Церемониальный центр

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР (англ. ceremonial centre), архитектурный комплекс, который отличается от поселка или даже города тем, что он полностью или частично состоит из построек религиозного или административного назначения. В дописьменный период церемониальные центры использовались обитателями прилегающего района, большую часть года жившими разбросанно в сельской округе. Такая модель поселения была распространена в некоторых частях Нового Света.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

 

Мекка (Панова, Вахтин, 1990)

В первых веках нашей эры в районах Центральной Аравии появилась своя «столица» - город Мекка, расположенный километрах в семидесяти от побережья Красного моря, на границе гористого Хиджаза и знойной Тихамы, - будущее место рождения Мухаммеда.

Область Мекки крайне засушлива и совершенно непригодна для земледелия. Не славилась она и скотоводством - в ее окрестностях, покрытых скудной растительностью, с трудом могли отыскать для себя корм лишь небольшие стада верблюдов, овец и коз.

Но для торгового поселения место было хорошее - относительно безопасное, защищенное горами и пустынями. Отсюда шли удобные караванные пути в Южную Аравию,  Иран, Сирию, к побережью Средиземного моря...

Исапа

ИСАПА (Izapa), церемониальный центр в Чиапасе (Мексика). Заселена с 1500 году до н. э., но известность получила как памятник культуры, выделяющийся художественным стилем, который распространен в Веракрусе, Чиапасе и части Гватемалы (Каминальгую). Искусство рельефа (резные алтари и стелы) является развитием ольмекской традиции, но в то же время предвосхищает некоторые черты произведений раннего периода майя. Стиль укладывается в рамки позднего предклассического периода (300 год до н. э. — 300 год н.э.), промежуточного по времени между культурами ольмеков и майя.

Вашактун (АС, 1990)

ВАШАКТУН (Uaxactún), церемониальный центр в Гватемале, здесь получена стратифицированная и датированная последовательность стилей керамики майя, начиная с посуды Мамом предклассического периода. Построек этого периода не обнаружено, но к следующему (с керамикой Чиканель) относится одно из древнейших сооружений майя — ступенчатая храмовая платформа, украшающие ее маски напоминают черты искусства ольмеков. Большинство сохранившихся зданий относится к классическому периоду майя (3–10 века н.э.).

Чавин (АС, 1990)

ЧАВИН (Chavin), Чавин де Уантар, церемониальный, центр на высоте 10 000 футов (3 048 метров) в североперуанских Андах. Постройки, в которых выявлено несколько периодов реконструкции, представляют собой различные храмовые платформы, содержащие ряд связанных между собой галерей и камеры на разных уровнях. В древнейшей части комплекса был найден Лансон — гранитный блок высотой 4,5 метра, на котором вырезана человеческая фигура с клыками кошачьего хищника и змеями вместо волос (…). Рельефными украшениями сходного стиля украшены притолоки, двери и карнизы.

Тиауанако (АС, 1990)

ТИАУАНАКО (Tiahuanaco), крупный городской и религиозный центр в Боливийских Андах близ озера Титикака. Возник, вероятно, к 200 году до н. э., но лишь на стадии раннего Тиауанако (или Кея), в первых веках н. э. появляются зачатки будущего развития — каменные постройки и характерная орнаментация керамики (…). К этому периоду принадлежит большинство культовых платформ. В течение следующего периода — классического Тиауанако — установлены большие ворота, высеченные из единого андезитового блока, на них вырезана фигура божества с «короной» из лучей, оканчивающихся головами пумы и геометрическими рисунками. В руках божество держит два жезла, увенчанных головами орла. Похожие изображения кошачьих и птиц появляются на керамике. Объекты в стиле классического Тиауанако встречаются южнее вплоть до пустыни Атакама в Чили, около 600 года н.э. рисунки, связанные с мифологией Тиауанако...

Исэ Дзингу

Святилище Исэ (Исэ Дзингу), расположенное в городе Исэ, префектура Миэ, является самым священным среди святилищ во всей Японии. Оно состоит из двух комплексов: внутреннего святилища (Котайдзингу, или Найку) и внешнего (Тоёукэдайдзингу, или Гэку). Во внутреннем святилище хранится священное зеркало Аматэрасу, богини солнца, породившей непрерывную династию японских императоров. Во внешнем святилище почитается Тоёукэ, который не только являющийся ками пропитания и сельского хозяйства, но также обеспечивает Аматэрасу пищей.

Цуругаока Хатиман

Святилище Цуругаока Хатиман (Цуругаока Хатимангу). Кумирня Цуругаока Хатимангу была основана в 1063 г. Минамото-но Ёриёси (988— 1075), чтобы почитать божество — хранителя семьи Хатимана, бога войны. Святилище посвящено духам императора Одзин (обожествленного как Хатиман), его матери Дзингу Кого и жене Химэ Оками. Ежегодный фестиваль, учрежденный Минамото-но Еритомо, проводится в сентябре и включает показательную стрельбу из лука (ябусамэ) и парад с тремя о-микоси (переносные святилища).

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 263.

Ицукусима Дзиндзя

Святилище Ицукусима (Ицукусима Дзиндзя; также известно как Акино Миядзима). Синтоистское святилище, построенное на небольшом острове Ицукусима в заливе Хиросима и посвященное трем дочерям Сусаноо (брата Аматэрасу), а с периода Кама-кура — Бэндзай тэн (см. ситифукудзин). Согласно традиции, местный житель устроил это святилище в 593 г. после того, как его посетили три упомянутых божества, однако более вероятно, что на самом деле кумирня была сооружена в 811 г. В XII столетии полководец периода Хэйан Тайра-но Киёмори пышно перестроил Ицукусима, сделав его святилищем — хранителем своего клана.

Мекка (СИЭ, 1966)

МЕККА - город в Саудовской Аравии. 159 тысяч жителей (1963), в отдельные годы за счет паломников - до 200 тысяч. Священный город мусульман-суннитов и место их паломничества - хаджжа. До ислама Мекка была населена племенем курейш; играла важную роль в торговле между Востоком и странами средиземноморского бассейна, была религиозным центром языческих племен Аравийского полуострова. После возникновения ислама стала религиозным центром мусульман.

Синай: Касравит и другие

На севере Синайского полуострова пролегал путь, связывавший Египет с одной стороны и Палестину и Сирию — с другой. В этой области было много портов, а также перевалочных пунктов на караванных путях. Набатеев было много повсюду на побережье, от Газы и Риноколуры (сейчас известной как эль-Ариш) до тех мест, где сейчас пролегает Суэцкий канал вплоть до восточной части дельты Нила с III века до н. э. по I—II века н.э. Однако некоторые набатейские торговцы предпочитали путешествовать по более южным путям.