Империя Маджапахит

Империя Маджапахит

Централизаторская политика Кертанагары вызвала глубокое недовольство аристократии княжеств, подчиненных Сингасари. Раджа Кедири весной 1292 г. поднял мятеж, в котором приняли участие и другие недовольные вассалы, и захватил столицу Сингасари. Кертанагара был убит, а Сингасари перестало существовать. В это же время Хубилай направил в Индонезию 20-тысячную армию, которая в конце 1292 г. высадилась на Яве. Зять свергнутого Кертанагары — Виджайя сумел добиться поддержки князя с о-ва Мадура, который опасался усиления Кедири. С его помощью Виджайя обосновался в нижнем течении р. Брантас в местечке Маджапахит. Опираясь на высадившиеся монголо-китайские войска, он нанес поражение ряду своих противников, после чего по частям разбил войско иноземцев (май 1293 г.). Из 20-тысячной армии в Китай вернулось около 3 тыс.

Виджайя, правивший под именем Кертараджаса (1293—1309), создал новое государство, названное Маджапахит. При Виджайе и его преемниках мощь Маджапахита быстро возрастала. Прежде всего были подавлены центробежные тенденции яванских правителей, неоднократно поднимавших восстания против Маджапахита: согласно средневековой «Книге раджей», с 1295 по 1328 г. на Яве произошло девять крупных восстаний. Наивысшего могущества и процветания Маджапахит достиг при Гаджа Маде, который с 1331 г. был патихом — первым министром махараджи Хайяма Вурука. В Индонезии его считают национальным героем — объединителем страны. При помощи завоеваний и мирных договоров Гаджа Мада объединил огромную территорию, которая охватывала почти всю современную Индонезию и Южную Малайю, хотя в прямом управлении махараджи Маджапахита находились лишь Ява, Мадура и Бали. Остальные территории были в более или менее тесной вассальной зависимости, что подкреплялось не только номинальным признанием сюзеренитета Маджапахита, но нередко и выплатой дани. Политике объединения способствовало наличие торговых яванских колоний во многих районах страны. Суда Маджапахита плавали по всему архипелагу. Расцвели порты Северной Явы — Тубан, Гресик, Сурабая.

Объединение страны содействовало более быстрому социально-экономическому развитию отдельных ее частей и процессу этнического сближения народов Индонезии, способствовало росту внешних связей Индонезии (Маджапахит находился в союзе с Сиамом, Чампой, Камбоджей, Китаем).

В период Маджапахита феодальные отношения в непосредственно

[300]

подчиненных правителями империи районах страны достигли высокой степени развития, но не сложились полностью. Маджапахит являл собой образец деспотического государства. Верховным правителем и собственником всей земли в империи был махараджа Маджапахита, которому подчинялись многочисленные вассальные князья; их уделы стали провинциями и округами империи. Основные посты в государстве занимали члены правящей династии: вместо непокорных князей махараджа назначал наместников (обычно из числа ближайших родственников и приближенных махараджи) с административными, фискальными и судебными функциями.

Крестьянство, организованное в сельские общины, подвергалось тяжелой тройной эксплуатации: со стороны центральной власти, крупных феодалов и, наконец, деревенских старейшин и служилого чиновничества, так называемых прийяи. На обязанности старейшин лежал надзор за тем, чтобы крестьяне исправно выполняли все феодальные повинности.

Старейшины получали определенную долю (обычно одну десятую) с собранных ими налогов, а сами налогов не платили.

В общинах на Яве, Мадуре, Бали, в некоторых районах Суматры и Сулавеси имущественное неравенство, основой которого явилось неравномерное владение землей, продолжало развиваться. Крестьянское хозяйство в деревнях было в основном натуральным. Общественное устройство земель, лежавших вне Явы, Бали и развитых районов Суматры, Сулавеси и пр., сохранялось в том виде, в каком оно было до их включения в рамки империи: общинно-родовые традиции оставались здесь основой организации общества, хотя вовлечение этих районов в экономические и культурные связи с Маджапахитом подготовило, или ускорило, отмирание родовых традиций и социальное расслоение в общине.

В период Маджапахита правительство поощряло земледелие — основу экономики империи; были построены новые ирригационные системы, -освоены новые земли, усилено наблюдение за состоянием обрабатываемых земель. Межостровные экономические связи стали интенсивнее, чем когда бы то ни было ранее. В деревнях, расположенных поблизости от торговых центров, усилился процесс отделения ремесла от земледелия. Городские ремесленники, так же как и деревенские, несли повинности в пользу государства и местного правителя.

[301]

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.