Монгольская империя: первые завоевания (Д Оссон, 1937)

Монгольская империя: первые завоевания (Д Оссон, 1937)

Сейм. — Темучин провозглашен императором с титулом Чингиз-хана.— Вторичное нашествие на Тангут. — Подчинение киргизов и кемкемчжутов. — Подчинение ойратов.— Поход против Кучлука и Тукты.— Третье нашествие на Тангут.— Подчинение уйгуров и сведения об этой национальности.

После того, как все кочевые нации татарской расы были поставлены под его власть, Темучину не хватало титула, соответствующего значению новой державы. Весною 1206 г. он созвал у истоков Онона Курилтай, т.е. общий съезд глав всех племен. Здесь было водружено знамя, состоявшее из девяти белых тугов, расположенных один над другим. В это время к Темучину явился кам или шаман (волхв) по имени Гокджу (Gueukdju), пользовавшийся среди монголов большим влиянием и часто говоривший с ними от имени божества, и торжественно объявил ему, что после того, как он победил и уничтожил многих монархов, носивших титул Гур-хана 1, т. е. великого хана, ему уже не приличествовало принимать такой титул, блеск которого помрачен; что небо повелело ему принять титул Чингиз- хана, т. е. хана могучих 2. Племенные вожди, одобрив это предложение, провозгласили Темучина Чингиз-ханом. Ему было тогда сорок четыре года 3.

_____

1. Имя гур, по-монгольски, дает идею целостности, совокупности, так что Гур-хан может означать собственно всеобщий хан.

2. Чинк, по-монгольски, значит сильный, крепкий, частица из (g u i z) указывает на множ. число; хан—сокращ. хакан.

Прим перев. Это один из вариантов монгольских толкований титула. В настоящее время большинство авторитетных монголистов объясняют титул из турко-монгольского тенгис, море, океан, отсюда великий, беспредельный (ср. Далай-лама, Далай-хан от монг. далай, однозначущего с тенгис).

3. По Рашиду, он был в возрасте 51 года. История Юаней с этого времени ведет счет лет его царствования. Djaml ut-Tevarikh. Tarikh Djihankuschai".

 В Старинном монгольском сказании: Тэбтэнгэри (стр. 134—138); собств. имя—Кокочу (у Березина—Кукджу). П. п.

 Касар, на монгольским языке, обозначает вообще хищного зверя. См. Ябуль-Гази, тур. текст, стр. 40.

[77]

Этот шаман Гёкджу, получивший прозвище Бут-Тенгри 1 или подобия божьего, голову которому вскружил тот почет, каким он пользовался среди монголов, и который распускал о себе молву, что он часто восходит на небо на серой в яблоках лошади, говорил с Темучином о всякого рода вещах с вольностью, которая не могла тому нравиться. Так как он стремился использовать свое влияние, Чингиз- хан, не нуждавшийся более в авторитете этого шарлатана, приказал своему брату Чжучи убить его, как только тот явится в его ставку и начнет докучать своей наглостью. Когда немного спустя шаман явился к Чингиз-хану и по обыкновению стал разглагольствовать, Чжучи, прозванный касаром 2 за свою необычайную силу, выгнал его пинками из императорской палатки и лишил жизни. Отец Гёкджу был тысячником монгольского племени конгхотан. Это был Мингэлик, за которого Чингиз-хан выдал свою мать Олун-Экэ. Чингиз-хан относился к нему с большим уважением и всегда садил его с правой стороны от себя, выше своих прочих офицеров. Мингэлик, бывший при этой сцене, поднял оброненную сыном шапку, не подозревая, что дело идет о его жизни. Когда он узнал об его участи, он смолчал, и его преданность Чингиз-хану от этого нисколько не уменьшилась. Трое других его сыновей были тысячниками 3.

После роспуска курилтая, Чингиз-хан отправился в поход против Буюрука, который наследовал своему брату Таян-хэну и захватил его на охоте у речки Суджи (Soudja), поблизости гор, называемых турками Улуг-Таг или Великие горы, которые, составляя на западе продолжение хребта Малого Ялтая, выше озера Балкаша, отделяют Сибирь от древней Турции. Буюрук был убит; его семья, стада, все, чем он владел, попало во власть Чингиз-хана. Его племянник Кучлук, ёын Таян-хана, бежал вместе с мер- китским царем Туктой в страну, орошаемую Иртышом.

Осенью 1207 года Чингиз-хан совершил второе нашествие на Тангут, который не представил условленной дани, и опустошил часть этой страны.

В том же году он послал двух из своих офицеров к царю киргизов и царю кем-кемчжутов, чтобы предложить 

______

1. В Старинном монгольском сказании: Тэбтэнгэ- р и (стр. 134—138); собств. имя—Кокоч у (у Березина—Кукджу). П. п.

2. Касар, на монгольским языке, обозначает вообще хищного зверя. См. Я б у л ь-Г а з и, тур. текст, стр. 40.

3. Djami ut-Tdvarlkh. Прим. перев. В „Истории" и „Введении";— Минглик; в „Старинном монг. сказании"-Мунлик. В последнем подробно рассказан весь инцидент.

[78]

им добровольно подчиниться. Киргизы, народ турецкого происхождения, являлись обладателями обширной страны, ограниченной с юга Мало-Алтайским хребтом, который отделял их от наиманской территории, и с юго-востока — рекой Селенгой; на севере и востоке она простиралась до Янгары. По Рашиду, в этой стране, в которой жили главным образом кочевники, было много городов и селений 1. В середине седьмого столетия киргизы признали сюзеренитет китайского императора; в 759 г. они должны были подчиниться уйгурам, которые господствовали тогда в Татарии, но столетием позднее они восстали, победили уйгуров и ниспровергли их могущество. Тогда государь победоносного народа получил от китайского императора титул хана, и монархия киргизов сменила монархию уйгуров; но она не была долговечной 2. В это время киргизы и кем-кемчжуты имели отдельных царей, которые одинаково носили титул и на л а; один из них назывался Урус-Инал 3.

______

1. Djami ut-TevarikhMalllaHist., IX. стр. 42.

2. Mailla, VI; Visdelou, Hist, de la grande Tartarie, стр. 78 и сл.

3. Вот что говорит в своем обзоре народов центральной Азии Рашид о киргизах:

„Киргиз и кем-кемчжют (kem-kemdjoute) суть определенные страны и образуют два отдельных государства. С одной стороны, эта страна прилегает к Монголии; с другой — ограничена Селенгой, берега которой населены тайчжутами; с третьей—она простирается до большой реки, называемой Ангкарой, которая протекает на границах страны Ибир-Сибир (Абер Сибир), с четвертой — она примыкает к областям и городам, которые составляют территорию наиманов. Народы Хори (Couri), Баргу, Тумат и Байлук, которые относятся к монгольской расе и обитают в стране Баргучжин Тукум (Bargoutchin Tougroum), также находятся в соседстве с этой большой страной, где много городов и селении, а в то же время там много и кочевых обитателей. Их государи все принимают титул инала. Наиболее известная и главная часть этой страны носит имя Дженин он биди (?), а ее государь назы¬вался... (имя отсутствует в обоих рукописях кор. библ. в Париже). Имя другой страны—Биди-Урен (?) (в другом месте Бити-Лфрун), а царь ее называется Урус-Инал". Пропуск диакритических знаков делает транскрипцию этих двух имен очень сомнительной.

Территория киргизов пересекается рекой Кемом, которую русские называют Енисеем. Кем-кемчжуты, вероятно, жили по берегам Кемчика (Kemdjik) или малого Кема, реки, которая течет с запада на восток и впадает в Кем, около 46° с. ш. Кем-Кемчи-Бом есть название того из пограничных знаков между империями русской и манчжурской, который поставлен в устье Кемчика (Klaproth, De la frontiere russe et chinoise в Memoires relatifs a l'Asie, том I, стр. 26). Гео¬графия Ин-Хаукаля, арабского писателя десятого века(рукоп. Лейд. биб.), помещает киргизов в тех же областях, в коих они жили при Чингиз-хане. Имя киргизов встречается в отчете о посольстве Земарха, отправленном императором Юстином к турецкому кагану Дизабулу. Последний, как говорит Менандр (in Excerptis de legationibus), подарил Земарху девушку из народа, который называют Херхис.

[79]

Оба добровольно подчинились монгольскому хану и послали ему в качестве даров кречетов с белыми глазами 1.

Чингиз-хан провел лето 1208 года в своем юрте или своем личном уделе. Следующей осенью он пошел к Иртышу против Кучлука и Тукты. На своем пути он встретился с племенем Ойрат, находившимся под управлением бека Кутуки, который, не будучи в состоянии оказать ему сопротивление, решил подчиниться, подкрепил его войска и даже служил проводником. Кучлук и Тукта подверглись нападению у реки Джем 2. Второй из них погиб в битве; его брат и сыновья бежали в страну уйгуров. Кучлуку также посчастливилось спастись, и он через Биш-балык ушел в район Куджи (Coudja) 3, откуда явился ко двору великого хана Туркестана, владения которого, располагавшиеся между Уйгурией и Трансоксанией, назывались тогда Кара-Китаем (Cara-Khitai'), по имени хитанской народности, к котором принадлежала царствовавшая династия 4.

Осенью 1209 года Чингиз-хан в третий раз вторгся в Тангут. Он разбил одну армию, под командой сына царя Лиань-цюана (Li-ngan-tsuan), взял город Уйраку 5, крепость И-мэнь, разбил во второй раз тангутскую армию и осадил столицу Чун-син, ныне носящую название Нин-ся-фу (Ning- hia-fou) и расположенную на западном берегу Хоан-хэ или Желтой реки. Он хотел затопить этот город, отведя реку; но воды ее, прорвав плотины, которые были им воздвигнуты, потопили его собственный лагерь и принудили снять осаду. Он послал одного из своих офицеров в Чун-син с мирными предложениями. Царь принял их и дал Чингиз-хану в замужество свою дочь, после чего тот ушел 6.

______

1. Эти кречеты имели, по Абуль-гази, голову, лапы, клюв и глаза красные. Вот что сообщает История Юаней: В этом году (1207) Чингиз-хан послал двух своих офицеров, Алтани и Бору, к народу киргиз. Немного спустя Идур-нэрэ и Алдар отправили к нему послов с превосходными кречетами (Иак., стр. 40).

3. Histolre de la Dynastie mong. на кит. яз., название этой реки пишется Тан (Vlsdelou, Suppl., стр. 38).

3. Кулджа—небольшой город в Туркестане, на запад от Харашара

4. Djami ut-Tevarikh.

5. Oui-ra-ca, по-тангутски, значит проход в стене, от уй—в, посреди, ра—стена и ка—проход (по словарю древних названий, встреч, в Истории Юаней, Иакинф, стр. 379). Положение этого города неизвестно; в Djami ut-T6varikh он назван Ерика. М. б., это Егригайя Марко Поло (изд. Марсден, гл. 52, стр. 235).

6. Mallla, Hist, de la Chine, стр. 43. В Истории Юаней, в пер. Иакинфа (стр. 42), напротив, рассказывается, что разрушили плотины сами тангуты и затопили монгольский лагерь. В Djami ut-T6varikh об этом походе говорится лишь следующее: „Осенью Чингиз-Хан в третий раз вторгся в Тангут; он проник до города Ерлаки (в другой рук. Ерики), получил в замужество дочь государя этой страны и победоносно возвратился".

[80]

По возвращении в Татарию, Чингиз-хан принял послов царя уйгуров, который приносил свою покорность. Уйгуры, турецкий народ, территория которого граничила с территорией наиманов на юго-западе, жили в старое время в местностях, орошаемых реками Орхоном, Толой и Селенгой, имеющими истоки в горах Каракурум. Сначала они подчинялись турецкой империи, а потом поддались под покровительство Китая, во время императора Тайцзуна, который царствовал с 626 по 649 год. Тогда в разных местах, где жили составлявшие этот народ племена, были поставлены китайские губернаторы, а наследственному главе этого народа предоставлялся титул одного из высших чинов императорской армии. Один из этих государей, по имени Ху-ли-фи-ло, в китайской транскрипции, воспользовавшись беспорядками в турецкой империи, довершил ее разрушение в 745 году и захватил ее владения. Он получил от своего сюзерена, китайского императора, титул Буку-хана. Он является основателем уйгурской империи, которая простиралась на восток вплоть до гор, где оканчивается великая пустыня и на запад до Алтайских гор, но эта монархия едва продержалась одно столетие и была разрушена киргизами и китайцами в 847 году. Из своих обширных владений уйгуры сохранили лишь небольшое княжество, расположенное к юго-западу от гор Каракурум, в местности, где высятся горы, называемые небесными. Именно туда удалился их глава, преемники которого, с титулом Иди-кута, т. е. по-турецки властителя страны, имели местопребывание в городе Биш-Балыке 1 и считались вассалами китайского императора. Первоначальная религия уйгуров была общей с другими народностями северной Азии и в наше время известна под именем шаманизма; волхвы, называемые к а м а м и, были служителями этого грубого культа. Затем они приняли религию Будды, которой они были обязаны своей цивилизацией; из кочевников они стали земледельцами. Христианство также стало распространяться среди этого народа, обладавшего собственной письменностью, причем большинство знаков их алфавита имеет сильнейшее сходство с сабейским алфавитом. 

______

1. Visdelou, Supplement a la Bibl. orient.d' Herbelot. стр. 57—71. Клапрот доказал ссылками на китайских писателей, что город Биш- Балык был расположен там, где ныне Урумчи, т. е. под 44° с. ш. и 87° 1’ в. д. от Парижа (Mdmolres relatifs a l'Asie, т. II, стр. 355 и сл.).

[81]

К 1125 году это княжество сделалось данником новой Каракитайской империи, основанной китанским (khitan) князем, из императорской фамилии Ляо, который выехал из Китая после разрушения китанской монархии чжурчженями или цзинями (kins). В стране уйгуров был губернатор, управлявший от имени императора Кара-Китая. Когда Чингиз-хан установил свое господство над всеми кочевыми народами, к северу от великой пустыни, Иди-кут, или уйгурский царь, по имени Барчжук 1, велел убить, весной 1209 года, в Кара-Ходже кара-китайского губернатора по имени Шукема, который, как говорили, вызвал общую ненависть к себе своими вымогательствами. Чингиз-хан, осведомленный об этом происшествии, поспешил послать к нему двух, офицеров: Алб-Утука и Дербая. Иди-Кут отправил с ними двух своих, поручив им передать Чингиз-хану, что он, в виду славы, идущей об его величии и могуществе, уже собирался отправить к нему послов, чтобы осведомить о новых своих отношениях с Гур-ханом Кара-Китая, как вдруг неожиданно прибыли посланцы самого Чингиз-хана, вызвавшие у него приятнейшее удивление: „что точно также, как тучи, рассеиваясь, позволяют узреть солнце в новом ослепительном сиянии или как разломавшийся лед вскрывает чистую и прозрачную волну, так и его тяжелое уныние уступило место живейшей радости; что он предоставляет свою страну в его полное распоряжение и надеется стать его сыном и слугой". Чингиз-хан знал, что царь уйгуров отказал в убежище брату и четырем сыновьям Тукты, бежавшим после поражения при реке Джеме. Он милостиво принял его послов и снова отправил с ними Алб-Утука и Дербая передать ему, что если он искренен в своих уверениях, то пусть лично явится к нему на поклон (rendre hommage) и принесет наиболее ценное из своей сокровищницы. Чингиз-хан отправил это предложение летом 1210 года. Когда он. возвратился в Орду из третьего тангутского похода весной 1211 года, он уже застал там уйгурского царя, который поднес ему богатые дары 2. В то же время Чингиз-хан принял явившихся на поклон 3 двух, других вассалов кара-китайского гурхана; один из них был Арслан-хан, глава турков-карлуков и князь Каялыка; другой был Озар, князь

_____

1. Так он назван в Djami ut-Tdvarikh; в Su-lioung-kian-lou (пер. Гобиля, стр. 13) эю имя читается Partchoukorte Tikin; у Visdelou (стр. 138) — Baltchou-ar-the; У Клапрота (Mdmoires, II, 335)—Barchu-Arte. Tikin, тегин— турецкий титул.

2. Djami ut-Tevarikh; Histoire de la Dyn. mong, 138; Klaprotli, II, 331.

3. В подлиннике: recut... l’hominage. В настоящее время имеются исследования в области феодального ритуала как Китая, так и центральной Азии. Особенно интересен тот обряд, который был заимствован русскими и с выразительной точностью назван челобитьем („бить челом", „добить челом" тому-то). П. п.

[82]

Алмалыка. Когда последний вскоре после того был захвачен на охоте и убит по приказанию Кучлука, ему наследовал его сын Сигнак Тегин (Siknak Tekin) в силу приказа Чингиз-хана, выдавшего за него одну из дочерей своего старшего сына Чжучи. Арслан-хан также женился на княжне из Чингиз ханова дома 1, и Чингиз-хан обещал уйгурскому царю выдать за него свою дочь Алтун-Биги 2.

_____

1. Тагik Djihankuschai, т. I.

2. См. примечание V в конце этого тома.

[83]

Д’Оссон К. История монголов от Чингисхана до Тамерлана. Том I. Чингисхан. Иркутск, 1937, с. 77-83.