Камбоджа: равнины и горы

Камбоджа: равнины и горы

В Камбодже не встретишь ни абсолютно безлюдных мест, ни человеческого муравейника. В центральной впадине проживает подавляющая часть населения страны, но его плотность здесь неравномерна. Большая его часть сосредоточена в богатых водой районах вокруг Великого озера, особенно в его низовьях, вдоль нескольких питающих его рек, на берегах Меконга и вытекающей из него реки.

Вокруг Великого озера отмечается несколько пустынных мест, где не найдено каких-либо архитектурных памятников, в частности на южном побережье (современная провинция Пуосат). Зато север и северо-восток (современные провинции Баттамбанг и особенно Сиемреап и Компонгтхом) исключительно богаты как крупными архитектурными ансамблями, так и множеством небольших храмов. Монументы ангкорского периода соседствуют в этих районах с более древними памятниками, о которых мы уже упоминали, а также с такими архитектурными ансамблями, как Самбор Прей Кук, Прасат Андет или Прасат Пхум Прасат. Много древних памятников находится южнее Пномпеня, в провинциях Такео, Кандаль и Прейвэнг, но большая их часть относится к доангкорскому периоду (Пном Да, Ангкор Бореи, Пном Байянг и т. д.) или к более поздним эпохам, например, Прасат Неанг Кхмау (начало X века), храм Пном Тьхисор (XI столетие) или несколько второстепенных сооружений в Та Пром в Бати, возведенных Джайяварманом VII. В среднем течении Меконга, в провинции Кампонгтям, находится довольно много сооружений, датируемых VII (Хан Чей) — концом XIII столетий (Ват Нокор, перестроен в XVI в.). Верховья реки гораздо беднее на произведения древнего зодчества, хотя и здесь имеются несколько выдающихся памятников доангкорского периода, (Самбор на Меконге, Кох Криенг, Тхала Бориват); и лишь на самой границе с Лаосом, где воды Меконга каскадами порогов, водоскатов и водопадов Кона резко ниспадают вниз, находится величественный монумент Ват Пху и его ансамбли-спутники, строительство которых велось с VII по XIII столетия.

Менее густо заселена лесная зона, расположенная севернее орошаемых районов и между ними. Лесные массивы покрывают большую часть равнины и весьма разнородны по своему характеру. Наряду с богатой дичью саванной с ее редколесьем, густыми зарослями бамбука и кустарников, растущими на бедных почвах, гордо высятся реликтовые вечнозеленые леса из ценных пород деревьев, древесина которых используется для различных поделок; в них добывают масляную смолу и другие дорогие сырьевые материалы. Несмотря на наличие такого крупного в древности центра, как Кох Кер (хоть период его активной жизни и был коротким), вся местность между Пном Кулен и Дангреком на первый взгляд может показаться пустынной. Однако здесь тоже имеются несколько небольших строений, расположенных вдоль больших дорог, а также различные гидротехнические сооружения довольно скромных размеров (некоторые из них функционируют и поныне), что говорит о том, что в древности здесь тоже жил человек.

На плато или вулканических пнях, невысоких горах или холмах (пном), рассыпанных по равни-нам, часто возводились храмы (Пном Сандак, Пном Тьхисор). На одном из самых больших холмов, Пном Кулен, зародилось ангкорское королевство и был построен водный дворец региона. Покрытый в наши дни лесами, он приютил на своих склонах несколько деревушек там, где когда-то была древняя столица, от которой остались несколько кирпичных храмов (IX век). Судя по скульптурным рельефам, высеченным в русле реки и на стенах храмов (в XI и XII столетиях), когда-то это место было густо заселено, о чем свидетельствует храм конца XII века и монастырские постройки XV или XVI веков.

Горы, окружающие Страну кхмеров, весьма разнообразны. На севере невысокая горная гряда Дангрек открывала тайцам легкий доступ на территорию страны. Именно здесь находится отвесная скала, которая возвышается над кхмерской равниной и тянется почти на 400 метров. Об этой горной стене говорится в надписи XI века.

В древних горных проходах находятся культовые сооружения, расположенные на территории современной Камбоджи рядом с вершинами лестниц, частью вырубленных в скале, частью построенных. Самое известное из них — храм Пре Вихара, священное для кхмеров место, где в конце X и в XII веках кипела бурная жизнь и проводились

религиозные церемонии (в XX веке оно стало предметом вооруженного конфликта между Камбоджей и Таиландом). Несколько к западу, в Та Муене, где проходит старая дорога, ведущая из Ангкора в Пхимаи, стоят храм X века, лечебница и дом, где уставшие путники могли передохнуть с дороги (так называемый постоялый двор), датируемые концом XII века, когда у власти находился Джайяварман VII. Юго-западная и восточная кайма гор характеризуется более выраженным рельефом, хотя пейзаж здесь менее живописен, а храмы и монументы отсутствуют. В Кардамоновых горах и в их восточных отрогах еще встречаются группы горных племен, говорящих на языке монско-кхмерской группы, живущих собирательством и корчеванием деревьев. Когда-то их называли дикими племенами (врау), в наши дни они получили название горных кхмеров. На стенах Ангкор Вата изображены несколько прелестных женских образов представительниц прекрасной половины этих племен (см. Кхмеры и иностранцы, гл. III, и Пантеон местных богов, гл. VI).

Цитируется по изд.: Дажан, Брюно. Кхмеры. // Брюно Дажан. М., 2009, с. 71-74.