США в 1949 – 1954 годы: милитаризация

США в 1949 – 1954 годы: милитаризация

Агрессивная война в Корее привела к тому, что влияние милитаризма и милитаристских настроений на всю линию поведения правящих кругов страны стало преобладающим. Этому сопутствовала и милитаризация сознания американцев 157. Ведущий американский политический обозреватель У. Липпман в 1950 г. отмечал, что государственный департамент находится под контролем Пентагона и что «в стране развился милитаризм, а внешняя политика направляется военными» 158.

И в самом деле, роль военных в процессе принятия политических решений, касавшихся внешнеполитической стратегии, военной политики, многократно увеличилась. Известный американский социолог Р. Миллс в книге «Властвующая элита» писал, что «люди, стоящие на высших ступенях военной иерархии, проникли непосредственно в дипломатические и политические круги» 159. Планы достижения мирового господства вырабатывались Вашингтоном из расчета использования в международных кризисах американской военной мощи, включая атомное оружие. В сущности, война негласно признавалась главным средством государственной политики, причем приоритет отдавался оружию массового уничтожения 160.

Во второй половине 40-х и в 50-е годы во внешней и военной политике правящих кругов США важнейшее место занимала так называемая стратегия «обороны передовых рубежей», или «базовая стратегия», преследовавшая цель окружить социалистические страны системой военно-политических группировок и блоков капиталистических государств. Эта стратегия проявилась и в организации многочисленных военных (сухопутных, авиационных и морских) баз в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Задача облегчалась тем, что после второй мировой войны

_______

157. Кунина А. Е. Идеологические основы внешней политики США. М., 1973, с. 40—41.

158. Cook F. The Warfare State. L.. 1960. p. 195-196.

159. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959, с. 277.

160. Rosenberg D. A. American Atomic Strategy and the Hydrogen Bomb Decision. — Journal of American History, 1979, June, p. 62—87.

[138]

США продолжали пользоваться 434 военно-морскими базами и 1333 базами ВВС и сухопутных войск 161.

Создание военных баз по всему миру Соединенные Штаты продолжили в рамках лихорадочной деятельности по сколачиванию под их эгидой военных блоков. В начале 50-х годов в систему военных союзов с США входили 70 стран. В 1952 г., когда численность вооруженных сил США возросла до 3,6 млн. военнослужащих, из которых 1,2 млн. были развернуты за пределами США, в распоряжении их вооруженных сил имелось свыше 400 крупных военных баз и до 3 тысяч более мелких баз и военных объектов 162. Соединенные Штаты использовали территории стран, подписавших с ними «оборонительные» договоры, в качестве военных плацдармов. Они также взяли под контроль почти весь военно-экономический потенциал этих стран, включая строительство, подготовку и возможное использование их вооруженных сил.

В соответствии с утвержденной 23 сентября 1950 г. президентом Г. Трумэном секретной директивой СНБ-68 США приступили к осуществлению плана достижения решающего военного превосходства в мире путем переключения ресурсов страны на удовлетворение военных нужд.

В директиве утверждалось, что в случае чрезвычайного положения Соединенные Штаты могут выделить до 50% валового национального продукта на эти цели (как было во время второй мировой войны), и провозглашалось намерение США первыми применить в случае необходимости атомное оружие в стратегических и оперативно-тактических целях 163.

В 1953 г. военные расходы США составили уже 14% валового национального продукта (в 1949 г.—около 4%) 164. Военное производство в несколько раз возросло. В разгар корейской войны, когда военные расходы США достигли своего пика, они составляли 2/3 федерального бюджета и почти половину всех государственных расходов — федеральных, штатных, местных. С 1950 по 1953 г. военные расходы США увеличились на 38 млрд. долл.165 Всего через войну в Корее прошли сотни тысяч американских военнослужащих, а численность американских сухопутных войск в Западной Европе увеличилась в 3 раза. В 1952 г. в Азии и зоне Тихого океана США имели более 620 тыс. военнослужащих, а в Европе и Северной Атлантике — более 420 тыс. 166

Американский империализм решительно встал на путь тотальной перестройки своей экономической стратегии под знаком наращивания военной мощи. Об этом свидетельствуют следующие данные. Соотношение военных и невоенных государственных расходов (федеральных, а также штатов и местных органов управления) в 1953 г. составляло в ценах 1958 г. 58,5 млрд. и 48 млрд. долл., в то время как в 1950 г. соответственно - 16,7 и 43,3, а в 1939 г.- 2,7 млрд. и 40,4 млрд. долл. 167

__________

161. Милитаризм США: военная машина, блоки, базы и акты агрессии. М., 1985, с. 205.

162. Военная стратегия. М., 1968, с. 67; Откуда исходит угроза миру. М., 1982, с. 28; Зинн Г. США после второй мировой войны. М., 1977, с. 94; Raymond J. Power at the Pentagon. N. Y.. 1964, p. 108.

163. FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 1. p. 237—292.

164. Фарамазян Р. А.. США: милитаризм и экономика. М., 1970, с. 41.

165. Катасонов Ю. В. США: военная политика и бюджет. М., 1984, с. 168.

166. US Forces in Europe, Hearings 93rd Congress, 1st' Session, July 25 and 27, 1973. Wash., 1973, p. 149; US News and World Report, 1974, Dec. 30, p. 24—25.

167. The Economics of Defense Spending, Wash., 1972, p. 30.

[139]

Монополии США с восторгом поддержали этот курс, видя в нем выход из кризисного состояния, в котором оказалась экономика страны в 1948—1949 гг. Усилился нажим на правительство со стороны крупного капитала с целью добиться возобновления государственных заказов на вооружения и другое военное снаряжение на уровне военного времени.

Приобретение федеральным правительством товаров и услуг до начала американской агрессии в Корее составляло 8% ВНП — в 8 раз больше, чем в 1929 г., но в 5 раз меньше уровня второй мировой войны, когда оно равнялось 40% 168. Именно в послевоенном свертывании правительственных заказов многие представители деловых кругов усматривали причины кризисных явлений. С этим связано и высказывание государственного секретаря Д. Ачесона, который в Детройте в июне 1951 г. откровенно заявил, что причины перевооружения США кроются не только в войне в Корее.

Компартия США дала этим явлениям четкую оценку: «В поисках выхода из углубляющегося кризиса капиталистической экономики США, — говорил в 1951 г. на XV съезде Коммунистической партии США Гэс Холл, — Уолл-стрит начал еще быстрее действовать в направлении создания военной экономики. Стремясь к мировому господству, американский империализм перешел к прямым актам агрессии в Корее и Китае и ускорил подготовку к нападению на Советский Союз. Это привело к тому, что создание военной экономики стало определяющей чертой экономического развития США, которая изменила и придала иные черты путям и формам экономического кризиса, начавшегося осенью 1948 г.» 169.

Действительно, с конца 1949 г. под прямым воздействием милитаризации экономики и в связи с войной в Корее началось расширение производства в США. Достигнутое повышение уровня промышленного производства составило в 1953 г. 11%, а по сравнению с 1949 г. объем продукции увеличился на 37%. Это оказалось возможным благодаря значительному увеличению государственных расходов, большая часть которых направлялась на военные цели 170.

В сентябре 1950 г. Трумэн подписал закон о военном производстве, расширивший вторжение федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы для капитала в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой и кредитами. Были увеличены налоги на население.

Во главе управления военным производством США была поставлена служба оборонной мобилизации, а ее руководителем назначен президент корпорации «Дженерал электрик» Ч. Вильсон. В декабре 1950 г. Трумэн объявил чрезвычайное положение в стране, и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения — в 4,5 раза и т. д. 171

____________

168. Business Week, 1954, Sept. 4, p. 78.

169. Цит. по: Вехи боевой истории: 60 лет Коммунистической партии США. М., 1983, с. 206.

170. Economic Almanac, 1956, p. 455.

171. Фарамазян Р. А. Указ. соч., с. 41.

[140]

Число военных кораблей и судов к середине 1954 г. выросло с 2344 до 3200. Началось строительство ударных авианосцев типа «Форрестол» водоизмещением 60 тысяч тонн. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1950—1953 годы составили 5 млрд. долл., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет. Число гражданских служащих Пентагона увеличилось почти на 1 млн 172.

Влияние военной конъюнктуры на повышение прибылей военно-промышленного комплекса побудило заинтересованную часть правящих кругов США потребовать еще больших расходов на вооруженные силы и военное производство. В первые месяцы агрессии в Корее милитаристы предлагали довести военные расходы США до 85 млрд. долл. в год, т. е. до уровня, близкого к периоду второй мировой войны. На принятии всеобъемлющей программы вооружения настаивали крайне реакционные политические деятели, доказывавшие, что якобы СССР вот-вот обрушится на США. Однако эта линия была реализована правительством лишь частично из опасения вызвать диспропорцию в экономике, свертывание невоенного производства и уменьшение занятости в этом секторе.

Несмотря на частичную неудачу в попытках добиться согласия правительства на неограниченный рост военных расходов, капитал, связанный с военным производством, добился значительного усиления своих позиций. Уже в первый год войны в Корее прибыли монополий до уплаты налогов составили 40,2 млрд. долл., увеличившись на 45% по сравнению с 1949 г. 173 Прибыли крупнейших монополий превзошли уровни второй мировой войны. Так, прибыли корпорации «Боинг» после уплаты налогов в 1953 г. составляли 20,3 млн. долл. (в 1945 г. — 6,5 млн. долл.) 174.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долл., т. е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Право ускоренной амортизации было распространено на новые промышленные предприятия и оборудование стоимостью до 18 млрд. долл. (в годы второй мировой войны — до 7,3 млрд. долл.) 175. Это означало, что в полную собственность монополий через пять лет перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное (военное и гражданское) производство в основном на государственные средства. Один из руководителей военного бизнеса США, Г. Фаулер, откровенно заявил в январе 1952 г., что конечная цель перестройки промышленности — обеспечить возможность выпуска в год 50 тыс. самолетов, 35 тысяч танков и необходимого количества другого вооружения, что «достаточно для первого года всеобщей войны, в течение которого будет произведена полная мобилизация промышленности» 176.

Война в Корее дала возможность реакции преодолеть сопротивление введению в США всеобщей воинской повинности. 30 июля 1950 г. Г. Трумэн подписал приказ, отменивший ранее установленный предел численности вооруженных сил. Максимальная численность вооруженных

_________

172. Statistical Abstract of the United States, 1956. Wash, 1956, p. 235, 238, 234, 414.

173. Economic Report of the President, 1951. Wash., 1951, p. 24.

174. Business Week, 1955, Febr. 19, p. 41.

175. Lincoln G. Economics of National Security. N. Y., 1954, p. 345.

176. Ibid., p. 337.

[141]

сил устанавливалась в 5 млн человек. В июне 1951 г. был принят закон об обязательной военной службе юношей с 18 лет.

Воспользовавшись шовинистическими настроениями, которые преобладали в американском обществе на первых этапах войны в Корее, милитаристы потребовали увеличения численности американских войск в Европе. В начале 1951 г. конгресс приступил к обсуждению этого вопроса, продолжавшемуся три месяца. В итоге в апреле 1951 г. 69 голосами против 21 была одобрена резолюция об увеличении численности американской армии в Западной Европе с 2 до 6 дивизия. Одновременно были одобрены поправки о снятии ограничений на вооруженные силы Италии и об использовании людских и материальных ресурсов Западной Германии 177. И после подписания соглашения о перемирии  в Корее Вашингтон продолжал делать упор на увеличение военного потенциала США и их союзников по НАТО. Еще в конце февраля 1952 г. в Лиссабоне была принята программа НАТО, предусматривавшая усиление гонки вооружений западноевропейских союзников США, а также вооружение Западной Германии и последующее включение ее в НАТО.

Администрация Д. Эйзенхауэра начала общую переоценку военной политики и военно-политической стратегии США и их союзников по военным блокам. Основы новой военно-политической стратегии, пришедшей на смену доктрине «сдерживания коммунизма», были сформулированы в документе, разработанном комитетом начальников штабов во главе с его председателем адмиралом Рэдфордом. Суть его раскрывалась в следующем положении: «...военное командование может рассчитывать на использование ядерного оружия, тактического и стратегического, когда в этом возникнет военная необходимость» 178.

Каждому было понятно, что стратегия «балансирования» на грани термоядерной войны имела провокационный, агрессивный характер в условиях, когда мощность термоядерного оружия уже в сотни раз превышала разрушительный потенциал атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. В США в этот период началось серийное производство  новых тяжелых реактивных стратегических бомбардировщиков Б-52, предназначенных для нанесения ядерных ударов по административно-промышленным центрам Советского Союза, и развернута стратегическая система ПВО Североамериканского континента «Норад». Милитаристы США строили безумные планы нанесения первого ядерного удара по СССР в расчете на собственную неуязвимость, особенно с учетом того, что основные базы стратегической авиации США находились на территориях их союзников по военно-политическим блокам. Говоря современным языком, милитаристы США считали, что они приблизились к тому, что именуется способностью к нанесению «уничтожающего первого стратегического ядерного удара», а это означало возникновение крайне опасной стратегической нестабильности, особенно в кризисных ситуациях.

Следует отметить, что переход к стратегии «массированного возмездия» был начат еще администрацией Г. Трумэна. В октябре 1951 г. Совет национальной безопасности США принял решение об ускорении работ по производству термоядерного оружия, которое было создано в 1954 г., и об увеличении уровней вооруженных сил с упором на страте-

________

177. Editorial Research Reports, 1952, vol. 1, p. 14.

178. Цит. по: Brown S. The Fases of Power. Constancy and Change in United States Foreign Policy from Truman to Johnson. N. Y.; L., 1969, p. 71—73.

[142]

гическую авиацию. К концу 1954 финансового года планировалось иметь 21 армейскую дивизию, 409 крупных кораблей ВМС, 3 дивизии и 3 авиакрыла 179 морской пехоты и 143 авиакрыла ВВС США. Эти силы представляли относительно небольшое увеличение в процентном отношении армии, ВМС и морской пехоты, но означали расширение ВВС более чем в 2 раза 180. Правительство Эйзенхауэра перенесло срок реализации этой программы па 1957 г., в связи с чем общие военные расходы и численность вооруженных сил США были несколько снижены (численность уменьшилась до 3,3 млн. в 1955 г. и до 2,9 млн. в 1957 г.). К середине 1958 г. ВВС США состояли из 128 авиакрыльев, в их составе было до 600 тяжелых бомбардировщиков В-52. Было начато создание баллистических ракет среднего и межконтинентального радиуса действия 181.

Несмотря на относительное сокращение военных расходов в валовом национальном продукте после окончания войны в Корее с 14 до 8% и некоторое уменьшение численности вооруженных сил США, степень милитаризации военно-политических блоков, созданных США, не понизилась, так как союзники США, и в первую очередь Англия, Западная Германия и Япония, начали наращивать свои военные расходы и численность вооруженных сил. В самих США был взят курс на ядерный шантаж стран социалистической системы и резкое наращивание стратегической авиации, вооруженной ядерными и термоядерными бомбами.

Многие американские политики понимали пагубность такого курса для самих Соединенных Штатов. Если США начнут войну, предупреждал Дж. Кеннан в книге, вышедшей в 1954 г., возникнет серьезная угроза внутри страны, так как «миллионы американцев в таком случае будут испытывать величайшие сомнения — необходима ли была катастрофа для человечества и разве не существовало путей для ее предотвращения.

И это случится, не говоря уже о том, что использование атомного оружия нанесет разрушения самой Америке» 182. Д. Ачесон в 1955 г. высказал еще более глубокие сомнения в отношении концепции превентивной войны против социалистических стран: «При планировании политики мы должны считаться с вероятностью того, что превентивная война с нашей стороны не предотвратит возмездия, а вызовет его. Что же произойдет тогда? Разве наш народ, выбравшийся из-под развалин своих городов, будет вести длительную войну до победного конца? Ответит ли он на это, как ответил на Пѐрл-Харбор? Возможно. Но Пѐрл-Харбор был предательским нападением на нас, а не возмездием за наше предательское нападение... Разве не может случиться так, что все они — наш народ и другие народы мира — категорически осудят руководителей, развязавших такую войну?» 183

Однако такого рода высказывания не оказывали сколько-нибудь существенного влияния на реальный политический курс США в рассматриваемый период. В 1958 г. американский историк Р. Миллс в книге «Причины третьей мировой войны» писал, что «внешняя политика Ва-

_________

179. Авиакрыло — основное соединение ВВС США, примерно соответствующее авиационной дивизии.

180. Strauss-Нирѐ R., Possony S. Т. Air Power and National Security.— The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 1955, May, vol. 299, p. 70.

181. Яковлев Н. Н. Новейшая история США. М., 1961,. с. 569.

182. Kennan G. F. Realities of American Foreign Policy. Princeton, 1954, p. 79.

183. Acheson D. A Democrat Looks at his Party. N. Y., 1955, p. 73.

[143]

шингтона всегда исходила из теории военного превосходства Запада и основывалась на «доктрине насилия», которая была и остается главной опорой обанкротившейся политики США» 184.

___________

184. Mills W. The Causes of World War Three. N. Y., 1958, p. 5—6.

[144]

Цитируется по изд.: История США. Том четвертый. 1945-1980. М. 1987, с. 138-144.

Рубрика