Синтоистское святилище

Синтоистские святилища являются местами поклонения ками. Каждая такая кумирня посвящена одному или нескольким богам. Существуют как местные, так и общенациональные святилища, например святилище Исэ. Для обозначения святилища в японском языке используются самые различные суффиксы и термины, в том числе:

— дзиндзя (Ясака Дзиндзя = святилище Ясака (также используется непосредственно для обозначения святилищ как таковых));

дзингу (Исэ Дзингу = святилище Исэ);

— гу (Цуругаока Хатимангу = святилище Цуругаока Хатиман);

— ся (Хиэ-ся =святилище Хиэ);

— тайся (Идзумо Тайся = святилище Идзумо);

ясиро - святилище;

хокора - небольшое придорожное святилище;

дзиндзя - святилище;

мия - святилище (также употребляется в качестве суффикса).

В английском языке обычно используют слово «temple» («храм») для обозначения буддийского культового сооружения и «shrine» («святилище») — для обозначения синтоистской кумирни...

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 260.

 

Исэ Дзингу

Святилище Исэ (Исэ Дзингу), расположенное в городе Исэ, префектура Миэ, является самым священным среди святилищ во всей Японии. Оно состоит из двух комплексов: внутреннего святилища (Котайдзингу, или Найку) и внешнего (Тоёукэдайдзингу, или Гэку). Во внутреннем святилище хранится священное зеркало Аматэрасу, богини солнца, породившей непрерывную династию японских императоров. Во внешнем святилище почитается Тоёукэ, который не только являющийся ками пропитания и сельского хозяйства, но также обеспечивает Аматэрасу пищей.

Цуругаока Хатиман

Святилище Цуругаока Хатиман (Цуругаока Хатимангу). Кумирня Цуругаока Хатимангу была основана в 1063 г. Минамото-но Ёриёси (988— 1075), чтобы почитать божество — хранителя семьи Хатимана, бога войны. Святилище посвящено духам императора Одзин (обожествленного как Хатиман), его матери Дзингу Кого и жене Химэ Оками. Ежегодный фестиваль, учрежденный Минамото-но Еритомо, проводится в сентябре и включает показательную стрельбу из лука (ябусамэ) и парад с тремя о-микоси (переносные святилища).

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 263.

Ицукусима Дзиндзя

Святилище Ицукусима (Ицукусима Дзиндзя; также известно как Акино Миядзима). Синтоистское святилище, построенное на небольшом острове Ицукусима в заливе Хиросима и посвященное трем дочерям Сусаноо (брата Аматэрасу), а с периода Кама-кура — Бэндзай тэн (см. ситифукудзин). Согласно традиции, местный житель устроил это святилище в 593 г. после того, как его посетили три упомянутых божества, однако более вероятно, что на самом деле кумирня была сооружена в 811 г. В XII столетии полководец периода Хэйан Тайра-но Киёмори пышно перестроил Ицукусима, сделав его святилищем — хранителем своего клана.

Сумиёси Тайся

Святилище Сумиёси (Сумиёси Тайся). Одно из самых больших святилищ Осаки, посвященное четырем божествам. Трое из них, «братья Сумиё-си», родились от Идзанаги-но Микото после его возвращения из земли ёми и последующего ритуального очищения в море. Четвертым божеством является легендарная основательница святилища, императрица Дзингу Кого, получившая божественное имя Окинагатарасихимэ-но Микото. Святилище обещает покровительство на море и процветание тем, чья жизнь связана с ним.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 263.

Кумано Санся

Святилище Кумано Сандзан (Кумано Санся). Это название относится к трем святилищам, расположенным в префектуре Вакаяма: Кумано Хая-тама Тайся, посвященному Кумано Хаятама но Ками, Кумано Хонгу Тайся, посвященному Кэцумико (Сусано-но Микото) и Кумано Нати Тайся, посвященному Кумано Фусими-но Ками и поклонению водопаду Нати. Все вместе эти кумирни являлись местом крупного синто-буддийского движения, в котором ками считались проявлениями Будды Амиды. Святилища Кумано были также популярны среди ямабуси (практиков Сюгэндо, или горного аскетизма), для которых они служили главным местом паломничества.

Фусими Инари

Святилище Фусими Инари (Фусими Инари Тайся). Важнейшее из святилищ, посвященных Инари — ками сельского хозяйства и торговли. Расположенное в южной части Киото и основанное в 711 году, святилище Инари Фусими является главным среди более чем 30 000 второстепенных святилищ по всей Японии, посвященных этому ками. Ежегодно в апреле здесь проводится Инари Мацури в честь посещения божеством различных о-табисё, или освященных земель. Каждый год в святилище Инари Фусими собираются сотни тысяч людей на хацумодэ - празднование Нового года.

Святилище Хиэ

СВЯТИЛИЩЕ ХИЭ (Хиэ Тайся; также известно как Хиёси Тайся). Считается основным центром Санно Итидзицу синто — ответвления буддизма Тэндай. Святилище Хиэ служит защитой горного божества Санно Гонгэн, хранителя горы Хиэй и олицетворения Сакьяму-ни, а также крупного буддийского монастыря Тэндай Энрякудзи. Построенное в 788 году у подножия горы Хиэй, оно состоит из двух святилищ: Восточного, посвященного Оямакуи-но Ками (горный ками) и Западного, посвященного Онамути-но Микото, хранителю императорского двора.

Котохирагу

Святилище Котохира (Котохирагу; Компирагу; Компира-сан). В основанном в XI столетии и расположенном на острове Сикоку святилище Котохира первоначально поклонялись Компира — божеству, заимствованному из Индии и пришедшему в Японию из Китая. Первоначально связанный с рекой Ганг и ее священными водами, Компира почитался в Японии как покровитель моряков, рыбаков и всех людей, добывавших пропитание на море. После 1868 г. святилище связывали с Омононуси-но Ками (Окунинуси-но Микото), а также с духом императора Сутоку (прав, в 1123—1142 гг.), который умер в изгнании поблизости от кумирни в 1164 г.

Дадзайфу

СВЯТИЛИЩЕ ДАДЗАЙФУ. Императорский двор впервые приказал воздвигнуть Дадзайфу Тэммангу в 905 году, чтобы умиротворить дух ученого и государственного деятеля Сугавара-но Митидзанэ (получившего посмертную известность как Тэндзин Тэмман). Святилище возобновили в 919 году, после того как оно было уничтожено пожаром. Расположенное в Дадзайфу, на острове Кюсю, над могилой Митидзанэ, святилище обрело связь с образованием. Ежегодно 7 января здесь проводится фестиваль Дадзайфу Усокаэ, когда участники наугад обмениваются амулетами в форме птиц в надежде приобрести счастливые амулеты, которые раздают переодетые служители святилища. В этот же день совершается обряд они-субэ, представляющий собой ритуал изгнания нечистой силы, прогоняющий демонов от основного святилища.