КНДР в 70-е – 90-е годы: смена идеологии
Закрепленная в конституции юридическая обязанность всех структур политической системы КНДР, в том числе государственных органов всех уровней руководствоваться едиными идеологическими установками чучхе свидетельствует о чрезвычайно важной роли, которая отводится в КНДР интегрирующей роли идеологической подсистемы политической системы общества.
Поэтому при выявлении специфики политической системы КНДР одним из важнейших является анализ лежащих в ее основе идеологии, ценностных установок. Идеологические мифы, рисующие светлое будущее и объясняющие трудное настоящее, служат важнейшим орудием правящей элиты для оправдания как ее власти, так жертв и лишений масс во имя этого будущего и, таким образом, представляют собой важнейшее средство идеологического, политического и социального контроля.
Системы мобилизационного типа, вроде существующей в КНДР, в отличие от других общественных систем, возникают как результат целенаправленной деятельности определенных партий и политических движений. В конечном счете такой строй - «порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить се определенным целям» 58.
Главной особенностью эволюции идеологической надстройки КНДР стало то, что в ходе этого процесса лидерам страны пришлось решать непростую задачу: как ревизовать, а затем без излишнего шума списать в архив идеологическую доктрину - марксизм-ленинизм, - которая легитимировала само появление этого режима а затем, на протяжении почти трех десятилетий, официально была его незыблемым кредо. При этом в КНДР не собирались отказываться от ряда существенных элементов политической практики, методов и форм реализации власти правящей элиты, базирующихся на этой доктрине и, по крайней мере, на словах, от ее конечной цели - построения социализма и коммунизма.
Надо заметить, что в первой конституции КНДР, принятой в 1948 году, ничего не говорилось о руководящей идеологии. В новой, «социалистической» конституции 1972 года указывалось, что КНДР «руководствуется в своей деятельности идеями чучхе Трудовой партии Кореи, которые являются творческим применением марксизма-ленинизма к условиям нашей страны» 59.
Первоначально слово «чучхе», буквально означающее «главный сам» 60, или, иными словами, «сам себе хозяин», появилось в выступлении Ким Ир Сена 28 декабря 1955 г. перед работниками партийной пропаганды и агитации «Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе
[25]
в идеологической работе». Сначала он покритиковал слушателей за излишнее внимание к истории, опыту и даже культуре СССР и КНР, а также к их методам социалистического строительства. Затем Ким Ир Сен, посетовав на то, что в КНДР не умеют развивать собственные «замечательные революционные традиции», потребовал «по-настоящему изучать и в совершенстве знать свое собственное» 61.
Истоки философского принципа идей чучхе, который, как разъяснял позже Ким Чен Ир, заключается в том, что «человек - хозяин всего, что он решает все» можно проследить, в том числе, в учении тонхак, получившим широкое распространение в Корее во второй половине XIX века. Один из его главных постулатов гласил, что «человек и бог - это, в сущности, одно и тоже» 62.
На первоначальном этапе в понятие чучхе фактически вкладывалось требование проявлять больше самостоятельности и применять марксизм-ленинизм «творчески», в соответствии с конкретными условиями КНДР. Такова была первая реакция северокорейского руководителя на начавшийся в СССР процесс развенчания культа личности Сталина.
Однако на очередном, IV съезде ТПК в 1961 г. об этих идеях ничего не говорилось. Возможно, это было связано с активным использованием понятия «чучхесон» режимом Пак Чжон Хи в Южной Корее, где оно стало одним из важнейших элементов концепции «национальной», кореизированной демократии. Согласно этой концепции, «национальная самобытность» должна была стать одним из важнейших факторов модернизации РК 63.
О чучхе вспомнили лишь через восемь лет, в 1963 году. В двух выступлениях перед военной аудиторией - в феврале по случаю 15-й годовщины создания КНА и в октябре - перед выпускниками военной академии, носящей его же имя, Ким Ир Сен предложил более развернутую концепцию новой идеологии, которая означала независимость в политике, самостоятельность в экономике и самооборону при защите страны от внешних врагов 64.
Судя по тому, с каким ожесточением в первой из этих речей лидер КНДР обрушился на «современных ревизионистов», которые, мол, «пытаются вымаливать мир у империалистов», в КНДР были явно недовольны недостаточно решительными, по мнению Пхеньяна, действиями Москвы во время Карибского кризиса и прекращением Советским Союзом безвозмездной военной помощи КНДР. Вполне обозначившийся к этому времени советско-китайский раскол предоставил хорошую возможность освободиться от необходимости считаться с мнением «старших братьев» и заявить о намерении проводить «самостоятельный» курс, который был официально закреплен в докладе Ким Ир Сена на 2-й конференции ТПК в октябре 1966 года и в политической программе правительства КНДР, обнародованной на 1-й сессии ВНС КНДР 4-го созыва в декабре 1967 года 65.
[26]
В практической деятельности новые идеи были интегрированы в принцип «опоры на собственные силы», который стал своего рода кредо, которым пытались руководствоваться при решении всех, прежде всего экономичеких вопросов.
Вскоре в КНДР стали провозглашать идеи чучхе «вершиной человеческой мысли» и использовать термин «кимирсенизм» для обозначения учения Ким Ир Сена. Заслуга формулирования идей чучхе в качестве систематизированного учения, носящего имя его создателя - Ким Ир Сена - приписывается Ким Чен Иру 66.
Спустя несколько дней после своего избрания на февральском 1974 года Пленуме ЦК ТПК членом Политкомитета, секретарем ЦК ТПК и утверждения в качестве «преемника» вождя, наследник выступил перед партийными пропагандистами с речью «О некоторых актуальных задачах идеологической работы партии по кимирсенизации всего общества». Сохранив классическую трехчленную структуру нового учения - руководящие идеи, революционная теория и, наконец, методы руководства - он впервые назвал идеи чучхе «кимирсенизмом», объявив его «великими руководящими идеями нашей эпохи... эпохи чучхе» 67.
Выступление это долгое время оставалось закрытым для иностранцев. Центральная печать, до сих публикующая статьи о его «немеркнущем» значении к очередной годовщине документа, ограничивалась лишь упоминанием даты, когда оно состоялось - 19 февраля 68.
В течение того же года Ким Чен Ир в ряде своих выступление выдвинул так называемые «четыре принципа преданности вождю» и «десять принципов установления единой идеологической системы партии», призванные обеспечить безраздельное господство новой идеологической конструкции и ее автора в ТПК 69. Главный упор в практической работе по реализации этих установок был сделан на утверждении в партии и обществе так называемого «революционного взгляда на вождя», заключавшегося в объявлении его «высшим мозгом» народных масс, «единственным центром единения и сплоченности» и провозглашавшего необходимость «безоговорочно» следовать его указаниям 70.
Северокорейцы в открытой печати избегали использования самого название нового учения, по-прежнему обходясь выражением «идеи чучхе». Стремились, видимо, не осложнять и без того непростые в тот период отношения с КПСС, руководству которой появление очередного националистически окрашенного «изма» вряд ли могло понравиться. Тем более, что сам Ким Чен Ир в другом своем закрытом выступлении перед партийными теоретиками и пропагандистами в октябре 1976 г. указал, что «кимирсенизм - это оригинальные идеи, которые, как по их содержанию, так и структуре, не могут быть объяснены в рамках марксизма ленинизма», который был объявлен «революционной теорией исторического периода, предшествовавшего появлению кимирсенизма» 71.
[27]
Тогда же в Пхеньяне заговорили об «исторической ограниченности» марксизма-ленинизма ввиду отсутствия в нем ответов на практические вопросы, возникшие в строительстве социализма и коммунизма 72.
Судя по северокорейским публикациям, одним из главных упущений основоположников этого учения оказалось отсутствие в нем теории, призванной разрешить проблему «преемственности революционного дела вождя», или, иными словами, обоснования наследственной передачи власти в социалистическом обществе 73.
Именно эволюция кимирсенизма как учения, обосновывающего такой способ передачи власти, особенно наглядно показала, что идеи чучхе, как и марксизм в условиях «победившего социализма» в целом ряде стран, довольно быстро были превращены в доктрину, главное назначение которой состояло в том, чтобы оправдывать любые решения, принимаемые новой политической элитой.
В результате всего лишь 8 лет спустя после принятия конституции КНДР 1972 гjlf, в Уставе ТПК. одобренном на VI съезде партии в 1980 гjle ее «единственным руководством к действию» были объявлены только идеи чучхе, без какого-либо упоминая об их связи с марксизмом-ле-нинизмом 74.
Еще шестью годами позже, в 1986 гjle Ким Чен Ир в выступлении перед сотрудниками аппарата ЦК ТПК уже открыто подчеркнул, что идеи чучхе являются «единственным руководящим началом во всей деятельности нашей партии. Кроме идей чучхе в ней не может быть места другим идеологиям, да и вообще в них нет надобности» 75.
Борьба за единомыслие и требования «не знать никаких идей кроме идей чучхе» привели к тому, что уже в 70-х годах произведения классиков марксизма-ленинизма оказались в КНДР фактически под запретом. Они исчезли из книжных магазинов и публичных библиотек и стали доступны лишь узкому кругу штатных партийных идеологов и специалистов.
Фактически чучхе было возведено в ранг всеобъемлющей, не подлежащей сомнению мировоззренческой системы, призванной, по примеру конфуцианства (и в качестве его замены) играть определяющую роль не только в политической практике, но и духовной жизни народа. В этой сфере чучхе, вслед за конфуцианством, стало выполнять определенные функции, которые характерны для религии.
Как во всякой религии, в чучхе появились свои пророки, святые и мученики, святыни и реликвии, и процессы над «еретиками». К первым относятся, безусловно, Ким Ир Сен и Ким Чен Ир. Их труды - священное писание чучхе, их слово - непогрешимо и представляет собой истину в последней инстанции и на все времена. Святые - это прежде всего родители Ким Ир Сена и его жена Ким Чен Сук, от брака с которой появился Ким Чен Ир. Мученики - это Ким Хёк, Цой Гван Су, О Чжун Хыб и некоторые другие соратники Ким Ир Сена по антияпонской
[28]
партизанской борьбе. В этой когорте периодически появляются новые герои. Уже в 90-х годах ее пополнили военнослужащие, погибшие при спасении от пожара деревьев, на которых сражавшиеся против японских колонизаторов корейские партизаны вырезали, согласно официальной историографии, лозунги, прославлявшие «трех полководцев горы Пэкту» - Ким Ир Сена, его жену Ким Чен Сук и Ким Чен Ира, которого якобы уже в то время стали называть «путеводной звездой», предвидя его руководящее будущее. Что же касается святынь, то именно так - «высшей святыней чучхе» официально называют в КНДР Кымсусанский мемориальный дворец, где покоится забальзамированное тело Ким Ир Сена 76. Посещение этого мемориала обязательно не только для каждого корейца, но и практически для всех иностранцев, сколько бы раз они не приезжали в страну.
Как и другие религии, кимирсенизм обзавелся собственным календарем (летоисчисление чучхе), основными датами которого являются даты обращения пророков к пастве (в календаре ТПК это даты наиболее важных выступлений и поездок Ким Ир Сена и Ким Чен Ира) и своими традициями (традиции горы Пэкту, традиции антияпонских партизан и т. п.).
Кое-что в нынешней атрибутике чучхе, унаследовано, видимо, и от христианства. Некоторые западные эксперты связывают это с религиозными склонностями матери Ким Ир Сена - Кан Бан Сок. Во всяком случае, когда на улицах Пхеньяна по случаю дней рождения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира выставляются многочисленные стенды, красочно оформленные близлежащими предприятиями и организациями, на них обязательно присутствуют отретушированные фото «святой троицы» - отца (Ким Ир Сена) - в центре, Ким Чен Ира (сына) и Ким Чен Сук (его матери) - по бокам. Под ними на многих стендах прикреплен макет северокорейского Вифлеема - дома в Мангендэ, где родился Ким Ир Сен.
Разумеется, можно считать чисто случайными или даже гневно отвергать какие-либо аналогии между идеями чучхе, которые, согласно изданной в Пхеньяне «Энциклопедии кимирсенизма», представляют собой «самый высокий этап развития человеческой мысли и революционных идей рабочего класса» 77 и такими «реакционными» учениями, как конфуцианство и христианство, однако человеку, знакомому с христианской традицией, такие аналогии, пожалуй, неизбежно придут на ум.
В конечном итоге кимирсенизм, как и ранее конфуцианство, превратился «в гигантскую смесь различных учений, адаптированную для нужд монархии», которая теперь пряталась под оболочкой псевдосоциалистической фразеологии. Став в качестве идеологии наследственной передачи власти официальным государственным учением, чучхе, как и конфуцианство, уже не могло позволить себе роскошь быть одной из конкурирующих идеологий. Для стабильности политического режима, для обеспечения гладкого процесса передачи власти это учение неминуемо должно было превратиться в жесткую догму, каждый элемент которой
[29]
был санкционирован на самом верху и, как таковой, подлежал бы безусловному следованию и исполнению.
Поэтому интересы установления «безраздельного господства» чучхе, разумеется, потребовали «устранения любых противоречащих ему старых идей, последовательного выкорчевывания, в частности, низкопоклонства» 78.
Низкопоклонством в КНДР называют «рабское, угодливое преклонение перед большими и развитыми государствами» и «нигилистическое отношение к своей нации». Достаточно прозрачно говорится и том, какие государства имеются в виду: низкопоклонники, «угождая другим, становятся на путь ревизионизма, увидев, что другие склонны к ревизионизму. Также легко они готовы следовать и догматизму 79.
Ревизионистами северокорейские лидеры, вслед за китайским руководителями, стали в 60-х годах называть руководство СССР за разоблачение культа личности Сталина и переход к политике мирного сосуществования с Западом.
Следствием курса на предотвращение проникновения иных идей стала политика, направленная на все большую изоляцию северокорейского общества от правдивой информации о процессах и событиях за рубежом, в том числе в социалистических странах, жесткий контроль ТПК над культурными и иными гуманитарными международными обменами.
С середины 80-х годов главным лозунгом идеологической работы в КНДР становится призыв «Жить по-нашему», призванный обосновать дистанцирование КНДР от процессов, развертывавшихся в тот период в СССР и восточноевропейских странах.
Конституция КНДР в редакции 1992 г. уже не содержит каких-либо упоминаний о связи идей чучхе с марксизмом-ленинизмом и в императивной форме сообщает, что КНДР «руководствуется в своей деятельности идеями чучхе». Также исчезли формулировки о марксизме-ленинизме и пролетарском интернационализме из статьи основного закона, посвященной принципам внешней политики КНДР 80.
Таким образом, новая редакция конституции подвела черту под почти 40-летней эволюцией официальной идеологии режима от марксизма- ленинизма к чучхе, или кимирсенизму.
Всем своим ходом этот процесс подтвердил, что то идеологическое течение, которое почти полвека считалось господствующим в КНДР, так и не стало мировоззрением правящей элиты, а выступало, похоже, как форма проявления традиционной политической культуры, приспособленная к конкретно-исторической обстановке второй половины XX в., в которой оказалась Северная Корея. Это учение лишь использовалось режимом для легитимации своей власти в определенных исторических обстоятельствах.
Все упоминания о марксизме-ленинизме были удалены из конституции КНДР в апреле 1992 года - четыре месяца спустя после распада СССР -
[30]
государства, благодаря которому на карте мира появилась КНДР. Такое «совпадение» дает достаточно оснований предположить, что именно исчезновение Советского Союза послужило решающим фактором, позволившим руководству КНДР окончательно дистанцироваться от учения, которое в его глазах окончательно утратило практическую ценность из-за этой самой громкой из неудач осуществлявшейся на его основе общественно-исторической практики.
После этих событий на первый план в КНДР выходит лозунг построения «социализма корейского образца», который на деле постепенно утрачивает классовое содержание и в настоящее время превратился в идеологическое прикрытие политики северокорейского национализма и прагматизма. призванных обеспечить выживание северокорейской правящей элиты в новой исторической обстановке.
В ходе этого процесса северокорейские идеологи, в частности, были вынуждены выдвинуть ряд теоретических постулатов, призванных хотя бы отчасти объяснить новые явления в стране и мире. Ставилась также задача затемнить, самый, возможно, главный вопрос, поставленный нынешней северокорейской действительностью: о причинах неработоспособности северокорейской экономической модели развития. Это отчетливо выявил как ход экономического соревнования с Республикой Корея, так и неспособность Пхеньяна самостоятельно справиться с последствиями стихийных бедствий, обрушившихся на север полуострова в середине 90-х годов.
В КНДР стали утверждать, что «главным при рассмотрении общества должны быть не материальные условия, а человек; процесс развития общества необходимо рассматривать не как естественно-исторический процесс, а как процесс самостоятельной и творческой деятельности народных масс» 81.
Поэтому «первоочередным основным вопросом» после установления социалистического строя было объявлено «повышение сознания людей», или «идеологическая революция», цель которой - «избавление людей от старой идеологии и культурной отсталости и превращение их в людей коммунистического склада» 82.
В Пхеньяне видят свою заслугу в том, что именно ТПК «выдвинула теорию» о том, что «идеология решает все». По мнению Ким Чен Ира, идеи являются «решающим фактором, определяющим действия человека». На этом основании делается «открытие», гласящее, что «превосходство социалистического общества над капиталистическим - это идеологическое превосходство», а «мощь социализма - в силе его идеологии» 83.
В результате такой постановки решение экономических проблем теряет актуальность и правящий режим освобождается от ответственности за состояние дел в этой сфере. Отныне «самый важный вопрос « для успешного строительства социализма заключается всего лишь в том, чтобы
[31]
«вооружить всех членов общества едиными революционными идеями... идеями чучхе и достичь на этой основе их идейного единства» 84.
Какова же суть этих «революционных идей», в чем «зерно» этой теории, если использовать термин, создание которого официальные идеологи приписывают самому Ким Чен Иру.
Впервые базовое понятие этой теории - общественно-политический организм, или коллектив - было выдвинуто Ким Чен Иром в его упомянутой выше беседе с ответственными работниками ЦК ТПК 15 июля 1986 года.
Как заявил северокорейский руководитель, народные массы, под руководством партии добившись идейно-организационного сплочения вокруг вождя, превращаются вместе с ними в одно целое, в «общественно-политический организм, обладающий вечно неугасимой и самостоятельной жизнеспособностью» 85.
При осуществлении идеологической революции, отмечал он в 1992 году, ТПК «делает главный упор на то, чтобы выработать у людей верный взгляд на вождя, организацию и массы, сплотить всех вокруг вождя и партии и сделать их единым общественно-политическим организмом, в котором они связаны общностью судьбы» 86.
Вождь был объявлен «наивысшим мозговым центром» этого образования, лидером, «представляющим волю народных масс», который «в едином порядке направляет жизнедеятельность» этого коллектива 87.
Партии в этом образовании отводится роль «ядра народных масс», или «стержня» общественно-политического организма. В последующем ее функции были описаны в терминах, более коррелирующих с главной категорией теории - она была названа «хребтом» этого организма 88.
Для понимания места и роли масс в этой структуре прежде всего необходимо обратиться к понятиям «политической» и «физической», или «физиологической» жизни, ставшими с этого же времени одними из основных в официальной пропаганде режима.
Первое из них было введено Ким Ир Сеном еще на 10-м Пленуме ЦК ТПК 4-го созыва в 1964 году. Десять лет спустя, в Постановлении ЦК ТПК о десяти принципах установления единой идейной системы партии, указывалось, что политическая жизнь «даруется» вождем.
Главное отличие между этими двумя формами жизни, заключается в том, что «общественно-политическая жизнь дороже физиологической, а жизнь общественного коллектива дороже жизни отдельной личности». Более того, само существование индивидуума «немыслимо» в отрыве от жизни общественного коллектива 89.
Приобщиться к общественно-политической жизни можно лишь став членом такого коллектива - ТПК или руководимой партией общественно-политической организации (профсоюзной, молодежной и т.п.). Именно таким образом человек вступает в «идейно-организационное единение с вождем» и даже устанавливает с ним «кровную связь» 90.
[32]
Массам, которые на словах провозглашены «хозяевами государства и общества», на деле в этом организме оставлена лишь возможность «без ос-татка вручить свою судьбу вождю» и демонстрировать «верность» ему путем «беспрекословного» выполнения его руководящих указаний.
Не забыта в нем и роль северо корейской номенклатуры. Напомним, что эта теория была выдвинута молодым лидером в выступлении перед работниками аппарата ЦК ТПК. Видимо, именно им в первую очередь адресовано положение о том, что «поскольку вождь представляет собой центр существования партии и народных масс, преданность партии и верность народу должны находить свое концентрированное выражение в чувстве преданности вождю» 91.
Об этом же говорит и требование Ким Чен Ира о необходимости всегда «и в благоприятных, и неблагоприятных условиях делить горе, радость и судьбу только с вождем, партией и массами» 92.
В связи с этим северокорсйский лидер недвусмысленно предостерег тех, кто «почувствует разочарование от того, что его родина является отсталой страной», или же «изменит родине-матери..., которая находится в опасности, и бросится спасать лишь свою собственную шкуру» 93.
В северокорейском общественно-политическом организме партия и массы не мыслят своего существования без вождя. Они оказываются связаны с ним «одной жизнью и разделяют судьбу друг с другом». Их «нельзя ни отделить друг от друга, ни противопоставить друг другу» 94. Только в этом случае такой организм обретает «бессмертие».
В этом тезисе, по-видимому, заключается суть учения об общественно-политическом организме - населению КНДР внушается мысль о том, что интересы вождя, элиты и народа всегда совпадают. Более того само существование народа и страны объявляется утрачивающим смысл, невозможным и даже ненужным без вождя. Наиболее яркое выражение эта установка нашла в начавшемся распространяться в КНДР с середины 90-х годов лозунге, посвященном Ким Чен Иру - «Без Вас нет и родины» 95.
Северокорейские идеологи, разумеется, правы в том, что в капиталистическом обществе такое идейно-политическое единство общества «немыслимо» и в этом отношении КНДР, безусловно, добилась идеологического превосходства над капитализмом.
Но даже в таком идеально организованном, по крайней мере, теоретически, симбиозе, каким является северокорейский общественно-политический организм, видимо, возникают определенные проблемы со здоровьем его важнейших структур, и, в частности, упомянутого выше его «хребта».
С начала 90-х годов вторым по важности, после верности вождю, требованием, предъявляемым к северокорейской номенклатуре, стало установление «правильных метода и стиля работы».
Повышение внимания к этой проблеме было вызвано событиями в бывшем СССР и странах Восточной Европы. В Пхеньяне не могли не
[33]
заметить, что правящие партии в этих странах потеряли власть не в последнюю очередь потому, что партийная и государственная верхушка утратили связь с массами.
По мнению некоторых исследователей, негативные черты северокорейской номенклатуры - монополизация привилегий, местничество, коррупция, непрофессионализм чиновников - разлагали общество изнутри и дискредитировали органы власти. Причем эти явления приобрели такой масштаб, что стали рассматриваться руководством как социальное зло, которое способно погубить дело социализма 96.
Как предупреждал партийный аппарат Ким Чен Ир, какой бы правильной ни была политика партии, но если у руководителей методы и стиль работы окажутся неудовлетворительными, то эта политика «не получит поддержки народа и не сможет последовательно претворяться в жизнь» 97.
Для установления правильных методов и стиля работы северокорейский руководитель призвал бороться против чванства и бюрократизма. По его словам, эти явления «чужды самой природе» партии рабочего класса, а их появление в социалистическом обществе связано, «главным образом, с пережитками старой идеологии, сохранившимися в сознании работников» 98.
Для более адекватного представления о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться рядовым северокорейцам при общении с властными и другими официальными структурами представляется необходимым сделать своеобразную выборку из высказываний руководителей КНДР, содержащих перечень как отрицательных черт; которые присущи северокорейской номенклатуре, так и тех положительных качеств, которыми должны, в идеале, обладать ее представители. В числе первых - «отчужденность от масс», «важничанье», «кичливость», «стремление к личной выгоде, привилегиям и льготам», «субъективизм,» «бюрократизм,» «формализм» и другие «устаревшие методы и стиль работы» 99.
В то же время от них требуется «с высокой человечностью и добротой относиться ко всем людям, уважать их человеческой достоинство», «своевременно решать вопросы в их общественно-политической жизни» и не допускать «никакой дискриминации», вести себя «скромно и простодушно», жить «бескорыстно и честно», «добросовестно соблюдать государственные законы и правила», быть «образцом и зеркалом для масс» 100.
Какие же рецепты предложены для борьбы с негативными явлениями? Руководящим работникам рекомендовано почаще бывать «в гуще масс» и, находясь там, «ставить во главу угла политическую работу». Цель этого метода, который в КНДР принято рассматривать как некую универсальную отмычку при решении всех проблем - от сугубо технических вопросов до получения нужного идейного содержания снимаемого кинофильма - выявить энтузиазм масс и поднять их на революционную борьбу на строительство нового общества 101.
[35]
рам и легитимации в век сложного, индустриального массового общества не только нереалистичны, но могут прямо привести к реалиям тоталитарной системы за счет ее псевдодемократической маскировки 102.
В условиях, когда марксизм-ленинизм окончательно утратил свою ценность в глазах руководства КНДР как теория, способная обеспечить легитимность нынешнему режиму, а «буржуазные» политические учения по-прежнему неприемлемы по идеологическим и политическим соображениям, теория общественно-политического организма стала новой идеологической доктриной режима.
Эта доктрина призвана обосновать самобытность и уникальность созданного в КНДР общественного строя и тем самым обосновать претензии правящей группировки на то, что эта страна и происходящие в ней политические, экономические и социальные процессы находятся вне поля действия общемировых законов развития, или уж, по крайней мере, основных тенденций нашей эпохи.
[36]
Цитируется по изд.: Жебин А.З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен. М., 2006, с. 25-36.
Примечания
58. Основы политической науки. Ч. 2. С. 104.
59. О социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики. - Пхеньян: ИПИнЯз, 1975. С. 61.
60. Дмитриева В.Н. Лозунги и идеологическое воспитание народных масс в КНДР II Корея в поисках мира и процветания. - М., 2004. С. 170.
61. Ким Ир Сен. Об изжитии догматизма и формализма н установлении чучхе в идеологической работе. - Пхеньян, 1973. С. 9.
62. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. - Пхеньян: ИЛИнЯз. 1982. С. 10; Park Won. Traditional Korean Thought. - Seoul: «Inha Univ. Press», 2002. P. 105.
63. Прошин A.A., Тимонин A.A. Указ. соч. С. 112-113.
64. Ким Ир Сен. Сочинения. - Пхеньян, 1984. Т. 17. С. 96-96, 435.
65. Ким Ир Сен. Современное положение и задачи нашей партии. Доклад на конференции Трудовой партии Кореи 5 октября 1966 г. // Сочинения. Т. 20. - Пхеньян, 1986; Еще последовательнее воплотим революционный дух независимости, самостоятельности и самообороны во всех областях государственной деятельности. Политическая программа правительства КНДР, обнародованная на I сессии Верховного Народного собрания КНДР 4-го созыва. - Пхеньян: ИЛИнЯз, 1967. С. 10.
66. Ан Мин Хи. Чхинэханын чкдоча кимчерир тончиый пульмельый хенмен опчок (Бессмертные революционные заслуги дорогого товарища Ким Чен Ира). - Пхеньян, 1987. С. 11-14.
67. Ким Чен Ир. Избр. соч. - Пхеньян, 1994. Т. 4. С. 13-15.
68. См.: «Нодон синмун», 19.02.1999; 19.02.2004.
69. Ан Ман Хи. Указ. соч. С. 66-67.
70. Ким Чен Ир. Избранные сочинения. - Пхеньян: Изд-во ТПК, 1994. Т. 4. С. 141-142.
71. Ким Чен Ир. Кимилсончжуыи токчхансоныль ольке инсикхальте тэхаё (О правильном понимании оргинальности кимирсенизма). - Пхеньян: Изд- во ТПК, 1984. С. 1,4.
72. Ли Чон Чан, О Хэ Сун. Чончхи ено хэсопь чип (Политический толковый словарь). - Пхеньян: «Кымсон», 1987. С. 75-76.
73. Витэхан сурсн кимирсен тончжиый пульмерый хенмен опчжок (Бессмерт-ные революционные заслуги великого вождя товарища Ким Ир Сена). - Пхеньян: Изд-во ТПК, 2000. Т. 20. С. 4.
74. Устав Трудовой партии Кореи. - Пхеньян, 1980. С. 1.
75. Ким Чен Ир. О некоторых вопросах воспитания на идеях чучхе... С. 9.
76. Чосон чунан ненгам (Центральный ежегодник Кореи). - Пхеньян: ЦТАК, 2005. С. 185.
77. Кимнльсончуи чхонсо (Энциклопедия кимирсеннзма). - Пхеньян: Изд-во ТПК, 1988. С. 1.
78. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе. - Пхеньян: ИЛИнЯз, 1982. С. 45.
79. Там же.
80. Социалистическая конституция Корейской Народно-Демократической Республики. - Пхеньян: ИЛИнЯз, 1993. С. 1,3.
81. Ким Чен Ир. Исторический урок строительства социализма... С. 71.
82. Там же. С. 74.
83. Там же. С. 75-76.
84. Там же.
85. Ким Чен Ир. О некоторых вопросах воспитания на идеях чучхе... С. 20.
86. Ким Чен Ир. Исторический урок строительства социализма... С. 77.
87. Ким Чен Ир. О некоторых вопросах воспитания на идеях чучхе... С. 20.
88. Ким Чен Ир. Исторический урок строительства социализма... С. 78.
89. Ким Чен Ир. О некоторых вопросах воспитания на идеях чучхе... С. 26.
90. Там же. С. 21-23.
91. Ким Чен Ир. Исторический урок строительства социализма... С. 25.
92. Ким Чен Ир. О некоторых вопросах воспитания на идеях чучхе... С. 28.
93. Там же.
94. Ким Чен Ир. Исторический урок строительства социализма... С. 24.
95. Сурен, тан, тэчжуный ильсимтангель (Единодушная сплоченность вождя, партии, масс). - Пхеньян: «Кымсон», 1994. С. 88.
96 Горелый И.О. Внутриполитические процессы в Северной и Южной Корее на рубеже 80-90-х годов // «Актуальные проблемы Корейского полуострова». Сб. статей. Вып. 1. - М., 1996. С. 77.
97 Ким Чен Ир. Победит социализм нашего образца, служащий интересам народных масс. - Пхеньян: ИЛИнЯз, 1991. С. 48.
98 Там же. С. 49.
99 Там же. С. 48-50.
100 Там же. С. 50-51.
101. Там же. С. 52.
102. Brother K.D. Op. ch. P. 31-32.