Культура чжаобаогоу

Культура чжаобаогоу

Первые находки керамических сосудов усечённо-конических форм, с оригинальным резным геометрическим узором, а также чаш с крашеной полосой у кромки отверстия (не находят аналогов в известных дунбэйских неолитических коллекциях) были сделаны Чжу Фэнханем в 1974–1975 годы при обследовании местонахождения Угэнбаолин на р. Цзяолайхэ, в местности Дациньтала хошуна Найман [Чжу Фэнхань, 1979, с. 209]. Однако они не привлекли тогда особого внимания специалистов. Считалось, что эти материалы имеют отношение к культуре хуншань, на что, как считалось, указывала крашеная керамика.

Во второй половине 1970-х гг. китайские археологи приступили к изучению памятника Аньсиньчжуан (Аньсинь) в уезде Цяньань, на севере провинции Хэбэй, за пределами собственно южноманьчжурской территории*. Наряду с ситуловидными (усечённо-конической формы) сосудами и чашами обычных для неолита форм там была обнаружена керамическая тара новых для неолита региона типов: глубокие чаши на кольцевом поддоне и цилиндрические сосуды с эллипсовидным (овальным) в плане дном.

В результате активного обсуждения новых материалов был сделан вывод об открытии нового локального типа неолитической культуры. Очевидно,  по времени он являлся более ранним, чем культура хуншань [Со Сюфэнь, Ли Шаобин, 1996, с. 25; Чжао Бинфу, 1996, с. 1]. Были определены основные типы керамических изделий и особенности их орнаментации, что позволило, вкупе со стратиграфическим наблюдениями о соотношении этих находок с комплексами культуры хуншань, приступить к работе по выделению новой культуры. В 1982 г. целенаправленный поиск в юго-восточной части хошуна Аохань (район Внутренней Монголии, ранее считавшимся частью ареала распространения культуры хуншань)  привёл к открытию двух основных памятников этой культуры – Сяошань (120° 45' с. ш., 42° 25' в. д.) и Чжаобаогоу (120° 10' с. ш., 42° 20' в. д.). Всего же с 1982 по 1988 гг. было выявлено около 60 местонахождений, которые могут быть связаны с культурой чжаобаогоу [Шао Готянь, 1991, с. 9]. Среди них Наньтайди у деревни Аоцзисян, Шаогоди у деревни Аоиньусусян и другие [Шао Готянь, 1991, с. 2].

В 1984–1985 гг. производились широкомасштабные раскопки поселения Сяошань в хошуне Аохань, были изучены два жилища. В 1986 г. проведены раскопки поселения Чжаобаогоу, где открыты и изучены 17 жилых комплексов. В 1988 г. в хошуне Вэннютэ (Оннюд) раскапывалось поселение Сяошаньдэгоу, где было вскрыто 6 жилищ. На этом памятнике, кроме традиционного набора инвентаря, были впервые в культуре чжаобаогоу найдены предметы из нефрита [Со Сюфэнь, Ли Шаобин, 1991, с. 25]. В конце 1980 – начале 1990-х гг. проводились исследования на давшем преимущественно синлунваские комплексы памятнике Байиньчанган в уезде Линьси. Здесь были обнаружены два жилища культуры чжаобаогоу [Го Чжичжун, Со Сюфэнь, Бао Цинчуань, 1993; Го Чжичжун, 1994, с. 168]. В 1989 г. в хошуне Кэшикэтэн (Хэшигтэн) на памятнике Шандянь была вскрыта хозяйственная яма с чжаобаогоуской керамикой.

В 1991 г. 17 жилищ культуры чжаобаогоу раскопаны на поселении Сишуйцюань в уезде Линьси [Со Сюфань, Ли Шаобин, 1991, с. 25]. В те же годы в районе Пекина была выделена культура шанчжай [Сюй Юйлинь, Гао Хунчжу и др., 1989], материалы которой мы считаем чжаобаогоускими. Накопление археологических материалов позволило объявить в 1984 г. об открытии новой неолитической культуры [Су Бинци, 1986а, с. 42; Су Бинци, 1986б, с. 3; Ян Ху, Чжу Яньпин, 1987; Лю Цзиньсян, Чжу Яньпин,  1988, с. 5]. В дальнейшем археолог Лю Цзиньсян предложил первые подходы к выявлению базовых особенностей культуры, определил различия между памятниками Сяошань и Чжаобаогоу, а также сделал предположения о месте новой культуры относительно уже известных синлунва и хуншань [Лю Цзинсян, 1989]. Вопросы происхождения, периодизации и судеб культуры чжаобаогоу неоднократно становились предметом обсуждения [Ян Ху, 1994; Со Сюфэнь, Ли Шаобин, 1996; Чжао Бинфу, 1996].

Основной ареал культуры чжаобаогоу охватывает бассейны рек Шара-Мурэнь, Лаохахэ, Маннюхэ, Далинхэ и Луаньхэ с особой концентрации памятников в бассейне р. Цзяолайхэ. В административном плане памятники этой культуры находятся в районе г. Чифэн и западной части аймака Чжэлимун (Джирэм) Внутренней Монголии, а также в северо-восточной части провинции Хэбэй.

Хотя эпонимным памятником для культуры является поселение Чжаобаогоу-1, первая подробная публикация о памятнике культуры, позднее названной культурой чжаобаогоу, была посвящена раскопкам другого крупного поселения. Его первоначальное наименование Синлунва-4 было связано с находящимся в 500 м к северо-востоку эпонимным памятником ранненеолитической культуры синлунва. В дальнейшем местонахождение Чжаобаогоу-1 получило название Сяошань.

Памятник Сяошань расположен в верховьяхр. Маннюхэ – притока р. Далинхэ, на её правом берегу, у деревни Баоготу в хошуне Аохань АРВМ (120° 36’ с. ш., 42° в. д.). Высота над уровнем моря 476 метров. Поверхность памятника, приуроченного к предгорной местности, а потому имеющая наклон в направлении с северо-запада на юго-восток, неоднократно подвергалась распашке. На пашне были заметны около десятка пятен серого цвета, которые оказались следами неолитических жилищ. Всего вскрыта площадь около 190 м2. Изучено две полуземлянки. От них сохранились котлованы, врезанные в материковую почву светло-коричневого цвета. Культурный слой в межжилищном пространстве не сохранился совершенно [Ян Ху, Чжу Яньпин, 1987].

Жилище 1 (рис. 14, 1) представляет собой полу-землянку с котлованом под прямоугольной в плане формы. Размеры 5,6 × 4,2 метра; площадь около 24 м2. Наибольшая глубина сохранившегося котлована составляет 0,25 метра. В заполнении сохранилась обугленные ветки и солома, которая (по предположению авторов отчета) является остатками обвалившейся кровли.

В центральной части сооружения имеется округлая ямка (диаметр 0,7 метра, глубина 0,2 метра). Внутри собрано некоторое количество угля. В ней также найдены два археологически целых керамических сосуда ситуловидной формы. Основная часть находок концентрировалась в средней части южной половины жилищного пространства. Песты и плиты зернотёрок обнаружены в восточной половине и в западном углу постройки. Кроме того, обнаружены керамика,  нуклеусы и снятые с них пластины, каменные изделия (рубящие орудия, абразивы, скребки и режущие инструменты) и заготовки орудий (рис. 20). В одном из керамических сосудов вместе с кремневой галькой лежала скорлупа маньчжурского ореха.

Жилище 2 (рис. 14, 2) сооружено в котловане той же формы, что и для жилища 1. Длинной осью ориентировано по линии СЗ–ЮВ. Размеры 6,9 × 4,75 метра; площадь около 33 м2. Котлован вырыт на склоне,  что привело к некоторой покатости пола жилища к юго-восточной стороне. На дне котлована сохранились остатки упавшей кровли. Поверхность пола достаточно ровная, утоптанная. У одной из стенок обнаружен участок прокалённой почвы. Длина этой полосы с неравномерным хроматизмом (чёрный, жёлтый, красный цвета) 3,1 метра, ширина 0,5 метра, мощность около 8 см. Вероятно, это тоже остатки кровли, на что могут указывать сохранившиеся в почве остатки веток, травы, отпечатки деревянных элементов конструкции, а также отдельные куски глиняной обмазки. В центре котлована обнаружено округлое блюдцевидное углубление диаметром 0,9 метра и глубиной 0,13 метра. Заполнение в нём аналогично заполнению котлована.

Внутри ямы найдены три целых керамических сосуда. На полу жилища обнаружены ещё 19 сосудов,  16 каменных изделий, один нуклеус и 3058 пластин (рис. 20). Находки были сконцентрированы вокруг центральной ямки, которая, вероятно, служила очажным местом. В углах жилища (за исключением западного) находок не было. К востоку от центра располагались два комплекта зернотёрок. В западном углу жилища обнаружен перфорированный каменный топор, а рядом с ним – каменная плита, на которой собрано 2 183 микропластины и отщепа, скребок, нуклеус и 3 шлифованных рубящих орудия. Скопления микропластин и отщепов отмечены еще в трёх местах (от нескольких десятков до 800 артефактов).

Керамика поселения Сяошань представлена коллекцией из двух жилищ: 37 археологически целых,  11 типологически определимых сосудов и ещё несколько фрагментов иной керамической тары. Вся керамика поселения Сяошань лепная, 90 % сосудов изготовлены из керамической массы с песчаным отощителем. Цвет черепка – коричневый. Ведущий тип – усёченно-коническая форма ситулы. Есть также несколько изделий из теста с добавлением тонко просеянного песка (цвет черепка красный) и сосуды, изготовленные из чистой глины – чаши с красной полосой у кромки. Температура обжига не очень высокая, что отразилось в неоднородной окраске черепка.

В Сяошань впервые были обнаружены сосуды типа цзунь. В их орнаменте выявлено одно из наиболее ранних изображений мифического существа (рис. 16, 1), определяемого китайскими коллегами как дракона, с телом, покрытым чешуёй, и головой свиньи (чжушоулун) [Шао Готянь, 1991, с. 9; Варёнов, 1989]. Имеются две даты по материалам жилища 2 в Сяошань, которые относят его существование к первой трети V тыс. до н. э.

Эпонимное поселение Чжаобаогоу-1 находится в хошуне Аохань, в районе г. Чифэн. Памятник расположен в районе холмистых предгорий, на склоне возвышенности (рис. 15, а). Площадь оценена в 90 тыс. м2. Вскрыто 2 тыс. м2. В первый сезон раскопок обнаружены 17 построек (жилища 1–3,  5–10, 13–14, 101–106). Из-за длительной распашки и денудационных процессов многие жилища плохо сохранились. Важно, что на этом местонахождении не оказалось следов иных культур, поэтому стратиграфическая ситуация в целом ясна [Лю Цзиньсян, Чжу Яньпин, 1988].

Жилища оказались полуземлянками, котлованы которых врезаны в материковый слой. В плане они квадратные, прямоугольные либо трапециевидные. Так как верхняя часть котлована разрушена вспашкой, можно говорить только о глубине сохранившейся части котлована, которая составляет от 0,3 до 1 метра.

Средняя площадь жилища около 20 м2. Каждое жилище имеет внутри очаг в виде квадратного углубления в полу. В трёх случаях (жилища 2, 6, 9) пол имеет два уровня: за счет небольшого уступа, проходящего посередине основания жилища. В результате получилась своеобразная ступенька. Очаг сооружен в приподнятой части помещения. На других памятниках культуры этот элемент организации жилого пространства не встречен. В этих же жилищах на полу имеются по четыре столбовые ямки. Они расположены попарно в «верхней» и «нижней» половинах помещения.

Примером такой постройки является жилище 9 (рис. 15, б). Оно расположено в центральной части поселения. Самое крупное и одно из наиболее хорошо сохранившихся жилищ по форме трапециевидное.

Длина стенок: северо-западной – 8 м, юго-восточной – 10,16 м, юго-западной – 9,56 м, северо-восточной –  9,76 м. Таким образом, площадь жилища близка к 100 м2. Глубина сохранившейся части котлована достигает 1,1 метра. Первоначальная высота стенок котлована неизвестна. В средней части юго-восточной стенки имеется небольшая киотовидная выемка с углублением в полу жилища. В средней части пола есть небольшая ступенька (высота 0,1 метра). Очаг располагался в приподнятой половине жилища и имел квадратную форму. Очажная ямка имеет основание меньше входного отверстия. Ее размеры 0,92 × × 0,84 метра, а глубина 0,2 метра. Столбовые ямки расположены в полу жилища: по две в каждой половине. Размеры их неодинаковы: глубина самой большой ямки 0,52 м при диаметре 0,5 м. Дно ямок очень плотно утрамбовано. Никаких следов входа в жилище не обнаружено.

Керамика, собранная на поселении Чжаобаогоу,  как это характерно и для других памятников культуры,  в основном изготовлена из глины с песчаным отощителем. Типы сосудов стандартизованные (рис. 17). Весь набор оригинальной чжаобаогоуской керамики присутствует: горшки типа цзунь, изделия с овальным в сечении туловом, глубокие чаши на высоких округлых ножках. Только для данного поселения является характерным частое использование поддона при оформлении донной части изделий. Неорнаментированных изделий очень мало. Большинство керамической тары покрыто орнаментом от края донышка до кромки венчика, либо большая часть поверхности тулова. Основным приёмом орнаментации являются геометрические оттиски и резные сетчатые композиции. Заметным типом изделий являются сосуды цзунь.  В отличие от Сяошань и Наньтайди, в Чжаобаогоу не встречен орнамент с изображением животных, а использован резной геометрический декор, занимающий всё тулово сосуда.

Среди оригинальных керамических находок есть скульптурные изображения головы человека (мужчины?). Одно из них обнаружено на полу жилища 103  (рис. 16, 5). Изготовлено оно из керамического теста с добавлением песчаного отощителя. Затылочная часть обколота, внутри изделие полое. Черты лица выполнены в рельефе. Уши показаны оттопыренными, глаза – закрытыми. Высота фигурки 5,1 см, ширина 4,5 см.

Каменный инструментарий, собранный на поселении Чжаобаогоу-1, достаточно разнообразен.  Больше всего обнаружено шлифованных изделий (рис. 19, 20). Прежде всего, это землеройные и рубящие орудия. Первые (так называемые «каменные заступы») имеют сплошную шлифовку поверхности. Они плоские, с округлым рабочим краем, имеющим выступающее заострение на конце. Использованы менее твёрдые породы камня, чем при изготовлении рубящих орудий. Для крепления к рукояти есть плечики и дополнительно оставлены нешлифованными участки в верхней части орудия. Их размеры невелики: например, орудие из жилища 103 имеет длину 15,4 см, ширину 12,7 см при толщине 1,4 см (рис. 20, 4), а орудие из жилища 14 – длину 11 см, ширину 6.4 см, толщину 1,5 см (рис. 20, 5).

Рубящие орудия представлены плоскими инструментами трапециевидной формы. Лезвийная часть округлой формы двусторонне заточена (рис. 19, 1–2).

Имеются также орудия, которые могут быть связаны с земледелием или собирательством – плиты и куранты зернотёрок (рис. 18, 1–2). Найдены также нуклеусы, названные «карандашевидными» (скорее всего, конической либо призматической формы), и снятые с них пластины (рис. 18, 13–23). В жилище 106 обнаружено остриё, выполненное на такой пластине. Это орудие длиной 4,6 см, шириной 0,8 см и толщиной 1,15 см, у которого в так называемой «даурской технике» краевой ретушью с вентральной стороны обработан острый конец (рис. 19, 14). Замечено, что изделия,  выполненные в технике ретуширования, во множестве найдены при сборах с поверхности. Однако в жилищах их немного. Этому факту могут быть найдены различные объяснения, особенно учитывая то, что культурный слой (в межжилищном пространстве)  памятника фактически уничтожен.

Из других находок следует упомянуть костяные шилья, орнаментиры из раковин и другие изделия из органических материалов (рис. 18, 3–11). Абсолютные даты по материалам из жилищ 2, 6 и 7 укладываются в промежуток с последних двух столетий VI до первой трети V тыс. до н. э.

Третий из наиболее полно описанных в литературе памятников культуры чжаобаогоу – поселение Наньтайди. Оно было открыто в начале 1980-х годов.  Раскопки не производились, но в 1983 г. осуществлены поверхностные сборы [Шао Готянь, 1991]. Было выяснено, что памятник является однокультурным, а единственная известная нам публикация посвящена представлению фрагментов керамики, собранных в местах нахождения одного из разрушенных жилищ. Эта керамика украшена орнаментальными композициями в анималистическом стиле. Часть сосудов, несмотря на то, что они были собраны с поверхности,  удалось восстановить.

Памятник расположен примерно в 30 км восточнее хошунного центра Синьхуй, на левом берегу р. Цзяолайхэ, в километре от деревни Наньтайди, на пологом склоне горы. Его высота над урезом воды около 20 метров, а над уровнем моря – около 600 метров. В полукилометре известно одно поселение культуры хуншань. Поселение Наньтайди окружено с трёх сторон бортами возвышенности, которые во многих местах прорезаны оврагами. Поверхность памятника подвергалась неоднократной распашке. По оценке исследователей, его площадь составляет около 15 тыс. м2. На поверхности пашни заметны примерно 40 пятен, отличающейся по цвету почвы (она имеет серый цвет). Эти пятна организованы в 7 или 8 рядов, в каждом из которых 5 или 6 пятен. Каждое пятно предположительно указывает на место жилища типа полуземлянки. Юго-восточная часть памятника сохранилась достаточно хорошо, культурный слой там имеет мощность около 1 метра. Покатая северная часть была более подвержена процессам денудации. В результате именно в этих местах на поверхности исследователи отметили наибольшее количество артефактов. В особенности это относилось к одному пятну в самой возвышенной части площадки, к которой приурочено поселение**. В результате процессов разрушения культурного слоя там практически обнажено основание котлована жилища, что позволило собрать представительную коллекцию предметов (в т. ч. археологически целые керамические сосуды) и отметить больше количество фрагментов обмазки конструкции в виде кусков плотной обожженной почвы. В сообщении о работах на памятнике подробно опубликовано описание керамики, однако опущены конкретные данные о находках артефактов из камня, среди которых упомянуты рубящие и землеройные орудия [Шао Готянь, 1991, с. 2].

Среди восстановленных археологически целых сосудов имеются: эллипсовидные в поперечном сечении и с таким же дном цилиндрические сосуды из хорошо отмученной глины, обычные ситуловидные изделия усечённо-конические формы, чаши на высоких ножках, сосуды типа цзунь, изготовленные из керамического теста с песчаным отощителем.

Центром коллекции являются пять сосудов цзунь, одна чаша и крышка (фрагменты), покрытые резным орнаментом в виде сюжетных изображений с участием анималистических персонажей – птиц и оленей – на фоне чёрной блестящей поверхности (рис. 21, 22). Ближайшие аналоги имеются в коллекции с поселения Сяошань, хотя на поселении Чжаобаогоу они пока не обнаружены. После находок орнаментированных цзунь в Наньтайди стало ясно, что анималистический орнамент является одной из характерных особенностей культуры чжаобаогоу и,  безусловно, напрямую связан с духовной жизнью носителей этой культуры.

Хотя раскопки на поселении не производились, а целенаправленные сборы материала выполнены только на поверхности, с места расположения одного из разрушенных жилищ, Шао Готянь сделал вывод об особенной роли этого сооружения в пределах поселения. Обращая внимание на то, что данная постройка находится в нагорной части поселенческого комплекса, он выдвинул гипотезу: она была неким социально значимым сооружением для всех жителей поселения.

Близкими к чжаобаогоу памятниками считаются поселения в северных уездах провинции Хэбэй. Это уже упоминавшийся памятник Аньсинь в уезде Цяоань, поселения Мэнгэчжуан в уезде Саньхэ и Шанчжай в пределах административной территории г. Пекина [Вэнь Цзимин, 1998; Цзинь Цзягуан, 1983; Цзинь Цзягуан, Ван Цитэн, 1983; Сюй Юйлинь, Гао Хунчжу и др., 1989].

Общие сведения об облике культуры чжаобаогоу могут быть суммированы следующим образом. Раскопки памятников этой культуры дали информацию о системе планировки поселенческих комплексов, приёмах сооружения и типологии жилищ [Лю Госян, 2001б]. Нередко размещение жилищ организовано по линейному принципу. На поселении Сишуйцюань (120° 00’ с. ш., 41° 48’ в. д.), в его центральной части, выявлена свободная от застройки площадка. До сих пор, в отличие, например, от памятников культуры синлунва, не обнаружены признаки огораживания пространства поселения с помощью насыпей или рвов.

Все жилища чжаобаогоу представляют собой полуземлянки. В основном это однокамерные жилища, но встречается и двухкамерные. Первые сооружались на базе в виде квадратного, прямоугольного либо трапециевидного в плане котлована, вторые – в виде двух рядом расположенных котлованов прямоугольной формы, соединённых через срединный проход в смежной стене. В центральной части жилой площадки располагался очаг прямоугольной, квадратной или округлой формы. Сама поверхность жилой площадки представляла собой утрамбованную поверхность материкового лёссового слоя, в котором вырыт котлован.

Отмечены случаи, когда основание жилища дополнительно подсыпалось слоем лёсса, который затем утрамбовывался. Поверхность пола подвергалась частичному обжигу, чем достигалась дополнительная её плотность и износоустойчивость. В некоторых жилищах пол и стенки котлована обмазаны глиной или смесью глины и рубленой травы. Встречены жилища со своеобразным порожком по средней линии жилого пространства. Такой приём в строительной технологии впервые встречен в неолите Дунбэя. Часть сооружений не имеет обозначенного входа. Другие имеют вход коридорного типа, обозначенный с одной из сторон котлована прямоугольным выступом. Несущая конструкция кровли была каркасно-столбовой,  о чём свидетельствуют обнаруженные в некоторых постройках столбовые ямы. В большинстве случаев их четыре в центральной части жилища. Однако в других жилищах такие столбовые ямы не выявлены В незначительном числе жилищ внутри имеются хозяйственные ямы округлой формы, с вертикальными стенками и ровным дном.

Керамический комплекс – это та часть коллекции, которой культура обязана своему выделению из круга других культур юга Маньчжурии. Вся керамика изготовлена методом ленточного налепа. Использовалась формовочная масса трёх видов: чисто глиняная, естественно песчанистая глина,  глина с отощителем в виде песка. Большая часть керамических изделий чжаобаогоу изготовлена из керамической массы с песчаным отощителем. Он был двух типов: грубый или тонкозернистый (просеянный) песок. Масса из песчанистой глины – это непромытая глина, содержавшая тонкозернистый песчаный компонент естественного происхождения.  Чисто глиняной керамики очень мало. Обычно это чаши с крашеной полосой у кромки отверстия. Все керамические изделия прошли обжиг при невысокой температуре. Из-за неудовлетворительных условий обжига окраска поверхности пятнистая.

Изделия, изготавливавшиеся из теста с отощителем в виде песчаного компонента, после формовки покрывали тонким слоем глины, который затем тщательно затирали. Лишь после этого наносили орнамент. Поверхность многих сосудов подвергалась простому лощению. Стенки большинства изделий гладкие, внутренняя поверхность более блестящая. За исключением крупных ситуловидных сосудов, имеющих довольно толстые стенки, остальные изделия тонкостенные.

Большая часть чжаобаогоуской керамики плоскодонная. Кроме того, имеются изделия с небольшой кольцевой ножкой или на кольцевом поддоне, а также некоторое количество сосудов с вогнутым дном. Типы керамики: ситуловидные сосуды усечённо-конической формы, сосуды на невысокой округлой ножке и с округлым резервуаром закрытой формой, цилиндрические изделия с эллипсовидным (овальным) дном,  сосуды типа цзунь, изделия с косо срезанной горловиной, различные чаши и крышки.

Одним из оригинальных чжаобаогоуских типов является сосуд цзунь. В китайской традиции так именовали сосуд для летнего жертвоприношения ячменём или жертвенную чашу для вина [Большой китайско-русский словарь, № 5352; Чжунго цинтун, 1988, с. 194–199]. У этих изделий вместительный округлый резервуар, высокая горловина, выделенная высокая придонная часть. То, что для обозначения этого типа керамики китайские авторы используют такой традиционный термин, лишний раз подчеркивает особое положение этих изделий среди типов керамической посуды данной культуры. Чжаобоугоские цзунь отличаются не только формой, но и богатством оригинальной орнаментации, в которой присутствуют образы фантастических существ.

В Наньтайди, кроме обычных для чжаобаогоу драконов с головой кабана, широко представлены изображения существа, покрытое чешуёй тело которого увенчано рогатой головой оленя. Чешуя передана мелкой ромбической сеточкой. Подобный сетчатый орнамент встречается и в неолитической культуре хуншань, и в культуре ранней бронзы нижнего слоя сяцзядянь, однако не в резном, как в чжаобаогоу, а в рисованном варианте. Хотя тело существа из Наньтайди, строго говоря, не является телом змеи, именно присутствие чешуи позволило исследователю керамики Наньтайди Шао Готяню назвать изображённое существо «драконом с головой оленя».

Кроме того, в орнаментике Наньтайди можно заметить и солярный мотив: из-за хвоста дракона-оленя виднеется полудиск солнца с расходящимися лучами. До сих пор это единственный пример солярного орнамента в неолите Северо-Восточного Китая.

Ситуловидных (усечённо-конических) керамических сосудов большинство. К ним примыкает группа цилиндрических изделий с отверстием либо дном эллипсовидной формы. Соотношение диаметров отверстия и дна 2:1. Некоторые ситулы с косо срезанной горловиной имеют прямоугольный или в виде буквы V вырез. Чаши снабжены кольцевым поддоном и украшены у кромки отверстия орнаментом в виде полосы красного цвета.

Большая часть керамики орнаментирована. При этом орнаментом покрыта вся поверхность: от среза венчика до дна сосуда. В большинстве случаев для украшения сосуда использовался только один тип орнамента, в отдельных случаях – два типа. Из орнаментов использованы зигзаг, геометрический, узорчатый (suo – «узор на яшме») и анималистический мотивы. Зигзаг представлен во множестве вариантов: больше всего линейного (инструмент имел ровную поверхность), есть также в виде оттисков гребёнки с квадратным и зубчатым окончанием. Вид зигзага может различаться, но связано это с формой самого штампа. Резной орнамент этого типа отсутствует.

Линии зигзага могут быть ориентированы горизонтально либо вертикально. Очень велико разнообразие геометрических орнаментов. Их можно разделить на две группы: линейный и криволинейный. Линейный орнамент представлен наклонными и ломаными наклонными линиями, из которых составлено некоторое число простейших орнаментальных композиций.

Криволинейный орнамент состоит из противопоставленных, вертикально расположенных «крюков», в просвете между которыми размещается треугольник или ромб. Пространство внутри заполнено гребенчатыми точечными оттисками. Орнамент в виде изображений фигур животных довольно редок, но очень ярок и является «визитной карточкой» культуры. Имеются изображения фантастических животных – существо с телом змеи и головой кабана, существо с головой оленя и существо с головой птицы.

Внешняя поверхность донышка большинства сосудов не имеет специально нанесённых изображений, но встречается орнамент в виде оттиска циновки.

Сведения о каменном инструментарии чжаобаогоу довольно скудны. В коллекции имеются шлифованные, оббитые и ретушированные каменныеизделия. Крупные инструменты изготавливались с использованием техники шлифования. Это в основном рубящие орудия (топоры, в т. ч. с просверленным отверстием в обушковой части, долота), землеройные инструменты («лопаты»), точильные и шлифовальные камни, изделия с желобком («выпрямители древков»), зернотёрки. Больше всего рубящих и орудий для обработки земли. Лопаты плоские, полностью отшлифованные. Их можно разделить на два типа:  плечиковые с округлой рабочей частью и плечиковые с заострённой рабочей частью. У некоторых изделий верхняя поверхность обушковой части снабжена пазом-выемкой. Рубящие орудия в плане прямоугольные или трапециевидные, с двусторонней заточкой лезвийной части. Массовыми являются находки шлифовальных инструментов и зернотёрок. Последние представлены в основном курантами, которые имеют килевидную форму и сегментовидное поперечное сечение. Микролитические изделия представлены нуклеусами, микропластинами и скребками, выполненными в технике отжимной ретуши. Костяных изделий встречено мало. Это шилья, ложки и несколько орнаментиров из кости и раковин.

Чжаобаогоу относится к числу тех немногих культур неолита юга Маньчжурии, хроностратиграфия которых хорошо разработана. Помимо результатов радиоуглеродного анализа (на данный момент опубликовано 7 дат) имеются стратиграфические наблюдения, позволяющие установить положение культуры относительно древностей хуншань. Так, на поселении Байиньчанган в секторе Т41 чжаобаогоуское жилище 27 перекрыто хуншаньским культурным слоем [Го Чжичжун, Бао Цинчуань, Со Сюфэнь, 1991]. В западной части поселения Шуйцюань (уезд Линьси) жилище культуры чжаобаогоу было также перекрыто хуншаньским слоем. Там же некоторые жилища и хозяйственные ямы культуры хуншань разрушили слой культуры чжаобаогоу [Со Сюфэнь, Ли Шаобин, 1991, с. 27].

Для поселения Шуйцюань абсолютных дат пока нет. Но там был найден ситуловидный керамический сосуд с орнаментом в виде горизонтальных полос зигзага. Это изделие практически идентично находке их хуншаньского жилища 133 на поселении Синлунва, которое имеет дату 5865±90 л. н., (калиброванная дата 6525±100 л. н.). Китайские авторы сделали вывод о подобном же возрасте материалов культуры чжаобаогоу на поселении Шуйцюань. Таким образом, период существования культуры обозначен в промежутке более 7–6,5 тыс. л. н. [Со Сюфэнь, Ли Шаобин,  1991, с. 28], что вполне соответствует доступным нам данным по абсолютному датированию памятников чжаобаогоу. Культура существовала с конца VI до середины V тыс. до н. э.

Несмотря на то, что изучение культуры находится на начальном этапе, уже есть предложение выделить два локальных типа культуры: чжаобаогоу и шуйцюань [Со Сюфэнь, Ли Шаобин, 1996, с. 28–32].

Памятники типа чжаобаогоу расположены к югу от Лаохахэ, в бассейнах рек Цзяолайхэ и Маннюхэ. Среди них поселения Чжаобаогоу и Сяошань в хошуне Аохань. Квадратные, прямоугольные и трапециевидные полуземляночные жилища имеют в основании материковый лёссовый слой. В центре жилища располагался очаг округлой или квадратной формы. Вход в плане жилища отсутствует. Некоторые постройки имеют ступенчатую конструкцию пола. В основе каркаса находились четыре опорных столба. В отдельных жилищах встречены ямы хозяйственного назначения.

Орнаментация керамики типа чжаобаогоу представлена горизонтальными рядами вертикального зигзага и композициями с изображением животных. Типы керамических сосудов: ситуловидные, цзунь, сосуды с шаровидным туловом на кольцевом поддоне, ситулы с эллипсовидным дном. Землеройные орудия (лопаты) имеют сравнительно узкую верхнюю часть и языковидную (округлую либо заостреннную) рабочую поверхность.

Однако в противоречие с выделением особого типа чжаобаогоу входят существенные различия между материалами самих памятников Чжаобаогоу и Сяошань. В первом случае очаги квадратные, во втором –  круглые. В Чжаобаогоу вся керамика выполнена из глины с песчаным отощителем, нет распространённой в Сяошань керамики из чистой глины. Отдельные особенности отмечены в формах сосудов и их орнаментации. То же характерно и для каменных орудий.

Например, только в Сяошань найден перфорированный топор. Однако надо иметь в виду, что раскопки в Сяошань производились на малой площади, поэтому конкретных данных пока недостаточно [Лю Цзиньсян,  1989, с. 201]. На наш взгляд, причины имеющихся различий в материалах одного культурного типа могут иметь как региональный (районы относятся к двум различным речным бассейнам – Силяохэ и Далинхэ, тогда под сомнение ставится выделение самого типа), так и хронологический характер. Сяошань, возможно,  является несколько более поздним памятником, на что указывает разница (впрочем, незначительная) в результатах абсолютного датирования.

Памятники типа шуйцюань располагаются на севере бассейна р. Шара-Мурэн. Это поселения Шуйцюань и Байиньчанган в уезде Линьси, а также поселение Шандянь в хошуне Кэшикэтэн (Хэшигтэн). Жилища одно- или двухкамерные. Однокамерные жилища имеют прямоугольный котлован. Глубина его тем больше, чем просторнее помещение.

Пол утрамбован; иногда его предварительно обмазывали глиной, замешанной с травой. Квадратный очаг располагался в центре жилого пространства. Имелся вход в виде прямоугольного в плане коридора-тамбура. Двухкамерные жилища состояли из двух прямоугольных полуземлянок, соединённых проходом через смежную стенку котлованов. Типичная орнаментация керамики шуйцюань – вертикальные ряды горизонтально ориентированного зигзага. Зигзаг наносился инструментом с квадратным или заострённым окончанием гребенчатого орнаментира.

Отсутствуют изделия с анималистическими сюжетами. Типы сосудов: ситуловидные, цилиндрические с эллипсовидным основанием, изделия с косо срезанной горловиной, разнообразные чаши. Лемехи лопат имеют сравнительно широкий обушок и веерообразную рабочую часть.

Что касается памятников в бассейне р. Луаньхэ,  то они пока недостаточно известны, поэтому затруднительно определить их место в системе культуры чжаобаогоу [Со Сюфэнь, Ли Шаобин, 1996, с. 29]. Характерной особенностью является наличие каменной антропоморфной скульптуры (рис. 15, 2–3), которая сочетается с керамикой чжаобоугоского облика [Чэнь Цзюньшань, 1994] и значительными по количеству артефактов коллекциями микролитического инвентаря. Последнее позволяет нам в предварительно отнести памятники так называемой культуры шанчжай (Мэнгэчжуан, Шанчжай и др. в районе г. Пекин) к локальному северохэбэйскому варианту культуры чжаобаогоу.

Примечания

* Публикация отчёта об исследованиях этого памятника см. в сборнике статей «Каогусюэ цзикань» (№4, 1984) для нас, к сожалению, пока остаётся недоступной.

** Объекту присвоено наименование 3546F1.

Цитируется по изд.: Алкин С.В. Древние культуры Северо-Восточного Китая: неолит Южной Маньчжурии. Новосибирск, 2007, с. 35-42.

Рубрика