Карское море: экспедиция 1922 года

Карское море: экспедиция 1922 года

Организация Карской экспедиции 1922 года. Междуведомственное совещание по вопросам Северного морского пути

Подготовка Карской товарообменной экспедиции 1922 года развернулась при благоприятной торговой конъюнктуре на капиталистическом рынке. Задыхаясь в тисках послевоенного экономического кризиса, капиталистические фирмы искали выход, в частности, и в развитии торговых связей с Россией. Этому благоприятствовало упрочение международного положения Советской республики. На Генуэзской конференции провалились попытки наиболее агрессивных капиталистических кругов навязать планы закабаления СССР. Несмотря на продовольственные трудности, голод в Поволжье и в южных районах страны, внутреннее положение молодого социалистического государства укрепилось. Сказались первые результаты новой экономической политики: усилился товарообмен между городом и деревней, окреп союз рабочего класса с массами трудового 

[172]

крестьянства. Успешно преодолевал разруху железнодорожный и водный транспорт.

Северные окраины страны в этот период стали более или менее регулярно снабжаться продовольствием. В связи с этим отпала острая надобность в доставке хлеба с Оби и Енисея, как это было в 1920— 1921 годы 1.

В Карской экспедиции 1922 года Енисейский речной флот не участвовал, так как он был занят перевозками минусинского хлеба для голодающих районов Поволжья 2. Первоначально предполагалось вывезти за границу некоторое количество енисейского леса, но он в то время еще не смог пойти на мировой рынок, так как не отвечал международным стандартам. От вывоза курейского графита было решено отказаться. Таким образом, Карская экспедиция 1922 года не затрагивала бассейн реки Енисей.

Несмотря на отсутствие в Карской экспедиции енисейского речного и архангельского морского отрядов, географический район влияния Карской экспедиции на этот раз намного расширился. Постановлением Совета Труда н Обороны от 4 января 1922 году к участию в Карской экспедиции были привлечены организации не только Сибири, но Урала и Киргизского края 3. Урал должен был экспортировать медь, асбест, хромо-никель, кожу, щетину, волос и пушнину. Развившаяся промышленность Урала была заинтересована также в подъеме обских рыбных промыслов, которые могла поддержать Карская экспедиция. В экспорт Средней Азии входили, главным образом, кожевенное сырье, волос и шерсть. Вместе с тем Средняя Азия должна была получить извне сельскохозяйственные орудия. Постановлением Совета Труда и Обороны в число участников Карской экспедиции включались Сибдальвнешторг, Сибпромбюро ВСНХ, Сибцентросоюз, представители которых по положению, утвержденному 1 апреля 1922 года, вошли в состав Комитета Северного морского пути 4.

Придавая важное значение предстоящей Карской товарообменной экспедиции, Совет Труда и Обороны несколько раз детально рассматривал ее план. Уже упомянутым решением от 4 января для объединения и общего направления мероприятий, связанных с использованием Карского морского пути, была учреждена должность Особоуполномоченного по экспедиции (им был назначен Г. Д. Красииский). Затем 15 февраля 5, 22 февраля 6 и 1 марта 7 Совет Труда и Обороны повторно рассматривал вопросы организации Карской экспедиции. Было решено освободить ее от всех видов таможенного обложения. 3 мая Совет Труда и Обороны, на основании представленных заявок, определил экспортно-импортный план экспедиции 8. Ответственность за проведение экспедиции со стороны Сибири была возложена на Комитет Северного морского пути, со стороны Западной Европы — на «Аркос». Контроль и наблю- 

______

1. С 1922 г. на Европейский Север направлялся импортный хлеб, который, по подсчетам Наркомпрода, обходился в 2 раза дешевле сибирского хлеба, доставлявшегося по Карскому морскому пути. В связи с этим ранее предназначенный для Европейского севера I миллион пудов сибирского хлеба был разбронирован и направлен в другие районы страны (Научные фонды ДАНИИ, № 2192. Копия доклада Особо-уполномоченного СТО по Карской экспедиции Г. Д. Красинского).

2. Ввиду сложности положения с перевозками в Сибири Совет Труда и Обороны и Всероссийский Центральный Исполнительный комитет направил туда Ф Э Дзержинского, который оказал большую помощь в осуществлении Карской экспедиции.

3. СУ РСФСР, 1922, К» 13. ст. 132.

4. СУ РСФСР, 1922, № 13. ст. 132.

5.  СУ РСФСР, 1922, № 13, ст. 132.

6. СУ РСФСР. 1922. № 18, ст. 205.

7. СУ РСФСР, 1922, № 19, ст. 224.

8. СУ РСФСР. 1922, № 37, ст. 436.

[173]

дение за проведением экспедиции осуществлял по-прежнему Сибревком 1.

Карская экспедиция 1922 года строилась на основе хозяйственного расчета с балансируемым бюджетом. Содержание административного аппарата, фрахт судов, содержание судовых команд и прочие расходы относились за счет участвовавших в экспедиции хозяйственных организаций. Это побуждало каждую организацию, принимавшую участие в Карском деле, подойти к нему с точки зрения реальной выгоды, имея в виду, что экспорт следовало сбалансировать с импортом.

На расходы по экспедиции Совет Труда и Обороны разрешил из оборотных средств Наркомвнешторга ассигновать 5 миллионов рублей золотом; Комитету Северного морского пути разрешалось израсходовать на покупку четырех железных лихтеров (барж) 300 тысяч рублей золотом (это решение СТО в 1922 году не осуществлено).

По инициативе Центрального управления НКПС, 15—18 февраля 1922 года в Москве состоялось первое междуведомственное совещание по вопросам Северного морского пути. Материалы этого совещания вскоре были опубликованы и оказали заметное влияние на дальнейший ход освоения Советской Арктики.

В совещании приняли участие Главное гидрографическое управление, Главное управление Воздушного флота, Главное управление Научных учреждений, Морское Командование Северного моря, Беломорский округ путей сообщения, Высший технический комитет, Комитет Северного морского пути, Плавучий морской институт и другие организации, работающие на Севере. Совещание энергично поддержало идею практического использования Северного морского пути.

«Экспедиция в наступающую навигацию 1922 года, — говорилось в решении совещания, — должна быть выполнена во что бы то ни стало. Открытие правильно поставленного судоходства Северным морским путем вызывает к жизни целый край, по своим размерам и природным богатствам превосходящий Западную Европу в целом».

Для более успешного использования Карского морского пути совещание выработало широкую программу научных и практических мероприятий, которые в полном объеме удалось претворить в жизнь только в течение ряда лет.

Совещание предусмотрело: гидрологическое и гидрографическое обследование проливов Малыгина и Карские ворота, пролива к югу от острова Вилькицкого, района острова Белого, устьевых районов рек Оби и Енисея, установку освещаемых знаков и звуковых сигналов в проливах, на северной оконечности Новой Земли, на мысе Харасовом, островах Белом, Вилькицкого и Сибирякова (Кузькине 2), в устьях сибирских рек, издание лоций и карт Карского морского пути, расширение сети существующих радиостанций, постройку полярных станций на острове Белом, мысе Желания и на восточном выходе из Маточкина Шара, улучшение снабжения радиостанций путем завоза на них годичного и двухгодичного продовольственного запаса 3. На совещании был поднят вопрос о применении авиации, особенно для разведок льдов. Высказывалось пожелание в навигацию 1922 года организовать базирование гидроаэропланов в Югорском Шаре и на острове Белом, а также в порядке опыта использовать.

_____

1. В мае 1922 г. СТО упразднил должность Особоуполномоченного, считая, что основная подготовка Карской экспедиции завершена.

2.  Ранее острова Диксона и Сибирякова носили имя Кузькина.

3. Междуведомственное совещание от 15—18 февраля 1922 г. по вопросам Северного морского пути, Птгр, 1922.

[174]

в качестве авиабазы ледокол «Святогор» 1. Вообще совещание большое внимание уделило организации ледовых разведок как силами авиации, так и посредством ледоколов. Было выдвинуто требование, чтобы на ледоколах, сопровождающих торговые суда, обязательно имелись научные группы. Один из пунктов постановления требовал ускорения сооружения арктических портов и угольных баз. В заключение совещание подтвердило свое глубокое убеждение, что освоение Северного морского пути имеет выдающееся народнохозяйственное значение.

Вторая Карская товарообменная экспедиция 1922 года

В соответствии с планом, утвержденным Советом Труда и Обороны, Карская экспедиция 1922 года носила четко выраженный импортный характер; ввоз товаров из-за границы почти вдвое превышал вывоз сибирского сырья. Организуя экспедицию, правительство учло конъюнктуру на мировом рынке, а также продовольственные и транспортные возможности молодой Советской республики. Центр тяжести экспедиции состоял в транспортировке грузов из-за границы.

В навигацию 1922 года на реку Обь были направлены те же пять судов, которые ходили в Карское море в предыдущем году. Их вторично сопровождал ледокол «Ленин». Начальником экспедиции советское правительство назначило М. В. Николаева (он же командовал ледоколом «Ленин») 2, его помощником — И. Э. Рекстина.

Располагая готовым тоннажем, «Аркос» имел возможность заранее позаботиться об улучшении состояния судов. Наборы корпусов были усилены дополнительными деревянными креплениями, хрупкие чугунные гребные винты заменены бронзовыми, в котлах установлены специальные аппараты претив накипи, на палубах — дополнительные ручные лебедки для облегчения перегрузки. В Лондоне «Аркосом» была создана Комиссия по организации Карской экспедиции, которая заблаговременно разместила заказы и произвела более тщательный отбор товаров 3. Однако и на этот раз дело не обошлось без ошибок. Так, на Обь было завезено 12 тысяч сверл, не нужных Сибири.

По примеру прошлого года, для обеспечения безопасности плавания, согласно решению Междуведомственного Совещания, в Карское море и устья рек Оби и Енисея Главное гидрографическое управление направило группу гидрографических судов.

Однако, в связи с расформированием Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана , намеченный ранее план работ не был реализован, не проводились гидрографические исследования в проливе Малыгина, триангуляция и съемка в проливе Маточкин Шар, не была организована ледовая судовая и авиационная разведка в Баренцевом и Карском морях 5.

В связи с сокращением гидрографических работ на Севере на базе Отдельного Обь-Енисейского гидрографического отряда было сформировано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения в Карском море и устьях сибирских рек (сокращенно — Убеко-Сибирь) 6. В ведение Убеко-Сибири отошли суда и другие плавсредства Отдельного

______

1. 22 февраля 1922 г. состоялось первое решение советского правительства по вопросу о применении авиации в освоении Северного морского пути (СУ РСФСР. 1922. № 18. ст. 205, § 2. п. д.).

2.  В 1920 г. М. В. Николаев возглавлял первую Сибирскую хлебную экспедицию.

3. Архив МВТ СССР, ф. Аркос, оп. 3, д. 15.

4 ЦГАВМФ, ф. 180, д. 1068, 1920/23, л. 21. См. также выше стр. 116.

5. ЦГАВМФф. 180, д. 931, 1921, л. 399.

6. Б. А. Сергеевский. Гидрографические исследования..., стр. 109.

[175]

Обь-Енисейского отряда, а также радиостанции — Новый Порт, Диксон, Усть-Енисейский порт и Дудинка 1.

Убеко-Сибирь находилось в Омске. В основном его деятельность свелась к лоцмейстерским обязанностям, т. е. обслуживанию судов, плавающих в устьях сибирских рек. Работы по описи отошли на второй план. Это было естественным, так как Убеко-Сибирь располагало значительно меньшим штатом, чем его предшественник — Отдельный Обь-Енисейский отряд.

В навигацию 1922 года гидрографический флот Оби и Енисея получил подкрепление: из Петрограда на Енисей прибыло гидрографическое

Рис. 58. Начальник Карской экспедиции М. В. Николаев в штурманской рубке парохода «Аркос».

 

судно «Метель», совершившее замечательное плавание под командованием начальника Убеко-Сибири К. К. Неупокоева. На Обь из Архангельска прибыло гидрографическое судно «Варшава». В дальнейшем «Метель» осталась работать на Енисее, а «Варшава» — в распоряжении Обской лоцдистанции 2. Гидрографическое судно «Орлик», проводившее промеры Обской губы, совершило морской поход с караваном судов и лихтеров из Оби на Енисей 3. Остальные гидрографические суда выполняли лоцмейстерские и топографические работы в южной части Обской губы и в районе Нового Порта, а также сопровождали суда морского заграничного отряда.

Как и в предыдущую кампанию, Комитет Северного морского пути в низовья Обской губы и Гыданский залив направил научно-исследовательское судно — на этот раз шхуну «Агнесса» (водоизмещением 

______

1. Б. А. Сергеевский. Гидрографические исследования..., стр. 110. 

2. Там же, стр. 111—112.

3.  Там же, стр. 110—111.

[176]

33 тонны) в сопровождении моторной лодки и паузка 1. Во время плавания из Оби в устье Гыданского залива выяснилось, что северная часть полуострова Явай, ограничивающего этот залив с запада и Обскую губу с востока, представляет собою остров, отделенный от материка узким проливом. Этот остров получил название острова Агнессы. Впоследствии, по ходатайству КСМП, он был переименован в остров Шокальского 2.

Продвигаясь на северо-восток, экспедиция на «Агнессе» провела опись восточного берега полуострова Явай, уточнила местоположение устья реки Юрибей, которая оказалась глубоководной и изобилующей рыбой. Таким образом, за две навигации, располагая незначительными силами, экспедиции Комитета Северного морского пути уточнили положение обоих берегов Гыданского залива и промерили его глубины, что

Рис. 59. Гидрографическое судно «Орлик» на рейде Усть-Порта. Фото из коллекции Н. А. Залесского.

сыграло определенную роль в дальнейшем развитии мореплавания на участке Обь — Енисей.

Всех этих работ было, однако, недостаточно, чтобы сделать вполне безопасным проход морских судов к устью Обской губы. Начальник Карской экспедиции М. В. Николаев отмечал, что ему приходилось идти по фарватеру, на котором не было ни вех, ни баканов, ни каких-либо других знаков ограждения. Морские суда продвигались малыми ходами, все время измеряя глубины 3.

По опыту прошлого года были приняты меры по организации научного обслуживания навигации 4.

Перед началом арктической навигации была получена информация о погоде в Карском и Баренцевом морях. В докладе начальника 

_______

1. ЦА ММФ, ф. КСМП, on. I. дд. 63. 75, ПО. 102, 104, 112 и 140.

2. А.М. Лавров. Исследование Ныдоямского района в Карском море. «Известия Всесоюзного Географического общества», т. LX, в. 2, 1928, стр. 324. См. также М. А. Старокадомский. Экспедиция Комсеверопути на Гыданский Север. «Летопись Севера», т. II, 1937.

3. Архив МВТ СССР, ф. Аркос, оп. 3, д. 66.

4. Анализируя условия плавания в Карском море, некоторые моряки отметили известную повторяемость в его ледовой обстановке. Так, например, капитан А. П. Саляев, ссылаясь на поход Архангельского отряда в навигацию 1921 г., отмечал, что в ледовитости Карского моря имеется определенная цикличность, т. е. льды заполняют это море через каждые 7 лет.

[177]

экспедиции М. В. Николаева по этому поводу сказано следующее: «Запросил радиостанции: Юшар, Вайгач и Диксон о господствовавших в Карском море и Ледовитом океане ветрах, начиная с июля месяца» и получил ответ, что все время дуют северные ветры.

Такие неблагоприятные сведения в связи с небывало низкой температурой воды и воздуха, заставляют думать, что и на этот раз наши ученые метеорологи, предсказывавшие исключительно трудную для плавания в Карском море навигацию, оказались правы, и я ожидал встречу со льдами в Карском море по выходе из Югорского Шара» 1. Из этого; свидетельства явствует, что прогнозы погоды для Карского моря, не говоря уже о Баренцевом море, составлялись не только в 1921 и 1922 годы.

Рис. 60. Транспортные суда Карской экспедиции 1925 г. в море. Из альбома Н. И. Евгенова

но, возможно, и раньше, в 1920 году, когда осуществлялась первая Сибирская хлебная экспедиция. Таким образом, распространенная в литературе точка зрения о том, что первый прогноз ледовитости и погоды для Карского моря был составлен в 1923 году, следует считать неправильной. Заслуживает внимания факт прогнозировать условий погоды и ледовитости Карского моря в самом начало 20-х годов 2.

Морские суда Карской экспедиции покинули Англию между 1 и 3 августа. Первая их встреча произошла в Тромсе. Отсюда, соединившись в один караван, они вышли в море 10 августа и 19 числа, следуя кильватерной колонной, прибыли в Югорский Шар. Вопреки ожиданиям» пролив был свободен ото льдов. Не встретились льды и в Карском море. 22 августа, преодолевая сильный северный ветер; суда достигли Обской губы и 24 числа отдали якоря у входа в бухту Новый Порт 3.

Когда морской отряд уже был в пути, речной караван на Иртыше и Оби только еще готовился к плаванию. В отличие от прошлого года» Сибревком ответственность за доставку грузов в Новый Порт возложил на Сибирский округ путей сообщения 4. Это нарушило принцип единства руководства экспедицией. Комитет Северного морского пути в этих усло-

_______

1.  Архив МВТ СССР, ф. Аркос, оп. 3, д. 66.

2. Об этом смотря па стр. 166, прим. 1.

3. Описание морской части Карской экспедиции дается по докладу начальника экспедиции М. В. Николаева (Архив МВТ СССР, ф. Аркос, оп. 3, п. 66).

4. ЦГАОР и СС, ф. 374. оп. 128, д. 31, 1923, л. 213.

[178]

Рис. 61. Карская экспедиция. Палуба баржи с погруженными на нее сельскохозяйственными машинами

 

виях по сути дела осуществлял лишь общее руководство экспедицией. Между тем Сибирский округ путей сообщения, не имея опыта в организации арктической экспедиции и не располагая достаточным количеством речных судов, пригодных для полуморского плавания, с возложенной на него задачей не справился.

Обь-Иртышский караван состоял из 7 пароходов, 21 деревянной и одной железной барж. Техническое их состояние оставляло желать лучшего: корпуса текли, к месту разгрузки без течи пришли только две баржи. 20 тысяч пудов хлеба оказались подмоченными, и его пришлось вернуть в Омск. Караван не имел не только радиопередатчиков, но и радиоприемников. Связь с морскими судами могла быть установлена только через радиостанцию Нового Порта, куда речные суда прибыли 19 августа, на три дня раньше морского каравана. Из-за отсутствия радиосвязи между двумя частями Карской экспедиции, командование морского отряда не знало о местонахождении речных судов и, полагая, что они еще находятся в пути задержало отряд у мыса Сетного (10 миль севернее бухты Новый Порт) до 26 августа, потеряв на стоянке 4 суток.

В бухту Новый порт речные суда привезли 5 837 тонн различных: грузов, что составило 54% экспорта, предусмотренного планом. На морских судах в бухту Новый Порт пришло 7 790 тонн грузов (60% импортного плана) 1. Общий грузооборот Карской экспедиции составил 13627 тонн (84,8% плана).

Перегрузочные операции в Новом Порту проходили менее слаженно, чем в предыдущем году, так как туда было доставлено вдвое меньше грузчиков (всего 175 человек) и среди них преобладали малоквалифицированные рабочие. Экипажи пароходов к разгрузке не были привлечены. Грузчикам приходилось работать в две смены — днем и ночью. Частые сильные ветры прерывали погрузку, так как баржи из-за плохого 

_____

1. Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 110.

[179]

их состояния нельзя было оставлять на открытом рейде; всякий раз, когда поднимался свежий ветер, баржи уводили в убежище. И все же в результате сознательного и напряженного труда рабочих, перегрузочные операции были успешно завершены, хотя и с опозданием против плана (за 24 дня вместо 17). 20 сентября погрузка закончилась. На следующий день все суда — речные и морские — покинули Новый Порт. 

Под проводкой ледокола «Ленин» морской караван благополучно проследовал через Карское море, не встретив на пути сколько-нибудь значительных льдов: 28 сентября суда достигли Тромсе. В Англию суда Карской экспедиции прибыли между 4 и 9 октября.

Речной караван, покинув бухту Новый Порт, продвигался очень медленно. Сказывался недостаток в топливе и отсутствие лоцманов. В результате часть барж с импортом не достигла места назначения и зазимовала в пути, в г. Таре, недалеко от г. Томска. Зимой импортные грузы были доставлены гужевым транспортом на железную дорогу, и хотя с опозданием, но сданы получателям. Зимовка речных судов Карской экспедиции принесла значительные убытки 1.

В сравнительно легкую по ледовым условиям навигацию 1922 года участие в операциях линейного ледокола «Ленин» оказалось малоэффективным. Вместе с тем высокий фрахт ледокола увеличивал и без того большие расходы по Карской экспедиции. Это побудило хозяйственников отказаться в дальнейшем от использования судов высокого ледового класса. В таком решении бесспорно сказалась недооценка ледокола, характерная для ряда руководителей арктических операций. Они ссылались прежде всего на то, что привлечение ледокола не может гарантировать безопасности плавания судов, ибо «Обь» и «Енисей», например. погибли даже в сравнительно легкую по ледовым условиям навигацию. Потребовался еще ряд лет, чтобы ледокол окончательно завоевал подобающее ему место в проведении арктической навигации. Это произошло позже, уже после известных плаваний ледокола «Красин» в высоких широтах, во время спасения экипажа дирижабля «Италия». Начиная с 1929 года, линейные ледоколы вновь заняли свое место во главе караванов и коренным образом изменили всю организацию транспортных операций в Арктике.

Итоги Второй Карской товарообменной экспедиции. Дискуссия о целесообразности продолжения Карских экспедиций

Серьезные недостатки Карской экспедиции 1922 года и, в частности, плохая организация Сибирским округом путей сообщения речных перевозок, в значительной мере дискредитировали в глазах грузовладельцев идею Карских операций 2. Этим не могли не воспользоваться противники Северного морского пути. Ссылаясь на неудачу плавания речных судов, они стали доказывать нецелесообразность продолжения Карских операций. Сибревкому был представлен обширный доклад, богато «оснащенный» примерами неудачных плаваний в Арктике. В докладе говорилось, что «морской путь при теперешних условиях этих гарантий (доставки грузов в определенное место — М. Б.) дать не может. Мало того, не исключена возможность, что при неблагопринятом размещении льдов в Карском море, встреча морской и речной экспедиции совсем не состоится или будет с таким опозданием против срока, когда речной экспедиции не хватит времени произвести перевал 

_____

1. Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 69.

2.  ЦО «Правда» от 24 ноября 1922 г. (№ 226) сообщала, что Сибревком передал дела речной экспедиции прокурору Сибири для привлечения к судебной ответственности ее руководителей.

[180]

грузов и вернуться назад до ледостава сибирских рек. Экспедиция потерпит полное фиаско, и Республика понесет огромные убытки без всякой компенсации...».

«Таким образом, относясь строго объективно к вопросу о Карской экспедиции, — писали авторы доклада, — невольно приходим к заключению, что она коммерчески невыгодна, обусловлена целым рядом ограничений, сопряжена с риском и в условиях окружающей обстановки не вызывается требованиями крайней необходимости. Ставить на карту успех нашего товарооборота с за границей, рисковать своими очень скудными запасами валютных ценностей, собранными с большим трудом, только лишь во имя одной идеи Северного морского пути недопустимо, и от Карских экспедиций, по крайней мере на ближайшие годы, безусловно, нужно отказаться» 1.

Таким образом, вопрос ставился ребром — быть или не быть Карским экспедициям, а до известной степени и вообще Северному морскому пути. Для того, чтобы получить объективное мнение по этому вопросу, Сибревком передал всю проблему на изучение в краевую плановую комиссию. 15 декабря последняя представила обстоятельный доклад, главный вывод которого гласил: «Одно бесспорно, что вопрос о дешевых путях для коммерческих связей сибирского хозяйства с внешним миром потребует своего разрешения и вопрос о Северном морском пути приобретет снова глубоко жизненный интерес: В видах этого необходимо продолжать ту культурную работу, которую государство уже в значительной части проделало и которая дала уже положительные результаты, обнаружившиеся в опыте Карских экспедиций трех последних лет» 2.

На заседании пленума Сибревкома разгорелась дискуссия, во время которой противники Северного морского пути потребовали прекращения Карских экспедиций. В результате прений Сибревком принял постановление, указывающее, что Карские экспедиции нельзя считать «с транспортно-хозяйственной точки зрения коммерчески выгодными, ввиду ряда неблагоприятных условий, в которых они совершались». Вместе с тем, Сибревком признал за Карскими экспедициями «большое показательное значение для уяснения вопроса о преимуществах товарооборота Сибири с заграницей через Северный морской путь, и культурного значения с точки зрения оживления глухих северных окраин Сибири». Сибревком подчеркнул, что он считает желательным организацию Карской товарообменной экспедиции в 1923 года 3

Не скрывая недостатков прошедшей навигации, 27 декабря 1922 года Сибревком обратился к Совету Труда и Обороны с ходатайством о разрешении провести в 1923 году очередную Карскую экспедицию с общим грузооборотом в 600 тысяч пудов. Организация экспедиции и на этот раз возлагалась на Комитет Северного морского пути, причем в его руках объединялись все коммерческие операции. Сибревком просил отпустить средства на приобретение и доставку на Обь и Енисей 4 лихтеров и двух пароходов, а также ходатайствовал о сложении таможенных пошлин с товаров, ввозимых и вывозимых по Северному морскому пути 4.

Таким образом, обсуждение вопроса о целесообразности Карских экспедиций еще раз подтвердило заинтересованность Сибири в развитии арктического мореплавания. В ходе обсуждения противники Северного морского пути оказались в меньшинстве и потерпели поражение. 

____

1. Цитировано по Н. Сибирцеву и В. Итину. Указ. соч., стр. 69—70.

2. С. А Рыбин. Северный морской путь. 1924, стр. 30—35; ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, д. 112, лл. 64—68.

3. Цитировано по журналу «Жизнь Сибири», 1923, № 1, Офиц. отдел, стр. 50.

4. С. А. Рыбин. Указ. соч., стр. 36—38.

[181]

Советское правительство, следуя указаниям В. И. Ленина, даже после неудач продолжало поддерживать идею использования Карского морского пути, подчеркивая тем самым его большое народнохозяйственное и политическое значение.

31 января 1923 года Совет Труда и Обороны образовал Комиссию для а рассмотрения отчета о Карской экспедиции 1922 года и вопросов ее организации в предстоящую навигацию 1. По заключению комиссии, Совет Труда и Обороны принял постановление о Карской экспедиции 1923 года 2. 6 марта СНК СССР постановил «признать целесообразным и необходимым проведение Карской товарообменной экспедиции в 1923 году на основе коммерческого расчета». Общую ответственность за проведение Карской экспедиции СНК возложил на Наркомвнешторг. Было признано необходимым загрузить экспедицию не менее 180 тысячами пудов экспортных товаров и 350 тысячами пудов импортных товаров 3.

Подготовительные работы начались ранней весной. Заключались договоры на поставку материалов и топлива, в Омске и Красноярске ремонтировались речные суда. По распоряжению правительства, грузы экспедиции освобождались от налогов.

_____

1. ЦГАОР и СС. ф 374, оп 128, д. 31, 1923, л. 65.

2. Там же, л. 46.

3.  ЦГАОР и СС. ф. 4372, оп. 19, д. 6, 1922—24, л. 1. Комитет Северного морского пути был на этот раз освобожден от распорядительной части экспедиции. Ответственность за снаряжение экспедиции в Сибири возлагалась на Сибвнешторг (ЦА ММФ, 1 ф. КСМП, on. 1, д. 311, лл. 177—181).

4. ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 24, д. 10, 1931, лл. 78 и 79.

[182]

Цитируется по изд.: История открытия и освоения Северного Морского Пути. Том третий. Л., 1959, с. 172-182.