Кампучия – колония Франции (1917-1945)

Кампучия – колония Франции (1917-1945)

В период новейшей истории Кампучия (до 1976 года Камбоджа) входила в состав Индокитайского Союза — французского колониального владения в Индокитае (созданного в 1883 г.), куда были включены также подпавшие под колониальное господство Франции Вьетнам и Лаос 1.

Колониальные власти сохранили институт кхмерской монархии, старались не трогать привилегий феодальной верхушки, чтобыуправлять страной, как можноменее вступаяв непосредственныйконтакт с местным населением. Однако действия кхмерскойадминистрации и на уровне провинций контролировались французскими резидентами. В руках французской администрации было сосредоточено управление финансами, таможней, общественными работами. В административном отношении Кампучия делилась на провинции (кхеты), округа (сроки), общины (кхумы), в которые входило от одной до нескольких деревень (пхумов).

На вершине социальной иерархии кхмерского общества стоял король и его родственники до пятого колена. Все они находились при короле и считались членами королевского дома. Лица более отдаленной степени родства занимали различные должности в администрации и носили особые знаки отличия. Они составляли нечто вроде наследственного дворянства.

Следующую ступень иерархической лестницы занимали правители провинций (кхетов). Каждый такой правитель назначая штат чиновников — заместителя, помощников «правой» и «левой» руки, правителей округов. На низшей ступени иерархической лестницы находились правители кхумов и старосты деревень, избиравшиеся жителями и утверждавшиеся правителем кхета.

Родственники короля, чиновники и буддийское духовенстве составляли привилегированное сословие, освобожденное от уплаты налогов и несения трудовой повинности. Налогоплательщиками были члены крестьянской общины в возрасте от 18 до 50 лет. На них также падала и обязанность по исполнению трудовой повинности. Лица в возрасте с 15 до 18 и от 50 до 70 лет занимались работами внутри общины — поддерживали в поряд-

[06]

ке дороги и дамбы, рыли каналы, строили джонки, рубили лес, резали бамбук и выполняли другие, более легкие работы.

Налоги и поборы были чрезвычайно обременительными. Кампучийский крестьянин отдавал до 3/4 урожая в виде налогов, поборов и различного рода подарков. Так, он должен был сдавать в пользу короля 1/10 урожая, платить подушный налог, сборы в пользу духовенства, делать подношения чиновникам 2.

Расслоение деревни и подрыв общинных устоев сопровождались процессом образования частной собственности на землю, чему способствовала политика колонизаторов, стремившихся создать наиболее благоприятные условия для эксплуатации Кампучии французской буржуазией. Была разрешена купля- продажа земли, ее передача по. наследству, сдача в аренду и т. д. В соответствии с кампучийскими законами собственность на землю связывалась с обязанностью ее обрабатывать. Если в- течение трех лет земля пустовала, право на обладание ею утрачивалось. Французские колонизаторы с самого начала стремились установить «абсолютную и полную», ничем не обусловленную собственность на землю. В соответствии с указом короля 1897 года все, кто купил или получил в концессию землю, приобретали ее в «полную и неотъемлемую собственность» 3. Эта же формула была повторена в гражданском кодексе Кампучии в 1920 году 4. Однако в целом процесс приватизации земли протекал крайне медленными темпами по сравнению, например, с соседним Вьетнамом и не привел к образованию крупного феодально-помещичьего землевладения 5.

Основную этническую группу населения Кампучии составляли потомки древних кхмеров, издавна населявших территорию страны. К 1917 году их численность составила более 1 миллиона. Кроме них в стране проживали китайцы (около 106 тысяч), давно переселившиеся туда вьетнамцы (около 100 тысяч), тямы, малайцы (25 тысяч), индийцы; различные горные племена. Лица некхмерской национальности занимались главным образом ремеслом и торговлей. Как и местное население, они облагались, многочисленными повинностями. По указанию местных властей они обязаны были нести расходы, связанные с приемом высших: сановников королевства, устройством праздников и т. д.

В Кампучии велась добыча и обработка драгоценных камней. Значительных успехов достигли ремесленники в изготовлении шелковых и хлопчатобумажных тканей, обработке золота и серебра; а также резьбе по дереву и слоновой кости. Было налажено производство сахара, рисовой водки, растительных масел, плетеных изделий из тростника и бамбука. Имелись мастерские по изготовлению керамической посуды для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, налажено производство сампанов и джонок. Многие деревни и даже отдельные районы специализировались на производстве определенных товаров. Целый ряд городов уже представлял собой торговые центры, создавался внутренний рынок.

[07]

Проникновение французской промышленной продукции на внутренний рынок не привело в Кампучии, да и вообще в странах Индокитая, к таким трагическим последствиям, как английской — в Индии. Причина заключалась не только в том, что французская промышленность и торговля были гораздо менее развиты, чем английская. Причина была также и в том, что в Кампучии ремесло оставалось тесно связанным с сельским хозяйством. По данным 1908 года, в промышленном производстве в стране (на уровне производственных мастерских) было занято 30 европейцев и 3500 местных жителей. Для сравнения отметим что в Кохинхине в это же время в промышленном производстве было занято 400 европейцев и 25 тысяч местных жителей 6.

В 1917—1945 годы Кампучия оставалась отсталой сельскохозяйственной страной, окраиной французских колониальных владений в Индокитае. Общий для трех стран Индокитая процесс формирования классов современного общества — пролетариата и буржуазии шел там крайне медленно. При этом здесь сравнительно быстрее, как и в соседнем Вьетнаме, протекали процессы складывания и формирования пролетариата, а не местной буржуазии 7, что породило характерные для региона особенности становления и развития национально-освободительного движения.

Главной продовольственной культурой в стране оставался рис, играя роль и всеобщего эквивалента. В 1920 году экспорт риса составил 300 тысяч тонн, тогда как всего в стране было произведено его 500 тысяч тонн 8. В 1927 году площади под рисом в Кампучии выросли до 900 тысяч га (1904 год — 300 тысяч га) 9. Представление о площади под рисом и урожайности с 1 га в 1919—1929 годы по отдельным районам страны дают следующие цифры 10: в Баттамбанге—122 тысячи га, 1300 кг; в Свайриенге — 61 тысяча га, 1100 кг; в Кампонге — 58 тысяч га, 500 кг; в Прэйвенге — 55 тысяч га, 1100 кг; в Кампонгтяме — 45 тысяч га, 120 кг; в Кандал-Кампонгспы — 40 тысяч га, 1200 кг; в Такео — 28 тысяч га, 900 кг; в Компонгчхнанге — 26 тысяч га, 1300 кг; в Поусате — 15 тысяч га, 1100 кг; в Кратьэхе — 5 тысяч га, 1500 кг; в Стынгтраенге — 3 тысячи га, 1400 кг.

Скотоводство было также одним из главных занятий местного населения. Количество скота в Кампучии по сравнению с I другими странами Индокитайского Союза было значительным. По данным 1922 года, скот распределялся следующим образом (тыс. голов) 11.

 

Быки

Буйволы

Свиньи

Лошади

 

 

 

 

 

Кампучия

827

553

600

40

Аннам

34,8

235

391

20

Кохинхина

        410

390

13

Тонкин 

197

380

864

21

Лаос

        568

225

10

 

 

 

 

 

 

[08]

Ежегодно из Кампучии в страны Юго-Восточной Азии в 1910—1921 годы вывозилось 25—60 тысяч голов крупного рогатого скота. Экспортными по преимуществу культурами в Кампучии в 1919—1922 годы были перец, хлопок, каучук, соя, табак, кукуруза, шелковица, капок и некоторые другие. Плантации перца были сосредоточены в довольно ограниченном районе на юго-востоке страны. Сбор перца достиг в 1922 году около 2 тысячи тонн в год 12. Почти весь экспорт перца шел во Францию.

Кампучийский хлопок пользовался прекрасной репутацией, особенно в Японии. Ежегодное производство хлопка достигало в 1905, 1914 годы 8 тысяч тонн, в 1908, 1912 годы —7 тысяч, в 1917 году — 5 тысяч, в 1919 году — 4,2 тысячи тонн 13. Однако дальнейшее развитие производства хлопка было лимитировано рынками сбыта (он находил хороший сбыт главным образом в Японии), кроме того, и это была главная причина, в 20-е годы его вытесняла культура гевеи, для которой необходимы были те же земли, что и для хлопчатника, но в продукции которой в неизмеримо большей степени нуждалась Франция. В 1921—1922 годы под гевеей в Кампучии было занято 1224 га, а в 1945 году эта культура выращивалась уже на площади 29 922 га. Инвестиции французских монополий в производство каучука накануне второй мировой войны составили около 60% всех инвестиций в Кампучии 14.

Несмотря на то что производство наиболее ценных культур было ориентировано в основном на Францию, Кампучия поддерживала оживленные торговые связи с Кохинхиной, Филиппинами, Сингапуром, Японией. Гонконгом и другими странами и территориями региона. Внутренние торговые операции осуществлялись в основном китайскими торговцами, в них принимали участие также индийские, малайские, вьетнамские торговцы. Оптовая торговля находилась в основном в руках французских фирм.

Проникновение капиталистических отношений и установление системы колониальной эксплуатации в Кампучии прежде всего сказалось на положении крестьянства. Чтобы выплатить налоги, которые с установлением колониального господства стали взиматься в денежной форме, крестьянин вынужден был все в большей степени переходить на производство экспортных культур, а также расширять посевы традиционных культур — риса, кукурузы, излишки которых шли на экспорт. Росла зависимость крестьянства от китайского, индийского, вьетнамского торгово-посреднического капитала.

Годы французского господства ознаменовались упорной борьбой кхмерского народа за свое освобождение от колониального угнетения. Движущей силой этих выступлений было крестьянство, протестовавшее подчас не только против колониального гнета, но и против местной феодальной знати, зачастую вступавшей в сговор с иностранными поработителями, чтобы -сохранить свои феодальные привилегии 15.

[09]

Одно из крупных движений крестьян в Кампучии развернулось в январе-феврале 1916 года. Население было недовольно налогами, призывом в армию, но непосредственным толчком к выступлению послужили злоупотребления администрации при мобилизации населения для строительства национальной дороги № 1. В движении, охватившем западные районы страны, приняло участие около 100 тысяч человек. 30 тысяч манифестантов с 5 января по 24 февраля 1916 года были допущены в Пномпень, где изложили свои требования королю 16.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России, послужившая мощным толчком к развитию освободи- тельного движения во Вьетнаме, способствовала росту движения за национальное возрождение и в Кампучии. В начале колониальных захватов в Индокитае только создавались условия для проникновения французских частных инвестиций в экономику Кампучии и другие захваченные Францией страны Индокитая. В 20-е годы начался интенсивный приток частного капитала из Франции во все отрасли экономики стран Индокитая. К 1930 году вложения французского частного капитала увеличились по сравнению с 1918 года почти в 8 раз 17. Основная масса инвестиций направлялась в наиболее богатые и развитые части Французского Индокитая, преимущественно в Кохинхину. Кампучия оставалась и после 1917 года задворками французской колониальной империи в Индокитае.

Создавая благоприятные условия для проникновения в страну частных французских капиталовложений, администрация протектората предприняла значительные усилия по созданию в стране современной инфраструктуры. Если в 1910 году в Кампучии имелось только 406 км мощеных дорог, то в 1920 году их насчитывалось уже 1518 км, в том числе дороги для автомобильного со-общения, связывавшие Пномпень с Сайгоном, Баттамбангом и Кампотом. В 1929 году был построен мост через р. Бассак, а в 1932 году открыто железнодорожное сообщение между Пномпенем и Баттамбангом 18.

В это же время Кампучия сделала первые шаги в создании системы народного образования. В 1937 году в начальных школах насчитывалось почти 50 тысяч учащихся 19.

Процесс формирования современных общественных классов в Кампучии в эти годы развивалсямедленно. В отличие от соседнегоВьетнама концентрацияземли, развивавшаясяв Кампучии в годы протектората, не привелаздесь к созданию значительной прослойки безземельного крестьянства. Основной тенденцией развития кампучийской деревни в 30—40-е годы было образование в стране значительной прослойки малоземельного крестьянства — примерно 88% земельных собственников в главных рисоводческих районах страны составляли крестьяне, наделы которых не превышали 5 га. Одной из основных форм эксплуатации крестьян был ссудный и ростовщический капитал, сферу деятельности которого было втянуто 80—85% крестьян-

[10]

ских хозяйств. Займы обычно давались под урожай, ссудный процент равнялся 100—150, иногда 200 [процентов] 20.

Общая численность рабочих в Кампучии накануне второй мировой войны не превышала 20—25 тысяч. Ядром рабочего класса были плантационные рабочие (10—12 тысяч), в основном вьетнамского происхождения. Остальные были рассредоточены главным образом по мелким промышленным предприятиям 21.

Таким образом, кампучийское общество накануне мирового экономического кризиса представляло собой довольно пеструю картину. Феодальная аристократия стояла на позициях сотрудничества с колониальными властями; национальной буржуазия фактически не существовало, ибо небольшое число полукустарных промышленных предприятий находилось в руках в основном французской и китайской буржуазии. Интеллигенция и мелкая буржуазия были немногочисленны, в административном аппарате колонизаторы на низших и средних должностях использовали преимущественно вьетнамцев. В массе крестьянства (в основном мелкого и среднего) все еще преобладали традиционные «царистские» настроения. Рабочий класс только начиная формироваться.

Мировой экономический кризис 1929—1933 годов оказал большое влияние на экономику французских колоний в Индокитае значительно ухудшил положение населения во Вьетнаме, Кампучии и Лаосе. В это время в Индокитае, особенно во Вьетнаме, начался рост рабочего и национально-освободительного движения. Страны Индокитая вступили в новый этап национально-освободительного движения, когда была образована Коммунистическая партия Индокитая (1930 г.), а в ее составе создана Кхмерская секция.

С апреля 1929 по май 1930 года во Вьетнаме было зарегистрировано 38 забастовок. Забастовочное движение развивалось и » Кампучии. 21 июня 1929 года в Пномпене началась забастовка рабочих-транспортников, 3 октября вспыхнула еще одна забастовка среди рабочих Пномпеня. В августе 1930 года среди китайско-вьетнамского населения на границе с Кохинхиной, в Пномпене и Камлоте распространялись листовки, призывавшие к борьбе против колониального гнета, за улучшение положения трудящихся. 14 человек были арестованы французскими властями и 25 высланы за пределы Индокитайского Союза 22.

Учитывая различия в уровнях развития революционного движения в Индокитае, степени его зрелости, подготовленности и т. д., Исполком Коминтерна высказался за то, чтобы оказание помощи кампучийской и лаосской революциям было поручено вьетнамским коммунистам 23. В 1930 г. вьетнамские коммунисты имели уже выработанные и утвержденные пленумом ЦК КПВ в октябре месяце Политические тезисы, ставшие основополагающим документом в деле руководства революционными процессами в Индокитае. В тезисах отмечалось, что основное противоречие в Индокитае — противоречие между рабочими, кре-

[11]

стьянами, другимитрудящимися, с одной стороны, И империалистами помещиками, капиталистами— с другой.

Тезисы определяли революцию в Индокитае как буржуазно, демократическую при руководящей роли пролетариата; как аграрную революцию, имеющую цель ликвидировать феодальные пережитки и дать землю крестьянам; как антиимпериалистическую революцию, направленную на свержение власти империалистов, на достижение странами Индокитая полной независимости и обеспечение условий для их перехода к социализму минуя капиталистическую стадию развития. Лишь свергнув власть империалистов, можно ликвидировать феодальный режим, говорилось в тезисах. Главными силами революции являются рабочие и крестьяне при руководящей роли рабочего класса, Необходимо руководство движением со стороны Коммунистической партии, имеющей правильную политическую линию. В тезисах подчеркивалось, что при отсутствии в Индокитае революционной ситуации лозунг партии должен заключаться в том, чтобы через выступления за повседневные интересы трудящихся готовить массы к революционным боям. При возникновении революционной ситуации надо выдвигать лозунг о захвате власти рабочими и крестьянами путем вооруженного восстания 24.

В октябре 1930 года пленум ЦК КПВ принял решение о переименовании партии в Коммунистическую партию Индокитая (КПИК) и о созыве партийного съезда. Политические тезисы, принятые пленумом ЦК КПВ, имели большое практическое и теоретическое значение для всей деятельности вновь созданной КПИК, после того как были утверждены и развиты в ходе проходивших позднее съездов н пленумов ЦК КПИК-

Предыстория нашей партии, отмечается в статье Сай Бутхрнга, члена Политбюро, секретаря ЦК НРПК, «начинается с Компартии Индокитая. Именно тогда были ясно осознаны две важнейшие исторические закономерности, которыми должны руководствоваться коммунисты полуострова: необходимость соединения борьбы за национальное освобождение с борьбой за освобождение социальное и важностью укрепления союза трех революций — вьетнамской, кампучийской, лаосской. Реализация названных закономерностей — необходимое условие достижения победы, что и подтверждено результатами нашего движения по нелегкому, длительному, но в конечном счете успешному пути» 25.

В письме ЦК КПИК от 9 декабря 1930 года говорилось: «В политическом отношении все три страны испытывают один и тот же гнет — гнет французского империализма и находятся под управлением империалистического правительства, единого для всего Индокитая. Революционное движение в одной стране без участия в нем двух других стран не может привести к свержению власти французских империалистов» 26.

В начале 1930 года первые коммунистические ячейки появились

[12]

в Кампучии. В пномпеньском колледже Сисовата была создана первая коммунистическая группа27. Затем начала действовать коммунистическая группа в районе каучуковых плантаций в Кампонгтяме. В конце 1931 года КПИК организовала революционные базыв Пномпене, Кандале, Кампонгтяме, Кратьэхе. В 1932—1933 годы был создан и действовал ряд партийных ячеек. К 1934 году в Кампучии имелся Комитет уполномоченных КПИК, 7—8 ячеек с 30 членами партии и несколько сот сочувствующих. Во главе коммунистического движения в Кампучии по поручению КПИК находился в то время Тхач Чён. Он вступил в КПИК в 1932 году, работая на рыболовецких промыслах на озере Тонлесап 28

Создание коммунистических ячеек проходило на фоне усиления национально-освободительного движения в Кампучии и в целом в Индокитае. Особенностью движения в Кампучии было участие в нем представителей буддийского духовенства, требовавшего вместе со всей прогрессивной общественностью страны проведения демократических реформ. Однако выступления народа были подавлены, а сами условия существования коммунистических ячеек в Кампучии оказались чрезвычайно затруднены. Тем не менее общий подъем национально-освободительного движения, развернувшегося на фоне мирового экономического кризиса, содействовал дальнейшей активизации деятельности КПИК. Ее усилия в соответствии с решениями VII конгресса Коминтерна в тот период были направлены на создание Демократического фронта Индокитая, проведение в Пномпене Индокитайского конгресса, который должен был выступить с требованием широких демократических реформ.

В начале 1937 года в целях оказания поддержки движению за созыв Индокитайского конгресса был создан Комитет действия. Впервые в истории французского протектората в Кампучии — в Пномпене и других городах — стали распространяться легальные издания КПИК. Движение за создание Демократического фронта Индокитая объединило широкие массы демократически настроенных учащихся, прогрессивной интеллигенции, служащих.

В период подъема движения населения стран Индокитая за демократические свободы и улучшение условий жизни в марте 1937 года состоялся расширенный пленум ЦК КПИК, который рассмотрел итоги революционного движения в Индокитае и принял решение все силы партии направить на создание Демократического фронта Индокитая. КПИК обратилась ко всем партиям и организациям Индокитая, ко всем демократическим и прогрессивным слоям общества с призывом войти в единый фронт под объединяющими всех демократическими лозунгами. Легальные издания КПИК развернули энергичную борьбу за сплочение масс, за организацию Демократического фронта.

Когда в Пномпень прибыла делегация Народного фронта Франции во главе с Ж. Годаром, в демонстрациях за создание

[13]

Демократического фронта с требованием демократических свобод приняли участие представители всех прогрессивных слоев общества. В то же время на каучуковых плантациях Кампонгтяма вспыхнула забастовка. Ее участники — около 300 рабочих требовали повышения заработной платы, сокращения продолжительности рабочего дня и права на создание профсоюза 29.

Деятельность КПИК в период борьбы за создание Демократического фронта в Индокитае явилась важным стимулом подъема демократического движения в Кампучии. Однако базы КПИК в Кампучии не получили достаточного развития, и движение не было продолжительным. В 1938 году партийные организации в Кампучии были разгромлены, базы партии уничтожены 30.

Борьба КПИК за развитие демократического движения сказалась и на консолидации феодально-буржуазных националистических сил — правом фланге национально-освободительного движения. В конце 20-х — начале 30-х годов в Кампучии сформировалась группа националистических лидеров, провозгласивших лозунг национального освобождения и выступивших против монархии, поскольку правившая в то время ветвь королевского дома тесно сотрудничала с колонизаторами. Представители этой группировки были связаны с Высшей школой пали и Буддийским институтом, открытыми в Кампучии в период французского протектората, а также с колледжем Сисовата. Наиболее крупными фигурами этого крыла национально-освободительного движения, из которого впоследствии выросла Демократическая партия Кампучии, были преподаватели Высшей школы пали Пач Чхуон и Сон Нгок Тхань, преподаватели Буддийского института — Буор Хорнг, Хем Хиеу 31 и Хуот Тат 32, а также Панг Кат, Со Хаеу, Ук Чеа, Кхиеу Тюм, Ким Тит и др. 33 В 1936 году эта группа националистически настроенной интеллигенции стала издавать первую газету на кхмерском языке— «Нагараватта» («Наш город»). Они выступали с самыми умеренными требованиями — политической автономии Кампучии по отношению к Франции, смягчения колониального режима и т. п. В газете критиковались колониальный режим, политика королевского дома, надеявшегося получить независимость из рук колонизаторов.

Во время второй мировой войны в Юго-Восточной Азии началась агрессия японского милитаризма. Поражение Франции в Европе в 1940 году существенным образом повлияло на расстановку сил в ЮВА. Рассчитывая изменить в свою пользу границы с Кампучией и Лаосом, Таиланд 30 ноября 1940 года начал военные действия против французского Индокитайского Союза. Однако успеха они не имели. Тайский флот 17 января 1941 года был разгромлен Францией в Сиамском заливе, на суше наступление тайских войск было также приостановлено. Однако, используя поддержку Японии, Таиланду все же удалось 9 мая 1941 года подписать с правительством Виши мирный договор, по

[14]

которому часть кампучийской территории, расположенной к северу от 15-й параллели, отходила к Таиланду.

В агрессивных планах милитаристской Японии все большее место стал занимать Индокитай благодаря его богатым материальным ресурсам и выгодному географическому положению. Нажим Японии на правительство Виши и администрацию Индокитайского Союза усиливался. 29 июля 1941 года французский адмирал Дарлан подписал соглашение, по которому Япония получала право на размещение своих войск на территории Индокитая, а также на строительство дополнительных авиационных и морских баз. 8 декабря 1941 года адмирал Деку подписал с представителями японского командования соглашение о совместной обороне стран Индокитайского Союза.

Кампучийский народ оказался под двойным гнетом французских колонизаторов и японских милитаристов. Экономика разрушалась, инфляция, стоимость жизни росли. Население страны, особенно интеллигенция, чиновничество, студенты, острее стало ощущать гнет политического бесправия. База национально-освободительного движения в стране все более расширялась.

Некоторые круги националистической интеллигенции Кампучии в сложившейся международной и внутренней обстановке стали ориентироваться на Японию. По мнению ее лидеров, объединившихся вокруг газеты «Нагараватта», Кампучия могла бы развиваться по капиталистическому пути, следуя примеру Японии. В газете систематически помещались материалы, восхвалявшие милитаристскую Японию, ее роль в объединении народов Восточной Азии. В то же время усиливалась критика французской колониальной администрации. Один из лидеров кампучийского националистического движения, Сон Нгок Тхань, уехал в Японию: там он два года обучался в Школе великой Восточной Азии, формировавшей ориентировавшихся на Японию политических деятелей из стран Восточной Азии. Стремясь использовать националистические круги Кампучии в своих политических комбинациях, Япония все настойчивее «внедрялась» в Индокитай, пока 9 марта 1945 года французская администрация в Индокитае была заменена японской, а французские войска интернированы.

С этого момента в истории Кампучии все более заметную политическую роль начинает играть институт кхмерской монархии. После смерти в 1904 году подписавшего договор о протекторате Нородома его сменил младший брат Сисоват, правивший до 1927 года. В 1927—1941 годы в Кампучии правил сын Сисовата — Монивонг, подолгу живший во Франции, получивший там военное образование и даже дослужившийся до чина бригадного генерала. Последние годы своего правления он отошел от дел, и незадолго до его смерти перед французской администрацией встал вопрос о выборе подходящей кандидатуры его преемника: король Кампучии не наследовал тогда своему предшественнику автоматически, а избирался на Совете короны. 

[15]

Покровительством французской администрации до 1941 г. пользовалась младшая ветвь королевского дома Кампучии (Сисоват и Сисоват Монивонг), поэтому желанию французской администрации отвечал бы выбор старшего сына Монивонга принца Мониретха в качестве короля Кампучии, о чем было до-говорено во время пребывания Монивонга во Франции в 1938—1940 годы. Однако генерал-губернатор Индокитая адмирал Деку остановил свой выбор на Нородоме Сиануке, считая, во-первых, что его кандидатура будет более приемлемой для кампучийцев, поскольку он объединял в своем лице старшую и младшую ветви кхмерского королевского дома, а во-вторых, что принц Мониретх будет не очень надежным орудием французской политики в Кампучии 34. После смерти короля Монивонга кандидатура Сианука была предложена Совету короны, он был избран единогласно и провозглашен королем Кампучии 28 октября 1941 года. 

[16]

Цитируется по изд.: Бектимирова Н.Н., Дементьев Ю.П., Кобелев Е.В. Новейшая история Кампучии. М., 1989, с. 6-16.

Примечания

1. Подробнее см.: Дементьев Ю. П. Политика Франции в Индокитае и образование Индокитайского Союза. М., 1975.

2. Спекторов Л. Д. Феодальные отношения в Камбодже. М., 1979, е. 74—75.

3. Forest A. Le Cambodge et la colonisation frangaise. P., 1980, c. 500.

4. Delvert J. Le paysan cambodgien. P., 1961, c. 488.

5. Forest A. Le Cambodge, c. 258.

6. Там же, с. 265.

7. Мхитарян С. А. Подъем революционного движения в Индокитае. М., 1975 с 26—27

8. L'Asie du Sud-Est. Vol. 2. P., 1971, с. 579.

9. В 1919—1922 гг. во французском Индокитайском Союзе в среднем за год производилось около 7000 тыс. т риса, а вывозилось 1800 тыс. т (Forest A. Le Cambodge, с. 291).

10. Forest A. Le Cambodge, с. 290.

11. Там же, с. 293, 295—296.

12. Там же, с. 304.

13. Там же, с. 307.

14. История Кампучии. Краткий очерк. М., 1981, с. 141.

15. Там же, с. 131 и сл.

16. Там же, с. 147—148.

17. Поповкина Р. А. Французские монополии в Индокитае. М., 1960, с. 9.

18. L'Asie du Sud-Est. Vol. 2, с. 579—581.

19. Там же, с. 582; см. также: История Кампучии, с. 145—146.

20. История Кампучии, с. 142.

21. Там же, с. 143.

22. Там же, с. 148.

23. То Кюен. Народно-революционная партия Кампучии — авангард кампучийского народа.— Вопросы истории КПСС. 1984, № 10, с. 64.

24. Боевой авангард вьетнамского народа. М., 1981, с. 29—30.

25. Сай Бутхонг. Верность избранному пути.— Проблемы мира и социализма. 1985, № 2, с. 25.

26. Боевой авангард, с. 31.

27. Вопросы истории КПСС. 1984, № 10, с. 64—Колледж Сисоват был образован в 1911 г. В 1935 г. он был переименован в лицей, программа обучения расширена.

28. Там же; Сай Бутхонг. Верность избранному пути, с. 25; см. также:

Труды К. Маркса и Ф. Энгельса даются по 2-му изданию Сочинений, В. И. Ленина — по Полному собранию сочинений.

Kiernan В. How Pol Pot Came to Power. L., 1985, c. 12, 17—18. A History of Communism in Kampuchea 1930—1975.

29. To Кюен. Народно-революционная партия Кампучии — авангард кампучийского народа, — Конг Шан. Ханой, 1983, № 11—12 (на вьет. яз.).

30. Сай Бутхонг. Верность избранному пути, с. 25.

31. Хем Хиеу в 1943 г. за участие в антифранцузском движении был заключен в тюрьму на о-ве Пуло-Кондор, а в конце 1943 г., в возрасте 46 лет, там погиб. 4 июня 1972 г. его прах был перенесен в Пномпень (История Кампучии, с. 151; Kiernan В., Воиа Ch. Peasants and Politics in Kampuchea 1942— 1981. L., 1982, c.124).

32. Vandy Kaonn, I.tj Kimsok. Les intellectuels khmers. Phnompenh, 1982, «. 28. . '

33. Kiernan В., Воиа Ch. Peasants and Politics, с. 118; Kiernan B. How Pol Pot Came to Power, c. 20.

34. L'Asie du Sud-Est. Vol. 2, c. 584.