Австрия в XVI - XVII веках: охота на ведьм

Австрия в XVI - XVII веках: охота на ведьм

Ведьмы несут кота. Гравюра XVI dtrf/

Охота на ведьм в Австрии достигла своего пика в царствование императора Рудольфа II (1576-1612). Ее вдохновителями были иезуиты, заинтересованные в ослаблении протестантизма. Гонения повторились в конце XVII века в провинциях Штирия и Тироль и нашли отражение в «Уставе уголовного суда» (1707) (Halsgerichtsordnung) – суровом законе, направленном против ведьм.

До 1570 г. судебные преследования ведьм происходили изредка, и, если не считать Каролинский кодекс 1532 г., законом предусматривалось мягкое наказание за колдовство. Так, уголовные законы Тироля в 1499 г. еще не затрагивали ни колдовства, ни чародейства; в 1544 г. колдовство и ворожба рассматривались как заблуждения, и даже Полицейский устав 1573 г., также действовавший в Тироле, приравнивал колдовство к богохульству и наказывал денежным штрафом, из которого доносчик и судья получали по четверти, а половина суммы шла на нужды благотворительности. Подобное регулирование ввел не одобрявший жестокости император Максимилиан II (1564-1576), получивший образование в Испании (где он позаимствовал в качестве образца испанскую инквизицию, не поощрявшую ложных обвинений). Максимилиан считал ведьм и тех, кто обращался к помощи гадалок, просто идиотами. Исключением из этой традиции в Австрии был Каролинский кодекс с его новой теорией о том, что обвиняемые в ереси или злонамеренном чародействе подлежат сожжению. Однако, несмотря на то, что этот кодекс был разработан для всех выборных курфюрств империи и цитировался всеми после дующими охотниками за ведьмами, его часто игнорировали, причем не только в протестантских землях, но и в католической Баварии.

После коронации в 1576 г. преемника Максимилиана число судов над ведьмами возросло. Рудольф II был суеверен, верил в колдовство и считал, что его околдовали. Он находился под влиянием иезуитов, которые приравнивали чародейство к ереси и, согласно этой теории, действовали безжалостно и с необычайным рвением. Отношение к колдовству менялось, что можно проследить на примере суда над 16-летней Анной Шлюттербауэр, на которой изгоняли дьявола в Мариацелле [см. Хайимам, Кристоф] и в 1583 г. в соборе Св. Варвары в Вене при участии епископа Брейсгауского (Бадей). Ее пожилая родственница, обвиненная в напущении на нее порчи, была арестована за колдовство. После того как ее несколько раз пытали, она призналась, что совокуплялась с дьяволом, пятнадцать лет вызывала бури и летала на шабаш. Пожилой муниципальный судья, назначенный во время правления скептически настроенного Максимилиана II, счел старуху безумной и отправил ее в сумасшедший дом. Вновь назначенные судьи отменили это решение и постановили протащить обвиняемую привязанной к столбу по городу и затем заживо сжечь [см. Одержимость].

Таким было отношение к колдовству на протяжении последующих 150 лет. Например, в Landgerichtsordnung (Устав земельного суда) 1656 г. одним из оснований для ареста за колдовство считалось обнаружение в имуществе обвиняемого масел, притираний, горшков с паразитами или человеческими костями. ОднаКо в 1679 г. император Леопольд I запретил введение новых пыток и прежде всего ужасной Nagclbclt — кровати, утыканной гвоздями. С другой стороны, возобновление преследований в Зальцбурге с 1677 по 1681 г. послужило причиной строительства специализированной тюрьмы. Около ста человек подвергли пыткам ради признания вины, обезглавили, удушили или сожгли. Самому младшему из них было десять лет, старшему — восемьдесят (Riezler. «Hexenprozesse in Bayern»). Как только мания начала ослабевать, ее тут же стимулировали Halsgerichtsordnung (Устав уголовного суда 1707 г., при императоре Иосифе I), где возродили принципы и практику «Malleus Malcficarum». Тем не менее в самой Австрии казни прекратились, и суды происходили только за ее пределами. Императрица Мария-Тереза опубликовала в 1769 г. свой известный уголовный кодекс «Constitutao Criminalis Tneresiana... peinliche Gerichtsordnung», в котором ограничивались преследования. К примеру, ни один приговор по колдовству не вступал в силу без утверждения губернатором (ст. 58). Несмотря на подобные нововведения, полное издание кодекса содержит описание и изображение тридцати разрешенных пыток, не отмененных до 1776 г. Лишь спустя одиннадцать лет, 13 января 1787 г., были отменены все статьи о преследовании ведьм.

Сожжение на костре в присутствии короля. 1460 г. Миниатюра Жана Фуке.

В немецкоязычной части Тироля до 1660 г. состоялось несколько процессов над ведьмами. В 1637г. генеральный прокурор Инсбрука доктор Вольперт Мозель разработал ряд инструкций для помощи местным магистратам в обнаружении и наказании ведьм. Своим невежеством они напоминают руководства, публиковавшиеся чиновниками инквизиции, такими, например, как Бордонус (1648 г.). Правда, Мозель добавил к его перечню еще одну улику: если человек обнаружит в своей комнате пояс или другие предметы женской одежды — это значит, что ведьма была где-то неподалеку! Обвиняемой ведьме никогда не сообщались обстоятельства обвинения: если она отрекалась от признания, данного под пыткой, ее должны были пытать снова; имена соучастников следовало выяснять с помощью «умеренной пытки», чтобы гарантировать их точность. Мозель ограничил продолжительность пыток тремя одночасовыми сеансами. В конце века, в 1696 г., аналогичное руководство было выпущено в Инсбруке профессором права и ректором университета Иоганном Кристофом Фрелихом. Бели состав преступления весьма серьезен, утверждал Фре- лих, обычные юридические гарантии не должны приниматься во внимание. Дурная репутация, прямое родство с ведьмой, уклонение от прямого взгляда считались достаточным основанием для привлечения к суду. Допрос должен был следовать сразу же за арестом, чтобы дьявол не мог подготовить узника. Комната пыток должна быть окроплена святой водой и окурена освященными травами. Показания, полученные от других ведьм под пыткой, о присутствии на шабаше доказывали вину. Меньшие преступления, например, заговаривание воды, могли наказываться публичной поркой, изгнанием или штрафами. Дети до семи лет освобождались от наказания, дети старше четырнадцати приравнивались к взрослым. Любой признанный виновным лишался собственности и состояния. В 1714 г. эта ужасная книга была переиздана.

При таких руководствах отчеты провинциальных судов не производили шокирующего впечатления. В 1673 г. в Гутенхаге (Штирия) судья в течение 11 дней и ночей держал 57-летнюю женщину коленопреклоненной на острых зубцах пыточного станка, прижигая ей ступни серой, поскольку она не признавалась в союзе с дьяволом. Сойдя с ума, она умерла под пыткой (Holzinger, «Zur Naturgeschichte der Нехеп», 1883). В 1679 г. в Линце (Тироль) расследовалось дело Эмеренцины Пихлер, через год осужденной вместе с двумя старшими детьми. Ее сожгли 25 сентября, а ее детей, двенадцати и четырнадцати лет, — 27 сентября 1600 г.

В 1679 г. в Мерано (Тироль) четырнадцатилетний бродяга был заподозрен полицией в вызывании бури. Мальчик был настолько невежествен, что даже не знал своего имени, но под пыткой признал обвинение и назвал троих сообщников в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет. Все четверо были сожжены 13 декабря 1679 г. Казни в этих местах стали настолько распространенными, что священник Лоренц Паумгартнер записал в дневнике, что только в его небольшом приходе в течение 15 месяцев были казнены 13 ведьм (около 1680г.). В 1688 г. в Штирии по обвинению в колдовстве была сожжена целая семья с детьми и слугами. В 1695 г. в Штейермарке (южная Штирия) некая Марина Шепп, оказавшаяся подсудной петтауским доминиканцам, после шести с половиной часов пыток на раскаленном стуле призналась в сожительстве с дьяволом.

После двух наибольших всплесков около 1670 и 1690 гг. процессы над ведьмами в Австрии постепенно прекратились, что совпало с общим окончанием охоты на ведьм в Европе.

[См. Германия, колдовство в; Каролинский кодекс.]

Цитируется по изд.: Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996, с. 23-25.

Рубрика