Халифат

Слово «Халифат» в настоящем проекте используется в двух смыслах. Как имя собственное Халифат – арабо-мусульманское государство, созданное Мухаммедом и существовавшее до середины IX века, когда оно распалось на несколько самостоятельных государств, также имевших в своем названии слово «халифат», которое теперь отражало определенный тип государственного устройства и систему теократии основанную на мусульманско-суннитской теории государственного права. В этих государствах их глава, халиф сосредоточивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират).

В современной литературе имеются вот такие, например, определения этого понятия: 

"Халифат — институт власти, характеризующийся соединением светской и духовной власти в общине в руках халифа, преемника, заместителя пророка. Халифатом также называют государство, возглавляемое халифом. Возникший после мусульманских завоеваний в VII веке Арабский халифат просуществовал, постепенно распадаясь на самостоятельные государства-халифаты, до XIII века — до монгольских завоеваний".

Цитируется по изд.: Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. Средние века и современность. М., 2006.

 

Кордовский халифат

Кордовский халифат — мусульманское государство на Пиренейском полуострове, возникшее в результате изменения статуса правителя Кордовского эмирата — Абд-ар-Рахман III провозгласил себя халифом в 929 году. Существовал до 1031 года, когда титул халифа был официально упразднен, а на мусульманских землях сложилось несколько политических образований, именующихся тайфами. Абд-ар-Рахман III смог прекратить многочисленные сепаратистские выступления, развернувшиеся в эмирате во 2-й половине IX века (в Восточной Андалусии, Севилье, Сарагосе, мулади в Вобастро).

Арабский халифат: государственный строй

Арабский халифат как раннее феодальное государство возник в VII веке. Его история делится на периоды по названию династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622— 661 гг.) — это время правления близких сподвижников Мухаммеда; Дамасский (661—750 гг.) — Омейядов; Багдадский (750— 1055 гг.) — династии Аббасидов. Халифат был завоеван турками в середине XI века. К тому времени он распался на самостоятельные эмираты, его мощь была ослаблена восстаниями народных масс.

Арабский халифат: общественный строй

В начале VII века строй военной демократии у арабов переживал упадок. Старейшины родов шейхи захватили обширные пастбища, много скота, особенно верблюдов. Разбогатевшая родовая знать претендовала на лучшие пастбища и колодцы. В то же время она испытывала беспокойство перед растущим недовольством обедневших бедуинов и рабов. Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ, плодородных земель, скота, рабов.

Фатимидский халифат и его падение

Во второй половине XI века, при халифе Мустансире (1036— 1094), центральная власть в Фатимидском халифате ослабела. Рост политического влияния гвардии мамлюков привёл к тем же последствиям, что и в государствах Аббасидов, Саманидов и других: халиф превратился в простое орудие военной гвардейской верхушки. Вспыхивали частые мятежи и междоусобия тюркских и негритянских гвардейцев. Ослабление военной мощи Фатимидов привело к потере Алжира и Туниса (в середине XI века); Сирия и Палестина были захвачены сельджуками и западноевропейскими крестоносцами.

Распадение Халифата в IX веке

Самостоятельное государство образовалось и в Египте (868 г.). Власть здесь захватил наместник халифа Ахмед ибн Тулун, среднеазиатский тюрок, выдвинувшийся из халифских гвардейцев. Династия Тулунидов (868—905) подчинила себе, помимо Египта, также Палестину и Сирию. Ещё раньше образовалось независимое от багдадского халифа государство в Марокко во главе с династией Идрисидов (788—985). В Тунисе и Алжире сложилось самостоятельное государство во главе с династией Аглабидов (800—909). В IX в. возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Грузии, Армении и Азербайджане.

Омейядов халифат: падение династии

Омейяды продолжали политику больших завоеваний и постоянных грабительских набегов на соседние страны по суше и морю, для чего при Муавии в сирийских портах был построен флот. К началу VIII в. арабские войска закончили завоевание Северной Африки, где сопротивление оказали не столько византийские войска, сколько воинственные и свободолюбивые кочевые берберские племена. Страна была сильно разорена. В 711—714 гг. арабы завоевали большую часть Пиренейского полуострова, а к 715 г. ими было в основном завершено завоевание Закавказья и Средней Азии.

Омейядов халифат (ВИ, 1957)

Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях Халифата являлась собственностью государства. Меньшую часть земельного фонда составляли земли халифской фамилии (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности. Эти земли (мульк) продавались и покупались. Институт мулька, соответствовавший западному аллоду, был юридически признан при халифе Муавии I. При Омейядах господствовали, таким образом, ещё недостаточно развитые формы феодальной собственности — в виде государственных и мульковых земель.

Арабский халифат в VII и первой половине VIII века

В правление двух первых халифов — Абу Бекра и Омара — еще наблюдалось стремление поддерживать фикцию равенства всех мусульман, которого так добивались низы арабского общества — рядовые кочевники, земледельцы и ремесленники. Эти халифы пытались в своей частной жизни ничем не выделяться из массы арабов. Абу Бекр и Омар старались также придерживаться суры Корана о военной добыче, согласно которой каждый воин должен был получать свою долю добычи при разделе.

Арабский халифат в VII—VIII веках

Образовавшееся в результате завоеваний обширное арабское государство — Халифат — сильно отличалось от Арабского государства первых лет его существования. Не имея опыта в управлении сложным государственным аппаратом, арабские военачальники интересовались тогда только захватом земель и военной добычи, а также получением дани с покорённого населения. До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников.

Арабский халифат: первые шаги

После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бекр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда. Халифская власть досталась Абу Бекру (632—634) в то время, когда объединение Аравии еще не было закончено. Сразу же после смерти Мухаммеда восстали многие арабские племена. Абу Бекр жестоко подавил все эти восстания. После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда — Омар (634—644).