Дайвьет при династии Чан: экономическое развитие

Дайвьет при династии Чан: экономическое развитие

XIII—XIV века — время правления династии Чанов — вполне определенный отрезок времени в истории Вьетнама. При Чанах происходит дальнейшее развитие восточных феодальных отношений в формах, при которых вначале одновременно с укреплением государства растет политическая и экономическая мощь крупных наследственных титулованных владельцев, не оформившихся четко в предшествующий период, а затем государство слабеет, крупные землевладельцы к концу XIV в. вырастают в значительную силу. Внутри общины заметного расслоения еще нет. В обществе в целом города играют уже значительную роль, ремесленники и купцы оформляются как социальная сила, но заметной роли в государстве они еще не играют.

Государство в XIII веке сильно и устойчиво вовне и внутри, его опора — община и мелкие, средние и крупные землевладельцы; лишь в XIV веке эти землевладельцы ослабили власть вуа. XIII век — время окончательного становления Дайвьета как развитого феодального государства со всеми атрибутами.

Более «активным» в двухвековой истории Чанов был XIII век, в течение которого произошли важные изменения в стране.

Экономические отношения и гражданская история первых десятилетий династии Чан

Гражданская история начала династии. Права Чанов на престол были более чем сомнительны, и необходимо было сокрушить род Ли и его сторонников. Родственник Чан Тхыа, Чан Тху До, женился на овдовевшей императрице Ли (своей двоюродной сестре), а всех женщин гарема выдали замуж за вождей племен горных районов. Оставались второстепенные родственники, члены старой династии. В 1232 г. они все были собраны на церемонию в династийный храм рода Ли, а в храме была вырыта яма, в которую они провалились в ходе церемонии и были засыпаны землей. Чан Тхыа и Чан Тху До не останавливались, как видим, и перед святотатством. В заключение всем, носившим фамилию Ли, даже простолюдинам, было предложено сменить ее на Нгюен.

Но через некоторое время стал вопрос о престолонаследии, так как после двенадцати лет брака 20-летний император не имел наследника. Проблема была решена со свойственной Чан Тху До (Чан Тхыа умер в 1234 г.) крутостью, он объявил отсутствие детей у юной императрицы поводом для развода. В 1237 г., торопясь с получением наследника, он предложил императору в жены беременную сестру императрицы, бывшую замужем за одним из членов династии, Чан Лиеу. Новые ин-триги натолкнулись на открытое сопротивление Чан Лиеу, который, поддержанный некоторыми военачальниками, поднял восстание и ушел в горы. Не менее возмущенный этими планами, Чан Тхай Тонг бежал ночью из Тханглаунга и укрылся в буддийском храме Фугван на горе Иенты в Куангене. Невзирая на просьбы, он отказывался выйти оттуда и управлять страной. В этой сложной обстановке его дядя не отказался от своих планов. Чан Тху До принадлежат знаменитые слова: «Где императорский экипаж, там и императорский двор». Был составлен план новой столицы вокруг храма, вызваны рабочие, перевезены чиновники двора. В итоге Чан Тхай Тонг покинул пагоду и капитулировал. Вскоре сложил оружие и Чан Лиеу, император-брат простил его, хотя Чан Тху До все время порывался его казнить. Опасаясь, что злопамятный дядя рано или поздно приведет свой замысел в исполнение, Чан Лиеу удалился в предоставленный ему удел Иенсинь в Хайзыонге.

Борьба за укрепление своей династии на престоле была далеко не единственной проблемой, вставшей перед Чанами. В смутные годы конца XII — начала XIII века экономика страны пережила тяжелый период, вырос «аграрный бандитизм», ослаб государственный аппарат, упала дисциплина в армии. Сменившая это время эпоха Чан Кханя и его непосредственных преемников— время нового подъема централизованного государства, в котором при сохранении верховной собственности вуа на всю землю по-прежнему господствовала система «государство— община».

Это время было и периодом подъема сельского хозяйства, роста сельскохозяйственного производства, расширения обрабатываемых площадей. Росла численность населения — явный признак благосостояния в феодальном государстве. Императоры династии Чан активно стремились поддерживать и развивать сельское хозяйство. В 1248 г. чиновникам, руководившим ло, расположенными вдоль Сонгкаи (Красной реки), пришлось организовать строительство дамб по берегам Сонгкаи вплоть до моря. Было создано ведомство, возглавляемое «хадешы» (уполномоченные по речным дамбам), призванное наблюдать за состоянием дамб. В период правления первых Чанов, строго следивших за сохранностью общинного землевладения, была создана специальная комиссия, определявшая стоимость земель, попадавших под дамбы, с целью компенсации владельцам.

Экономическая и гражданская история второй четверти и середины XIII в. Для социально-экономических отношений в деревне по-прежнему характерно господство общинных отношений. Средний размер участка семьи в общине колебался от 1 до 5 мау (около 1,5 га), более крупные участки были редки. Все мужское население делилось на четыре возрастные категории: 1) до 18 лет, 2) от 18 до 20 лет («маленькие желтые»), 3) от 20 до 60 лет («большие желтые»), 4) от 60 лет и старше («старики»). Основная, третья, категория общинников платила полный налог, поставляла солдат и людей для выполнения государственной барщины.

Чаны перестали давать «кормленческие округа» (тхык-ап), и вообще, это понятие исчезло. Казенные земли за службу крупным сановникам продолжали выделять, они исчислялись общинами. (Хотя и прежде передававшиеся семьи были объединены в общины, но теперь официально признавалась общинная организация на бенефициарных землях и права ее членов быть неразделенными; впрочем, скорее всего их и ранее не делили.) Назывались такие владения вначале «зависимый округ» (ап-тханг-мок), потом — «пожалованный округ» (тхай-ап). Переход к счету по общинам — признание вьетского социально- экономического членения общества на смену использованию (пусть формальному) китайского счета по семьям (дворам); он сопровождался и выходом из употребления заимствованного, видимо, в X в. термина «тхык-ап». Передаваемая община продолжала, по-видимому, платить вуа подушный налог и 1/6 часть поземельного, остальное шло владельцу.

«Зависимые округа» или «пожалованные округа» — это не служилое землевладение, а выросшее, по-видимому, из власти вождей «людей» наследственное землевладение членов семьи вуа Чан; многие из их получателей не служили и не могли служить (женщины, например). Но полностью наследственными «округа» не были, так как степень родственной близости к конкретному вуа менялась от поколения к поколению. «Зависимый округ» мог состоять, например, из пяти деревень; по названию одной из них давался титул нового владельца. Мог он состоять

и из одной крупной деревни, а мог почти равняться провинции. Размеры «зависимого округа» могли быть указаны и через площадь рисовых полей. Порой вместе с «зависимым округом» нечленам династии давали и высокий титул («хау» и др.). На таких землях владелец мог по своему желанию уменьшать налоги, т. е. не во всем был подотчетен вуа.

В деревнях — центрах «зависимых округов» — часто возвышались большие дворцы, располагались обширные службы, принадлежавшие их высокопоставленным владельцам, которые жили в основном там, а не в столице или других городах; здесь же жила многочисленная челядь. Все имели титулы, почти все были родственниками династии.

Четко отграниченная от титулованной знати императорской крови в XIII— XIV вв. группа — средние служилые землевладельцы, основой благосостояния которых были не «пожалованные» или «зависимые» округа, а «содержание» (бонг-лок). «Содержание» — налог с определенной общины или группы общин (указы 1236 и 1244 гг.), называлось это «деньги и налоги». Этот «бонг-лок» — денежно-рисовое жалованье служилых землевладельцев, получавших отчисления от налогов в размере, соответствовавшем ранговой норме, — сменил, видимо, рисовый «хыонг-лок» («жалованье с хыонга») XI—XII веков. Представители этой группы, а также деревенские богачи имели и частные земли, порой до 100 мау.

Продолжалась купля-продажа частных земель; государство вело многовековую борьбу с обычным правом крестьян, настаивая на составлении официальных купчих. Нередко государство и само продавало землю, но казенную, а не частную (частной она становилась после покупки). Оно могло и покупать землю (для строительства дамб, например), но это была скорее компенсация, чем цена. Вуа принадлежала некоторая часть домениальных земель, но их размеры были невелики; обрабатывали их государственные «рабы», возможно, арендаторы.

Таким образом, борьба с частным землевладением в это время не велась, а контроль над общиной усиливался, т. е. внешний контроль, ибо до проникновения внутрь было еще далеко, это произошло лишь в XV веке. Был подтвержден указ Поздних Ли о назначении провинциальным чиновником глав общин-са и глав групп са.

Особым вниманием Чанов пользовалось ирригационное строительство в Дельте, где свободные (на том технологическом уровне) земли, видимо, уже кончались; были обвалованы опасные участки всех крупных долинных рек, созданы правила ремонта дамб и введены особые чиновники, занимающиеся только ими. Все это не могло не улучшить положение крестьянства в целом, так как урожаи стали более устойчивыми; правители прошлого тоже стремились иметь процветающую экономику. Это укрепляло хозяйство крупных и средних частных владельцев, светских и духовных. С 1248 г. и до самого начала войн шло активное государственное ирригационное строительство. А вот во время войн, точнее, между ними, строительство было доверено частным лицам — владельцам чангов, что имело место и при финансировании деятельности духовенства, когда на смену дарениям монархов сангхе приходили длительные периоды дарений по преимуществу со стороны подданных государства. Нельзя исключать и того, что в обоих случаях вложения в основные стройки (и создание храмовых комплексов) были сделаны государством, а требовавшее более дифференцированного подхода и учета местных условий финансирование местных монастырей и местных строек более эффективно велось «частным сектором». Поэтому прекращение строек (практически более чем на столетие) могло быть и следствием того, что, когда основное сделано, надо было только ремонтировать и строить местные системы.

Примечательно, что активная деятельность в сельскохозяйственной сфере не сопровождалась сакральными акциями в сельском хозяйстве, как это было при Ранних Ле и Поздних Ли.

Благоприятное экономическое положение позволило иметь запасы и ими маневрировать, отменяя или уменьшая налоги. Лишь в период монгольского нашествия положение стало ухудшаться; истощенное короткими, но разрушительными и кровопролитными войнами и связанными с ними экономическими и социальными изменениями свободное крестьянство теряло сопротивляемость к стихийным бедствиям, последствия которых становились все более тяжелыми.

Среди крупных и средних частных землевладельцев к середине XIII в. накапливалось, по мере «взросления» династии Чан, все больше неслужилых (с уменьшающимся титулом, так как не служили) и женщин, т. е. лиц, которые не могли наследственно удержать все земельное имущество семьи; нарастала потребность в полностью наследуемых земельных владениях. Одновременное разрастание рода Чанов и уход старых сановников эпохи Ли привели к тому, что все титулованные служилые верхи стали принадлежать к родственникам Чанов. Это была многочисленная прослойка, «верхи» феодального общества во многих средневековых государствах, где существовало официальное многоженство монархов. (Там трудно веками существовать родам типа русских княжеских, так как земли и власть нужны родственникам деспота.)

Почти все родственники Чанов жили в деревнях, в своих резиденциях, выезжая в столицу лишь на аудиенции или на период исполнения высших должностей в государстве. Из своих «зависимых округов» они шли и на войну с монголами во главе своих дружин. Регулярный аппарат власти состоял из представителей класса феодалов-«управляющих», феодальной ранговой бюрократии, насчитывавшей (без мелких служащих) несколько тысяч человек. Источники прямо сообщают, что дети ранговых чиновников шли служить чиновниками; принадлежность к гражданской бюрократии была наследственной. Сюда же можно отнести армейских командиров среднего звена. Все эти группы,, как уже говорилось, получали «содержание» — «бонг-лок»; оно» как и у титулованных владельцев «зависимых округов», было переадресацией на конкретную личность государственной ренты-налога со свободных крестьян. Те и другие не могли в XIII в. наследовать эти земли в бесспорном порядке. «Бонг-лок», был меньше и был связан со службой в отличие от «зависимого округа», но владельцы тех и других стремились стать владельцами частных земель, либо превращая свое условное владение в частное, либо покупая на свои доходы частные земли (в значительной части внутри общинных земель). Но полностью частное наследственное землевладение еще не возникло, даже у титулованных. За особые заслуги вуа выделял поля и не родственникам Чанов, но это — поля без людей, частные поля (неясно, из какого фонда).

Вьетская малая (100—400 взрослых мужчин) община возглавлялась советом старейшин, опиравшимся на зажиточных крестьян, имевших наряду с общинным паем и свои частные поля где-то рядом с деревней. Основная масса жителей — свободные общинники («са-зан», «люди общины»). Имелись частично зависимые — «нонг-но» и полностью зависимые — «но-ти» («рабы»). Имевшие землю платили, не имевшие земли, но бывшие членами данной общины, не платили в первой половине XIII в. ничего; впоследствии положение изменилось. При определении размера обложения главным было количество обрабатываемой земли у данного лица или коллектива; с него исчислялись налоги и повинности, оно учитывалось при мобилизации. Безземельных, видимо, было еще мало, и заметной социальной силой они не были. Земли стало не хватать в Дельте лишь век спустя, в середине XIV в., а тогда, в 30—50 гг. XIII в., шло лишь упорядочение форм эксплуатации крестьянства в условиях защиты от наводнений и орошения все новых площадей. Поэтому необычайно часты переписи крестьян — чтобы не упустить новых налогоплательщиков. Государство, может быть впервые, «вышло» непосредственно на отдельных крестьян в ходе разделения их на категории внутри общин. Списки составляла общинная верхушка, а проверяли их — государственные чиновники. К общинам было приписано все население страны, включая родственников вуа, но облагалась только группа «хоанг-нам».

Частые переписи помогали и владельцам «зависимых округов», так как они жили с доходов от практически свободных общин. Регулярные переписи и «перетарификация» населения бесспорно укрепляли экономическую власть государства, увеличивали долю отчислений у свободных крестьян, в то время как уже в предшествующий период положение зависимых, наоборот, улучшалось и приближалось к положению свободных (не так заметно, как, кхмеров в это время, но ощутимо).

Новое в экономике — налоговое обложение Тханьхоа и Нгеана, пограничных областей. В источниках упоминаются феодальные владения в этих провинциях; земель для обработки там было тогда больше, чем в Дельте.

Цитируется по изд.: Деопик Д.В. История Вьетнама. Часть 1. М., 1994,  с. 140-148.

Рубрика