Первые государства Индонезии

Первые государства Индонезии

На обширном Малайском (Индонезийском) архипелаге в первые века нашей эры начался процесс образования государств. В середине I тысячелетия н. э., т. е. к началу раннего средневековья, на архипелаге существовало, по сведениям китайских, индийских и античных источников, 7—10 государств; на самом же деле их было, по-видимому, не менее 20. Однако сведения о них, особенно об их социально-экономической истории, весьма скудны и часто неопределенны. Это немногие сохранившиеся материальные памятники той эпохи (храмы, скульптуры, стелы, орудия труда и пр.), китайские летописи и энциклопедии, некоторые сведения из индийских и античных письменных памятников, наконец, индонезийский эпос и ранние персидские и арабские авторы (хотя основной круг этих последних содержит материалы по более позднему периоду).

В определении местоположения древних государств Индонезии встречаются большие трудности. Познания авторов первой половины и середины I тысячелетия н. э. по географии и истории Юго-Восточной Азии — и, в частности, Индонезии — были очень скудными. Поэтому часто нельзя определить, означает тот или иной термин название государства, территории (например, острова или группы островов), народа (или группы народов). Сложен и вопрос об определении точного местоположения ряда государств на архипелаге, так как древним авторам зачастую было неизвестно, что, например, Суматра и Ява — это два разных острова, не говоря уже о более точном разграничении других островов архипелага 1.

Первым государством, о котором упоминают источники, было Етяо (в современной китайской транскрипции, Япдив — в соответствии с древним произношением). Наиболее вероятно, что Етяо — это Ява, хотя не исключено, что это — название всего архипелага. Отсюда в 132 г. н. э. было направлено посольство в Китай. По-видимому, именно это госу-

[84]

дарство (или территория) было известно индийцам (Явадвипа) и, через индийских авторов, в античном мире.

Гораздо достовернее сведения о более поздних государствах. На Западной Яве в конце IV — начале V в. появилось государство Тарума, официальной религией которого был индуизм. На Центральной Яве приблизительно в этот же период выдвигается буддийское государство Калинга. По-видимому, китайские названия Хэлодань, Хэлодо, а затем Хэлин относятся именно к этому государству. Китайский источник второй половины VIII в. сообщает, что Хэлин было очень богатым государством и имело в подчинении 28 княжеств. На рубеже VI—VII вв., согласно китайской летописи эпохи Суй, на острове Шэпо, или Дупо (Ява), было десять столиц, правители которых приняли царские титулы. Это значит, что на Яве существовало в это время по крайней мере десять государств. Помимо названных выше можно упомянуть сильное княжество Дань-дань на Центральной Яве (начало V — VII в.), Поли на Восточной Яве и, возможно, на Бали (V—VII вв.), а также Пода (V в.).

Самым ранним государством Суматры было, по-видимому, буддийское государство Гэин, или Гэгуань (в китайской транскрипции). Оно возникло на восточном побережье на рубеже II—III вв. и существовало до начала V в. Гэин располагало прекрасными гаванями в районе современных Джамби и Палембанга и вело обширную торговлю с Индией и Персией. Его столица отличалась богатством. Есть много оснований считать, что именно этот город Птолемей называл Аргирё, то есть «Серебряный». В начале V в. преемником Гэин стало государство Ганьтоли. Позднее, в начале VI в., здесь возникло княжество Малайю. Соперничество двух портов этого княжества — Джамби и Палембанга — привело в VII в. к его ослаблению и распаду; из него выделилось княжество Джамби. В целом район Восточной и Юго-Восточной Суматры можно охарактеризовать как главный центр суматранской цивилизации.

Помимо названных государств на Суматре существовали также княжества Барус — на крайнем севере острова (не позднее V в.), Поло — к югу от него (V — VII вв.), Похуан — к югу от Малайю (V — VII вв.). На островах Банка и Биллитон уже в III в., согласно китайским сведениям, существовало раннегосударственное образование Пулэй (если только это название не обозначало самого архипелага).

На Восточном Калимантане на рубеже IV—V вв. возникло самостоятельное княжество, индуистское по религии. Его территория охватывала район современного Кутея. Именно здесь обнаружены самые ранние надписи (на санскрите) из числа найденных до сих пор в Индонезии. Предполагают, что княжество называлось Варунадвипа. Его название сохранилось в малайском названии княжества — Бруней и в европейском названии острова — Борнео. Вслед за этим княжеством на Западном Калимантане возникло княжество Виджайяпура, а на Северном — Бруней (Бонн — в китайской транскрипции). К Х в. Бруней стал уже известным торговым княжеством, отправившим самостоятельное посольство в Китай.

В восточных районах Индонезии процесс развития государств еще не начинался. Эту обширную территорию, равно как и народы, ее населяющие, китайцы обозначали собирательными терминами Лоча, Цзюэлунь (районы к востоку и северо-востоку от Явы), Чжубо (к северо-востоку от Калимантана) и т. д.

Образование государства в Индонезии явилось закономерным следствием внутреннего развития ее народов. С конца I тысячелетия до н. э. в тех районах Индонезии, которые находились на перекрестке морских путей — в первую очередь на Яве и на побережье Суматры,

[85]

прилегающем к Малаккскому проливу,— на смену бронзовой технике приходит железо, растет производительность труда, увеличивается прибавочный продукт. Развиваются отношения обмена, имущественное неравенство. Сословное деление, существовавшее уже на поздней стадии общинно-родового строя, превращается в классовое. Вслед за этим возникают раннеклассовые государства. У народов Индонезии в разное время начался процесс образования государства, и эта неравномерность их исторического развития — характерная черта истории Индонезии с древности и до новейшего времени.

[86]

 

Примечания

1. Общее название для Малайского архипелага у индийцев — Двипантара («Межостровная»), или Явака (Джавака); у китайских авторов — Куньлунь, что имело и этнический смысл и явилось скорее всего транскрипцией какого-то местного названия. Иногда эти собирательные названия включали в себя и Малайский полуостров. За Суматрой у индийцев укрепились названия Суварнадвипа («Золотой остров»), Суварнабху- ми («Золотая земля»), Малайюдвипа и др., за Явой -г- Явадвипа; в то же время в ряде случаев за этими названиями скрывался весь архипелаг. От Явадвипы происходят, по-видимому, названия Ябадиу (Иабадиу), которое приводит древнегреческий географ II в. Птолемей, Епоти, Шэпо, Дупо китайских авторов (которые называли Яву также Сытяо!. Калимантан (Борнео) был известен в Индии как Варунадвипа («Остров бога Варуны») или Карпурадвипа («Остров камфоры»).

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Рубрика