Шан

Сосуд времени Шан-Инь.
XII век до н. э. Белая керамика.

Династия Шан-Инь (предполагаемые даты: 1765-1122 гг. до н.э.)

Тан, или Чэн Тан (царь-основатель, с 1765 г. до н.э.), советник — И Инь.

Чжоу из династии Инь, именуемый также Ди Синь (царь, утративший полномочия: 1154—1122 гг. до н.э.).

Список царей, существование которых подтверждено археологическими находками, соответствует традиционному китайскому списку.

XVII в. до н.э. — появление письменности.

XV—XI вв. до н.э. — искусные бронзовые изделия.

XIII в. до н.э. — первые города, возведенные с использованием свай. Окружены стенами.

Дворцы, ритуалы, прорицание, чьи структуры в основных чертах сохранялись на протяжении веков.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 55-56.

 

Инь-Шанская культура (Шан Юэ, 1959)

Древнейший период истории Китая до Инь-Шан 4 не отражен в письменных памятниках. Самые ранние из дошедших до нас надписей, сделанных на бронзовых сосудах, панцирях черепах и костях животных, относятся к эпохе Инь-Шан.

Инь-шанcкие бронзовые изделия обнаружены очень давно. Уже при династии Сун списывали выгравированные на них надписи. К концу правления династии Цин началось изучение археологических находок, число которых увеличивалось с каждым днем. Богатый материал собран археологами за последние десятилетия. После 1899 г. в руинах Иньского городища у деревни Сяотунь (уезд Аньян, пров. Хэнань) нашли панцири черепах и кости животных с письменными знаками, относящимися ко второй половине эпохи Инь-Шан...

Древнейшие государственные образования в Китае

В V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры,  наиболее ранней из которых была культура Яншао. Яншаоские племена, населявшие долину одного из притоков Хуанхэ, а затем распространившиеся в западном и восточном направлениях, жили в небольших поселках в непосредственной близости от речных пойм. На плодородных аллювиальных почвах яншаосцы возделывали чумизу. Они разводили свиней и собак. Большого мастерства яншаосцы достигли в технике изготовления керамики, обжигавшейся в специальных печках и украшавшейся ярким крашеным геометрическим или зооморфным орнаментом...

Китай. Социально-экономические отношения в X—VIII вв. до н. э.

Социальная дифференциация иньского общества, которая прослеживается на материалах погребений XIV— XI вв. до н. э., была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов.

Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, соотнесенных друг с другом по принципу иерархии, которая в Древнем Китае была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах. Группа, занимавшая высшую ступеньку в иерархической лестнице, была представлена личностью деспотического правителя, «единственным среди людей» — так, следуя традиции,  продолжали называть себя чжоуские ваны...

Китай в эпоху Инь

На основании изучения всех видов источников вырисовывается картина сложной социальной структуры древнекитайского общества.

О далеко зашедшем социальном расслоении общества в XIV—XI века до н. э. и формировании классовых отношений свидетельствуют иньские погребения. Можно выделить по крайней мере четыре категории погребений, четко различаемые по внешним признакам: размерам, характеру и количеству инвентаря и т. п.

Первую категорию составляют наиболее крупные гробницы, раскопанные в районе Аньяна. В центральной погребальной камере площадью 400—500 кв. м и глубиной 10 и более метров помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один — внутренний...

Шан-Инь. Развитие хозяйства и общества

Экономика в течение продолжительного времени сохраняла очень примитивные формы, унаследованные от предшествующего времени. Большое хозяйственное значение всё ещё имели первобытные формы хозяйства, рыболовство и охота. В надписях на гадательных костях иногда упоминаются крупные коллективные охоты, которые в предшествующий период родового строя возглавлялись племенным вождём. На масштаб этих больших охот указывает гадательная надпись, в которой упоминается 348 зверей, убитых во время одной охотничьей экспедиции; в другой надписи упоминается 287 убитых зверей.

Шан-Инь. Возникновение древнейшего государства (Авдиев, 1953)

К сожалению, обрывочные сведения, которые можно извлечь из древнейших надписей эпохи Шан-Инь, позволяют только в самых общих чертах говорить о государственном строе этого времени. Очевидно, в Китае в эту эпоху уже формировалась деспотическая государственная власть, опирающаяся на земельный фонд, централизованный в руках государства. В «Книге песен» говорится о том, что все земли принадлежали царю: «Под широким небом нет земли, которая но была бы царской». Можно предполагать, что на этих землях, принадлежавших государству и главе верховной власти — царю, в крупных масштабах организовывалось земледельческое хозяйство...

Государство Шан-Инь по данным археологии

Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических материалов, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к XVIII—XII векам до н. э. Историческая традиция древнего Китая передаёт сказание о том, что около 1400 года до н. э. вождь Пань Гэн привёл своё племя в Аньян и построил на реке Хуанхэ «большой город Шан», давший своё название как всему государству, так и династии царей.

Государство Шан-Инь

Поздний бронзовый век. Государство Шан-Инь (около 1300 – 1027 до н. э.). В конце XIV — начале XIII века до н. э. в аграрном очаге в северной части бывшего Древнего Приморья возникло мощное государство одной из групп хуася с центром у современного города Аньян. Оно аккумулировало многие достижения предшествующих культур; в его рамках сложился ряд особенностей китайской цивилизации. Особое значение в изучении Шан-Инь имеют эпиграфические источники, очень слабо представленные в культурах предшественников и соседей, — многочисленные надписи (в основном гадательные) на панцирях черепах и костях животных, одиночные иероглифы на керамике...

Шан: разложение первобытнообщинного строя

По данным китайских литературных источников можно сделать вывод о сохранении в Китае в III тысячелетии до н. э. пережитков материнского рода. Это видно из того, что древние источники, сообщая о происхождении первых родоначальников племён шан, чжоу и цинь, не говорят об их отцах, а приводят лишь имена матерей; счёт родства велся тогда по материнской линии. Известно, что при материнском роде (матриархате) сыновья не могли наследовать отцу, так как они принадлежали к другому роду, именно к роду матери.

Шан (Инь): создание государства

Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад — на территорию современной провинции Шаньси, на юг — в Хэнань, на юго-восток — в Шаньдун, на северо-восток — по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова. Позднее племя шан продвигается ещё дальше на юго-запад и проникает вглубь современной провинции Хэнань.