перевалы. Результаты специализации принесли многим городам Италии европейскую известность. Милан славился оружейным делом. Лукка вывозила гонкие сукна, изготовлявшиеся из привозной - испанской и французской шерсти. Венеция поставляла на внешний рынок изделия из стекла, бархат, парчу и соль, которую издавна добывали в лагуне. В XIII веке в число интенсивно развивающихся городов вошла Флоренция, наладившая сначала окраску и отделку привозных грубых сукон, а затем и собственное сукнодельческое производство. Крупные масштабы приобрело кораблестроение в Венеции, Генуе, Пизе. Итальянские суда перевозили на Ближний Восток крестоносцев, что оказалось весьма прибыльным занятием.

Энергичная экономическая деятельность итальянских городов принесла им значительные богатства уже к середине XII века, что во многом обеспечило их успех в борьбе с сеньорами за право самоуправления. Движение за установление в городах политического строя коммуны, за обретение административной, судебной и финансовой независимости от графа или епископа, обладавших в городе всей полнотой власти, развернулось в Италии в XI-XII веках. В подавляющем большинстве областей, если не считать некоторых альпийских районов, это движение завершилось утверждением в городах коммунального правления. В политическом развитии итальянских городов этот этап борьбы за коммуну оставил яркий след и оказал определяющее воздействие на формирование в дальнейшем городской государственности.

Юридически статус коммуны жаловался хартией немецкого императора - главы Священной Римской империи - как верховного сюзерена большей части земель Северной и Центральной Италии, хотя в ряде случаев в условиях борьбы империи и папства - двух универсалистских сил Европы - свободу предоставляли городам и папы. Этим подчеркивалось сохранение города-коммуны (бурга или иного городского поселения) в системе феодальных связей. Император передавал властные полномочия, принадлежавшие сеньору города, самим горожанам. Коммунальная хартия, как правило, оказывалась итогом длительной и, порой, весьма ожесточенной борьбы городов с сеньорами. Так, в Милане в 30-70-е годы XI века произошло несколько восстаний, направленных против власти архиепископа и его курии, в которой была представлена городская феодальная аристократия. Миланцы стремились установить коммуну во главе с избираемыми консулами. Движение отличалось широким социальным спектром участников - от купечества и знати до городских низов.

Хотя отдельные группы горожан преследовали в ходе движения не только общие, но и свои собственные цели, их объединяло стремление к обретению свободы от засилья в городе феодальной аристократии, опиравшейся на верховную власть архиепископа. Движение за коммуну сомкнулось в Милане с борьбой за церковную реформу: недовольство широких слоев города вызывало обмирщение церкви, рост ее богатств, отход от раннехристианских нравственных принципов. Объединение сторонников реформы церкви получило название “патария” Коммуна была провозглашена в Милане в 1098 г., но правление консулов утвердилось лишь к 1117 г. Коллегия консулов избиралась от трех групп населения - богатого купечества, а также вальвассоров и капитанов, т. е. рыцарей и средних феодалов. Капитаны приобрели в городе авторитет как руководители военных отрядов восставших горожан. Исполнительная власть в Милане перешла в руки консулов, позиции архиепископа в сфере светской власти резко ослабели, а успехи патарии привели к конфискации значительной части церковных имуществ.

Каждый город шел к независимости своим путем. Горожане прибегали не только к вооруженной борьбе, но и широко использовали мирные сделки с епископами или графами - выкуп в свою пользу административных, судебных и финансовых прав. От обретения свободы выигрывала прежде всего городская верхушка - знать и крупное купечество: они получали доступ к решению важных вопросов налогообложения, сбора пошлин, общей политики города и т. д. Средние слои горожан также выигрывали от более широкой возможности экономического развития города-коммуны и постепенно утверждавшегося в городском законодательстве принципа юридического равноправия (к примеру, в статутах Милана вводился теперь равный штраф за нанесение ущерба нобилю и пополану).

Уже в первые десятилетия XII века статуса коммуны добились многие города - Милан, Генуя, Падуя, Кремона, Феррара, Пиза, Сиена, Флоренция, Болонья и другие, менее крупные. Примеру городов следовала и деревенская округа: начали складываться сельские коммуны в рамках одного или нескольких поселений. Сельские жители, стремившиеся к административной и хозяйственной самостоятельности, находили поддержку против своих сеньоров у городских коммун. Позже, в XIII веке, города-коммуны Северной и Центральной Италии, уже превратившиеся в независимые государства, резко изменили свою политику по отношению к сельской округе, тесно увязав свою позицию с новыми насущными экономическими и политическими интересами.

Во второй половине XII в. многим городам Италии пришлось выдержать решительное наступление на их свободы германского императора Фридриха I Гогенштауфена, прозванного Барбароссой. В течение 22 лет (1154—1176) он предпринял несколько военных походов против непокорных коммун Северной Италии, которые с оружием в руках упорно отстаивали права самоуправления. Вступив в 1154 г. с войском в Ломбардию, Фридрих I потребовал от городов реализации своих верховных прерогатив, что существенно ущемляло их судебно-административную независимость и финансы. Встретив решительный отказ со стороны Милана, император разрушил несколько подчиненных городу небольших коммун. В 1158 г. он созвал совет (Ронкальский сейм) из представителей ломбардских городов и знати, куда были приглашены и четыре известных болонских юриста. Совет поддержал мнение юристов, ссылавшихся на Кодекс Юстиниана, о правомочности претензий императора на регалии и судебную власть. Однако большинство коммун Ломбардии отказалось подчиниться решениям совета. Первый же город, оказавший сопротивление, - им стала героическая Крема - был разрушен по приказу императора. Столь же решительно и жестоко Фридрих I действовал в 1161-1162 годы, осадив, а затем и разрушив Милан. Такая политика толкнула большинство городских коммун на союз с папой Александром III.

В 1167 г. была создана Ломбардская лига, объединившая крупнейшие юрода Северной Италии: Милан, отстроенный на средства самой лиги, Венеция, Падуя, Верона, Бергамо, Мантуя, Кремона и ряд других. К началу нового похода Фридриха I в Италию (1174) в Ломбардскую лигу входило уже 37 городов. В битве при Леньяно в 1176 г. император потерпел поражение от городского ополчения, выдвинутого лигой против его войска. Заключенный в 1183 г. мир в Констанце юридически закрепил победу городов. Признав суверенитет императора, его право высшей юрисдикции, постоя и формального утверждения консулов коммуны, города, в свою очередь, приобрели чрезвычайно широкие полномочия: право избирать магистратов, чеканить монету, осуществлять суд, иметь собственное войско, объявлять войну и заключать мир. Фактически городские коммуны Северной и Центральной Италии получили статус не зависимых государств. Используя соперничество папства и Германской империи и опираясь на собственные богатства и солидарность - пусть временную - в борьбе с общим врагом, итальянские города одержали беспрецедентную в феодальном мире Европы XII в. и притом весьма убедительную победу. К концу XIII века на базе городов-коммун в этой части Апеннинского полуострова сложилось около 70 самостоятельных городов-республик - явление уникальное в политическом развитии европейских стран.

В Центральной Италии исключение составили Рим и другие города Папской области - теократического государства, в котором все попытки городов установить коммунальное управление с широкими полномочиями решительно подавлялись. Первая попытка создать коммуну в Риме была предпринята в 1143 г. Восставший народ в союзе с рыцарством захватил главные магистратуры и провозгласил республику. Лишь с помощью Фридриха I Барбароссы папе Адриану IV удалось в 1155 г. ликвидировать римскую республику. Новой попыткой римлян обрести права самоуправления стало республиканское движение во главе с Кола ди Риенцо в 1347 г. Власть в городе перешла к пополанству, но к концу этого года папе и римской знати удалось вернуть свое господство; все республиканские институты были уничтожены.

Иной, чем на севере, оказалась и судьба городских коммун в Южной Италии. В XI веке города здесь также пользовались значительными правами самоуправления, но их положение изменилось после завоевания этой части Италии норманнами во второй половине XI века и образования в 1130 г. Сицилийского королевства. В условиях жесткой централизаторской политики, которую начали проводить норманнские короли, даже экономически могущественные города - Неаполь, Палермо, Амальфи, Вари, не говоря о более мелких, - к концу XII века утратили свои вольности. Судебные и финансовые права городов были резко ограничены, а высшая административная власть перешла к назначаемому королем чиновнику.

В отличие от юга города-коммуны Северной и значительной части Центральной Италии (кроме Папской области) пошли по пути не только укрепления своей самостоятельности, но и формирования государственности республиканского типа с принципами демократического устройства, которые имели, однако, достаточно узкий характер, не охватывая большую часть населения города - его малоимущий рабочий люд.

Политическое развитие городов-коммун прошло несколько стадий в период с XI по XV век. С конца XI до начала XIII века для большинства городских коммун был типичен этап консульского правления. Законодательная власть тогда принадлежала, как правило, двум советам - Большому (или Генеральному) и Малому (креденца). Исполнительная власть находилась в руках коллегии консулов, число которых колебалось от 2 до 20 и разные годы и в разных городах. Избирательное право имело не все население коммуны. Его получали лишь те нобили, рыцари, купцы, ремесленники, которые активно участвовали в движении за городские свободы и давали клятву на верность коммуне. Соответствующие права сохранялись за их потомками. В борьбе с враждебными коммуне феодалами, которая нередко перерастала в вооруженные столкновения, городским ополчением обычно предводительствовали нобили среднего ранга ими рыцари-капитаны, вальвассоры. Они играли заметную роль в коммуне. Главные плоды победы городов над сеньорами достались, однако, не рыцарям, не купцам, и тем более не ремесленникам, а городской аристократии. В управлении коммуной участвовали преимущественно представители этого социального слоя. Нобили жили в городах семейными кланами, возводили в городских стенах дома-башни крепостного типа, имели вооруженные дружины. Постепенно включаясь в торгово-финансовое предпринимательство, нобили оказывались тесно связанными с крупным купечеством, обрастали клиентелой из средних слоев пополанства. В городах-коммунах именно урбанизированная феодальная аристократия быстро начинала задавать тон, оказывалась широко представленной в основных городских магистратурах. В XII веке сложился тип аристократической коммуны, где знать оттеснила не только торгово-ремесленную часть населения города, но и средних нобилей и рыцарей. Сама же структура власти даже в этих случаях формировалась в республиканско-демократическом русле. Члены советов и консулы избирались на общем сходе коммуны (аренго, парламенто) сроком на несколько месяцев. По истечении полномочий магистраты должны были публично отчитаться о своей деятельности. Не дозволялось немедленное переизбрание на следующий срок: вновь занять место в совете или среди консулов можно было лишь после определенного перерыва. Законы предусматривали ряд мер, чтобы воспрепятствовать усилению единоличной власти. Вся эта система сложилась в результате борьбы различных политических сил и интересов.

Стремление влиятельных аристократических кланов, в том числе и противостоящих друг другу, воспользоваться формировавшейся системой управления для обретения господства в городе на долгие десятилетия определило атмосферу его политической жизни. Оказавшиеся у кормила власти магистраты (кстати, они получали жалование) преследовали, как правило, собственные клановые и групповые интересы, лишали противников возможности вмешиваться в государственные дела, а порой под благовидным предлогом изгоняли их из города, обвинив в преступлениях против свободы.

Термин “свобода” (libertas) означал права коммуны, зафиксированные в ее конституции - статутах. Они регулировали самые разные стороны городской жизни: от прав граждан и обязанностей магистратов до вопросов благоустройства. Официальная запись статутного права городов относится к XII-XIII векам. Оно аккумулировало предшествующую правовую традицию, идущую от римского и варварского обычного права, и содержало законодательный корпус эпохи коммуны. Каждая новая редакция городских статутов дополнялась постановлениями, принятыми коммуной за десятилетия, прошедшие со времени первой записи. Городское законодательство юридически не дифференцировало граждан: ими были жители города, уплачивавшие налог с собственности. Соблюдение законов было обязательным для всех жителей города, но политическими правами пользовались только граждане. Законы коммуны ставили преграды поползновениям отдельных лиц к установлению единоличной власти, что, однако, не ослабляло политических амбиций влиятельной городской верхушки.

История многочисленных городов-государств Италии в XIII-XIV веках убедительно показывает, что в борьбе за власть компромиссы между соперничавшими группировками знати и крупного купечества практически почти не имели места, каждая из них упорно пыталась одержать полную победу над конкурентами. К тому же на участие в управлении претендовали не только нобили, но и пополанство. В результате обстановка социальной напряженности стала постоянным фоном политической жизни итальянских городов на протяжении нескольких столетий. Она оказала сильное влияние на эволюцию их государственной системы.

Новым, после консульского правления, этапом политического развития городов-коммун стало время правления подеста: конец XII - середина XIII века. Оно совпало с обретением городами Северной и Центральной Италии полной независимости и превращением их в города-республики. Накопленный коммунами политический опыт, внутригородская борьба и внешние конфликты имели результатом определенную перестройку прежней системы управления городом. Исполнительная власть от консулов перешла к подеста (от лат. potestas - власть). Подеста был чужеземцем рыцарского звания, приглашенным на службу в городе со своим вооруженным отрядом. Его призывали только на один год, он получал от коммуны солидное жалование и выполнял, помимо административных, всю совокупность полицейских функций. Поскольку он был чужеземцем, предполагалось, что ему будут чужды политические пристрастия в городе, которые оказывались неизбежными для его граждан. Деятельность подеста регулировалась особым статутом, его контролировали специально назначенные для этого городские советники, а по окончании срока он представлял подробный отчет о службе. Коммуна бдительно следила, чтобы власть подеста не переросла в военную диктатуру.

Введение должности подеста не привело, однако, к социальной стабилизации в городе, хотя число вооруженных стычек на улицах поубавилось. Город по-прежнему жил в атмосфере не утихающей борьбы за представительство в советах, обладавших законодательными полномочиями, и других высших магистратурах. Участие в органах власти означало возможность влиять на решение вопросов налогообложения, взимания пошлин и других проблем, затрагивающих не только имущественные интересы, но и каждодневный порядок жизни всех слоев горожан. В борьбу за власть решительно включились “жирные” пополаны - богатое купечество, а в XIV веке и ремесленные слои пополанства. Политическое соперничество протекало под партийными знаменами гвельфов и гибеллинов - сторонников папы и сторонников императора. Эти группировки - “партии” сложились еще в пору борьбы городов за независимость во второй половине XII века. Они включали представителей не только нобилитета, но и пополанства, а в период обострения конфликтов между ними как гвельфам, так и гибеллинам удавалось порой привлечь на свою сторону и плебс, который довольствовался временными подачками от победителей. За партийными вывесками гвельфов и гибеллинов скрывались самые различные социальные интересы, хотя поляризация сил в ходе открытых, как правило, вооруженных конфликтов, оказывалась достаточно четкой: с одной стороны - нобилитет и связанная с ним родственными и деловыми узами часть купечества, “жирного” народа, с другой - народ (пополо), средние торгово-ремесленные слои. По сути в XIII веке когда практически во всех городах бушевали гвельфо-гибеллинские страсти, борьба шла за превращение аристократической коммуны и пополанскую, более демократическую. В классических формах эти два типа городской демократии сложились во Флоренции и в Венеции. Первая стала к концу столетия пополанской республикой, Венеция к началуXIV в. окончательно оформилась как олигархическая, патрицианская республика. В других крупных городах существовали смешанные формы правления, к власти в тех или иных масштабах были допущены и представители пополанства, преимущественно его верхушки.

Демократия итальянских городов-государств - яркое, уникальное пиление, особенно на фоне господства монархических властей в Европе.

Эта демократия имела ряд достоинств, выгодно отличавших итальянские города-республики от систем муниципального управления, сложившихся в других странах, а также в Южной Италии. Сходными с итальянскими были права вольных (или имперских) городов Германии, а также некоторых городов на юге Франции. Формально в итальянских республиках избирательным правом пользовались граждане, обладавшие собственностью и платившие налоги. Граждане составляли лишь малую часть населения города. В их число не входили малоимущие, рабочий люд, слуги, нищие. Избирательное право часто ограничивалось, к тому же, обязательной принадлежностью к какому-либо цеху, притом предпочтение отдавалось “старшим” цехам, а не “младшим”. К первым причисляли обычно цехи менял, аптекарей, суконщиков, шелкоткачей, ювелиров и ряд других, к “младшим” - корпорации мясников, булочников, сапожников и т.д. В некоторых городах избирательного права лишали представителей нобилитета, особенно в тех случаях, когда верх одерживали пополаны.

Важной чертой городской демократии была краткосрочность магистратур (от 2 до 6 месяцев), невозможность постоянно занимать какуюлибо должность. С годами возрастало число магистратур - всевозможных комиссий, занимавшихся вопросами торговли, военными и судебными делами и т.д. Увеличивался численный состав советов, в целом от 200 до 500 членов. Все это позволяло десяткам сотен граждан ежегодно участвовать в управлении государством, что было особенно важно, учитывая крупные масштабы итальянских городов. Рамки городской демократии, доступной прежде всего городской верхушке, могли расширяться в итоге социальной борьбы, когда доступ в главные магистратуры получали и рядовые ремесленники. Во второй половине XIII в. пополаны одержали окончательную победу в Милане, Парме, Болонье, Падуе, Перудже, Флоренции и ряде других городов. Эта победа доставалась нелегко и не сразу, нередки были случаи аристократического реванша. И все же цехам удавалось посылать своих представителей в Совет коммуны, иногда действовали два подеста - от гвельфов и гибеллинов. Но главным итогом политического успеха торгово-ремесленного социального слоя стало расширение рамок городской демократии. Старые магистратуры не упразднялись, но дополнялись новыми: наряду с Советом коммуны (Большим советом), где традиционно заседали представители нобилитета и части купечества, с усилением пополанства стали избирать Совет народа. Он состоял уже только из представителей купечества и цеховых мастеров. Возникла и новая структура пополанской власти: капитан народа с военно-административным штатом, сначала разделявший полицейские функции с подеста, а затем и вытеснивший должность последнего, когда разрушился установившийся при двух главах исполнительной власти баланс сил.

Политическая эволюция городских республик особенно наглядно видна на примере Флоренции. XII век в ее истории прошел под знаком непримиримой борьбы с окрестными феодалами, которые сбором пошлин ставили преграды ее экономическому росту. Большинство замков в округе было разрушено флорентийцами, а семейства нобилей принудительно переселены в город. Здесь начали вырастать дома этой знати: многоэтажные башни-крепости, которые отнюдь не свидетельствовали о покорности их владельцев власти коммуны. Как и повсюду, во Флоренции сложились две партии: гвельфов и гибеллинов. Под знаменами гвельфов объединились рыцари и пополаны, участвовавшие в вооруженной борьбе с нобилями. Партию гибеллинов сформировала часть нобилей, в противовес папской ориентации гвельфов, искавшая поддержку у германского императора. В 1250 г. во Флоренции была принята первая в истории городских республик пополанская конституция и провозглашена “малая коммуна”. Наряду с подеста и возглавляемым им Советом коммуны были созданы два новых государственных органа: один объединял “12 старейшин флорентийского народа”, другим стал Совет народа. Оба избирались только от цехов. Возникла и должность капитана народа, разделившего с подеста военную и судебную власть.

Гибеллины были изгнаны из города, которым правили теперь пополаны. Однако, в 1260 г. в битве при Монтаперти гибеллины, опиравшиеся на помощь императорского войска, нанесли сокрушительное поражение своим противникам. Пополанская конституция и власть народа были уничтожены. Лишь в 1282 г. гвельфам удалось вернуть пополанское правление, которое приняло теперь новую форму. Законодательная власть по-прежнему принадлежала Совету коммуны и Совету народа (в целом в них представители цехов преобладали над нобилями), а высшая исполнительная власть перешла к приорату - коллегии из шести приоров, представителей от трех старших цехов, именовавшейся “Синьорией” Новая государственная система, закреплявшая господствующее положение пополанства, получила официальное название “Florentina libertas”.

Она была законодательно оформлена принятием в 1293 г. новой конституции - “Установлений справедливости”. Нобили были отстранены от участия в высших органах власти и лишены гражданских прав - ими обладали теперь во Флоренции лишь члены цехов. Впрочем, путь в цехи не был закрыт для знати: многие представители ее вступали в старшие цехи (таких было 7 из общего числа 21), получали избирательные права и могли затем оказаться выбранными на высшие должности в республике.

Процесс сближения нобилитета и пополанства в рамках цеховых корпораций подкреплялся родственными узами и деловым сотрудничеством в финансовых операциях, сукноделии, производстве шелковых тканей и т. д. Границы между этими социальными слоями размывались; в XIV веке возобладала тенденция к утверждению единого для них пополанского статуса, чему способствовало законодательство: оно обязывало фамилии нобилей перейти в разряд пополанских.

XIV век стал временем расцвета пополанской демократии во Флоренции. Гарантом ее считалась должность гонфалоньера (знаменосца) справедливости, главы Синьории. Как и остальные ее члены, - теперь Синьория состояла из девяти приоров, - гонфалоньер избирался сроком на два месяца и имел широкие полномочия. Синьория принимала законы, которые подлежали утверждению в Совете коммуны и Совете народа. Члены обоих советов находились в должности 4 месяца. Частая ротация высших магистратур позволяла в течении года многим сотням граждан участвовать в управлении государством. Однако явное преимущество имели члены семи старших цехов - их представители по закону 1387 г. могли занимать три четверти всех магистратур, а 14 младших цехов - лишь одну четверть. Таким образом, власть прочно держали в своих руках “жирные” пополаны, экономически могущественные купеческие фамилии, давно сроднившиеся с нобильскими домами. Решительная попытка средней торгово-ремесленной массы горожан расширить представительство младших цехов в органах власти, предпринятая в ходе восстания чомпи 1378 г., успехом не увенчалась. Это восстание отличалось от многих других городских восстаний в Италии и за ее пределами ярко выраженным политическим характером. Восстание, вовлекшее в свои ряды не только мелких ремесленников и торговцев, но и чомпи - наемных рабочих сукнодельческих мануфактур Флоренции, выдвинуло наряду с экономическими и политические требования: создать три новых цеха, увеличить представительство младших цехов в главных магистратурах. Бурные события лета 1378 г. сопровождались разрушением дворцов “жирных” пополанов, резким обострением активности обездоленных городских низов. В целом восстание чомпи отличалось мало свойственной народным движениям той поры организованностью и, главное, - настойчивым стремлением участников восстания добиться политической цели: расширения рамок пополанской демократии Флоренции. Восстание было жестоко подавлено, но наряду с другими факторами, оно способствовало тому, что Флорентийская республика встала на путь усиления олигархии.

В последние два десятилетия XIV в. участие среднего слоя граждан в управлении государством было сведено к минимуму, а в среде правящей верхушки в конце XIV - первые десятилетия XV века резко обострилась борьба за власть. Наиболее влиятельные, богатейшие купеческие фамилии - Альберти, Уццано, Альбицци, Медичи - стремились к безраздельному господству своих партий, подкупали сторонников, изгоняли из города противников. В 1434 г. победу одержали Медичи, на многие десятилетия установившие свою реальную власть во Флоренции, не занимая при этом никаких постов в главных магистратурах и формально сохраняя ее республиканские институты. Флорентийская государственность прошла, таким образом, длительную эволюцию от аристократической коммуны, через цеховую пополанскую демократию к олигархической республике и фактической синьории Медичи, в середине XVI века уже юридически ставших правителями государства - Великого герцогства Тосканского.

Подобную эволюцию пережили многие итальянские города, где на определенном этапе борьбы с нобилитетом пополанство одерживало верх, но затем само оказывалось подверженным олигархическому перерождению, которое неизбежно вело к утверждению новой формы правления - синьории. Установление синьориального правления во многих городах происходило во второй половине XIII - первые десятилетия XIV века и знаменовало новый этап в их политическом развитии. Первым шагом к единовластию синьора становилось расширение полномочий капитана народа, командовавшего городским ополчением. Усиление власти капитана народа, призванного охранять интересы пополанства, стало возможным в условиях не прекращавшейся на протяжении всего XIII века борьбы партий и группировок, причем не только между традиционно враждующими нобилями и купечеством, но теперь и внутри пополанской верхушки. Капитан и приданные ему отряды оказывались единственной силой, способной усмирять страсти и восстанавливать в городе необходимое социальное равновесие. Приобретавших авторитет городских военачальников провозглашали синьорами города, при этом сохранялась должность подеста. В конце XIII в. в Милане, Падуе, Мантуе, Вероне капитаны народа были объявлены бессрочными синьорами, а в первой половине XIV века власть синьора стала наследственной. Не ликвидируя демократические институты, синьоры, как правило, стремились умалить их роль, присваивая все новые властные полномочия. Иногда синьором города провозглашали кого-либо из влиятельных нобилей, если соотношение сил было не в пользу пополанства. Так в Ферраре в 1264 г. синьором был избран представитель гвельфского феодального рода д’Эсте (партию гибеллинов здесь составляло крупное купечество), которому были предоставлены широкие права, включая издание статутов и назначение магистратов. К середине XIV века многие города-республики Северной и Центральной Италии приобрели новый государственный статус, республиканский строй уступил место синьории, единоличной власти наследственного правителя. В Милане утвердилась синьория Висконти, в Ферраре - д’Эсте, в Мантуе - Гонзага, в Падуе - Каррара, в Вероне - рода Скалигеров. Таким образом, на этом новом этапе политической эволюции городов-государств Северной и Центральной Италии наряду с собственно республиканской сложилась особая форма государственности, близкая к монархии, но с республиканскими институтами.

В XIV веке в ряде крупных городов республиканская форма правления сохранилась в прежнем виде. Кроме Флоренции, это были Генуя, Венеция, Пиза, Лукка, Сиена, Болонья. В них утвердилась власть купеческой верхушки, сроднившейся с феодальной аристократией. Классические черты олигархическая республика приобрела в Венеции. Со времени возникновения в V в. Венеция имела особый статус островной коммуны: от каждого из островов ее жители избирали трибунов и единого для всех островов дожа (герцога). Институт дожа сохранялся в Венеции на протяжении всего Средневековья (и позднее, вплоть до конца XVIII века), хотя порядок его избрания и реальные полномочия менялись. К концу XII века высшим органом власти в коммуне стал Большой совет; несколько сот его членов избирались из граждан города сроком на один год, и выборы дожа стали только его прерогативой. В XIII веке постепенно сокращалось число граждан, обладавших правом избирать и быть избранными в большой совет. В 1315 г. произошло замыкание Большого совета: в “Золотую книгу” были занесены имена граждан, пользовавшихся исключительным правом выбора в этот орган власти. Полноправными гражданами Венецианской республики в результате стали лишь 2000 патрицианских семейств, часть нобилитета, составлявшая небольшой процент всего населения города. Они передавали свои права по наследству. Олигархическую эволюцию претерпела и исполнительная власть. В XIII веке она принадлежала Малому совету, а с созданием в 1310 г. еще и Совета десяти перешла фактически к нему. Члены Совета десяти избирались Большим советом сроком на один месяц, остальные магистратуры - также из состава Большого совета - сроком на год. Все остальное население города, кроме внесенного в “Золотую книгу”, было лишено политических прав и не имело доступа к магистратурам.

Власть дожа, ограниченная сначала Малым советом, а затем Советом десяти, постепенно лишалась реальной основы, превращаясь в пышную декорацию. Попытки сделать ее наследственной и более полновесной оканчивались неизменным провалом. Не увенчались успехом и порой весьма решительные действия торгово-ремесленного слоя и отстраненной от кормила правления части нобилитета, направленные на разрушение существующей государственной системы. Олигархия торжествовала, подкрепляя свои позиции изощренной пропагандой: идеалом государственности объявлялась присущая Венецианской республике система “смешанного” правления: дож (единовластие), Малый совет и Совет десяти (олигархия), Большой совет - демократия. В рамках Большого совета, насчитывавшего в разные периоды от двух до трех тысяч членов, неукоснительно действовала сложная, многоступенчатая процедура выборов всех ступеней государственной иерархии, практически исключавшая какие бы то ни было махинации, а значит и складывание группировок с их эгоистическими интересами. Служение государству возводилось в среде венецианцев в ранг высшей нравственной категории. Патриотизм, верность интересам Венецианской республики всемерно культивировались не только в среде жителей метрополии, но и в подчиненных заморских территориях, хотя ни о каком равноправии тех и других не было и речи. Венецианская историография настойчиво обосновывала изначальность республиканских основ города, их совершенствование во времени, подчеркивала их небывалую устойчивость, незыблемость в веках. Торжественные процессии, красочные и пышные, в которых строго по чину выстраивалась вся государственная иерархия (во главе - дож, далее - члены советов, различных институтов исполнительной власти и т. д.), призваны были наглядно подчеркнуть величие и мощь Венецианской республики. Этим же целям служили специальные декорации и убранство зданий, общий архитектурный фон празднеств: грандиозный собор св. Марка, покровителя Венеции, высившийся над центральной площадью города, изысканный по красоте Дворец дожей. Культ государства приобрел в Венеции наиболее законченные и изощренные формы и был предметом пристального внимания, зависти и попыток подражания других итальянских государств.

Нельзя сказать, однако, что в прославлении собственных политических порядков Венеция была исключением. Каждый итальянский город, начиная с эпохи утверждения собственных коммун, стремился к самовосхвалению, пропаганде патриотических идей, к подчеркиванию своих хозяйственных, политических, градостроительных достоинств и нравственного совершенства его обитателей. Об этом свидетельствуют городские хроники XII-XIII веков. Милана, Флоренции, Генуи, Падуи и других городов-республик. В Италии рано стали придавать значение престижу го рода, достигнутому за счет величественности, красоты, общественной пользы его архитектурных сооружений, свидетельств богатства, трудолюбия, мастерства его жителей. Особенно важное значение придавалось обустройству центральных площадей города: наряду с грандиозными храмами в романском стиле в XII-XIII веках возводились и величественные здания коммунальной администрации - дворцы советов коммуны, подеста, капитана народа и другие сооружения, отражавшие своеобразие политической судьбы города.

Завершающий этап в политическом развитии средневековых городов Италии охватывает период с середины XIV до конца XV века, когда шел интенсивный процесс превращения наиболее могущественных из них в крупные территориальные государства. Особую активность в расширении своих владений, которые уже в XIII - начале XIV века выходили за пределы округи - дистретто и включали небольшие соседние коммуны, проявляли Милан, Венеция, Флоренция. Вместе с Папским государством и Неаполитанским королевством они в XV в. вошли в состав пяти наиболее значительных итальянских государств. Столкновение их интересов на полуострове часто переходило в войны, которые приносили, как правило, лишь временный успех какой-либо из сторон. Милан и Венеция оспаривали друг у друга власть над городами Ломбардии; Венеция боролась с Папским государством за господство в Романье; Флоренция, шаг за шагом присоединявшая к своим владениям небольшие городские коммуны Тосканы, обрела ярого врага в миланском герцоге Джангалеаццо Висконти, который в конце XIV в. начал успешную завоевательную политику в этой области. Флоренция стала лидером общеитальянского сопротивления экспансии Милана. Военные действия сопровождались нагнетанием с обеих сторон пропагандистского шума: окружение герцога заверяло покоряемые им города, что он несет Италии мир, а власти Флоренции утверждали в ответ, что истинная цель Джангалеаццо - стать господином всей страны. К 1400 г. перевес сил оказался на стороне герцога, которому удалось подчинить многие города не только и Ломбардии, но и в Тоскане: Пиза, Лукка, Сиена признали его власть.

Летом 1402 г. положение Флоренции стало критическим: войска Джангалеаццо окружили город. Спасла его смерть герцога во время эпидемии чумы, охватившей его войско. В первые десятилетия XV века владения Миланского герцогства резко сократились, охватывая теперь лишь небольшую часть Ломбардии, окружавшую город Милан. Падуя, Верона, Виченца, Кремона и многие другие города Северной Италии вошли в состав Венецианской республики (по миру с Миланом в 1454 г.), что сделало ее одним из самых крупных государств Италии: Венецианской республике принадлежали также территории на побережье Далмации, многие острова в Средиземном море и ряд других земель. Флоренция в XV веке продолжала расширять свое господство в Тоскане. В 1406 г. ей удалось подчинить Пизу и получить, таким образом, давно желанный выход к морю.

Формирование крупных территориальных государств на базе ведущих городов-республик сопровождалось централизаторскими мерами, которые особенно заметными были в Миланском герцогстве. Судебно-административная власть в подчиненных городах передавалась в руки назначаемых правителем Милана чиновников; Флоренция посылала на места избиравшихся из числа ее граждан подеста. Делались шаги к унификации законов, финансовой и военной системы, но главным направлением политики Милана, Венеции, Флоренции на завоеванных территориях было получение доходов с них в виде налогов, содержания военных крепостей, разных платежей.

Централизаторская политика продолжалась и в XVI веке, так и не выйдя за пределы локальных рамок. В масштабах всей Италии единое государство в Средние века не сложилось, но политический партикуляризм страны имел неоднозначные последствия. В частности, многообразие государственных форм и обилие политических центров в средневековой Италии, бесспорно, позитивно сказалось на ее культурном развитии. В XIV-XV веках. Италия стала лидером в формировании культуры Возрождения в Европе. Средневековый и ренессансный город Италии в полной мере осуществил свою важнейшую функцию организации цивилизационного процесса. Это оказалось возможным не в последнюю очередь благодаря огромным материальным богатствам, накопленным итальянскими городами. Именно в них зарождались новые формы ремесленного производства (мануфактуры), организации торговли (компании) и финансовых операций (банки, векселя, двойная бухгалтерия).

Экономическому могуществу итальянских городов во многом способствовало выгодное географическое положение страны на перекрестке путей между Европой и странами Ближнего Востока. Это придавало особый вес посреднической торговле и открывало широкие рынки для собственных товаров Италии. Сказались и давние торгово-политические связи городов Южной Италии, Венеции, Генуи с Византией. Немаловажную роль в обогащении итальянских городов сыграли крестовые походы. Итальянцы их щедро субсидировали, получая взамен не только огромные деньги, но и торговые привилегии на Ближнем Востоке. Раннему оживлению и последующему развитию ремесла и торговли помогало также то важное обстоятельство, что папский Рим был центром европейского католицизма. Сюда, как и в ряд других городов Италии, стекались ежегодно тысячи паломников, оставлявших и в этих центрах, и в городах, расположенных на привычных путях пилигримов, немалые средства. Рост городских богатств во многом зависел и от эксплуатации деревни. Уже в XI-XII веках шел процесс подчинения городами сельской округи. Позже, в XIII-XIV веках, города, сломившие сопротивление крупных феодалов, сами активно превращались в новых феодальных собственников земель. И коммуна, и отдельные горожане, причем не только состоятельные купцы, но рядовые ремесленники, приобретали в дистретто как комплексные хозяйства (подере), так и мелкие монокультурные участки (парцеллы), насаждая систему свободной аренды. С этой целью, нередко на основе законодательства, как поступала, например, Болонья, города освобождали крестьян от личной зависимости, связанной со статусом сервов, колонов и некоторых других категорий сельских работников. Если в пору коммунального движения города поддерживали возникновение сельских коммун, то уже в XIII веке начался процесс их подчинения властям города, причем не только в политическом плане, но и экономически. Город начал вмешиваться в вопросы агрикультуры, ориентируя деревню на выгодную ему хозяйственную специализацию (разведение виноградников, оливковых рощ, технических культур и т. д.). Сельскохозяйственная продукция обеспечивала город продовольствием (многие рядовые горожане кормились со своих небольших земельных владений), снабжала сырьем ремесленное производство, порой широко экспортировалась. Освободившееся от личной зависимости крестьянство, которое подвергалось естественной имущественной и социальной дифференциации в условиях рыночных отношений, активно пополняло массу рабочего люда города. Полновластие города в сельской округе, нередко становившейся достаточно обширной в ходе складывания территориальных государств, надежно обеспечивало то благосостояние и создавало благоприятные условия для развития его экономики. Наконец, нельзя не отметить чрезвычайно широкие внешнеторговые связи ведущих итальянских городов с большинством стран Европы и Ближним Востоком. Итальянские купцы были и главными кредиторами коронованных особ и феодальной знати европейских стран.

Все отмеченные факторы обусловили более раннее, чем в остальной Европе, развитие раннекапиталистических отношений в ведущих, связанных с внешними рынками отраслях производства - в сукноделии, шелкоткачестве, кораблестроении. В ткацком деле уже в XIV веке, прежде всего во Флоренции, складывалась смешанная мануфактура: рассеянная, с централизацией отдельных производственных звеньев. Она функционировала в рамках цеха, что было ее важной отличительной чертой, предопределившей впоследствии застойность ее форм и технологического прогресса. Сукнодельческие и шелкоткацкие мануфактуры не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Лукке, Прато, некоторых других городах еще слабо отличались от разных форм подчинения ремесла торговому капиталу. Их основателями выступали компании, получавшие разрешение от цеха и объединявшие капиталы нескольких участников, среди которых, как правило, были крупные купеческие дома, включавшие готовые ткани в свои торговые операции. Купеческий капитал находил комплексное применение - в торговле, промышленном предпринимательстве и финансовых операциях, что приводило к созданию огромных состояний. Крупные купеческие дома Флоренции, Милана, Венеции, Генуи, других городов имели огромные, по европейским масштабам, капиталы. Десятки филиалов итальянских торговых домов были разбросаны по многим городам Европы и Ближнего Востока. Накопленные громадные состояния вкладывались не только в торгово-банковское предпринимательство, но также в земельные владения и строительство городских дворцов - палаццо и загородных вилл. В итальянских городах сложилась прочная материальная основа и для благоустройства улиц и площадей, градостроительства и подъема уровня городской культуры в целом. Особенно значительной была роль итальянского города в создании развитой системы образовательных школ на средства коммуны и многочисленных университетов. Самый ранний в Европе университет возник в конце XII века в Болонье, он стал европейским центром изучения права. В XIV веке в Италии было уже более десятка университетов, привлекавших студентов из многих европейских стран. Огромен и пласт средневековой городской культуры Италии, подготовившей почву для раннего возникновения и яркого расцвета уже в XV веке новой ренессансной культуры. Флоренция, Милан, Венеция, Феррара, Мантуя, Римини становились центрами гуманистической культуры Возрождения, вовлекая в ее орбиту и крупные монархии - Неаполитанское королевство и Папское государство. Богатство форм и направлений культуры Возрождения в Италии не в последнюю очередь было связано с политическим полицентрализмом Италии, с мощью ее городов-государств.

Цитируется по изд.: Город в средневековой цивилизации Западной Европы.  Том 1. Феномен средневекового урбанизма. М., 1999, с. 42-60.

Литература:

История Италии. М., 1970. Т. 1.

Луццато Дж. Экономическая история Италии: античность и средние века / Пер. с итал. М Л. Абрамсон. М., 1954.

Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Очерк. Д., 1987.

Bertelli S. И potere oligarchico nello stato - citt medievale. Firenze, 1978.

Bocchi F. Ville et campagne dans 1’Italie du Nord et du Centre (XII-XIV e sidcle). Bologna, 1982.

Bousma W Venice and the defence of republican liberty. Berkley; Los Angeles, 1969.

Brezzi P. I comuni medievali nella storia d’ltalia. Torino, 1959.

Carli F. Storia del commercio italiano. Padova, 1926. Vol. 2: II Mercato nell’eta del Comune.

Cracco G. Society e stato nel medioevo veneziano (secoli XI-XIV). Venezia; Roma, 1967.

Fasoli G., Bocchi F. La citt£ medievale italiana. Firenze, 1973.

Hale I.R. Florence and the Medici. The pattern of control. L., 1977.

Kent D. The rise of the Medici faction in Florence. 1424-1434. Oxford, 1978.

Lane F.C. Venice; a maritime republic. Baltimore, 1973.

Lopez R.S. Intervista sulla citt£ medievale / A cura di M. Berengo. Roma; Bari, 1984.

Marzi D. La cancelleria della republica fiorentina. Rocca S. Casciano, 1910.

Pini A.I. Citta, comuni e corporazioni nel Medioevo italiano. Bologna, 1986.

Salvemini G. Magnati e popolani in Firenze dal 1280 al 1295. Firenze, 1899; Torino, 1960.

Tenenti A. Firenze dal Comune al Lorenzo il Magnifico. 1350-1994. Milano, 1970.

Waley D. The Italian City-republics. London, 1969.

Tags
Рубрика