Древнее Вавилонское царство: земельный вопрос

Древнее Вавилонское царство: земельный вопрос

Земледелие, землевладение и землепользование

Основным занятием населения древневавилонского царства было земледелие. Крупное скотоводство, как и раньше, было развито только на юге, в приморских районах, где продолжали существовать большие пастбища на заболоченных пространствах.

Из полевых культур основное место занимали посевы пшеницы, ячменя и кунжута (сезама) — масличной культуры. Из садовых культур главнейшей оставалась культура финиковой пальмы. Полевое земледелие давало про нормальных условиях высокие урожаи, которые не только покрывали потребности населения, но п давали большие излишки, поступавшие в царские и храмовые закрома в форме натуральных налогов и в продажу на внутреннем рынке. Царские н храмовые хлебные запасы в известной части также пускались в торговый оборот(при торговых операциях с арабскими племенами). Поэтому зерно в кунжут были главными земледельческими меновыми ценностями.

Верховным собственником всех земель в древневавилонском царстве был, как и раньше, царь. Но частное землевладение получило в эту эпоху дальнейшее развитие п достигло своего высшего уровня не только в сравнении с предшествующими, но и с последующими эпохами. Тем не менее частное землевладение п частное хозяйство не играло руководящей роли в экономике древне-вавилонского царства. Частные земельные владения были мелкими: 90% всех частных владений имели площадь не более 8,5 га, владения в несколько десятков гектаров насчитывались единицами, а самое крупное, известное вам, частное владение этой эпохи имело площадь около 31,5 га. Общая площадь всех частных владений составляла вероятно всего 1—2% всей культивировавшейся площади тогдашней Вавилонии. Основная масса земли — не менее 80—90% — находилась во владении общин; остальная земля была в непосредственном распоряжении царя и в пользовании храмов.

Основными производителями зерна и кунжута были, как и прежде, общинники. Частные землевладельцы разводили преимущественно финиковые сады. Кроме того, частные землевладельцы значительную часть своих полей и садов отдавали в аренду небольшими участками мелким производителям. Арендаторы должны были платить */8 урожая плодов. Зерновое хозяйство частных землевладельцев обычно только покрывало потребности содержания самого собственника, его рабов и наемников. Все частные хозяева были одновременно либо царскими сановниками, либо жрецами, либо тамкарами, т. е. крупными купцами и ростовщиками. Основные пх доходы, составлявшие их богатство, получались ими не с земли, а либо со службы (царской и храмовой), либо от торговых и ростовщических операций. Некоторые царские сановники, служившие при царском дворе и в царской администрации, жили за счет дворца и получали время от времени от царя большие подарки. Кроме того, они грабили подчиненное им население. Жрецы участвовали в дележе огромных храмовых доходов, получавшихся, во-первых, из царской казны на содержание храмов, во-вторых, от храмового хозяйства — скотоводства и ростовщических операций, в-третьих — от платы за совершение жертвоприношений богам, приносимых частными лицами и общинами.

Таким образом, как и в III тысячелетни, вся эта экплуата- торская прослойка древневавилонского общества жила за счет эксплуатации общинников-крестьян, с одной стороны, и рабов — с другой. В сочетании этих двух форм эксплуатации и выражалось своеобразие рабовладельческого общества на древнем Востоке.

Частное землепользование, на основе царских пожалований за службу, в древневавилонском царстве приняло иной характер, чем в шумерских государствах III тысячелетня. Свободные земельные фонды, находившиеся в распоряжении царя, значительно сократились, и потому раздачи участков земли в «кормление» царским сановникам и другим невоенным служащим стали редким явлением, а размеры выдаваемых в кормление участков сократились до 12—15 га. Но зато получили широкое распространение выдачи мелких участков за службу воинам царского постоянного войска, размерами от 3 до 5 га. Эти участки теперь называются уже не кормлениями, а другим термином — «ильку», обозначающим — служба, обязанность. Хозяйства воинов были чнето потребительскими, трудовыми хозяйствами.

Цитируется по изд.: Дьяков В.Н., Никольский Н.М. История Древнего мира. Учебник для учителей институтов. М., 1952 с. 90-91.

Рубрика