Торговые пути

Арабский торговый корабль.
По миниатюре Парижской национальной библиотеки.

 

Определение Великого шелкового пути

Соприкасаться и взаимодействовать с древними культурами Европы, Азии и Африки китайская цивилизация начала еще до нашей эры. Однако маршруты, соединявшие эти древние цивилизации, в мировой науке долго не были связаны общим термином.

Впервые термин «Шелковый путь» (нем.: «Seidenstrassen») предложил в 1877 году в своем знаменитом пятитомном труде «Китай. Результаты собственных путешествий» немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен (Ferdinand Freiherr von Richthofen). Вот классическое определение Великого шелкового пути, которое дал фон Рихтгофен: «Маршруты в Западный край *, которые использовались для торговли шелком и с 114 г. до н. э. по 127 г. н. э. соединяли Китай и Междуречье...

Великий шелковый путь (Радкевич, 1990)

Торговать шелком с другими странами Китай начал» вероятно, еще в V веке до нашей эры. Греческий путешественник и историк Геродот, который побывал на северном побережье Черного моря и в странах Ближнего Востока, подробно описал шелковые ткани китайского происхождения. При этом торговля шелком со странами Ближнего и Среднего Востока осуществлялась морским путем: торговые корабли шли из Кохинхины в Персидский залив и далее. Кроме этого, шелк распространялся и по суше через Кашгарию и Среднюю Азию к северным берегам Черного моря...

Карское море: экспедиция 1923 года

В подготовку экспедиции включились 1 новые организации, главным образом, кооперативные. По плану в экспедиция: должно было участвовать более 30 морских и речных пароходов и барж, не считая гидрографических и лоцмейстерских судов 4.

В разгар подготовки международная обстановка, к которой Карские экспедиции были весьма чувствительны, осложнились. В мае 1923 году консервативное правительство Англии предъявило СССР ультиматум — известную ноту Керзона. Отношения между СССР и Англией резко ухудшились. В такой обстановке экспортирующие органы не могли гарантировать подготовку экспедиции в установленные сроки...

Военно-Грузинская дорога

ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА издревле соединяла Грузию, Закавказье с Северным Кавказом и Россией. Особенно важное значение приобрела с начала 19 века. В те времена она начиналась от станицы Екатериноградской, позже — от Владикавказа (ныне город Орджоникидзе [в настоящее время - Владикавказ]) и, пересекая с севера на юг Главный Кавказский хребет, заканчивалась в Тифлисе. Дорога отличается исключительной живописностью. Суровые ущелья с отвесными скалами и роскошные долины, горные реки и водопады, бурный Терек и «веселая Арагва»...

Великий северный морской путь

Арктика и ее моря являются кратчайшим морским путем из стран Западной Европы в страны Восточной Азии — Китай и Японию), а также в Западную Америку.

Мы уже видели, что почти четыреста лег тому назад англичане, а за ними голландцы делали усиленные попытки попасть северным путем в далекие страны востока и юга, в Китай, Японию и Индию. Но все эти попытки неизбежно кончались неудачей.

После плавания Норденшельда, о котором мы рассказали уже выше, было много попыток пройти северо-восточным проходом, но все они заканчивались неудачей. Географы стали считать, что северо-восточный проход из Атлантического океана в Великий практически невозможен...

Карское море: экспедиция 1922 года

Подготовка Карской товарообменной экспедиции 1922 года развернулась при благоприятной торговой конъюнктуре на капиталистическом рынке. Задыхаясь в тисках послевоенного экономического кризиса, капиталистические фирмы искали выход, в частности, и в развитии торговых связей с Россией. Этому благоприятствовало упрочение международного положения Советской республики. На Генуэзской конференции провалились попытки наиболее агрессивных капиталистических кругов навязать планы закабаления СССР. Несмотря на продовольственные трудности, голод в Поволжье и в южных районах страны, внутреннее положение молодого социалистического государства укрепилось...

Ангкорская Камбоджа: главные дороги

Благодаря данным, полученным в результате археологических раскопок, и сведениям, предоставленным эпиграфикой, гораздо больше известно о дорогах. Нам удалось идентифицировать несколько самых больших дорог, опираясь на подъем грунта для их строительства, наличие мостов, постоялых дворов и храмов при них или на сочетание всех этих элементов. Время постройки данных придорожных сооружений датируется второй половиной (храмы при постоялых дворах) или концом XII столетия (мосты и дома, где путники могли остановиться на ночлег), но вполне возможно, что каменные мосты сменили ранее построенные деревянные переправы. В надписях на стеле Прах Кхан в Ангкоре, храме, к которому в период правления Джайявармана VII вела главная дорога, указывается, что их было не более 121, и дается описание главных дорог, идущих от Ангкора...

Северный Морской Путь на 1920 год

В результате разгрома белогвардейских армий Колчака, Деникина, Юденича, Миллера в начале 1920 г. наша страна завоевала новую мирную передышку. Она была использована Коммунистической партией для перевода Советской республики на рельсы мирного хозяйственного строительства.

Это было очень трудное время для страны. Повсюду царили разруха, голод, тифозные эпидемии. Советская республика была чудовищно разорена четырехлетней империалистической и трехлетней гражданской войнами. Резко упало промышленное производство. Большинство предприятий стояло, многие были разрушены. Особенно пострадала тяжелая индустрия. В 1920 году по сравнению с довоенным временем промышленность давала всего 1,7% железной руды, 2,4% чугуна, 4,2% вагонов, 29% угля...

Тихий океан в древности: пути сообщения

Несмотря на большие достижения последних лет в области геологии, биогеографии, климатологии, археологии, антропологии и этнографии, проблема заселения Американского континента, его связей со Старым Светом не решена еще до конца. Научная литература, посвященная спорным аспектам этногенеза Америки, обширна, и обзор ее не входит в задачи автора этой статьи. Цель автора, не касаясь вопросов заселения, показать на материале фольклорных версий полинезийцев и американских индейцев, живущих на побережье Тихого океана, характер контактов, существовавших между населением Нового и Старого Света...

Северный морской путь на 1919 год

Вторжение интервентов, опиравшихся на силы контрреволюции внутри страны, поставило молодую Советскую республику в очень тяжелое положение. Центральные губернии Советской России были отрезаны от сырьевых и топливных баз, от главных районов производства хлеба, угля, нефти, металла. Республика оказалась в огненном кольце гражданской войны. Английские оккупанты захватили бакинскую нефть, кайзеровские войска Германии бесчинствовали на Украине. Англо-американские интервенты окопались в Прибалтике, угрожая Петрограду. В Сибири, Поволжье, на Урале хозяйничали бело-чехи и белогвардейцы. Дальний Восток захватили японцы и американцы. На Севере высадились английские, французские и американские войска. Была объявлена экономическая блокада Советской России. Все пути связей с внешним миром оказались отрезанными...