Кушанское царство: общественный строй

Кушанское царство: общественный строй

Образование могущественной империи было тесным образом связано с внутренними процессами в Бактрии, Арахосии, Гандхаре и других странах. Из-за недостатка источников отражение этих процессов в сфере общественных отношений может быть охарактеризовано лишь в самых общих чертах. Быстрый прогресс, наблюдаемый в ремесленных производствах, городской жизни и денежном обращении, свидетельствует о том, что система производственных отношений рабовладельческого общества, сложившаяся в рассматриваемых районах еще в середине I тысячелетия до н. э., продолжала развиваться. Создание сильной государственной власти, укрепившей внутреннее и внешнее положение страны, отвечало интересам рабовладельческой верхушки общества и торгового капитала Гандхары и Бактрии. На примере соседней с кушан-

[183]

ской империей Парфии известно, что в этот период существовали две категории рабов: так называемые бандаки, труд которых первоначально использовался в домашнем хозяйстве, в обширных хозяйствах храмов, на рудниках, и чужеродные (аншахрики), состоявшие главным образом из военнопленных 75. Изучение хозяйственных документов из парфянской Нисы показало, что в I веке до н. э. в Парфиене наряду с царскими имениями существовали мелкие участки арендаторов, возможно рабов, посаженных на эти земли 76.

Можно предполагать, что сходные общественные отношения были и в Бактрии, городская культура и денежное хозяйство которой имеют так много общего с Парфиеной, хотя окончательно ответить на этот вопрос можно будет лишь после открытия соответствующего архива в каком-либо из бактрийских или гандхарских городов. Так, в Бактрии в местности Сурх-Котал уже раскопаны остатки большого комплекса храмовых построек. В числе прочих строений здесь есть своеобразные сокровищницы, в которых содержались храмовые богатства. Возможно, подобные храмы владели и значительным числом рабов и земельных угодий, подобно тому как это имело место на эллинистическом Ближнем Востоке.

Вместе с тем для кушанской империи, как об этом свидетельствуют данные индийских источников, характерно сохранение большой роли общины как замкнутой и самовоспроизводящей экономической единицы, эксплуатируемой государством как единое целое. Хотя положение рядовых общинников в ряде случаев практически приближалось к положению рабов, сам факт сохранения общины оказывал существенное влияние на характер общественных отношений в кушанской империи.

В первых веках нашей эры, несмотря на сохранение рабовладельческих отношений, повсеместно начинают появляться признаки изменения в общественном строе. Так, например, в Парфии рабы-аншахрики получили право распоряжаться определенной долей своего труда, что отразило стремление повысить их заинтересованность в производительности труда, Это уже не что иное, как зародыши новой, феодальной формы эксплуатации. Данные индийских источников свидетельствуют о развитии в первых веках нашей эры института земельных пожалований отдельным лицам. О повышении политической роли земледельческой аристократии свидетельствует и археологический материал. Как показывают работы, прове-

______________

75. Периханян, К вопросу о рабовладении и землевладении; «История таджикского народа», т. I, стр. 473.

76. Дьяконов — Лившиц, Документы из Нисы, стр. 17—22.

[184]

денные советскими археологами в Хорезме 77 и Согде 78, там в этот период намечалась тенденция к выделению отдельных усадеб, принадлежащих, видимо, мелкой аристократии. Позднее, в V—VII веках н. э., эти усадьбы превратились в грозные укрепленные замки, а их хозяева — в феодалов.

Видимо, с этими процессами смены старых, рабовладельческих, отношений новыми, феодальными, связан и целый ряд других явлений в жизни стран, входивших в состав кушанской державы.

Прежде всего в IV—V веках н. э. пришли в упадок крупные городские центры. Так, IV век н. э. был последним периодом жизни Беграма. В Таксиле, где к кушанскэму периоду относится огромное (более 1 кв. км), но мало раскопанное городище Сирскух, упадок города датируется V веком н. э. В V—VI веках н. э. заметно сократилась обжитая площадь крупнейшего центра северной Бактрии — Термеза, а целый ряд других поселений вообще пришел в запустение 79. На городище Кей-Кобад- шах последние слои, свидетельствующие о жизни города, так же как и в Беграме, относятся к IV в- н. э. 80. Не случайно китайский путешественник начала VII века, посетивший эти районы, отмечает, что города находятся в запустении и заросли дикой травой. Подобная картина установлена исследованиями советских археологов и для многих районов Средней Азии 81. Все это позволяет считать, что подобные явления не случайные, а закономерные проявления каких-то внутренних процессов, происходящих в жизни общества.

Одновременно с упадком крупных городских поселений на первый план выдвигались укрепленные замки. Таков, например, замок Балалык-Тепе в Северной Бактрии. Его основанием служила глинобитная платформа шестиметровой высоты. На этой платформе был расположен сам замок, состоящий из нескольких помещений, расположенных вокруг внутреннего дворика. Время возведения замка можно отнести к V веку н. э. 82. В Северной Бактрии известны и другие замки V — VI веков н. э. Выше уже упоминалось, что в самом Беграме дворец правителя в III—IV веках н. э. был сменен укрепленной постройкой типа замка. Как и упадок городских поселений,

____________

77. Толстов, Древний Хорезм, стр. 102—108.

78. Небольшие укрепленные усадьбы к югу от Самарканда возникают именно в первых веках нашей эры (Тали-Барзу и целый ряд других памятников). См. Тереножкин, Согд и Чан, стр. 157.

79. Массон М., Термезская экспедиция, стр. 114.

80. Дьяконов, Археологические работы, стр. 292.

81. Толстов, Древний Хорезм, стр. 49, 50; Массой М., Новые археологические данные, стр. 159. С кризисом рабовладельческого строя наступает упадок городов и в других областях, например в Армении (см. Саркисян, Тигранакерт, стр. 132 и сл.).

82. Альбаум, Балалык-тепе, стр. 125.

[185]

все эти явления имели место и в Средней Азии. Повсюду развивалась замковая архитектура, становящаяся в VII—VIII веках н. э. наиболее характерной особенностью оседлых оазисов.

Наиболее вероятной представляется точка зрения о том, что все эти явления связаны с начальными этапами становления раннефеодального общества, когда на первый план все более выдвигается могущественная земельная аристократия. Запустение же городских поселений, так же как и ряд других явлений, указывающих на упадок различных ремесел (в частности, керамического), наблюдаемый в IV—V веках н. э., скорее всего обусловлено кризисом рабовладельческого общества.

[186]

Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана. Том I. С древнейших времен до начала XVI века. М., 1964, с. 183-186.