Республика Индия в 1956 году: административное деление

Республика Индия в 1956 году: административное деление

И. В. Сахаров

НОВОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ИНДИИ

Доложено на заседании Восточной комиссии Географического общества Союза ССР 7 октября 1957 г. и 10 января 1958 г.

1 ноября 1956 г. вступил в силу закон о новом административно-территориальном делении Республики Индии. Автор ставит своей целью вкратце осветить историю вопроса, дать некоторый справочный материал и по мере возможности показать ту большую роль, которую, несомненно, сыграет новое административное деление в различных сферах жизни Индии.

* * *

В каждой буржуазной стране административно-территориальное деление — один из важных рычагов, при помощи которых осуществляется в интересах правящих классов и господствующих наций политическое и экономическое управление определенными территориями.

Прогрессивное административно-территориальное деление может содействовать развитию стран и районов, подъему производительных сил. Напротив, устаревшее и реакционное деление может служить препятствием на пути прогресса. В любой стране административно-территориальное деление — своего рода зеркало, в котором в большей или меньшей степени отражаются особенности ее политического и экономического строя.

Практическая потребность в изменении внутреннего административнотерриториального деления особенно чувствуется в переломные периоды истории различных стран. Не случайно важные административные реформы в России были проведены при Петре I, во Франции — в эпоху Французской буржуазной революции XVIII века. Наконец, победа социализма в России также привела к коренным политико- и административно-территориальным преобразованиям в нашей стране, связанным, в частности, с решением национального вопроса в духе ленинских принципов.

* * *

Не удивительно, что с необходимостью ломки административного деления столкнулась и Индия, до самого недавнего времени являвшаяся одним из наиболее ярких примеров вопиющего несоответствия административно-территориального деления объективным потребностям страны.

К моменту достижения независимости Индия в административно-политическом -отношении делилась на Британскую Индию (в составе 11 крупных, так называемых «губернаторских»; провинций и 6 малых,

[5]

«комиссарских»), где власть непосредственно принадлежала колониальной администрации, и Индию «туземную», где англичане использовали в качестве своей опоры многочисленных крупных и мелких феодальных властителей — князей, зависимых от британской короны в силу кабальных договоров и соглашений. К моменту раздела в стране насчитывалось 601 княжество 1. В целом на «туземную» Индию перед второй мировой войной приходилось 45% площади и 23% населения всей страны 2. Иными словами, в Индии не только не существовало единой административной системы, но на значительной части ее территории сознательно сохранялись средневековые формы правления.

Более того, административное устройство страны совершенно не соответствовало национальному составу населения. Индия — страна многонациональная. Ряд населяющих ее народов обладает древней самобытной культурой. Различные национальности и народности стоят на разных ступенях социального и культурного развития и принадлежат к разным расам. Число говорящих на главных языках 3 в стране таково: на телугу говорит 33 млн. человек, на маратхи — 27 млн., натамиль — 26,5 млн, бенгали — 25 млн., гуджарати— 16 млн., каннара— 14,5 млн., малаялам — 13,5 млн., ория— 13 млн., на ассамском — 5 млн., на кашмири — 5 млн. Около 150 млн. человек говорит на языках хиндустани, хинди, урду и пенджаби; наконец, около 15 млн. человек говорит на языках различных племен и народностей 4. Административно-политические границы в Индии, во-первых, дробили территории, населенные одной и той же национальностью, во-вторых, сводили в пределах одной административной единицы представителей различных народов, говорящих на разных языках.

Следствием политики колонизаторов явились запутанность политико-административных границ, их несоответствие национально-языковым границам, экономическим потребностям страны и границам природных областей. Такое административно-политическое устройство создавалось с целью облегчить колониальное ограбление страны, вытравить у народов Индии сознание национального единства и общности интересов в борьбе против колонизаторов и феодалов, разъединить народы и ослабить национально-освободительное движение в стране.

Мощное национально-освободительное движение в 1947 г. принесло Индии независимость. Однако правящие круги Англии делали все возможное, чтобы сохранить зависимое положение нового государства. Достаточно вспомнить, что они, искусственно обостряя религиозную рознь и поддерживая сепаратистские тенденции Мусульманской лиги, добились раздела Индии на два доминиона, рассчитывая использовать антагонизм между ними для укрепления своего пошатнувшегося влияния в обеих странах.

Более того, «Закон о независимости Индии» предоставлял всем индийским княжествам право решать, входить ли им в состав любого из двух доминионов, или сохранить «независимость». В числе прочих это право

__________

1. Джавахарлал Неру, Открытие Индии, М., 1955, стр. 327.

2. «Census of India» (Delhi), 1943, vol. I, pt. I, p. 56—57.

3. Следует иметь в виду, что при переписи населения в Индии учитывается не национальность, а родной язык. В условиях Индии, где сильно развито двуязычие или даже знание нескольких языков, где в последние десятилетия большую роль играла активная пропаганда в пользу определенных языков по политическим и религиозным мотивам, где, наконец, принадлежность некоторых диалектов к какомулибо из главных языков бывает трудно установить, часто случается, что одни и те же лица в различных переписях называют в качестве родного разные языки.

4. «Languages 1951 census», pt. I («Census of India», Delhi, 1964, paper № 1). p. 6—8. — Данные округлены.

[6]

получили, например, и княжества Катхиавара, средний размер которых около 65 кв. км, а население 500 человек 5. Над страной нависла угроза дальнейшего расчленения, и нужно согласиться с С. А. Микояном, что, получи все княжества независимость, в стране воцарился бы невероятный хаос и Индия как единое государство перестала бы существовать 6.

Эта опасность была весьма реальна, так как многие князья стремились обеспечить себе максимальную автономию, а правители некоторых более крупных княжеств (например, низам Хайдарабада) сделали даже попытку отделиться от Индии.

Однако народное движение в самих княжествах (особенно вооруженная борьба крестьян Теленганы против помещиков и самодержавия низама) и за их пределами сорвало планы феодальных властителей и их заморских покровителей. При поддержке народа правительство Индии добилось значительных изменений статута княжеств, заключив соглашения с их правительствами. Было создано специальное министерство по делам княжеств, во главе которого встал Виллабхай Патель — «индийский Бисмарк», как называли его в индийской буржуазной печати. Через несколько месяцев после получения страной независимости подавляющее большинство княжеств вступило в Индийский Союз. Это произошло на следующих условиях.

216 княжеств с населением более 19 млн. человек, в их числе 144 княжества Гуджарата (среди них несколько позднее других Барода), 39 княжеств Чхаттисгарха и Ориссы и т. д., или полностью слились с прежними дистриктами 7, или образовали новые дистрикты в составе прежних провинций 8. Управление в них полностью перешло к властям провинций и дистриктов.

61 княжество с населением 7 млн. человек отошло под непосредственное управление центрального правительства ввиду их важного стратегического положения или особой сложности управления. Это — 35 княжеств Бунделькханда и Багхелькханда, образовавшие объединенное княжество Виндхья-Прадеш, княжество Кач (на западной границе), Трипура и Манипур (на восточной границе) и др.

Третья группа — 275 княжеств с населением 34,5 млн. человек образовали пять союзов княжеств 9 во главе с раджпрамукхами, избиравшимися из среды князей и пользовавшимися правами губернаторов. Так, 222 княжества и владения на полуострове Катхиавар и Джунагад были объединены в союз Саураштра с общим населением около 3,5 млн. человек. В Центральной Индии был создан союз княжеств Мадхья-Бхарат с населением около 7 млн. человек (20 княжеств, в том числе Гвалиор, Индур, Мальва). В Северо-Западной Индии был образован союз Патиала и княжеств Восточного Пенджаба — всего восемь княжеств с

_______________

5. А княжество Вьянонесс имело площадь 0,75 кв. км и 206 человек населения! (см.: G. Chand, Indian states and India's economic development, Bombay — Calcutta — Madras—‘London, 1945, p. 13).

6. С. А. Микоян, Индийские княжества в период кризиса британского господства в Индии («Советское востоковедение», 1956, № 5), стр. 98.

7. Основная административная единица в Индии — дистрикт (district), по-хинди — «зила» ( f^[T ). В большинстве штатов дистрикты сгруппированы в области(division) по четыре-восемь дистриктов в каждой. В свою очередь крупные дистрикты делятся на подобласти (subdivision). Подобласти и дистрикты состоят из нескольких административных единиц, почти везде называемых талуками (taluk, taluka) или тахсилами (tahsil), включающими 70—100 деревень.

8. Все цифровые данные по княжествам, кроме особо оговоренных, даны по официальному изданию Министерства по делам княжеств «White paper on Indian states», New Delhi, 1950.

9. Первоначально союзов княжеств было шесть, но позже один из них (Матсья) слился с Раджастханом.

[7]

населением 3,4 млн. человек. Были объединены в союз и 19 княжеств Раджастхана с 13 млн. населения. Наконец, на юге страны был создан союз княжеств Траванкур — Кочин с населением 7,5 млн. человек.

Особую группу княжеств составили Хайдарабад, Майсур и Кашмир с общим населением более 28 млн. человек. Эти княжества сохранились как самостоятельные административные единицы во главе с прежними правителями, а к 1950 г. они перешли на положение провинций.

Реформа княжеств имела огромное значение для Индии. Было положено начало политике уничтожения княжеств и ликвидации разницы между «британской» и «туземной» Индией. Однако князья, не говоря уже о сохранении значительных привилегий и получении больших пенсий, в ряде районов Индии по-прежнему пользовались немалым политическим влиянием.

Достаточно было взглянуть на карту колониальной Индии, чтобы увидеть сложную «чересполосицу» в географическом размещении индийских княжеств, расчленявших территорию страны. Новая реформа явилась первым шагом на пути уничтожения такой раздробленности, поскольку территориально вновь образованные единицы отличались большей географической целостностью. Исключением был союз Патиала и княжеств Восточного Пенджаба, состоявший из пяти обособленных районов.

Реформа княжеств явилась началом обширных административно-территориальных изменений в Индии.

* * *

26 января 1950 г. вошла в действие новая конституция Индии. Страна была провозглашена независимой республикой, остающейся, однако, членом Британского содружества наций.

Конституцией устанавливалось федеративное государственное устройство — Индия превращалась в союз штатов. На базе прежних британских провинций было создано девять штатов так называемой группы «А»: Ассам, Бихар, Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Мадхья-Прадеш, Орисса, Пенджаб, Уттар-Прадеш. Крупные княжества и союзы княжеств были преобразованы в восемь штатов группы «В»: Джамму и Кашмир, Мадхья-Бхарат, Майсур, Раджастхан, союз штатов Патиала и Восточный Пенджаб, Саураштра, Траванкур-Кочин, Хайдарабад 10. Наконец, группу «С» по новой конституции составили десять штатов, образованных на базе наиболее отсталых княжеств и комиссарских провинций Британской Индии: Аджмир, Бхопал, Виндхья-Прадеш, Дели, Кач, Кург,Манипур, Трипура, Химачал-Прадеш и Биласпур (позже вошедший в состав Химачал-Прадеша). Кроме того, незначительная часть территории страны (Андаманские и Никобарские острова) образовала группу «D», не получившую статута штатов.

Права штатов, отнесенных к разным группам, были неодинаковы. Например, в штатах группы «А» во главе исполнительной власти стоял назначенный президентом губернатор, обладавший весьма широкими полномочиями. Права раджпрамукхов, возглавлявших штаты группы «В», приблизительно соответствовали правам губернаторов, но они избирались из среды князей или были наследственными конституционными монархами и утверждались президентом. За центральным правительством было сохранено право надзора, и рекомендации правительственных со

____________

10. Штат Кашмир находился на особом положении (см. ниже).

[8]

ветников были обязательными для раджпрамукхов. В штатах обеих этих групп законодательная власть осуществлялась легислатурами, причем семь штатов (например, Западная Бенгалия, Майсур, Бомбей) имели двухпалатную легислатуру, остальные — однопалатную. Что касается штатов группы «С» и территорий группы «D», то самостоятельных органов власти в них вовсе не было установлено и вся власть в той или иной форме осуществлялась представителями центрального правительства. Впрочем, решающие позиции в законодательстве и управлении были сохранены за центром во всех штатах.

Новое административно-политическое устройство Индии, установленное конституцией 1950 г., явилось шагом вперед по сравнению с предшествующим. Достаточно сказать, что еще более были урезаны права князей и положено начало федерации штатов, отброшен самый термин «княжество».

Однако, несколько упростив и модернизировав административно-территориальную схему, доставшуюся в наследство от британских правителей, эти реформы не устранили ее коренных пороков: штаты обладали неравными правами, в ряде случаев территория одного штата оказывалась вкрапленной в территорию другого и, главное, нисколько не продвинулось решение национального вопроса. Идея коренной ломки прежних границ с целью консолидации каждого народа в пределах определенных административных единиц находила все большее число сторонников.

В результате широкого народного движения, активную роль в котором сыграла Коммунистическая партия Индии, правительство было вынуждено пойти навстречу требованиям народа телугу о выделении из Мадраса нового штата Андхра. Этот штат, объединивший значительную часть территории, населенной телугу, был создан 1 октября 1953 г. Штат Андхра получил статут группы «А», временной его столицей стал Карнул. Это событие явилось первым шагом в осуществлении нового подхода к решению административных проблем: штат был создан на основе языкового принципа.

В Индии развернулось широкое демократическое движение за осуществление административно-территориального устройства страны по языковому принципу.

Основной лозунг сторонников языкового принципа — «каждому языку — свой штат». Следует сразу оговориться, что речь идет о 14 главных языках, упомянутых в конституции 11, Однако в их числе — санскрит, фактически не являющийся разговорным языком 12, и урду, говорящие на котором рассеяны мелкими вкраплениями по всей Индии и не имеют компактного большинства ни на одной значительной территории. Естественно, о штате, главным языком в котором был бы санскрит или урду, не могло быть и речи. Подавляющая часть населения Индии выступала за признание официальными в соответствующих штатах следующих языков: ассамского, бенгали, гуджарати, хинди, каннара, кашмири, малаялам, маратхи, ория, пенджаби, тамиль, телугу (андхра). Требование большинства народа сводилось к тому, чтобы при установлении точных границ новых штатов язык, на котором говорит население, был главным, решающим фактором и чтобы при размежевании территорий за основу принималась самая малая административная единица — деревня.

____________

11. См.: «Конституция Индии», M., 1956, стр. 323.

12. По данным переписи 1951 г., санскрит был родным языком 555 человек, подавляющее большинство которых проживало в дистрикте Бхагалпур штата Бихар (см.: «Languages 1951 census», pt. I, p. 7).

[9]

* * *

Борьба за претворение в жизнь национально-языкового принципа в административном устройстве страны имеет длительную историю. Начало ей было положено движением бенгальцев за отмену пресловутого закона Керзона, по которому территория, населенная бенгальской нацией, в 1905 г. была расчленена на две провинции. Народное возмущение этим разделом приняло столь широкий размах, что в 1911 г. закон Керзона был отменен. В те годы за перестройку административного деления на лингвистической основе выступила и крупнейшая партия индийской буржуазии — Национальный конгресс. Позже, в 1920 г., на Нагпурской сессии Конгресс официально заявил о своей позиции по этому вопросу 13. Последовательным борцом за осуществление языкового принципа является Коммунистическая партия Индии. Большинство других партий также выступало и выступает за эти реформы.

Однако после провозглашения независимости Индии в Национальном конгрессе, который стал правящей партией, большое влияние приобрели элементы, проводившие политику отказа от языкового принципа. Некоторые государственные и партийные деятели фактически тормозили решение назревших административных проблем. Так, комиссия Дара, созданная специально для обсуждения этого вопроса, в 1948 г. высказалась против языкового принципа как основного при проведении административных реформ.

Аргументы противников языкового принципа сводились к следующему: проведенные на его основе преобразования больше проблем создадут, чем решат. В индийской печати заговорили о необходимости подчинить интересы штатов интересам страны в целом, пророчили развитие национализма и сепаратистских тенденций в штатах. Некоторые авторы предсказывали, что «яд лингвизма» создаст угрозу политическому спокойствию в стране, что произойдет «балканизация» Индии и она перестанет существовать как независимое и единое государство. В ход были пущены также «финансовые соображения», «удобство управления», «трудности экономического планирования» в новых административных единицах 14.

Однако противники реорганизации штатов по языковому принципу явно сгустили краски. Большинство их доводов при внимательном и объективном изучении оказывается несостоятельным. Сторонники языкового принципа ни в коей мере не покушались на целостность государства, ибо укрепление тех достижений, которых добилась страна в последние годы, возможно лишь в Индии единой.

Но говоря о единстве Индии, нельзя не признавать тот факт, что она — многоязычная, многонациональная страна. Борьба народов Индии за национальное самоопределение не ставила целью нарушить единство страны. Напротив, ликвидация мелких административных единиц и сложного взаимо-переплетения административных границ, установленных без учета национального состава населения, могла лишь упростить и облегчить управление, избавить страну от возможных внутренних конфликтов и трений, дать большие возможности для экономического и политического прогресса и тем самым содействовать укреплению единства Индии.

Под давлением общественного мнения правительство Индии в декаб-

_____________

13. См.: «Resolutions on states reorganisation 1920—56», New Delhi, 1956.

14. См., например: К. Mukerji and S. Ramaswami, Reorganisation of Indian states, Bombay, 1955.

[10]

ре 1953 г. назначило Комиссию по реорганизации штатов 15. Ей было поручено выработать рекомендации, с тем чтобы административную перестройку в стране можно было осуществить до парламентских выборов 1957 г. Комиссия проделала очень большую работу по изучению и сопоставлению различных мнений и подготовила объемистый доклад, где всесторонне рассмотрела проблему административно-территориальной реорганизации. В своих рекомендациях комиссия пошла по пути создания языковых штатов 16. Однако дальнейший ход событий внес значительные коррективы не только в предложения Комиссии, но и в план, составленный на основе ее доклада Рабочим комитетом Национального конгресса. Чтобы полнее охарактеризовать содержание и значение «Закона о реорганизации штатов», принятого индийским парламентом, а также для удобства изложения, мы переходим к краткому обзору административных преобразований по каждому штату в отдельности.

Короткую, но довольно бурную историю имеет создание штата Бомбей. В этой истории город Бомбей сыграл роль «яблока раздора».

Маратхи и гуджаратцы, крупнейшие по численности народы Западной Индии, занимают довольно компактную территорию, и линия размежевания между ними достаточно четка. В ходе общеиндийской борьбы за организацию штатов по языковому принципу каждый из этих народов выступил за создание своего штата.

Маратхи требовали создания штата Самьюкта-Махараштра, в котором были бы объединены маратхи не только прежнего штата Бомбей, но и штата Мадхья-Прадеш (область Видарбха, где проживает около 7 млн. маратхов) и Хайдарабада (область Маратхвада — 4 млн. маратхов). При этом город Бомбей, находящийся на территории Махараштры и население которого почти наполовину состоит из маратхов 17, должен был стать столицей нового штата. В борьбе за штат Самьюкта-Махараштра было достигнуто единство почти всех классов.

Среди гуджаратцев единства не было: в то время как широкие слои народа настаивали на образовании штата Маха-Гуджарат, объединяющего все территории, населенные гуджаратцами (в том числе штаты Саураштра и Кач), значительная часть гуджаратской буржуазии 18, играющей важную роль в экономической жизни Бомбея и всей Индии, не желала, чтобы Бомбей оказался за пределами штата. Опираясь на гуджаратцев— жителей города Бомбей, эти круги поддерживали требование создания двуязычного штата, объединяющего на своей территории и гуджаратцев и маратхов (но без Видарбхи, которая должна была быть выделена в отдельный штат) 19. Однако маратхи решительно воспротивились расчленению своего народа между двумя штатами.

В поисках компромисса правительство решило создать на территории, населенной этими двумя народами, три административные единицы: Маха-Гуджарат, Махараштру и отдельно город Бомбей, который на несколько лет, впредь до особого решения, должен быть поставлен под контроль правительства Индии. Это шло вразрез с требованиями маратхов города. В Бомбее произошли крупные волнения, и правительство должно

_____________

15. В дальнейшем — Комиссия.

16. Точка зрения Комиссии приведена в разделах, посвященных штатам.

17. 43,6% жителей Бомбея говорит на маратхи, около 5 %— на конкани — диалекте маратхи [см.: «Languages 1951 census», pt. НГ («Census of India», 1954, paper № 1)]. Ниже все данные о населении штатов и дистриктов, кроме специально оговоренных, даны по этому источнику.

18. Вместе с почти ассимилировавшимися с нею парсами.

19. См.: «Report of the states reorganisation commission», Delhi, 1955, p. 112—125 (далее —RSRC).

[11]

было пересмотреть свое решение. Но, уступая нажиму крупной гуджаратско-парсийской буржуазии, оно пошло на создание двуязычного штата, включающего все населенные обоими народами территории, а именно: Махараштра — т. е. южная часть прежнего штата Бомбей, населенная маратхами 20; Маратхвада — населенные маратхами дистрикты Хайдарабада (Аурангабад, Парбхани, Бир, Османабад и части Нандера, Бидара и Адилабада); Видарбха — дистрикты Булдана, Амраоти, Акола, Нагпур, Вардха, Йотмаль, Бхандара и Чанда, населенные маратхами; Гуджарат — северная часть прежнего штата Бомбей, населенная гуджаратцами; Саураштра и Кач — территория бывших штатов группы «С», населенная гуджаратцами.

Являясь наиболее последовательным сторонником языкового принципа и выражая волю большинства маратхов и гуджаратцев, Коммунистическая партия Индии выступила против правительственного решения о создании двуязычного Бомбея 21.

В новых границах штат Бомбей имеет площадь более 490 тыс. кв. км, являясь самым крупным штатом Индии по территории. Центр штата — город Бомбей, насчитывающий более двух миллионов жителей. По населению новый штат уступает только Уттар-Прадешу. Из 48,25 млн. человек населения штата (что составляет свыше 13% населения Индии) около половины (почти 23 млн.) приходится на маратхов, примерно треть (более 16 млн.) на гуджаратцев. Кроме того, на территории штата проживает более 9 млн. человек других народностей, среди которых — многочисленные представители ряда отсталых племен (например, бхилы, составляющие более четверти населения дистрикта Восточный Кхандеш, гонды и др.).

Более двух третей населения штата занято в сельском хозяйстве, основу которого составляет земледелие. Сорго, просо, рис, пшеница — главные продовольственные культуры. Из технических культур основные — хлопчатник (в штате сосредоточено более трети всех посевов хлопчатника в Индии), масличные (пятая часть общеиндийских посевов), сахарный тростник, джовар. Важное значение для земледелия, особенно в Гуджарате, имеет искусственное орошение. Большие успехи достигнуты в животноводстве. По промышленному развитию Бомбей, наряду с Западной Бенгалией и Бихаром, занимает ведущее место в Индии, издавна являясь главной опорной базой индийского национального капитала. Штат Бомбей и раньше был главным районом индийской хлопчатобумажной промышленности. После передачи Видарбхи значение этой отрасли в Бомбее возросло еще более. В штате сконцентрировано более двух третей общего числа веретен и свыше трех четвертей всех станков Индии (главные центры — Ахмадабад и Бомбей). Из других отраслей промышленности следует упомянуть пищевую, резиновую, кожевенно-обувную, бумажную, стекольную, полиграфическую, кинопромышленность. Развиты также горнодобывающая промышленность (марганец и др.), некоторые отрасли машиностроения (производство текстильного оборудования, металлообрабатывающих станков, сборка автомашин), цементная, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. Важнейшим

_____________

20. Четыре южных дистрикта бывшего штата Бомбей были переданы штату Майсур (см. ниже). Кроме того, небольшая территория в северной части штата отошла к Раджастхану (см. ниже).

21. «New age», 1956, 12 August (см. также другие номера «New age» за август — ноябрь 1956 г.),— Позиция Коммунистической партии Индии по вопросу о лингвистическом принципе вообще и о его претворении в жизнь в каждом из штатов нашла свое отражение в ряде трудов индийских коммунистов (напр.: Е. М. S. Namboodiripad, Communist party and states reorganisation, Delhi, 1955).

[12]

промышленным торговым и транспортным центром штата является Бомбей — один из крупнейших городов Индии, морской порт мирового значения.

Особую проблему для штата Бомбей, как и для Индии в целом, составляют португальские владения — последние колонии на индийской земле. Их общая площадь почти 4 тыс. кв. км, население около 640 тыс. человек. Это — Гоа, на побережье, в 400 км от Бомбея; Даман, состоящий из трех небольших разобщенных районов к северу от Бомбея (город Даман на побережье и владения Дадра и Нагар-Авели, включенныев территорию дистрикта Тхана и не имеющие выхода к морю), и город Диу на островке у берегов Катхиавара с несколькими карликовыми владениями поблизости. 99 % жителей Португальской Индии — индийцы, принадлежащие к народностям, населяющим Бомбей (большинство говорит на диалектах маратхи), и требующие воссоединения с Индией. Тем не менее португальские власти утверждают, что это население составляет «часть португальской нации», и отказываются от переговоров с индийским правительством по вопросу о будущем колоний. Колонизаторы встречают полную поддержку со стороны правящих кругов США. В 1956 г. восставшее население освободило несколько десятков деревень в Нагар-Авели и Дадра и изгнало представителей португальских властей 22. Борьба народа колоний за воссоединение с Индией пользуется сочувствием миролюбивых сил всего мира.

Своеобразна история создания штатов на территории, населенной хиндиязычными народами 23. Говорящие на хинди занимают, по данным переписи 1951 г., чрезвычайно обширную территорию в Северной и Центральной Индии. Однако если в Уттар-Прадеше, Мадхья-Прадеше и отчасти в Пенджабе действительно господствует язык хинди как таковой, то большинство населения Раджастхана, Бихара и Пенджаба, отнесенное по последней переписи к говорящим на хинди, фактически использует в качестве разговорного языка различные родственные хинди языки и диалекты, объединение которых с хинди большинством языковедов оспаривается. Впрочем, литературным языком в этих районах является хинди.

Что касается национального состава населения, то хиндустанцев, бихарцев, раджастханцев и пенджабцев трудно назвать сложившимися нациями; А. М. Дьяков относит эти народы к категории формирующихся национальностей 24. Ныне трудно предсказать, сложится ли из этих народов единая нация хиндустани (или хинди) или же они разовьются в несколько самостоятельных наций и в какой мере будет содействовать или препятствовать тому или другому новое административно-территориальное деление.

По закону о реорганизации штатов созданы следующие штаты, где официальным языком признан хинди: Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Раджастхан, Бихар и Пенджаб 25.

Штат Уттар-Прадеш по рекомендации Комиссии следовало сохранить в прежних границах, однако мнения ее членов не были едины. Один из них выступил за раздел территории штата на собственно Уттар

____________

22. Л. Александрова, Последние колонии в Индии («Международная жизнь», 1956, № 7), стр. 108—112.

23. Термин «хинди» в настоящей статье применяется как для обозначения собственно хинди, т. е. литературной формы хиндустани, так и для обозначения хиндустани [см.: Г. А. Зограф, Хинди, урду и хиндустани («Краткие сообщения Института востоковедения», т. XVIII, М., 1956), стр. 49—55].

24. А. М. Дьяков, Национальный вопрос и английский империализм в Индии, М.,  1948, стр. 113—131.

25. В Пенджабе вторым официальным языком признан пенджаби (см. ниже).

[13]

Прадеш (в восточной части) и штат Агра (в западной с примыкающими территориями соседних штатов) 26; он обосновывал это тем, что УттарПрадеш слишком велик по населению и, следовательно, будет преобладать в решении многих общегосударственных вопросов, что может вызвать недовольство и угрозу единству Индии; что социальные и хозяйственные проблемы совершенно различны для его равнинных и нагорных частей и т. д. Большинство, однако, утверждало, что, наоборот, наличие мощного штата в сердце Индии — в долине Ганга — залог целостности страны, и исходя из экономических соображений делить территорию штата также нерационально 27.

Закон сохранил Уттар-Прадеш в прежних границах. Его территория занимает более 290 тыс. кв. км. Население штата составляет более 63 млн. человек (первое место в Индии). Центр — город Лакхнау. В подавляющем большинстве дистриктов более трех четвертей населения составляют говорящие на хинди. Лишь в трех дистриктах из 51 число говорящих на хинди не превышает половины жителей. Это Найни-Тал, где распространены кумауни, урду и другие языки, Алмора — около двух третей населения говорит на кумауни и Техри-Гархвал — 99% населения говорит на гархвали.

Уттар-Прадеш — один из главных земледельческих районов страны. В сельском хозяйстве здесь занято более 75% населения штата. Основные продовольственные культуры — рис (около трети всей посевной площади штата), пшеница (тоже около трети всех посевов), ячмень, грэм, кукуруза, просо. Из технических культур большое значение имеет сахарный тростник (особенно в восточных дистриктах), масличные, хлопчатник. Более четверти посевной площади Уттар-Прадеша орошается при помощи крупнейшей в Индии системы каналов. Животноводство играет подчиненную роль.

Гималайские леса — важный поставщик деловой древесины. Минеральные ресурсы штата невелики. Промышленность базируется главным образом на переработке сельскохозяйственного сырья. Ее основные отрасли: хлопчатобумажная, пищевая (Уттар-Прадеш дает, например, более половины фабричного производства сахара в стране), кожевенно-обувная, стекольная. Тяжелая промышленность развита слабо. Имеется инструментальный завод. Большое место в экономике Уттар-Прадеша занимают разнообразные кустарные промыслы.

Чрезвычайно сложным оказался вопрос о создании штата Пенджаб, так как к проблеме языков здесь добавились религиозные трения. Пенджаб — двуязычный штат. Большинство индусов Пенджаба говорит на хинди, а несколько миллионов сикхов и некоторая часть индусов — на пенджаби. Выделение штата, в котором большинство населения говорило бы на пенджаби, механически привело бы к численному преобладанию в нем сикхов. Индусы выступили против этого. Дело дошло до того, что многие индусы, говорящие на пенджаби, стали отказываться от своего родного языка и даже от шрифта гурмукхи, называя своим языком хинди. Возникла необычная ситуация: требование о выделении штата Пенджаб по языковому принципу встретило оппозицию людей, живущих в Пенджабе и говорящих на пенджаби 28.

Значительная часть индусов выступала за создание штата Маха-Пенджаб, который включал бы территорию прежнего Пенджаба, союза штатов Патиала и Восточный Пенджаб, Дели и западной части Уттар-Пра-

______________

36. RSRC, р. 244—252.

27. Ibid., р. 162—167.

28. Эта часть населения выступала и против выделения из состава Пенджаба штата, где официальным языком был бы хинди.

[14]

деша и где преобладали бы индусы. Этому воспротивилась Акали — главная общинно-религиозная организация сикхов.

Тогда появился на свет новый план — так называемая «региональная формула», поддержанный значительной частью населения Пенджаба. Согласно этому плану будущий штат должен был иметь единую легислатуру, правительство и губернатора. Однако в нем предполагалось выделить по языковому принципу два района с автономными органамивласти, в чью компетенцию входили бы экономическое планирование в рамках общего плана, местное самоуправление, образование, кооперация и т. д. Каждый дистрикт избирал один из двух языков в качестве официального, а официальными языками всего штата следовало признать оба языка (и соответственно оба шрифта — гурмукхи и деванагари). Несмотря на оппозицию со стороны части индусов, новый штат

Пенджаб был создан на двуязычной основе. Коммунистическая партия Индии выступала за создание одноязычного штата, в котором официальным языком был бы пенджаби. Новый штат включает территорию прежнего Пенджаба и союза штатов Патиала и Восточный Пенджаб, но, вопреки рекомендациям Комиссии, не включает Химачал-Прадеш. Площадь штата в новых границах более 120 тыс. кв. км, население свыше16 млн. человек, в том числе более 5 млн. сикхов. Центр штата — новый город Чандигарх.

Пенджаб — аграрный штат. Сельское хозяйство основано на поливном земледелии. Главная продовольственная культура, вывозимая в значительном количестве в другие штаты, — пшеница (около пятой части всей посевной площади штата). Кроме того, выращивается просо, грэм, рис и т. д. Из технических культур выделяются хлопчатник (по сбору длинноволокнистого хлопчатника Пенджаб на первом месте в Индии), сахарный тростник, масличные. Видное место занимает скотоводство, а также лесное хозяйство. Огромную роль для сельского хозяйства Пенджаба сыграет комплекс гидротехнических сооружений Бхакра-Нангал на реке Сатледж, строительство которого позволит оросить дополнительно более 1,5 млн. гектаров плодородных земель. Со строительством в Бхакра-Нангале связаны также планы промышленного развития штата (в частности, планы создания ряда энергоемких производств). В настоящее же время промышленность в Пенджабе развита слабо. Имеютсямаслодельные, сахарные, хлопкоочистительные, хлопчатобумажные, кожевенные предприятия, а также цементные заводы. В крупных городах — железнодорожные мастерские. Большую роль играет кустарное производство. Расчленение в 1947 г. Пенджаба между Индией и Пакистаном нанесло большой ущерб экономике штата.

В новый штат Мадхья-Прадеш включены территории прежнего штата Мадхья-Прадеш (без дистриктов Видарбхи, отошедших к Бомбею): прежнего штата Мадхья-Бхарат (без небольшой части территории, отошедшей к Раджастхану), Бхопала и Виндхья-Прадеша. Кроме того, в состав дистрикта Бхилса вошла подобласть Сирондж, представлявшая включение территории Раджастхана в территорию Мадхья-Бхарата. Простираясь от Джамны до Годавари, новый штат имеет площадь более 440 тыс. кв. км, население свыше 26 млн. человек, в подавляющем большинстве хиндустанцы. Значительную долю (более 4 млн. человек) составляют также различные племена (например, более двух третей жителей дистрикта Джхабуа — бхилы). Более половины населения говорит на хинди (кроме дистриктов Джхабуа, Нимар и Дхар, имеющих пестрый языковый состав). Центр штата — город Бхопал.

Мадхья-Прадеш — важный земледельческий район страны. Выращиваются просо, пшеница, рис, масличные, хлопчатник, сахарный тростник.

[15]

Большую роль в земледелии играет орошение при помощи водоемов. Ценную продукцию (в том числе натуральный лак) дает лесное хозяйство. Недра штата, особенно в восточной его части, богаты различными полезными ископаемыми. Несмотря на передачу Видарбхи с ее крупными марганцевыми рудниками Бомбею, Мадхья-Прадеш по добыче марганцевой руды сохранил ведущее место в Индии. Имеются месторождения бокситов, медной руды. До самого недавнего времени оставались практически нетронутыми расположенные поблизости друг от друга крупные месторождения железной руды и каменного угля. В Бхилаи на базе этих месторождений строится с помощью СССР металлургический комбинат — один из крупнейших в Индии. Этот комбинат заложит основу индустриализации штата. В штате существуют пищевая промышленность, хлопчатобумажная (однако главный центр хлопчатобумажной промышленности прежнего Мадхья-Прадеша, город Нагпур, передан

Бомбею), цементная и различные отрасли кустарного производства.

Новый штат Раджастхан составлен из территорий прежнего штата Раджастхан (без небольшой территории, отошедшей к штату Мадхья-Прадеш) и бывшего княжества Аджмир, находившегося в самом центре штата и долгие годы служившего важным опорным пунктом британской власти в Раджпутском королевстве. Кроме того, к Раджастхану присоединена часть дистрикта Мандсаур (штат Мадхья-Бхарат) и один талук дистрикта Банаскантха (штат Бомбей).

Площадь Раджастхана в современных границах более 340 тыс. кв. км, население около 16 млн. человек, большинство которых говорит на различных диалектах раджастхани (марвари, мевари и др.), родственного хинди. Официальный язык штата — хинди. Центр — город Удайпур.

Раджастхан — один из наиболее отсталых аграрных районов Индии. В юго-восточной части штата большое значение имеет земледелие: выращивание проса, пшеницы, ячменя, сахарного тростника, масличных, хлопчатника. В северо-западной части — пустыне Тар — изредка встречаются земледельческие оазисы, главное же занятие населения — скотоводство (разведение верблюдов, овец, крупного рогатого скота). Промышленность незначительна: имеются хлопкоочистительные, текстильные, пищевые предприятия; развиты кустарные промыслы. В последние годы все большее развитие получает горнодобывающая промышленность (цветные металлы, бурый уголь, гипс, поваренная соль и др.), имеющая большое будущее.

В Восточной Индии большой трудностью явилось изменение границ по языковому принципу между Бихаром и Западной Бенгалией.

Когда в 1911 г. Бенгальское президентство было разделено на две провинции — Бенгалию и Бихар и Ориссу 29, подавляющая часть бенгальцев оказалась в пределах Бенгалии. Однако значительное их число (в основном индусы по религии) оказалось в Бихаре, так как, верные принципу «разделяй и властвуй», англичане стремились к тому, чтобы Бенгалия имела мусульманское большинство. По переписи 1951 г., в Бихаре насчитывалось около 1,8 млн. человек, которые указали бенгали в качестве родного языка 30. На самом деле бенгальцев там намного больше (см. ниже). Так или иначе правительство Западной Бенгалии заявило о своих притязаниях на ряд территорий некоторых восточных дистриктов Бихара, где значительная часть населения — бенгальцы (Общая площадь этих районов более 25 тыс. кв. км, население превышает 5 млн.

_____________

29. Позже Бихар и Орисса были превращены в самостоятельные провинции.

30. «Languages 1951 census», pt. II, р. 38.

[16]

человек). Доводами, Подкрепляющими это требование, были: необходимость разместить несколько миллионов беженцев из Восточного Пакистана, необходимость создания территориального «коридора» между Северной и Южной Бенгалией и др.

Однако этому решительно воспротивились правящие круги Бихара, которые в свою очередь предъявили встречные требования на некоторые бенгальские территории.

В поисках выхода главные министры обоих штатов в январе 1956 г. предложили слить Бихар и Западную Бенгалию в один двуязычный штат. Правительство Индии поддержало это предложение. Однако в Бенгалии началось мощное движение протеста, во главе которого встал комитет, созданных коммунистической и другими левыми партиями По штату прокатилась волна массовых забастовок с участием сотен тысяч людей 31.

Правительство было вынуждено пересмотреть свою позицию. Был создан специальный парламентский комитет, который после внимательного изучения спорных вопросов подготовил доклад парламенту. В докладе нашли отражение особые, часто противоположные мнения ряда его членов 32.

Некоторые члены комитета ставили под сомнение данные переписи 1951 г. и считали, что Западной Бенгалии должен быть передан еще  ряд территорий Бихара.

Другие, наоборот, протестовали против передачи бихарских территорий Западной Бенгалии, ссылаясь на то, что данные о соотношении языков, использованные Комиссией по реорганизации штатов, тоже не соответствуют истине. Заслуживает внимания довод о том, что передача Пурулии (см. ниже), по территории которой проходят участки шоссе Дханбад — Джамшедпур и Мури — Ранчи, нарушит важные для Бихара связи между некоторыми его экономическими районами.

Некоторые члены комитета считали, что вся Северная Бенгалия, несмотря на бенгальское большинство ее населения, должна быть передана Бихару.

Были высказаны также предложения о необходимости выделения из состава Бихара и некоторых соседних штатов нового штата Джхаркханд, большинство населения в котором составляли бы санталы, ораоны и некоторые другие племена; о проведении тройного обмена территориями между штатами Западная Бенгалия, Бихар и Мадхья-Прадеш.

В конечном счете комитет высказался за принятие с некоторыми изменениями рекомендаций Комиссии. Одновременно с законом о новом административно-территориальном делении Индии индийский парламент специальным законом постановил передать Западной Бенгалии часть территории Бихара 33, а именно: подобласть Пурулия бывшего дистрикта Манбхум (за исключением небольших окраинных районов), где по крайней мере половина населения — бенгальцы (эта территория образовала новый дистрикт Пурулия в составе области Бурдван); часть дистрикта Пурнеа к востоку от реки Махананда.

w Такое решение обеспечило не только воссоединение части населенных бенгальцами районов, прежде находившихся в Бихаре, с Бенгалией, но и территориальную целостность Западной Бенгалии благодаря передаче

_______

31. История этой борьбы подробно освещена на страницах «New age» и других индийских периодических изданий за первую половину 1956 г.

32. Текст доклада комитета и мнения его членов опубликованы в газ.: «The gazette of India» (Delhi), extraordinary, pt. II, sect. 2, 1956, 11 August, p. 671—727.

33. См. «The Bihar and West Bengal (transfer of territories) act, 1956» («The gazette of India» extraordinary, pt. II, sect. 1, 1956, 1 September), p. 815—832.

[17]

восточной части Пурнеа, по которой проходит важная шоссейная магистраль. Передача Пурулии, кроме того, облегчает использование для орошения вод р. Касаи.

В новых границах Западная Бенгалия имеет площадь более 87 тыс. кв. км и население свыше 26 млн. человек. Центр — Калькутта. Во всех дистриктах абсолютное большинство населения говорит на языке бенгали. Исключение составляет Дарджилинг, где около половины жителей говорит на языках непали, рай и таманг, а бенгальцы составляют лишь около седьмой части населения. Много небенгальцев живет также в Калькутте, Джалпайгури и Западном Динаджпуре.

Западная Бенгалия — важный сельскохозяйственный и промышленный район Индии. В сельском хозяйстве доминирует возделывание риса, джута (штат производит около половины джута-сырца Индии), масличных. Развито садоводство. Северная Бенгалия — один из главных районов по выращиванию чая. Из отраслей промышленности прежде всего следует упомянуть джутовую, дающую более половины мирового производства джутовых изделий и концентрирующуюся в основном близ Калькутты. Развиты угольная промышленность (более четвертой части всего угля, добываемого в стране), металлургия, машиностроение (в частности, паровозостроение). Имеются химические, бумажные, рисоочистительные, чайные, лесопильные, кожевенные, резиновые, хлопчатобумажные предприятия, железнодорожные мастерские и т. д. Многие отрасли хозяйства испытывают серьезные трудности, вызванные расчленением Бенгалии в 1947 г. До сих пор в экономике Западной Бенгалии наблюдается засилье иностранного (главным образом английского) капитала. Главный экономический центр штата — Калькутта самый большой город Индии, один из крупнейших портов мира.

Площадь Бихара в новых границах составляет около 174 тыс. кв. км, население около 39 млн. человек. По данным переписи 1951 г., почти во всех дистриктах Бихара абсолютное большинство населения говорит на Хинди (в некоторых дистриктах— 100%). Исключением являются парганы 34 Санталов, где более половины населения санталы и бенгальцы, Сингхбхум и Ранчи, где около 50% жителей ораоны, хо, санталы, мунда и представители других племен. В целом различные племена Бихара насчитывают по крайней мере 2,7 млн. человек, из которых более половины — санталы. Следует подчеркнуть, что фактически разговорным языком подавляющей части населения является не хинди, а бихари. Под этим названием объединяется ряд родственных языков или диалектов (главные из них бходжпури, магадхи и майтхили), которые более близки к бенгали, нежели к хинди 35. Однако при проведении переписи 1951 г. большинство говорящих на бихари отнесло себя к говорящим на хинди, и с ноября 1952 г. официальным языком Бихара объявлен хинди 36. Центр штата — город Патна.

Подавляющее большинство населения штата занято в сельском хозяйстве. Основная культура—рис (более 50% всей посевной площади Бихара). Кроме того, выращивается пшеница, ячмень, кукуруза, а из технических культур — сахарный тростник, масличные, табак, джут. Развита горнодобывающая промышленность. Бихар дает более половины общеиндийской добычи каменного угля, железной руды, слюды, хромитов, меди, бокситов. На базе использования угля и местных гидроресурсов создан комплекс электростанций. На реке Дамодар идет крупное гидротех-

__________

34. Паргана (хинди)— подразделение дистрикта, включающее группу деревень.

35. «Languages 1951 census», pt. II, р. 37.

36. «The Bombay chronickle weekly», 1952, vol. 11, № 30, p. 8.

[18]

ническое Стройтельство. Большое Значение имеют черная металлургия штата (металлургический комбинат в Джамшедпуре дает более двух третей общеиндийского производства черных металлов), выплавка меди, производство цемента. В штате представлены и некоторые отрасли машиностроения и химии. Главная отрасль легкой промышленности — пищевая, прежде всего сахарная. Имеются рисоочистительные, мукомольные, маслодельные предприятия. Лесное хозяйство Чхота-Нагпура дает ценную древесину, натуральный лак и другие виды продукции.

Штат Ассам сохранен в своих прежних границах, хотя существовали различные предложения об их изменении и даже о создании на его территории новых административных единиц 37. Центр — город Шиллонг.

Пожалуй, ни один штат Индии не имеет столь пестрого по расовому и этническому составу населения, как Ассам. На официальном языке штата — ассамском — говорит немногим более половины населения штата в целом. Ассамцы составляют большинство населения лишь в шести дистриктах (Гоалпара, Камруп, Дарранг, Наугонг, Сибсагар и Лакхимпур). Значительную часть населения составляют иммигранты из других штатов Индии, прежде всего бенгальцы (на бенгали говорит 77% населения дистрикта Качар; значительное бенгальское население — в дистриктах Наугонг, Гоалпара, Камруп). Но главную особенность населения Ассама составляют многочисленные племена, стоящие на разных ступенях социального, экономического и культурного развития: гаро (около 240 тыс. человек), кхаси (около 230 тыс. человек), нага и другие.

Основа отсталой экономики Ассама — сельское хозяйство. Выращиваются рис, масличные, сахарный тростник, хлопчатник. Ассам славится чайными плантациями, обеспечивающими значительную часть общеиндийского производства и экспорта чая. Штат очень богат лесами. Минеральные ресурсы велики и разнообразны, но почти не используются. Исключение составляют нефтяные ресурсы: Дигбойские промыслы — единственные разрабатываемые месторождения нефти в стране. Кроме крупных чайных фабрик, имеются многочисленные рисоочистительные, маслобойные и другие предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Незначительное развитие получила кустарная шелковая промышленность. Экономика штата испытывает большие затруднения, вызванные разделом страны в 1947 г., в результате которого территория Ассама почти отрезана от остальной Индии.

Границы штата Орисса остались без изменений, хотя его правительство настаивало на том, чтобы в него был включен бихарский дистрикт Сингхбхум, а правительство Бихара в свою очередь претендовало на пограничные районы Ориссы. Площадь штата— 156 тыс. кв. км, население более 14,5 млн. человек. Центр — город Бхубанесвар. Почти во всех дистриктах более трех четвертей населения составляют ория, за исключением дистриктов Маюрбхандж, Баудх и Корапут, где весьма многочисленны представители ряда отсталых племен.

В экономическом отношении Орисса—аграрный район. Главная сельскохозяйственная культура — рис (более четырех пятых всех посевой в штате). Выращиваются также просо, джут, сахарный тростник, масличные. На побережье подсобное значение имеет рыболовство. Промышленность незначительна. В пограничных с Бихаром районах разрабатываются богатейшие месторождения железной руды и некоторых других полезных ископаемых, однако продукция горнодобывающей промышленности почти целиком вывозится за пределы штата. В Ориссе имеются многочисленные рисоочистительные, мукомольные, маслобойные, сахарные

______________

37. См.: RSRC, р. 183—195.

[19]

предприятия. Весьма развиты различные ремесла. В последние годы на базе использования гидроресурсов реки Маханади и крупнейших запасов железной руды, угля, бокситов Ориссы и соседних районов в штате создается крупный узел тяжелой промышленности (в частности, черной и цветной металлургии).

В Южной Индии движение за лингвистически однородные штаты имело свои особенности. Прежде всего, населяющие эту часть страны андхра, тамилы, каннара, малаяли и тулу — дравиды, и их языки принадлежат к особой языковой семье. Пользуясь этим, некоторые элементы в правящих кругах южных штатов (особенно представители крупной буржуазии Мадраса, играющие значительную роль в экономике и политике Южной Индии) под флагом «вытеснения северян» пытались выступить за создание многоязычной Дакшина-Прадеш («Южная страна») — автономной федерации штатов, населенных дравидами 38. В данном случае крупная тамильская буржуазия, подобно гуджаратской буржуазии Бомбея, решила отказаться от языкового принципа, заботясь о сохранении своего преобладающего положения на юге страны. Были даже сторонними образования независимого Дравидастана.

Подавляющее большинство населения Южной Индии выступило против этих сепаратистских тенденций и за создание одноязычных штатов в составе Индии.

Но окончательная победа языкового принципа была весьма осложнена существованием Хайдарабада — искусственного политического образования с отсталой экономикой, с режимом социального и национального угнетения, фактически созданного англичанами во второй половине XVIII в. и произвольно соединившего в своих границах Теленгану — область, населенную андхра, Маратхваду, где преобладали маратхи, и Карнатак, где главным по численности народом являются каннара. К моменту реорганизации штатов в Хайдарабаде насчитывалось 18,7 млн. чело[1]век, из которых 47,8% говорили на телугу, 24,3% — на маратхи, 11,6% — на урду, 10,5% — на каннара и 5,8% — на других языках 39.

Рекомендации Комиссии по вопросу о будущем Хайдарабада были таковы: Маратхвада и Карнатак должны были быть переданы соответственно Махараштре и Майсуру, а что касается Теленганы, то она должна была быть выделена в самостоятельный штат под прежним названием Хайдарабад— впредь до всеобщих парламентских выборов 1961 г., лишь после которых следовало решить окончательно, будет ли этот штат соединен с Андхрой 40. Однако телугу, особенно проживавшие в Теленга[1]не и не раз испытывавшие на себе шовинизм низама, выступили против такого половинчатого решения. Упорная борьба телугу и всего индийского народа вынудила правительство пересмотреть рекомендации Комиссии. Хайдарабад перестал существовать, а с ним была упразднена и династия Асаф Джахи, которая на протяжении жизни семи поколений правила значительной частью Декана 41.

Выше уже говорилось, что телугу в 1953 г. добились выделения из состава Мадраса штата Андхра, в который вошли прибрежные дистрикты, так называемые Саркары. Теперь к Андхре были присоединены дистрик-

____________

38. См.: «The Indian finance», 1956, 15 May; 18 August. 1

39. «Languages 1951 census», pt. II, p. 75.

40. Cm.: RSRC, p. 101—109.

41. Из видных индийских государственных деятелей лишь Дж. Неру был против уничтожения Хайдарабада, так как считал, что этот штат, где значительный про[1]цент населения говорит на хиндустани (особенно урду), служит важным связующим звеном в области языка и культуры между индоевропейским севером и дравидским югом (см.: «The Indian finance», 1956, 10 November).

[20]

ты Теленганы (Хайдарабад, Медак, Низамабад, Каримнагар, Варангал, Кхаммам, Налгонда, Махбубнагар и части дистриктов Адилабад, Нандер и Бидар), число телугу в которых составляет около 10 млн. Новый штат получил официальное название Андхра-Прадеш. Его территория около 175 тыс. кв. км, население более 31 млн. человек. Центр штата из Карнула перенесен в Хайдарабад.

Штат объединил подавляющее большинство телугу, или андхра, — народа, уступающего по численности только хиндустанцам. Во всех дистриктах телугу составляют более 75% населения. Значительная часть те[1]лугу проживает также в штате Мадрас, составляя меньшинство населения дистриктов, примыкающих к территории Андхра-Прадеш.

Андхра-Прадеш — преимущественно аграрный район. Основные сельскохозяйственные культуры — просо, сорго, рис (в дельтовых районах), масличные (в частности, арахис), хлопчатник, сахарный тростник. Огромное экономическое значение имеет использование вод Кришны и Годавари для нужд искусственного орошения. В настоящее время на реках Андхра-Прадеша осуществляется строительство крупных гидротехнических сооружений, по завершении которого будет орошено дополнительно более 2 млн. га земли. Минеральные ресурсы штата довольно разнообразны. Имеются месторождения угля, марганцевых руд, слюды, барита, алмазов и др. Промышленность представлена в основном отраслями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию. Ведется также не[1]большая добыча каменного угля, марганцевой руды, алмазов. Важным промышленным и транспортным центром штата является город Висакхапатнам с его судостроительными верфями.

Мадрас (Тамил-Над) после отделения в 1953 г. Андхры представлял собой штат, довольно однородный по языковому составу населения, и за его пределами на территории Индии тамилов было мало. Единственными нетамильскими дистриктами в его составе были окраинные дистрикты Малабар и Южная Канара. В соответствии с рекомендациями Комиссии 42 оба они, а также часть дистрикта Коимбатур были переданы штатам Керала и Майсур. Новый штат Мадрас состоит из территории прежнего Мадраса (без вышеназванных районов), к которой присоединены четыре населенных тамилами талука дистрикта Тривандрам бывшего Траванкур-Кочина, образовавшие новый дистрикт Каньякумари, и один талук дистрикта Куилон, включенный в состав Тирунелвели. Почти во всех дистриктах штата на языке тамиль говорит 75 — 80% населения, за исключением дистрикта Нилгири, где большинство жителей говорит на языках бадога, малаялам, каннара, а тамилы составляют лишь немногим более трети населения. Многочисленно нетамильское население так[1]же в городе Мадрас и дистрикте Коимбатур.

За последние десятилетия значительное число тамилов, особенно представителей низших каст, мигрировало за пределы страны, и в настоящее время в Малайе, на о. Маврикия, на Цейлоне, в Южной Африке проживает около полумиллиона тамилов.

Площадь штата Мадрас в новых границах около 130 тыс. кв. км, население около 30 млн. человек. Здесь живет большинство тамилов Индии.

Подавляющая часть населения штата занята в сельском хозяйстве. Возделываются рис, просо, кукуруза, земляной орех (свыше трети всей посевной площади Мадраса) и другие масличные, хлопчатник, сахарный тростник. Имеются крупные плантации кофейного дерева (более четверти общеиндийского производства кофе), чайного куста. Развита сеть оросительных каналов и водохранилищ. Животноводство и лесное хозяйство;

__________

42. RSRC, р. -81—84.

[21]

в экономике штата играют подчиненную роль. Из полезных ископаемых наибольшее значение имеют магнезит, марганцевая руда, крупные залежи лигнита (Южный Аркот). По степени развитости фабрично-заводской промышленности Мадрас занимает третье место в Индии после Западной Бенгалии и Бомбея. Основные отрасли — текстильная, пищевая (особенно сахарная), табачная, цементная и др. Имеются крупный вагоностроительный, автосборочный заводы, железнодорожные мастерские, мелкие машиностроительные предприятия. Главный экономический центр штата и всей Южной Индии город Мадрас — третий по величине порт Индии.

Территория, населенная каннара, до 1947 г. дробилась на составные части 29 различных административных единиц. И даже после преобразований, внесенных конституцией 1950 г., каннара жили в шести штатах разных групп (Бомбей, Мадрас, Хайдарабад, Кург, Майсур и Андхра), почти везде составляя меньшинство населения. Тем сильнее была тяга каннара к объединению.

Новый штат Майсур (Карнатак) состоит из территорий бывших Май[1]сура и Курга. Кроме того, от Бомбея к нему отошли дистрикты Северная Канара, Дхарвар, Биджапур и большая часть дистрикта Белгаум, благодаря чему штат получил выход к морю; от Хайдарабада — большая часть дистриктов Гулбарга, Райчур и Бидар (так называемый Карнатак) и от Мадраса — дистрикт Южная Канара (без одного талука) и Юдин талук дистрикта Коимбатур. В свою очередь часть дистрикта Беллари (место строительства гидротехнического сооружения Тунгабхадра) была передана Андхра-Прадешу.

Площадь штата 194 тыс. кв. км, население около 19,5 млн. человек, в; основном — каннара. Национальные меньшинства насчитывают в об[1]щей сложности более 5 млн. человек, т. е. более четверти населения штата. В штате живет большая часть народа тулу (общая численность почти 800-тыс. человек), много телугу, тамилов и др. В ряде дистриктов каннара не образуют большинства. Это — Колар, оставленный в составе Майсура по экономическим и иным соображениям, хотя свыше 54% на[1]селения там составляют телугу, а каннара — лишь 21%; Кург (35% на[1]селения говорит на каннара, 29% — на кодагу, 14% — на малаялам); Бангалур (49% населения говорит на каннара, 18% — на телугу, 17% — на тамиль и 10% — на хинди); Южная Канара (40% говорит на тулу, 24%— на малаялам, 14%— на конкани и лишь 17% — на каннара); Се[1]верная Канара (55% говорит на каннара, 30% — на конкани). В остальных дистриктах каннара составляют три четверти населения и Солее. Таким образом, национально-языковый состав населения Майсура довольно неоднороден. Центр штата — город Бангалур.

Майсур — важный сельскохозяйственный район Индии. Немалое значение для земледелия имеет искусственное орошение. Река Кавери («Гангюга») питает разветвленную систему оросительных каналов. Главные сельскохозяйственные культуры на западе штата — рис, сахарный тростник, тутовое и кофейное деревья (горные плантации Майсура дают более половины общеиндийской продукции кофе); на востоке — просо, земляной орех, хлопчатник. Некоторое развитие получило и животноводство. Леса штата изобилуют ценными древесными породами. Недра содержат разнообразные полезные ископаемые, в том числе железную и марганцевую руды, бокситы; на рудниках Колара ведется крупная добыча золота. Велики и гидроресурсы Майсура. Относительно высоко развита в штате промышленность, особенно шелковая (по шелкопрядению и шелкоткачеству Майсур — на первом месте в Индии), хлопчатобумажная, пищевая (в частности, сахарная). Имеется небольшой металлургический за-

[22]

вод. Машиностроение представлено станкостроительным и авиасборочным заводами, предприятиями по производству телефонной и телеграф[1]ной аппаратуры и др. Главный промышленный центр штата — город Бангалур.

На крайнем юге страны создан штат Керала, объединивший большинство народа малаяли. Основу территории штата составили бывшие княжества Траванкур и Кочин (без небольшой территории, переданной штату Мадрас), к которым были присоединены дистрикт Малабар и части дистрикта Южная Канара. Новые территории образовали дистрикты Малабар и Касарагод, но без Лаккадивских, Маникойских и Аминдивских островов. По площади (менее 39 тыс. кв. км) Керала — самый маленький штат Индии, население его тоже сравнительно невелико (около13,5 млн. человек), но по плотности населения (почти 350 человек на 1 кв. км) он стоит на первом месте в стране. Около 95% населения штата — малаяли. Характерная особенность Кералы — необычно высокая для Индии грамотность населения (более 50%). Интересны данные о религиозной принадлежности населения штата: примерно 60% составляют индусы, около 25% ( ! ) — христиане, 15% — мусульмане. Керала образована в основном согласно рекомендациям Комиссии 43. Центр штат  — город Тривандрам.

На выборах 1957 г. большинство мест в законодательном собрании штата получили коммунисты, и член ЦК Коммунистической партии Индии, видный теоретик по национальному вопросу Е. М. С. Намбудирипад возглавил правительство штата.

Сельское хозяйство — основа экономики штата. Выращиваются рис (около трети всех посевов в Керале), чайный куст, каучуконосы (штат дает более двух третей сбора каучука в Индии), кофейное дерево, раз[1]личные пряности, например, кардамон (более трех четвертей мирового производства), черный перец, имбирь, гвоздика (по выращиванию которых Керала занимает ведущее место в Индии). Огромное хозяйственное значение имеет культура кокосовой пальмы, под которую отведена пятая часть всей возделываемой площади Кералы. Сельское хозяйство штата отличается высокой товарностью. Из Кералы в другие штаты вы[1]возятся в большом количестве продукция, получаемая из кокосовой паль[1]мы, каучук, чай, пряности. Собственного зерна, однако, Керале не хватает. Подсобное значение имеет рыболовство. Лесные промыслы дают ценную древесину (тик, сандал и др.). Промышленность базируется в основном на переработке сельскохозяйственного сырья. Развиты производство кокосового масла, первичная обработка пряностей, рисоочистка, производство кокосового волокна, текстильная промышленность. На основе использования местных гидроресурсов создан алюминиевый завод, а так[1]же завод по производству химических удобрений. Разрабатываются крупные месторождения расщепляющихся материалов — монацитовых песков и ильменита.

Среди индийских штатов особое место занимает Джамму и Кашмир. Конституция Индии предусматривает значительную внутреннюю автономию этого штата — в соответствии с соглашением 1947 г. о вхождении Кашмира в Индийский Союз. В частности, на Кашмир не распространяются те статьи конституции, которые ограничили бы результаты ряда демократических реформ, проведенных правительством штата (например, аграрной реформы, выгодно отличающейся от реформ в других штатах Индии: в Кашмире земля была конфискована у помещиков без выплаты им компенсации и передана безвозмездно безземельным крестьянам).

________

43. Ibid, р. 81—89.

[23]

Часть территории Кашмира с 1948 г. оккупирована Пакистаном. «Кашмирский вопрос», неоднократно рассматривавшийся в ООН, не урегулирован до сих пор главным образом из-за происков империалистических держав.

Национальный состав населения Кашмира весьма сложен 44. Наиболее многочисленны кашмирцы (около 1,5 млн. человек) — народ, складывающийся в нацию. Большинство населения штата говорит на кашмирнили понимает его, и этот язык является официальным языком Джамму и Кашмира.

Другая значительная группа населения штата говорит на пенджаби и его диалектах. Так, на одном из диалектов этого языка говорит следующая по численности после кашмирцев народность — догры (около 600 тыс. человек). На других диалектах пенджаби говорит в общей сложности около 400 тыс. человек.

Свыше 700 тыс. человек говорит на многочисленных диалектах, объединяемых общим названием пахари. Наконец, большую группу населения составляют гуджары, дарды, балты и другие народности.

Чрезвычайно сложен и религиозный состав населения. На юго-западе штата численно преобладают индусы (в основном догры), на юго-востоке — буддисты, на остальной территории — мусульмане. Кроме того, по всей территории штата небольшими вкраплениями разбросаны поселения сикхов.

В административном отношении территория штата делится на две провинции (Кашмир с центром Сринагар и Джамму с центром Джамму) и так называемые Пограничные дистрикты. На дистрикты подразделяются и провинции. Территория штата более 222 тыс. кв. км, население около 4,4 млн. человек. Центр штата — город Сринагар, зимняя резиденция правительства — Джамму.

Решающая роль в экономике Кашмира принадлежит земледелию, прежде всего производству зерновых. Около трети посевной площади штата занимает кукуруза, приблизительно пятую часть посевов составляет рис (в основном в Кашмирской долине) и столько же пшеница. Выращиваются также ячмень, стручковые (например, грэм), масличные. Большую роль в хозяйстве штата играет садоводство. В животноводстве наибольшее внимание уделяется разведению ,крупного рогатого скота, овец, коз.

Важной отраслью экономики является лесное хозяйство. Фабрично-заводская промышленность представлена лишь несколькими текстильными фабриками. Видное место в экономике штата занимают кустарные промыслы. В последние годы все более возрастает значение Кашмира как центра туризма.

Шесть районов Индии общей площадью 70 тыс. кв. км и с населением более 4 млн. человек находятся под непосредственным контролем цен[1]трального правительства. Это — Дели, Химачал-Прадеш, Манипур, Три[1]пура, Андаманские и Никобарские, Лаккадивские, Маникойские и Аминдивские острова. Мы вкратце остановимся на первых двух.

Город Дели и окружающая территория выделены в район центрального подчинения благодаря той важной роли, которую играет Дели как столица Индии. Население Дели по численности приближается к двум миллионам.

Иначе обстояло дело с Химачал-Прадешем. Комиссия при обсуждении вопроса о будущем этого района высказалась .за его слияние с Пенд-

__________

44. Большинство данных по Кашмиру заимствовано из кн.: В. А. Пуляркин, Кашмир, М., 1956.

[24]

жабом. Однако председатель Комиссии представил свое особое мнение, в котором настаивал на выделении Химачал-Прадеша в территорию центрального подчинения, оперируя следующими доводами: 45 Химачал-Прадеш — район, чрезвычайно отсталый в экономическом и культурном отношении и потому нуждающийся в особом внимании центральных органов власти. Большинство местного населения составляют отсталые горные племена, среди которых существует сильная оппозиция против слияния с Пенджабом, в котором и без того много трудноразрешимых проблем. Наконец, этот пограничный район занимает чрезвычайно важное стратегическое положение, также требующее специального внимания правительства.

Окончательным решением правительства Индии выделение Химачал-Прадеша в качестве территории центрального подчинения. По площади (более 28 тыс. кв. км). Химачал-Прадеш стоит на первом месте среди территорий, по населению (более 1,1 млн. человек) уступает только Дели. Подавляющая часть населения говорит на различных диалектах пахари.

Приблизительно те же аргументы, что и в случае с Химачал-Прадешем, были приняты в расчет и при выделении остальных территорий центрального подчинения.

Особое место среди территорий центрального подчинения занимает Пондишери, объединяющая бывшие французские владения в Индии. Официальный договор о передаче этих владений Индии был подписан в Нью-Дели в мае 1956 года. Конституционные изменения в Пондишери могут производиться только с согласия населения этой территории. В тексте закона о реорганизации штатов территория Пондишери не упоминается.

* * *

Таким образом, по новому закону об административном делении на территории Индии было создано 14 штатов и 6 территорий центрального подчинения 46 (см. таблицу на стр. 26).

Закон о реорганизации штатов предусматривает также объединение смежных штатов в зоны 47, Таких зон образовано пять: Северная (Пенджаб, Раджастхан, Джамму и Кашмир, Дели и Химачал-Прадеш); Центральная (Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадещ); Восточная (Бихар, Запад[1]ная Бенгалия, Орисса, Ассам, Манипур и Трипура); Западная (Бомбей и Майсур) и Южная (Андхра-Прадеш, Мадрас, Керала и островные территории центрального подчинения).

Соответственно созданы специальные совещательные органы Зональные советы в составе представителей правительств соответствующих штатов и центрального правительства. В задачу Зональных советов входит: изучать общие для штатов проблемы (вопросы, связанные с ре[1]организацией штатов, пограничные споры, вопросы о меньшинствах, вопросы экономического и социального планирования, транспортных связей между штатами и т. д.) и давать рекомендации и советы центральному правительству и правительствам штатов.

____________

45. См: RSRC, р. 238—243.

46. Седьмой территорией центрального подчинения является Пондишери. Кроме того, под протекторатом Индии находятся гималайские княжества Бутан (площадь 46,6 тыс. кв. км, население около 300 тыс.: человек) и Сикким (площадь 7,1 тыс. кв. км, население около 140 тыс. человек).

47. См.: «The states reorganisation act 1956» («The. gazette oi..Thdla», extraovfdinary, pt. II, seat. 1, 1956;.11. August) Up. ;756-759.

[25]

Реорганизация индийских штатов в целом знаменует собой торжество языкового принципа. Отныне политико-административные границы в Индии в большинстве случаев (за исключением Бомбея и Пенджаба) в основном соответствуют национально-языковым границам, и подавляющее большинство крупных народов объединено в рамках собственных политико-административных единиц. Значение этого трудно переоценить: уничтожено одно из главных препятствий на пути консолидации индийских народов в нации. В условиях независимой Индии это означает важнейший шаг по пути решения национального вопроса, по пути прогресса национальной культуры и экономики.

ПЛОЩАДЬ И НАСЕЛЕНИЕ НОВЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ ИНДИИ *

Административные единицы

Площадь, тыс. кв. км.

Население по переписи  1951 г., тыс. человек

Штаты

 

 

Бомбей

493,7

48 265

Мадхья-Прадеш

443,5

26 096

Раджастхан

342,0

15 947

Уттар-Прадеш

293,7

63 216

Андхра-Прадеш

274,7

31 260

Джамму и Кашмир **

222,3

4 400

Ассам **

220,2

9 044

Майсур

193,8

19 401

Бихар

173,8

38 828

Орисса

156,0

14 646

Мадрас

129,9

29 975

Пенджаб

121,8

16 135

Западная Бенгалия

87,7

26 259

Керала

38,7

13 549

Все штаты

3191,8

357 021

Территории

 

 

Химачал-Прадеш

28,3

1 109

Манипур

22,3

578

Трипура

10,4

639

Андаманские и Никобарские острова

8,3

31

Дели

1,5

1 744

Лаккадивские, Маникойские и Аминдивские острова

0,1

21

Пондишери ***

0,5

317

Все территории

71,4

4 439

 

 

 

Итого

3263,2

361 460

 

* По данным «Monthly abstract of statistics» (New Delhi). 1958, vol. 11, № 6, p. 93.

** Приблизительные данные.

*** По данным «India A reference  annual 1957». Delhi; 1957, p. 440.

[26]

Однако выделение однородных в отношении языка административных подразделений не снимает с повестки дня давнишний и специфический для Индии вопрос о будущем хинди, английского и «национальных» языков. Эта проблема ныне оживленно дискутируется в индийской печати.

Конституция Индии (ст. 343) называет официальным Языком страны хинди в письме деванагари 48. В течение 15 лет после принятия конституции продолжает применяться для официальных целей и английский язык.

Хинди (хиндустани) 49 — самый распространенный язык в Индии. Кроме того, ему родственны многие другие языки Северной и Западной Индии, возникшие на базе санскрита, а в районах распространения этих языков значительная часть населения в той или иной мере владеет языком хинди. Поэтому в стране большую поддержку получила пропаганда того, чтобы хинди был не только официальным языком Индии, но и государственным языком — своего рода lingua franca всей страны, сим[1]волом ее единства. Большинство сторонников таких взглядов считает, что хинди должен быть единственным языком не только в сфере международных связей Индии, но и в администрации в центре, в отношениях между центром и штатами и в отношениях между штатами. Существует даже крайнее мнение о превращении хинди в разговорный язык всего населения страны, который должен вытеснить все остальные языки.

Однако в Индии имеется довольно сильная оппозиция распространению хинди. Не говоря о том, что этот язык имеет много диалектов, он в настоящее время не может взять на себя все функции английского языка. В некоторых сферах переход от английского языка к хинди — далеко не простое дело, так как трудно найти смысловые эквиваленты обширной технической и научной терминологии. Поэтому значительная часть индийской интеллигенции и чиновничества (в большинстве англоязычные) утверждает, что такой переход в современных условиях может породить много трудноразрешимых проблем. Другой их довод в пользу английского языка — его широкое распространение в современном мире.

Однако еще большее значение имеет оппозиция распространению хинди в нехиндиязычных районах Индии, прежде всего в Южной Индии, а также в Западной Бенгалии. На юге страны хинди известен очень мало. Поэтому, выступая за администрацию на своих родных языках и не возражая принципиально против исчезновения английского языка, дравиды скорее предпочитают его, чем хинди.

В то же время английский язык в Индии — это наследство колониального прошлого. Он совершенно чужд большинству населения страны и является языком государства, в течение столетий угнетавшего Индию. Не удивительно, что широкие слои населения выступают за замену английского языка местными.

В поисках примирения различных взглядов, в попытке найти хинди такое место, чтобы он не подавлял другие языки, выдвигаются различные компромиссные предложения. В частности, предлагается сделать государственными языками Индии Три языка одновременно: один санскритоид (хинди), один из дравидских языков и английский, или даже все главные языки сразу. Особо стоит вопрос об унификации шрифтов, так как, кроме деванагари, употребляется более десятка различных шрифтов.

_______________

48. «Конституция Индии», М., 1956, стр. 230.

49. См.: П. А. Баранников, О сложении национального языка хиндустани («Ученые записки Ленинградского университета», № 179, сер. востоковедческих наук, вып. 4, 1954), сТр. 237-250; Г. А. Зограф, Хинди. урду и хиндустани. сур. 49—55.

[27]

* * *

Значение новой административной реформы выходит далеко за рамки национальных и языковых проблем.

Закон о реорганизации штатов навсегда покончил с существованием индийских княжеств, этой «величайшей помехой прогрессу Индии» 50. От[1]мена института раджпрамукхов — последней формы феодальной автократии— означает искоренение пережитков феодализма в сфере управления страной и представляет важный вклад в дело демократизации общественной жизни Индии. Но нельзя забывать, что князья сохранили пенсии, титулы и поместья.

В международном аспекте значение нового закона заключается в том, что он, отражая крах мировой колониальной системы империализма, закрепил факт ликвидации французских колониальных владений на индийской земле. Что касается португальских колоний в стране, то борьба за их воссоединение с Индией продолжается.

Новое административно-политическое устройство Индии отличаетсяот прежних гораздо большей демократичностью. Права прежних штатов группы «В» приравнены к правам штатов группы «А», а штаты группы «С» вообще перестали существовать, будучи влиты в более крупные административные единицы. Таким образом, все нынешние штаты Индии обладают равными правами. Выделение территорий центрального подчинения в качестве временной меры в настоящее время оправдано.

Кроме того, создание меньшего количества более крупных административных подразделений позволило выделить территориально компактные штаты, не нарушая их географической целостности, без включения частей одних штатов в территории других. Новые административные границы будут способствовать более полному и рациональному использованию разнообразных природных ресурсов. Например, будет облегчено строительство важных гидротехнических сооружений на крупнейших реках Индии (в Андхра-Прадеше и др.), что было затруднительно, пока различные участки рек находились на территории разных штатов. Устранен целый ряд барьеров (в частности, финансовых) на пути широкого перспективного планирования развития экономики, созданы лучшие возможности управления промышленностью и сельским хозяйством; можно с уверенностью сказать, что претворение в жизнь государственных пятилетиях планов отныне будет, идти более успешно. В общем, если говорить об экономической и экономико-географической оценке новых преобразований, созданы более здоровые экономические организмы, обладающие большими возможностями в деле хозяйственного прогресса.

В то же время надо учитывать, что возникает ряд новых проблем, с которыми придется столкнуться новым штатам. Например, то, что раз[1]личные части нынешних штатов в прошлом принадлежали к разным политико-административным единицам, означает соединение в единых границах территорий с различными формами землевладения, с разными законами арендной платы, с разными правами одних и тех же религиозных кастовых групп, с разными законами наследования и брака: Более того, в::результате длительного пребывания в составе разных княжеств, провинций и владений даже языки и литература одних и тех же народов стали развиваться в разных направлениях. Решение этих проблем потребует больших и длительных усилий. Затем, поскольку почти во всех шта-

__________

50. К. Маркс, Русско-турецкие осложнения» — Уловки и увертки британского кабинета. Последняя, нота Нессельроде — Ост-Индийский вопрос (К. Маркс и Ф. Энгельс, Собрание сочинений,т.,9, изд. 2),. Стр. 206.

[28]

тах и после реформы имеются национальные меньшинства, реорганизация штатов может породить значительную миграцию населения, и старая проблема гарантии прав национальных и языковых меньшинств всплывает в ином аспекте.

Экономическое значение реорганизации штатов заключается в следующем. Индия, долгие годы находившаяся в условиях колониального порабощения, имеет относительно слабо развитую экономику, и экономические районы в ней находятся еще в стадии формирования. Более того, колонизаторы, используя в своих корыстных интересах экономическое и политическое влияние, сознательно пытались создать в стране однобокую и уродливую систему территориального разделения труда.

Положение изменилось после завоевания независимости. Правительство Индии взяло курс на быстрое и всестороннее развитие народного хозяйства, что нашло свое отражение в первом и особенно втором пятилетием планах.

В этих условиях значительный интерес представляет вопрос о формировании экономических районов. К числу новых факторов, которые игра[1]ют решающую и стимулирующую роль в развитии и формировании экономических районов в Индии (рост влияния государственного сектора в экономике, создание новых хозяйственно-экономических взаимоотношений между приморскими и внутренними областями страны и др.), относится и новое административно-территориальное устройство. При нынешней системе планирования, финансирования и вообще руководства экономикой новые границы штатов оказывают и будут оказывать такое влияние на размещение промышленности, сельского хозяйства и транспорта, на хозяйственную специализацию новых штатов, что экономические рай[1]оны в Индии в какой-то мере будут складываться на базе нового административно-территориального деления. Иными словами, в той или иной степени нынешние административные границы предопределяют, по-видимому, сеть будущих экономических районов страны. При этом нужно еще учесть огромную роль национальной буржуазии и национального рынка в условиях буржуазного общества вообще и в конкретных, специфических условиях социально-экономического строя Индии в частности. Этот вопрос, однако, должен явиться предметом специального изучения.

Являясь значительным шагом вперед в деле решения национального вопроса и дальнейшей демократизации страны, открывая перед Индией новые экономические перспективы, реорганизация штатов представляет событие большой государственной важности, и ее значение для судеб Индии трудно переоценить.

[29]

И.В. Сахаров. Новое административное деление Индии // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока Выпуск I. География, этнография, история. Под ред. акад. В.В. Струве. М., 1959, с. 5-29.

Tags