Аргентина – хустисиалистское государство

Аргентина – хустисиалистское государство

Перон пришел к власти при поддержке многоклассовой коалиции, в которой ведущую роль играли социальные силы, выросшие в период импортозамещающей индустриализации — национальная промышленная буржуазия и рабочий класс. Монополия олигархии на государственную власть была ликвидирована. На смену либерально-олигархическому государству пришло национал-реформистское, или хустисиалистское 1.

Создание хустисиалистского государства началось с организации перонистской партии. В отличие от господствовавших прежде политических партий, чьей главной целью была защита интересов различных социальных групп в рамках многопартийной системы, Перон стремился создать «государство юридически организованной нации» с единой партией и централизованным партийным и государственным руководством. Перонисты никогда не рассматривали свою организацию как политическую партию, вы

______

1. От исп. justicia — справедливость.

[85]

го класса, а утверждали общенациональный характер своего движения. Перон резко отрицательно отнесся к возникшей после событий 17 октября 1945 г. лабористской партии на базе профсоюзов как самостоятельной рабочей партии. В мае 1946 г. он распустил свою избирательную коалицию — лабористскую партию, «Хунту обновления» ГРС и «Освободительный альянс», включив их членов в Единую партию национальной революции. На учредительном съезде в декабре 1947 г. она была переименована в перонистскую.

Съезд принял устав и программу, в которой перонистская партия определялась как «национальное революционное движение, направляемое доктриной генерала Хуана Перона». По уставу руководящие органы партии — Национальный съезди Высший совет — подчинялись ему как «верховному лидеру партии и государства». Перон мог отменять любые решения, принятые партией, пересматривать кандидатуры, обновлять руководящие органы и ставить на рассмотрение партийного съезда или плебисцита любой вопрос, который считал нужным. В руководстве преобладали представители радикалов, консерваторов, военных и клерикальных кругов. Председателем партии стал адмирал А. Тейсайре. Перонистская партия так и не стала действенной партийной организацией, оставаясь передаточным механизмом между лидером и низовыми организациями.

В 1949 г. была создана женская перонистская партия. Этому предшествовала кампания за право голоса для женщин, развернутая женой президента Эвой Перон в печати и на радио. Местные организации женской партии носили характер домовых комитетов, в которых домашние хозяйки приобщались к перонистской доктрине.

Важнейшей частью перонистского движения стали профсоюзы, объединенные в ВКТ. Демократическая структура профсоюзов была заменена централизованной — руководители всех звеньев, за исключением низшего, назначались в министерстве труда. Профсоюзы строились по территориально-производственному признаку во главе с исполкомом соответствующей федерации. Профсоюзные взносы удерживались из зарплаты предпринимателями, через отраслевую федерацию передавались центральному руководству ВКТ, которое выдавало определенный процент нижестоящим организациям. Все отраслевые федерации приняли в своем уставе в качестве преамбулы идеологическую платформу ВКТ, заявляя тем самым о принадлежности к перонистской партии.

Аргентинские профсоюзы приобрели характер государственного института. Единство отраслевых федераций достигалось благодаря их признанию государством. Социальное законодательство и заключение коллективных договоров обеспечивали поголовное участие трудя-

[86]

щихся в профсоюзах. В эти годы рост числа членов профсоюзов полностью соответствовал росту числа трудящихся.

Новая профбюрократия, отобранная и назначенная в министерстве труда, обязанная своими постами Перону, а не профсоюзной массе, стала звеном госаппарата, которое управляло рабочим классом. По меткому выражению одного рабочего лидера, она представляла «не рабочий класс перед правительством, а, наоборот, правительство перед рабочим классом».

По аналогичной с ВКТ схеме были созданы организация предпринимателей — Всеобщая экономическая конфедерация (ВЭК), вместо распущенного Пероном Промышленного союза; Всеобщая кон[1]федерация профессий (ВКП) и Всеобщая университетская конфедерация (ВУК), объединившие средние слои и интеллигенцию.

В соответствии с перонистской доктриной «вождь, руководящие кадры и организованная масса» являлись тремя опорами хустисиалистского государства. Они образовали своего рода пирамиду, основанием которой служили ВКТ, ВЭК, ВКП, ВУК. Перонистская партия была призвана связывать массовые организации с президентом, который являлся одновременно главой государства и лидером движения, венчая, таким образом, политическую надстройку хустисиалистского государства.

Такая система позволяла перонистам контролировать практически все слои населения. Для мобилизации народных масс широко использовался лозунг о «народном суверенитете», под которым трудящиеся участвовали в различных мероприятиях, в первую очередь 17 октября, объявленного днем верности лидеру, и 1 Мая — празднике труда. На проводившихся на Майской площади в Буэнос-Айресе народных ассамблеях принимались программные документы перонизма и назывались официальные кандидаты предстоящих выборов.

В основе идеологии перонизма лежала теория «третьего пути» развития. В мире, разделенном на две социальные системы, Перон провозгласил третий путь между индивидуализмом капитализма и коллективизмом социализма, т. е. развитие Аргентины не капиталистической и социалистической, а национальной: «Как политическая доктрина хустисиализм уравновешивает право индивида с правом общества. Как социальная доктрина хустисиализм устанавливает социальную справедливость, которая дает личности право на общественную деятельность. Как экономическая доктрина хустисиализм создает социальную экономику, ставя капитализм на службу благосостоянию общества» 1, — говорил Перон.

____

1. Peron J.D. La fuerza es el derecho de las bestias. Santiago de Chile, 1956. P. 24.

[87]

На практике организация «единого национального общества» означала государственный патернализм во имя классового мира и государственное регулирование экономики. «Национальное сотрудничество», «единство нации», подчинение «частных интересов интересам нации» противопоставлялись классовой борьбе. «Нужно поддерживать и стимулировать дух профсоюзных организаций, сотрудничающих с перонистским государством в деле справедливости и повышения престижа нации, ставя это выше идеологической и политической борьбы» 1, — гласила доктрина перонизма.

Главная роль в перонистской доктрине отводилась государству, которому придавался надклассовый характер. Выступая посредником между трудом и капиталом, оно должно было создать справедливое общество, свободное от анархии капитализма и централизации социализма, освободить человека от эксплуатации как государством, так и другим человеком. Националистическое государство объявлялось «важнейшей составной частью всеобъемлющего понятия нации». Классово недифференцированный народ отождествлялся с националистическим государством. Все несогласные с перонизмом, выступавшие жертвами заблуждений и нуждавшиеся в перевоспитании или сознательно служившие антинациональным интересам, рассматривались как враги народа.

Противопоставление: хустисиалисты — антихустисиалисты, народ — антинарод раскалывало общество по националистическому признаку, затушевывая его деление на классы. «Хустисиализм в своей сущности является народным. Любая политическая группировка антинародна и поэтому не принадлежит к хустисиализму» 2, — провозглашал Перон.

Исходя из этих посылов, перонистская администрация взяла курс на ограничение деятельности политической оппозиции и неперонистской прессы. Принятые в 1946— 1951 гг. законы лишали оппозицию свободы слова и возможности создавать предвыборные блоки, давали президенту право объявлять осадное положение в мирное время, объявляли уголовным преступлением «неуважение правительственного лица». Перонистское правительство отобрало или скупило у либеральной оппозиции все радиостанции и органы печати, за исключением газеты «ЛаНасьон». Число депутатов ГРС — единственной оппозиционной партии в конгрессе — сократилось с 44 в конце 40-х до 14 в начале 50-х годов.

______

1. Doctrina peronista Buenos Aires, 1948. P. 278.

2. Peron J.D. La fuerza es el derecho de las bestias. Santiago de Chile, 1956. P. 23.

[88]

Большую роль в мобилизации народных масс в поддержку перонистского режима и их воспитании в духе хустисиализма играла Эва Дуарте Перон. Ее брак с Пероном символизировал союз военного и «безрубашечницы» — представительницы народных низов. Внебрачная дочь сельского фермера и кухарки превратилась в первую даму республики. Она выступала как партийный функционер, деятель профсоюзов, лидер перонистской женской партии, совершала поездки по странам Европы с дипломатическими поручениями.

По существу, два харизматических лидера составляли единую команду и действовали по принципу «Перонуправляет, Эва представляет». Перон брал на себя обязанности по руководству государством, Эва занималась общественными делами, осуществляя контроль за деятельностью министерства труда, ВКТ, перонистской женской партии и созданного ею «Фонда Эвы Перон». Фонд финансировался за счет государства и добровольно-принудительных взносов профсоюзов, предпринимателей, а также отчислений от доходов национальных лотерей. Средства Фонда шли на строительство дешевого жилья, больниц, школ, детских садов, раздачу единовременных пособий бедным семьям.

Эва регулярно встречалась с многочисленными делегациями рабочих, которые обращались к ней за помощью: заставить предпринимателей исполнить рабочий закон, улучшить условия труда на ка[1]кой-либо фабрике и т. п. Она выслушивала просьбы, отправляла их в соответствующие учреждения и, действуя от имени Перона, добивалась положительных результатов. Эва превратилась в Эвиту — любимицу «безрубашечников». Так ее стали называть перонистские массы. Деятельность Эвиты не отдалила их от Перона. Наоборот, она укрепляла эту связь, будучи его женой и действуя от его имени.

Выступая как публичный оратор и ежедневно работая с перонистскими массами, Эвита заняла выдающееся место в перонистском движении. Эвита постоянно подчеркивала превосходство Перона и никогда не использовала слово лидер в отношении себя. «Он лидер, я лишь тень его высшего присутствия» 1. Но как «тень Перона» она имела многочисленные титулы: «знаменосецугнетенных масс, или знаменосец трудящихся»; «надежда и страж революции», «щит Перона», «полномочный представитель», но предпочитала «мост любви между Пероном и народом». Эти титулы не были простыми риторическими выдумками, созданными перонистской пропагандой или ею самой. Они являлись адекватными той роли, которую Эвита играла в перонистском движении.

_____

1. Peron Е. La razon de mi vida. Buenos Aires, 1951. P. 114.

[89]

Обычно в своей речи Эвита поднимала три темы: Перон, «безрубашечники» и она сама как связующее звено между ними. При обращении к «безрубашечникам» она разговаривала с ними, как если бы она была Пероном, но сохраняя определенную дистанцию от него. За[1]тем могла изменить направление речи и сама обратиться к Перону, называя его мой генерал, как если бы была частью публики. Эвита могла в выступлении как бы отделить себя от Перона и «безрубашечников», чтобы показать, что она простая женщина, которая любит как Перона, так и «безрубашечников», и посвятила себя работе во имя их счастья. Постоянно повторяя, что главной целью хустисиализма является ликвидация борьбы классов и ее замена их сотрудничеством, Эвита вместе с тем определяла свое место подле трудящихся, а не их хозяев. Ее призывы к единству, дисциплине, вере в Перона создавали атмосферу, где критика и дискуссия были исключены. Эвита создавала культ вождя.

С культом Перона креп и культ Эвиты. Ее миссия сводилась к тому, чтобы беззаветно любить других, «сжигать свою жизнь во имя других». Уже при жизни перонисты называли ее символом социальной справедливости — хустисиализма.

В условиях быстрого роста внутреннего и отчасти внешнего рынков предприниматели старались избежать классовых конфликтов и шли навстречу требованиям рабочих. В период экономического подъема 1946— 1948 гг. рабочий класс добился реальных уступок: поголовная синдикализация всех трудящихся, коллективные договоры в каждой отрасли, общенациональная система социального обеспечения для всех категорий рабочих, оплачиваемые отпуска, замораживание квартирной платы и цен на предметы первой необходимости. Реальная зарплата выросла на 33 %, а учитывая разные льготы — на 70 %. Последние распространялись не только на рабочих, но и на всех малоимущих, принимая во внимание замораживание арендной платы, низкую стоимость жилья и помощь «Фонда Эвы Перон». Главный выигрыш получили малооплачиваемые слои. Если зарплата квалифицированного рабочего выросла на 27 %, то неквалифицированного — на 39 %. Рабочий класс в целом выиграл за счет средних слоев, так как доля рабочих в национальном доходе выросла с 40 до 50 %. Некоторые группы буржуазии, в частности рантье, потеряли в доходах.

Практически исчезла безработица. Рабочие не могли быть уволены без уважительной причины, которую в суде было трудно доказать. Ни один рабочий не мог лишиться работы за свою профсоюзную деятельность. Внутри предприятий власть хозяев была ограничена профсоюзными комиссиями, с которыми они должны были согласовывать

[90]

все изменения на производстве, включая изменение квалификации рабочего, перевод его на другой разряд.

Происшедшие в стране изменения призвана была узаконить принятая в 1949 г. конституция. От своей предшественницы — либеральной Конституции 1853 г. — новый Основной закон отличался социальной направленностью. Отныне собственность имела социальные обязательства (ст. 38), а трудящиеся — социальные права (ст. 37, п. 2 — 10). Естественные богатства провозглашались «неотъемлемой и неотчуждаемой собственностью Нации» (ст. 40).

Конституционная реформа 1949 г. завершила создание хустисиалистского государства. Содержащееся в ней положение о переизбрании президента (ст. 78) призвано было увековечить перонистский режим 1.

_____

1. Constitution de la Nation Argentina. Buenos Aires, 1973. P. 300— 302,306,312.

[91]

Цитируется по изд.: Казаков В.П. Политическая история Аргентины XX века. М., 2007, с. 85-91.

Рубрика