Болгария в 1920-1923 годы: Земледельческий союз у власти

Болгария в 1920-1923 годы: Земледельческий союз у власти

ПОЛОЖЕНИЕ В БОЛГАРИИ К МОМЕНТУ ОБРАЗОВАНИЯ ОДНОПАРТИЙНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА БЗНС

Экономическое положение страны к началу 1920 г. было тяжелым. Последствия первой мировой войны были чрезвычайно губительными для Болгарии. Хозяйство страны пришло в упадок. Кроме огромных людских потерь и истощения материальных ресурсов в ходе войны, Болгария понесла тяжелые потери в результате грабительского Нейиского мирного договора. Сельскохозяйственное производство все еще было далеко от довоенного уровня. Размеры обрабатываемой площади в 1920 г. равнялись 2878 тыс. га против 3325 тыс. га в довоенном 1911 году 1. Ощущалась острая нехватка рабочего скота, особенно лошадей. Если в 1910 г. общее число лошадей в Болгарии было 478 тыс. голов, то в 1920 г. насчитывалось всего 398 тысяч голов 2, т. е. уменьшилось на 16,7%. Доход от земледелия в Болгарии упал на 40—50% 3. Такая же картина наблюдалась и в промышленности. Промышленность страдала из-за отсутствия сырья. Не было машин для замены износившегося оборудования. Хотя война ускорила процесс концентрации капитала в Болгарии, болгарская буржуазия предпочитала награбленные за военные годы капиталы вкладывать не в промышленность, а в торговлю и спекуляцию. Упадок хозяйственной жизни страны усугублялся расстройством транспорта.

Территориальные потери Болгарии по Нейискому мирному договору.

В тяжелом положении находились финансы. Дефицит государственного бюджета непрерывно возрастал. Сменявшиеся одно за другим в 1919 г. буржуазные правительства пытались справиться с финансовыми трудностями путем повышения налогового обложения и выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег. Если в 1911 г. количество бумажных денег, обращающихся в стране, было равно 110788 тысяч левов, то в 1920 г. оно равнялось уже 3 354 139 тысяч левов 4. В стране росла инфля-

________

1. «Статистически годишник на Българското царство. 1913—1922», отд. В, София, 1924, стр. 26—29.

2. Там же, стр. 70—71.

3. X. Кабакчиев. Болгария после империалистической войны. «Коммунистический Интернационал», 1920 г., № 14, стр. 2822.

4. «Статистически годишник на Българското царство. 1913—1922», отд. В, стр. 464.

[59]

ция. Обесценение болгарского лева, вызванное разорением страны, исключительно тяжело отражалось на положении трудового населения. Реальная заработная плата рабочих и доходы крестьянства падали.

Из этого тяжелого положения страна могла выйти лишь посредством решительной перестройки и демократизации всего экономического и политического строя. Однако болгарская буржуазия стремилась любой ценой сохранить свои классовые привилегии, переложить всю тяжесть послевоенного восстановления хозяйства на плечи трудящихся.

В годы войны в Болгарии усилился процесс концентрации производства и капитала, что вело к образованию монополий. Только за один 1919 год было образовано 139 новых акционерных компаний, т. е. столько же, сколько за десятилетие с 1902 по 1912 г. 1. Общее же число акционерных обществ равнялось в 1919 г. 468 2.

Уже в 1918 г. пять крупнейших финансовых групп Болгарии — при банках «Ирдап», «Българска търговска банка», «Балканска банка», «България» и «Малка банка и Г. Стефанов и сыновья»,— контролировали громадную,долю банковского капитала, а также, частично, и различные отрасли производства, транспорта, торговли и страхового дела. Из общей суммы акционерного капитала Болгарии, достигавшего в конце 1918 г. 785,7 млн. левов 3, пять перечисленных выше банков контролировали капиталы в 300,5 млн. левов 4. В послевоенные годы концентрация капитала и производства продолжала расти. С 1919 по 1923 г. число акционерных компаний возросло на 24%, а капиталы, которыми они располагали,— на 57,2% 5.

Некоторые из крупнейших банков, представлявшие интересы германо-фильской части болгарской буржуазии, тесно связанной с германским капиталом, перестали играть сколько-нибудь значительную роль, а отдельные даже совсем исчезли. На сцену выдвинулись новые банки. Одни из них были фактически филиалами крупнейших банков держав Антанты, и в них преобладал иностранный капитал («Италианска и българска търговска банка», «Франко-белгийска банка за Бьлгария» и др). Другие были болгарскими банками, но и в них все более усиливалось влияние иностранного капитала.

Болгарский монополистический капитал имел свои специфические черты. Довоенный период, а также особенно послевоенные годы характеризуются усиленным проникновением иностранного капитала в болгарскую экономику. В послевоенные годы в руки иностранного капитала полностью или частично перешли такие крупные болгарские банки и акционерные предприятия, как акционерное общество «Гранитоид», объединявшее предприятия цементной промышленности с капиталом в 50 млн. левов; «Българска търговска банка» с капиталом в 60 млн. левов; страховое общество «Балкан» с капиталом в 15 млн. левов; страховое общество «Европа» с капиталом в 6 млн. левов; акционерные общества «Орион» с капиталом в 100 млн. левов, «Ориент табако» с капиталом в 20 млн. левов, «Съединените тютюневи фабрики» с капиталом в 36 млн. левов, «Българска горска индустрия» с капиталом 9 млн. левов и др. 6.

_________

1 С. Бочев. Акционерного дело в България. Сб. «Акционерного дело в странство и у нас». София, стр. 312.

2. Там же, стр. 316.

3. Там же.

4. Д. Йорданов. Войната и ловите акционерни дружества. София, 1919, стр. 11.

5. Там же, стр. 324—325.

6. С. Бочев. Акционерното дело в България, стр. 316.

[60]

Большая часть крупнейших акционерных объединений попадает в послевоенные годы в. зависимость от иностранного капитала, в первую очередь французского, затем бельгийского, немецкого, чешского и итальянского 1. Уже к 1921 г. иностранный капитал захватил в свои руки почти всю болгарскую сахарную промышленность, а также позиции в горнорудном производстве Болгарии (до 50% капитала), в табачной, пищевой (более 35% капитала) 2 и в других отраслях промышленности. Многие из Образовавшихся в послевоенный период в Болгарии монополий (синдикаты и картели сахарозаводчиков, владельцев табачных предприятий и экспортеров табака) явились отчасти результатом инициативы проникшего в Болгарию иностранного налагала и способствовали укреплению его позиций. Быстрое, проникновение иностранного капитала неизбежно вело к еще большему закабалению Болгарии иностранными капиталистами, к усилению эксплуатации болгарских трудящихся.

Положение трудящихся масс продолжало ухудшаться. Трудовое население города страдало от роста дороговизны. Цены на товары широкого потребления, особенно на продовольственные товары, непрерывно росли. Обнищание трудящихся усугублялось безработицей, усиливавшейся и в результате притока значительного числа беженцев из отторгнутых от Болгарии согласно Нейискому договору территорий. Крестьянство страдало от малоземелья, долгов и . налогового, бремени.

Внутриполитическая обстановка в Болгарии оставалась напряженной. После подавлении стачки железнодорожников наступление пролетариата было приостановлено, Однако пролетариат .и его авангард — Коммунистическая партия— вышли из. боев обогащенные опытом.

Силы болгарской буржуазии, влияние ее партий, правивших до этого страной, в результате борьбы пролетариата в годы революционного кризиса 1918—1919 гг. ,были основательно подорваны. Буржуазия была уже неспособна управлять старыми парламентскими методами при помощи совершенно дискредитированных реакционных буржуазных партий.

В то же время болгарский пролетариат, как показал опыт боев 1918— 1919 гг., был еще не в силах, ввиду отсутствия союза с трудящимся крестьянством, завоевать власть.

Сложившаяся обстановка явно благоприятствовала приходу к власти такого правительства, как мелкобуржуазное правительство Земледельческого союза. Этому в первую очередь объективно способствовал а революционная борьба болгарского пролетариата.

Лагерь буржуазной реакции вынужден был пойти на уступки и передать государственное управление Земледельческому союзу. Сохранив в своих руках командные позиции в государстве, являясь хозяином в экономике страны, болгарская буржуазия рассчитывала использовать период правления Земледельческого союза для собирания и реорганизации сил. Болгарская реакция рассматривала Земледельческий союз как «меньшее зло», с которым до поры до времени необходимо мириться, и без сопротивления уступила ему место у государственного руля.

Международная обстановка весной 1920 г. также благоприятствовала приходу Земледельческого союза к власти. В странах Европы росло массовое революционное движение. Ширилось забастовочное движение

________

1. С. Бочев. Акционерного дело в България, стр. 329.

2. О. Симидчиев. Чуждите капиталы в нашего народно стопинство и техната доходност. София. 1928. стр. 1.7—16; «Анкета на едрата и покровителствуканата индустрия в царство България преа 1921 г.». София, 1925, стр. 100—101, 106—107..

[61]

французского пролетариата. В Италии рабочие занимали фабрики и заводы. В марте 1920 г. под давлением забастовочной волны германского пролетариата провалились попытки контрреволюционного капповского путча. Росло революционное движение и в соседних с Болгарией странах Юго-Восточной Европы, в частности в Югославии.

К весне 1920 г. потерпел крах II поход империалистов Антанты, пытавшихся при помощи собственных сил, армий соседних с Советской Россией стран и белогвардейской контрреволюции разгромить Советское государство. Сокрушительный удар, нанесенный интервентам и белогвардейцам, привел к тому, что капиталистический мир вынужден был пойти на некоторое изменение тактической линии по отношению к Советской республике. В январе 1920 г. Верховный совет Антанты фактически снял блокаду с Советской России, разрешив торговлю с нею. Быстро укреплялось внутреннее положение молодой Советской республики, получившей короткую мирную передышку.

Однако изменение тактики империалистов по отношению к Советскому государству не означало отказа от антисоветских планов. Империалисты Антанты готовили новые авантюры, делая ставку на панскую Польшу и Врангеля.

В условиях непрекращавшегося революционного движения в странах Запада и нараставшего брожения в странах Востока (в том числе и в соседней Турции) приход Земледельческого союза к власти в Болгарии был и для империалистического лагеря «меньшим злом», так как руководители БЗНС не собирались покушаться на основы существовавшего в Болгарии строя и призывали к лойяльному выполнению условий Нейиского мирного договора, ставившего страну в зависимое от империалистов Антанты положение.

Подавив стачечное движение болгарского пролетариата, руководители Земледельческого союза решили, что настал благоприятный момент для образования однопартийного правительства БЗНС. Дальнейшее сотрудничество с реакционными партиями — народняками и прогрессистами — они считали уже нецелесообразным. Оно грозило только скомпрометировать руководство БЗНС в глазах даже малосознательной массы крестьянства. Необходимо было приступить к давно обещанным реформам, проведению которых мешала коалиция с реакционными буржуазными партиями.

В связи с этим на другой день после подавления стачки железнодорожников, 20 февраля 1920 г., Народное собрание было распущено.

Руководство Земледельческого союза считало, что поражение стачки железнодорожников подорвало влияние Коммунистической партии, и надеялось добиться на выборах полного успеха. К тому же оно приняло ряд мер, которые должны были, по его мнению, обеспечить Земледельческому союзу полную победу.

Участие в выборах в новое Народное собрание, так же как и в предшествовавших им муниципальных выборах, было объявлено обязательным. Накануне выборов были усилены преследования коммунистов на основе принятого незадолго до того и направленного специально против Коммунистической партии закона о «гарантии свободы» собраний. Избирателей запугивали угрозами, что все те, кто проголосует за Коммунистическую партию, будут лишены имущества в пользу государства 1.

___________

1. «Работннчески вестник», 23 марта 1920 г.

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ.ЗДЕСЬ НЕ ПРИВОДИТСЯ]

[62]

В марте 1920 г. (выборы были назначены на 28 марта) были разогнаны муниципалитеты в Пловдиве, Сопоте и ряде других городов, где коммунисты имели большинство. Большое число коммунистов в ходе предвыборной кампании было арестовано и избито. Коммунистические собрания разгонялись, закрывались клубы Коммунистической партии, конфисковывалась и уничтожалась революционная литература.

Правительство спешило провести выборы в обстановке чрезвычайного положения, которое было установлено в стране в период стачки железнодорожников. Однако его усилия подорвать влияние Коммунистической партии были тщетны. Уже частичные муниципальные выборы (в окружные советы), проведенные 25 января 1920 г., в самый разгар правительственного террора против стачечников, продемонстрировали новый рост влияния Коммунистической партии, собравшей 160 тыс. голосов т. е. на 40 тыс. больше, чем на выборах 17 августа 1919 г.

____________

1. «Работнически вестник», 6 марта 1920 г.

[63]

На выборах в Народное собрание Коммунистическая партия одержала еще большую победу. Она собрала более 184 тыс. голосов, сохранив за собой положение второй по влиянию партии в стране. Широкие же социалисты потерпели новое поражение. За них было подано всего 55 тысяч голосов.

Земледельческий союз, как и на предыдущих парламентских выборах, собрал наибольшее число голосов. Этому способствовало, прежде всего, полевение массы сельских избирателей, отшатнувшихся от правых буржуазных партий. За БЗНС отдали голоса и многие избиратели, ранее не участвовавшие в выборах, а теперь привлеченные к ним в связи с законом об обязательном голосовании. Оказав давление на избирателей, а также незаконно кассировав 13 мандатов (из них 9 мандатов Коммунистической партии), руководство Земледельческого союза обеспечило себе минимальное число депутатов, необходимое для получения абсолютного большинства в Народном собрании

21 мая 1920 г. было сформировано однопартийное правительство Земледельческого союза во главе с Александром Стамболийским, сосредоточившим в своих руках портфели министра иностранных дел и, временно, военного министра. Остальные портфели были распределены между другими руководителями БЗНС; большинство из членов нового правительства входило в состав предыдущего кабинета

____________

1. «Статистически годишник на Българского царство. 1913—1922», отд. С, стр. 60; «Работняческя вестник», 1 и 2 апреля 1920 г.

[64]

Цитируется по изд.: История Болгарии. Том II. Под ред. П.Н. Третьякова, С.А. Никитина, Л.Б. Валиева. М., 1955, с. 59-64.

Рубрика