Башкирия в составе Монгольской империи

Башкирия в составе Монгольской империи

В начале XIII века в степях Евразии произошли значительные изменения. Многие кочевые монгольские и тюркские племена были объединены в могущественное централизованное государство. Находясь под предводительством Чингисхана и его сыновей-преемников, они совершали свои знаменитые завоевательные походы. Все народы и страны, включенные в Монгольскую империю, оказались вовлечены в глобальные евразийские процессы, обусловившие дальнейший ход истории. В отношении истории Башкортостана — именно в период нахождения в составе Монгольской империи, а затем и Золотой Орды были заложены основные принципы политико-правовой и социальной жизни, которые определяли развитие башкирского общества в XV-XVI веках.

Вопрос о вхождении в Монгольскую империю и нахождении Башкирии в системе политико-правового пространства империй чингисидов до сих пор остается малоизученным.

А.-З. Валиди, основываясь на сведениях из «Сокровенного сказания», полагал, что башкиры в 1207 г. добровольно приняли подданство Чингисхана в период первой военной компании монгол под пред[1]водительством Джучи 1.

На основании сведений башкирских шежере А.Н. Усманов сделал вывод о том, что в период создания монгольской империи у башкир сложилось вотчинное право, которое сохранялось продолжительное время вплоть до времени присоединения к Русскому государству. Очевидно, ссылаясь на свидетельство Юлиана, Л.H. Гумилев относит завоевание к 1220-1235 гг. 2

А.Н. Мажитов и А.Н. Султанова, не отрицая возможность более позднего завоевания Башкортостана, предположили, «что часть башкир вошла в состав государства монголо-татар в 1219—1220 гг., когда главная ставка Чингисхана находилась на Иртыше» 3. В этом акте исследователи видят продолжение подданнических отношений между башкирами и Чингисханом, начатых еще в 1207 г., давшие башкирам политическую самостоятельность в рамках Монгольской империи и Золотой Орды.

Академик АН РБ Г.Б. Хусаинов, основываясь на башкирских летописях (шежере), считает, что после упорного сопротивления монгольскому завоеванию, башкиры дипломатическим путем смогли сохранить собственные институты домонгольской «ханской» власти и суверенитет 4. Несмотря на то, что в первой половине XIII века башкиры оказались разбиты завоевателями, формы башкирской государственности продолжали функционировать. А башкирские «ханы» и «улугбии» в рамках собственных улусов продолжали оставаться полновластными правителями.

По мнению В.А. Иванова и А.Ф. Яминова, окончательное завоевание башкир следует относить к более позднему времени. Монголам пришлось повторить военные действия в 1241 г. в лесных районах Волго-Урала, после возвращения из западного похода 5. Лишь тогда произошло окончательное завоевание региона. Исследователи также говорят о части башкир, добровольно вошедших в состав империи Чингисхана.

Б.А. Азнабаев считает, что именно договорные принципы взаимоотношений башкирской аристократии с монгольскими правителя[1]ми легли в последующем в основу отношений между башкирами и русскими царями. Исследователь полагает, что именно добровольный характер присоединения гарантировал башкирам право на самоуправление и земли в составе империи, что давало возможность сохранения социального статуса собственной знати. Исследователь выводит некоторые принципиальные общие моменты в актах принятия подданства башкирами монгольского императора и московского государя. Во-первых, частью процедуры установления добровольного подданства была поездка глав родоплеменной структуры к верховному правителю в его столицу. Во-вторых, преподношение подарков, в-третьих, утверждение вотчинных прав новым сюзереном на занимаемые земли с указанием границ и подтверждение статуса главы - бия с наследственной властью 6.

Со своей точкой зрения выступил автор данной работы, видя в акте, совершенном в начале XIII века между башкирскими биями и ханом, результат «политики объединения», которую первоначально (до 1219 г.) проводил Чингисхан, в период активного расширения границ империи. Обе стороны руководствовались древними представления[1]ми и традициями кочевников, заложенными еще в скифо-сарматскую эпоху. Кочевые племена с общим жизненным укладом, идеологическим и правовым мировоззрениями, послужили основой для консолидации в политическое образование.

В 20 - 30-е годы XIII века в состав Монгольской империи были включены значительные территории Сибири, Восточной Европы и Сред[1]ней Азии. Безусловно, «объединение» территорий шло военным путем. Пик военного противостояния башкирского населения с монгольскими завоевателями пришелся на 30-е годы XIII века. После смерти Чингисхана во главе империи встает его сын Угедей. Он, продолжая завоевательную политику отца, в 1232 г. в поволжские регионы направляет свои войска во главе с Батыем.

Сопротивление башкир войску Батыя нашла свое яркое отражение в народном творчестве. Вот что о войне с Батыем повествует историческое предание «Мерген и Маянхылыу»:

У гор Уральских мятежный поров

Не подчинятся без кровопролитья...

Сам Батый-хан покушался... И что же? –

Сгинул навек, обесславленный тоже 7.

В предании «Бурзяне во времена ханов» говорится: «Во времена Чингиса, Батый хана были очень жестокие войны. Народ старался не пропустить к своим землям, лесам и горам войско хана» 8. Наиболее показательным является легенда «Биксура батыр». «До нашествия Сынгыза, Батыя устье Агидели, рек Ик, Малле и Минзеле были полноводными, богаты рыбой... В этих местах кочевали башкирские племена байляр, буляр... Сюда приходит война хана Батыя, который пожелал захватить страну булгар; они начали людей вешать, рубить, хватать имущество. Особенно сильно пострадал и впал в большое горе род Карагай-Атая, проживавший по рекам Минзеле и Ик. Седобородый Карагай-Атай, не согнувшись перед врагом, был казнен перед всем родом. Всему мужскому населению, кто выше колена лошади, отрубили голову. В плен увели всех женщин и девушек. Схватили все имущество, табуны лошадей... В этот момент с охоты воз[1]вращался старший сын Карагай-Атая Биксура... Он, оседлав своего коня, скачет к племени байлар, ыласын, буре. Собрав воинов, готовых идти в огонь и в воду, выступает против Батыя. Устроив засаду, перебил людей Батыя, направлявшихся на штурм Булгара. Так отбито первое наступление на Булгар» 9. Эго предание определенно отражает войну 1232 г. Отнесение отразившихся в нем событий именно к этому времени подтверждает дальнейшее повествование эпоса: «Года через три Батый хан снова направил большое войско в страну булгар. Биксура со своими егетами снова поднялся на борьбу» 10. Действительно, примерно через три года, в 1236 г., состоялось второе главное наступление монгол на Запад. После чего было завоевано все Урало-Поволжье.

О войне монгольского войска с башкирами говорится и в записях Юлиана: «Татары, столкнувшись с ними (т.е. с башкирами. - Ю.Ю ), не могли победить их на войне, наоборот, в первой битве были побеждены ими» 11. О тех же событиях говорится и в летописях: «Приидо[1]ша татарове и зимоваша не дошедше Великого града Булгарьского»12. Батый в 1232 г., пройдя Яик, южную территорию исторического Башкортостана, был задержан в Приуралье, где монгольская армия встретилась с объединенными силами башкир.

Окончательное завоевание Башкирии монголами состоялось в 1236 г. По сообщениям Юлиана можно судить, что в 1236-1237 гг. в регионе уже была установлена власть монголов. Плано Карпини сообщает: «Возвратившись оттуда, они (монгольские завоеватели. - Ю.Ю.) пришли в землю Мордванов, которые суть язычники, и победили их вой[1]ною. Подвинувшись отсюда против Билеров, те есть великой Булгарии, они и ее совершенно разорили. Подвинувшись отсюда еще на север, против Баскарт, те есть великой Венгрии, они победили и их» 13. Это событие имеет в виду и Рашид ад-Дин, говоря, что, хотя страны Булар и Башгирд были завоеваны, жители их «снова восстали» 14.

Содержательными источниками, характеризующими особенности политико-правовых отношений между башкирами и ханами, являются башкирские шежере. В них повторяется мысль о хождении башкирских биев к Чингисхану, где за службу при его дворе получают бийства, и земли 15.

Ярко данная традиция шежере отложилась в летописном своде шежере и преданий (устная кочевая историография) анонимного автора «Дафтар-и Чингис-наме» 16, составленного в XVII веке 17 В нем говорится о том, что Чингис, став правителем, завоевывает всеобщее уважение. Это порождает зависть у старших братьев. Они вы[1]нашивают план убийства хана. Чингис вынужден скрыться. Место, где он находится, знает только мать. Старшие братья тиранят и унижают людей. Народ, оставшись в бедственном положении, решает отыскать и вернуть своего хана. Главы родов, узнав от Алангуа (ма[1]тери Чингиса) местопребывание Чингиса, отправляются в путь. Во время встречи биев с Алангуа, ханша незаметно для других дает одному из них — Ушын Майкы-бию - свое золотое кольцо, что бы тот показал его хану в знак пароля. Главы родов: Уйшын Майкы-бий, Калдар-бий 18, Кипчак-бий, Тамьян-бий, Кираит-бий, Буртак-бий (Юркыта), Тимер Кутлу-бий, Муйтен-бий, Теленгут, спустя зри месяца, после долгих поисков находят Чингисхана и уговаривают его вернуться. Далее в предании говорится о том, как Чингисхан за верность своим биям выдавал атрибуты политической власти (тамги, кличи, сосуды) вместе с племенами на правление (бау-бау халык).

В шежере усерганских башкир, которое сохранилось в нескольких вариантах, повествуется о Муйтан-бие, который от имени башкир с большими подарками ездил к Чингисхану, добился его расположения. В стихотворном варианте шежере, в частности, сказано:

Нагрузив пять пар верблюдов (подарками),

Он ездил к Чингисхану.

Хан оказал ему почести,

Посадил его рядом с собой.

Получил он похвалу от хана,

Визиром сделал его хан за жизнерадостность,

Во всем угождал падишаху,

Украшал его окружение,

Оказывал ему много почестей и уважения,

Если говорил пой - пел,

Если просил рассказать рассказывал.

Вернувшись оттуда, Муйтен-бий

В своей стране был бием 19.

По другому варианту этого шежере, более полного в информативном плане, в результате этого посольства Муйтен-бий получил от Чингисхана «ярлык на вечное владение водами, землями, лесами, золотом и серебром по Уралу, Яику и Сакмаре» 20.

В полученном ярлыке сказано следующее: «Муйтену сыну Туксаба, дано право на владение. До конца жизни быть ему бием, бием будет один из его сыновей. Так из поколения в поколение никому, кроме внуков и правнуков Муйтена, отдано не будет. Каждый из них будет владеть без избрания вечно, это право дается роду Муйтена, роду Туксаба» 21.

Описанное в шежере подтверждается письменными источника[1]ми. Юлиан также сообщает о том, что после 14-летнего противостояния «татары» вынуждены были избрать башкир в «друзья и союзники» 22.

В этой связи, для более детального понимания башкиро-монгольских взаимоотношений, следует коснуться особенностей характера формирования Монгольской империи. Дело в том, что сложение любой кочевой державы подразумевает объединение разноэтничных кочевых племен. Тенденции к объединению народов евразийских степей зародились задолго до основания империи Чингисхана. В то же время общий тип хозяйствования являлся далеко не главным факто[1]ром сближения. Основной причиной было сложение степных политико-правовых и идеологических норм, ставших характерными для большинства народов евразийских степей 23.

Монгольские правители, умело используя существовавшие традиции, сумели объединить целый ряд сильных и влиятельных племен. В ходе этой объединительной кампании без особой конфронтации был присоединен ряд регионов: Тувино-минусинский регион подчинился без единого сражения в 1207 г. Джучи был встречен кыргызской знатью, которая преподнесла ему символические дары и присягнула на верность 24. Телесы и теленгуты — основные обитатели Алтая, также подчинились монголам без сопротивления. Ни один источник не сообщает о войне монгол с йемеками (т.е. кимаками) хорезмшаха. В 1211 г. сложился монголо-уйгурский союз. Без какой-либо конфронтации были присоединены карлуки Алмалыкского княжества 25.

Скорее всего, уже установившиеся правовые нормы вассально[1]сеньориальных взаимоотношений между монгольскими правителя[1]ми и представителями местной аристократии легли в основу башкиро-монгольского «союза».

Уточняя термин «вассально-сеньориальные отношения», следует оговориться. Вопрос о феодализме и феодальном праве в кочевом обществе до сих пор остается дискуссионным. Основной вопрос экономической базы, которым в типичном феодализме является земельная собственность, не раскрыт. Поэтому в первую очередь под термином «вассально-сеньориальные отношения» подразумеваются от[1]ношения между верховной властью и подданными исключительно в политическом и идеологическом смысле.

Однако при рассмотрении источников различного характера мы столкнулись с противоречивыми сведениями об обстоятельствах вхождения башкир с состав Монгольской империи. С одной стороны, практически все исторические предания повествуют о жестком противостоянии монгольскому завоеванию, с другой - почти во всех шежере данный сюжет отсутствует. Напротив, большинство шежере говорят о принятии подданства Чингисхана.

При рассмотрении приведенных нами и ряда других подобного рода башкирских шежере следует учитывать то, что с формированием Монгольской империи и далее Золотой Орды в идеологической сфере среди всего населения империи и в особенности аристократии сформировался так называемый культ Чингисхана. Согласно ему теперь единственными полноправными правителями выступали исключительно чингисиды. Этот культ, вероятнее всего, и проявился в полной мере в родословных и преданиях. Так, многие башкирские шеже[1]ре начинают свое повествование именно со времен Чингисхана, возводя его нередко к полулегендарным предкам-правителям (Юрмибий, Бурджан-бий, Темир Кутлуг-бий, Муйтен-бий и т.д.). Отсутствие фактов башкиро-монгольского противостояния в источниках типа шежере объясняется тем, что отражение добровольного подданства и получения за это определенных прав от легитимных правителей (в данном случае Чингисхана) обеспечивал шежере в данном государстве на последующие поколения социально-правовым и политическим содержанием. Пока но неизвестным причинам именно в шежере, в отличие от исторических преданий, сюжеты военного противостояния (которые, без сомнения, имели место быть) замещаются к тому моменту необходимым идеологизированным сюжетом - принятие «даров» Чингисхана. То есть если сравнивать шежере и исторические предания в функциональном плане, то в данном сюжете (обстоятельства вхождения в состав Монгольской империи) выявляются их принципиальные различия. Шежере представляется как идеологический инструмент перманентной политической ситуации. Историческое же предание - больше мировоззренческого плана. Более того, можно сказать, что шежере создавалось в более узком социальном пространстве, нежели историческое предание. Но рамки этого пространства на данный момент определить весьма сложно.

После завоевания Урало-Поволжского региона эту территорию по завещанию Чингисхана унаследовал старший его сын Джучи. Территорию этого улуса составили следующие регионы: «От Хорезма до Яркенда, Согда (по другому Дженда), Сарая, города Маджара, Аза[1]ка, Судака, Булгара, Башгирда и Джулымана» (Ибн Халдун, ум. в 1406 г.) 26 То есть значительная территория - от Алтая до Дуная - входила в состав улуса Джучи. Ко времени правления Бату относится деление улуса Джучи на две части. Левое крыло отходит сыну Джучи - Орде, правое - сыну Бату. Хан Орда со своими братьями занял восточные и юго-восточные земли улуса Джучи. Эти улусы имели свое цветообозначение: улус Бату - Ак-Орда, улус Орды - Кок-Орда.

Позже был выделен удел другому брату Бату - Шибану. Ему досталась территория от восточной стороны Яика, Южного Урала и Западной Сибири (Ибирь-Сибирь) до Семиречья. Утемиш-Хаджи («Чингиз-наме», XVI век) и ряд других авторов обозначают ее как Се[1]рая Орда 27. Однако он не был третьим равноправным улусом в уделе Джучи. Появление улуса Шибана - результат вторичного деления одного из двух крыльев улуса Джучи.

Итак, Башкортостан относился к правому крылу улуса Джучи. Однако не ясен вопрос о том, к какому улусу принадлежали башкирские территории по вторичному делению. Прямого указания об этом в известных нам письменных источниках нет. Г.А. Федоров-Давыдов определяет границу между собственно улусом Бату и улусом Шибана «где-то между Уралом и Волгой» 28. Л.B. Егоров считает, что ею была река Яик. В пользу последней версии говорит письменный источник. Шибану, при наделении его улусом, было определено кочевать на восточной стороне Яика: «Юрт, в котором ты будешь жить..., будет между юртом Бату и юртом старшего моего брата Орда-Ичена, летом ты живи на восточной стороне Яика - по рекам Иргиз, Санух, Орь, Илек, до горы Урал, а время зимы - в Аракуме, Каракуме и побережьях р. Сыр в устьях Су и Сарису» 29. Как видим по этому источнику, восточная и южная часть башкирских территорий вошла в территорию кочевания Шибана. Это же подтверждает и сообщение Плано Карпини: «Четвертая (река. - Ю.Ю.) называется Яик, у нее переходят с места на место два тысячника, один — с одной стороны реки, другой - с другой стороны. Все они зимою спускаются к морю, а летом по берегу этих самых рек (Днепр, Дон, Волга, Яик. - Ю.Ю.) поднимаются на горы» 30. По версии Л.B. Егорова о реке Яик как о межкрыльевой границе 31, восточный гумен должен относиться к улусу Шибана. О летних кочевьях потомков Шибана пишет Абул-Гази: «После смерти Фулада (Пулата, в 1411 г. убитого Джелатдином) два его сына, Ибрахим и Араб-шах, разделив владения отца, жили совместно, кочевали и располагали ставки летом в верховьях Яика, зимой - в устье Сыра» 32.

Интересно сообщение Ибн Фадаллаха ал-Омари (ум. в 1348 г.): «Зимовье царей этого государства (Золотой Орды при Узбеке. — Ю.Ю.) Сарай..., а всегдашнее летнее пребывание их, как у всех царей и правителей Турина (т.е. шибанидов. - Ю.Ю ), на горе, называемой Уругтаг» 33 (выделено авт.). Под названием Уругтаг принято считать Ала-Таг - часть Алайского горного хребта, горы на западе Карагандинской области, к северу от реки Сарысу. А-3. Валиди в назва[1]нии Уругтаг усматривает название горы Юрек тау которая находится на берегах р. Агидель близ современного города Стерлитамак 34. Под этим термином (Уругтаг) могли подразумеваться Уральские горы. Так, далее в источнике сказано: «Вся отделенная им (правителям Сарая. - Ю.Ю.) часть и все остальные земли Туранские (лежат) к юту от него (Уругтага. - Ю.Ю. )»35. Здесь видно, что «Уруггаг» был северной территорией владений шибанидов, где постоянно кочевали правители «Турана». Это лишний раз подтверждает источник, приведенный нами выше о местах кочевания Шибана. Он же указывает на то, что там в это же время часто летовали и сарайские ханы и что Уруктаг находится севернее «основной» территории улуса, то есть Сарая - главной ставки золотоордынского хана. Таким образом, Ибн Фадаллах ал-Омари в своем сочинении имел в виду Южный Урал, а свое название эта территория получила от более известного восточным географам горного хребта, расположенного южнее, и юго-восточном Казахстане.

А.-З. Валнди считает, что башкиры были подчинены правителям-шибанидам. Именно с этим он связывает появление на территории исторического Башкортостана топонимов, включающих слово «тура» (Тура-тау, Тура-хан тубаһы) 36. Судя по письменным источникам, скорее всего так и было. Однако это касалось лишь части башкирской территории.

Обратимся к картографическим материалам. На карте братьев Пацигано (1267 г.) 37 и в Каталонском атласе (1275 г.) 38 примерно между реками Кама и Яик южнее известного города «Pascherti» (Башкорт) на устье р. Уфы обозначен город(?) «Civitas de Marmorea» (civitas - город, marmorea - мраморный (лат.)). Несколько точнее он локализуется в более поздних картографических работах XV-XVII веков. 39 Там он располагается, как и на карте братьев Пацигано и в Каталонском атласе, ниже «Pascherti», но уже соединяется с ним рекой. Поэтому река, соединяющая «Pascherti» и «Civitas de Marmorea», является продолжением р. Агидель. В этом случае можно расположить «Civitas de Marmorea» более конкретнее. Дело в том, что на территории со[1]временных Ишимбайского и Стерлитамакского районов Башкортостана находятся два шихана, подпадающие под «описание» западно-европейских картографов. Это Шаке-тау и Тура-тау. У обеих гор есть природное свойство - белый цвет. Скорее всего, этот уникальный для региона естественный признак одной из этих гор и мог вызвать у ин[1]форматоров составителей карт ассоциации с мрамором.

На Каталонском атласе «Civitas de Marmorea» обозначен как значимый пункт с крупным изображением крепостных стен и куполов. То есть составитель был уверен, что этот район имел какое-то особое значение. В купе со сведениями Ал-Омари о расположении летовок в горах на севере от Сарая и Карпини о том, что один тумен, кочевавший по западному берегу Яика, поднимался в горы, «Civitas de Marmorea» западноевропейских карт и мог быть обозначением «конечного пункта» этой кочевки, т.е. летовки.

В течение второй половины XVI - XVIII веков территория, прилегающая к вышеупомянутым шиханам, являлась вотчиной башкир юр[1]маты. Однако в XIII века их территория находилась в Приуралье в междуречье Степного Зая и Шишмы и западнее 40. В XVI веке район «Мраморного города» без осложнений с соседними племенами занимаю (а позже оформляют как вотчину) юрматынцы. То есть она была «свободна» от вотчинных прав других родов. Возможно, такая ситуация могла сложиться в том случае, если бы эта территория была в непосредственном ведении монгольской кочевой аристократии и использовалась ею непосредственно для организации кочевок и на которую не имели бы хоть и номинальные права местные башкирские роды.

Таким образом, территория Башкортостана входила в оба улуса Золотой Орды одновременно. По улусно-крыльевой принадлежности мы можем условно разделить ее на «восточную» и «западную» части, где «восточная» относилась к улусу Шибана, «западная» - соответственно к Сараю. Однако очертить более четкие границы улусов из-за скудности источников не представляется возможным. Более того, сложность описания границы объясняется тем, что крыльевое деление весьма поверхностно коснулось Башкирию и, скорее всего, было номинальным, нежели фактическим. То есть разделение исторического Башкортостана на различные крылья Золотой Орды было не столь жестким.

Судя по археологическому материалу, монгольское присутствие сравнительно сильно проявилось на юге Башкортостана, что выразилось в смешении различных этнических групп (башкиры, кипчаки, монголы), тогда как в Центральном и Западном Башкортостане какой-либо значимой инкорпорации в башкирскую среду не наблюдается 41. Но, скорее всего, присутствие монгольской аристократии на Южном Урале было спорадическим и непродолжительным. Тем более, что основная масса монгольской аристократии с большим желанием использовала для своих кочевок огромные степные просторы Дешта, нежели лесостепные и лесные районы Приуралья. Тем не менее башкиры потеряли значительные земельные пространства, преимущественно в степной зоне. Как мы увидели по данным шежере усерган, Муйтен-бию но ханскому ярлыку принадлежала почти вся территория башкирского «улуса», в которую входила в том числе огромная территория всего среднего и верхнего бассейна р. Яик. В нашем же случае башкирские территории были урезаны как минимум до р. Яик. Эту утрату башкиры стремились компенсировать расширением своих владений на севере. Тогда возникли новые маршруты их кочевий, как, например, от устья реки Уфы до Средней Камы. С этим и может быть увязано появление в Кунгурском крае кочевнических захоронений в местности Селянино с вещами XIII-XIV веков. Происходит плотное заселение горно-лесных и лесных районов Южного и Среднего Урала 42. Несмотря на существенные изменения, связанные со сменой экологических зон, башкирское общество претерпело сравнительно незначительные изменения.

С возникновением государства Чингисхана на ее территории складывается десятичная система деления всего кочевого населения. Это не было простым оформлением на военный лад племенных и родовых групп. По мнению Г.А. Федорова-Давыдова, «своей системой Чингисхан преднамеренно разрушал традиционную родоплеменную структуру» 43. Теперь попавшие в зависимость роды и племена разделялись на десятки, сотни, тысячи и тьмы. «Новоявленные» кочевые группы теряют связи с близкими им по происхождению родами. Масса кочевников, попавшая в зависимость к какому-нибудь царевичу чингисиду, уже не представляла собой рода или племени, а являлась обычной смесью различных родов. Ее же аристократия оказалась оторванной от своих сородичей, превратившись уже в вассалов и дружинников тех же царевичей. Теперь монголы, выделенные в удел сыновьям Чингисхана, являлись господствующим элементом. Они были рассеяны среди покоренных родов и племен, но стояли во главе новых улусов. Причем учитывая, что в количественном отношении монгольский элемент был в сравнении с тюркскими элементами очень мал, то социальный статус и политические позиции монголов были несоизмеримо высокими среди местного населения. Поэтому монгольский предводитель, который становился во главе улуса, давал ему собственные родоплеменные атрибуты: этноним, тамгу и др.44 Кроме того, у интегрированных в улусно-крыльевую структуру империи племен постепенно исчезала историческая память о своем домонгольском прошлом. Изменялись идеологические представления кочевников. Прививался культ Чингисхана, сутью, ко торой были представления об исключительной прерогативе государственной власти чингисидов на огромных территориях монгольской империи. Исчезала память о прежних местных правящих династиях. Выжившая местная аристократия и местные династии беспощадно истреблялись, оставшиеся же единицы вынуждены были адаптироваться к новым условиям 45.

Скорее как исключение в новой системе находились в значительной части башкирские объединения (кроме кунграт-герейской группы (см. гл. 4, § 1)). В отличие от своих соседей они функционировали, сохраняя домонгольскую традицию родоплеменной организации. Об этом свидетельствует сохранение этнонимов, тамг, исторической памяти и др., относящиеся к домонгольскому периоду жизни этноса. Существовавшая еще в домонгольский период структура башкирского общества сохранялась в течение всего золотоордынского и по[1]стзолотоордынского периода. Изменения же в этническом составе следует отнести к естественным этническим процессам, проходившим вне зависимости от установления государственной системы в Монгольской империи. Родовая аристократия сохранила свои позиции в башкирском обществе. Верно считает Г.Б. Хусаинов, говоря, что даже после завоевания и введения на просторах Дешт-и-Киича[1]ка имперской системы башкирское общество сохранило собственные домонгольские институты «ханской» власти 46. Более того, с не[1]значительными изменениями сохранялась социальная и общественная организация, о чем говорят в большинстве своем признаки родоплеменной структуры: этноним, тамга, уран, птица, дерево, историческая память и др.47 Вполне уместно сравнение исследователем этого явления с русскими княжествами. В известном «Письме...» от 1320 г. Иоганки сообщается о существовании «государя... всей Баскардии». Причем по тому же свидетельству можно говорить о единовременном нахождении представителей монгольской власти: «И там были татары, судьи баскардов» 48. Необходимо отметить, что в источнике речь идет о событиях времени правления Узбек-хана, при котором государственная система Золотой Орды достигла своего расцвета 49.

Подобную ситуацию можно объяснить тем, что действовал заключенный некогда договор 50 между башкирскими биями и Чингисха[1]ном в период компании «объединения». Фактически это выражалось в признании верховным кааном за башкирскими биями прав на существование в качестве родовой аристократии, но являясь уже подданными Чингисхана и его потомков. К тому же нельзя не учитывать и другие факторы, повлиявшие на сложность интеграции башкирского общества в государственную систему Монгольской империи.

Во-первых, башкиры довольно продолжительное время сохраняли политическую активность. Так, в период правления Узбек-хана на политической арене Золотой Орды появился некий Баджир Тук Буга, на время узурпировавший власть в Золотой Орде, о чем свидетельствует «Чингиз-наме» Утемиш Хаджи: «Был (некто) по имени Бажир Ток-Буга из омака уйгур. (А уйгур) был эль с многочисленными (и) сильными родами (и) племенами, и был он также агалыком хана. Шайтан попутал (его) - ведь был он черный человек - провозгласил себя он ханом <...>.

Словом, этот Баджир Ток-Буга провозгласил себя ханом, женился на женах (Токтага-)хана и подчинил себе весь народ» 51.

Во-вторых, горно-лесные башкирские территории не были привлекательны для монголов, что автоматически отодвинуло башкир на периферию империи, а следовательно, и внимание великих каанов.

Таким образом, заключенный договор между биями и правителя[1]ми Монгольской империи продолжал действовать и в период сложения и существования десятичной административной системы государства. Это обеспечивало некий иммунитет башкирской аристократии во внутригосударственных взаимоотношениях с монгольскими правителями, что в свою очередь осложняло интеграцию башкирского общества в государственную структуру Золотой Орды.

В этнокультурном отношении XILI-XIV вв. можно квалифицировать как кипчакский этап, существенно повлиявший на этногенез башкирского народа. Кипчакская миграция в Башкортостан по этническому составу и стала наиболее мощной из всех тюркских миграций в Волго-Уральский регион. Разрушительное монгольское нашествие привело в движение массы кочевников, то затухая, то вновь активизируясь, оно продолжалось, по крайней мере, два столетия. В этническом составе кипчакской миграции в Башкирию в XIII - XIV веках отчетливо выделяются несколько родоплеменных групп: кипчакская группа (время миграции XIII - начало XIV вв.) с собственно кипчакскими образованиями (кипчак, кара-кипчак, илан, сары, сарыш, бушман, кошсо, ельдяк, имак и др.), огузскими (туркмен) и поркизированными мон[1]гольскими (гэрэй, гэрэ) образованиями; ка гайская группа (время миг[1]рации - середина XIII вв.), являющаяся сложным компонентом (ка[1]тай, найман, балга, маскара, салъют, борэ, балыксы); табынекая группа (табын-уйшин, суюдук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, таз), состоящая из восточно-тюркского этнического компонента, смешавшегося с монгольскими. Этническая история табынских образований протекала во взаимодействии с усунями, кара-китаями и племенами Дешт-и Кипчака. Вместе с катайцами табынцы являются наиболее яркими носителями в составе башкир центрально-азиатских черт культуры (время миграции XIII  - начало XIV веков); минская группа (время миграции - XIV век), будучи в основе тюркской (мин, кырк), она включала монгольский компонент (миркит) и, возможно, древние образования эпохи тюрко-угро-самодийских контактов на Северном Алтае. Средневековая этническая история минских родов связана с кочевыми племенами Сырдарьи, Двуречья и Денгг-и Кипчака.

Основным районом миграции в XIII-XIV вв. был юго-западный и южный Башкортостан. Это привело к активному движению башкирских племен и расширению территории расселения. Образуются три потока движения. На север и северо-восток устремляется основной состав катайской родоплеменной группы, а также территориально связанные с ним в низовьях Белой гайна-тарханцы, таныпцы, балыкчинцы, минцы и др. Они расселились по Быстрому Таныпу, левобережью Камы, достигли р. Тюй, северной излучины р. Уфы и ее притока Бисерти, верховьев Чусовой. Минские роды заняли низовья р. Уфы, чтобы оттуда вновь постепенно продвинуться в лесостепные районы юга. Табынская родоплеменная группа отодвинулась на северные отроги Южного Урала, заняв центральную Башкирию и прилегающие с востока горные районы и степи Зауралья. Кыпчакские племена направляются на Южный Урал или остаются в западной Башкирии, расширив кочевья и лесные районы правобережья Белой. Впрочем, в низовьях Белой и в долинах ее южных притоков, а также в бассейне р. Ик остаются многочисленные фуппы табынцев, катайцев, бурзян, усерган и др.

Мощное кипчакское наслоение на башкирский этнос в XIII -[1]XIV веках изменило и языковое развитие по направлению к формам, характерным для современного башкирского языка. Это развитие намечалось в домонгольскую эпоху, но резкие различия в масштабах домонгольской и поздней кипчакской миграции говорят о решающей фазе кипчакизации башкирского языка в послемонгольскую эпоху 52.

В целом надо сказать, что смешение и взаимодействие племен кипчакской миграции с древнебашкирскими племенами и расселение смешанных групп в пределах территории исторического Башкортостана привели к формированию этнокультурных признаков, которые лежат в основе современной этнической характеристики башкирского народа.

Кыпчакские племена, оказавшись на территории исторического Башкортостана, как важный компонент вошли в состав башкирского народа. Археолог А.Ф. Яминов выделяет памятники пришлых племен с территорий Алтая и Центральной Азии, локализуя их в восточных районах степного Приуралья и в Зауралье. Эти памятники он связывает с территорией расселения родоплеменных групп катайцев и табынцев, а оставившие их племена - с носителями монгольского языка 53.

Таким образом, в золотоордынский период произошли взаимосвязанные, но неоднозначные изменения. С одной стороны, как следствие возникновения договорных отношений между башкирскими биями и монгольскими правителями сохраняются родоплеменная структура и автономность отдельных башкирских объединений. С другой - существенное сокращение территорий кочевания сильно влияет на хозяйственный уклад, изменяет этнический облик башкир в связи с наплывом кипчакских масс.

Примечания

1 Валиди Туган А. Башкорттар тарихы. - Уфа, 2005. - С. 33.

2 Гумилев Л.H. Древняя Русь и Великая степь. -М., 2004. - С. 220.

3 Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. - Уфа, 1994. - С. 243.94

4 Хусаинов Ғ. Б. Б аш ҡорт дәүләтселеге һам Мөйтөн бей м иссияһы // Про[1]фессор Дж. Г. Киекбаев и проблемы современной тюркологии: Материалы Всероссийской научной конференции. -У ф а, 2006. - С. 210-216.

5 Иванов В.А., Яминов А. Ф. История Золотой Орды. - Уфа, 1997. - С. 42.

6 Азнабаев Б.А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI - первая треть XVIII в.). - У фа, 2005.- С . 49- 51.

7 Башкирское народное творчество. Исторический эпос. Т. 10. - Уфа, 1999. - С. 215.

8 БХИ: риүәйэттар, легендалар. - Уфа, 1997. - С. 160.

9 БХИ: риүәйтгар, легендалар. - Уфа, 1980. - 156-157 б.

10 Шунда ук. 156-157 б.

11 Известия Юлиана о венграх, булгарах и татарах //Из глубин столетий... Сост., вступ. ст. и комм. Б.Л. Хамидуллина. - Казань, 2000. - С. 152.

12 Иванов В.А., Яминов А. Ф. Указ. соч. — С. 39.

13 Путешествие в восточные страны. - Алма-Аты, 1993. - С. 42.

14 Антонов И. Башкортостан и башкиры // http://kraeved.opck.org/biblioteka/ bashkortostan/bashkiry i bashkortostan/bashkiry i bashkortostan.pdf

15 Шежере усерганских башкир // Башкирские шежере. - Уфа, 1960. - С. 81-87; Хусаинов Г.Б. Үҫәргән ырыуы шәжәрәһе//Башкирские шежере.-Уфа, 1985.-С . 55; Шежере тангаурских башкир //Камалов А. Ете юл сатындагы ауыл // Ватандаш. - 2001. № 4. 121 с.; Шежере сальютских башкир //Надергулов М.Х. Историко-функциональ[1]ные жанры башкирской литературы. - Уфа, 2002. - С. 8; Шежере кара-табынских башкир//Со оройҒ. Ш эмя тыһы: шиғырҙар, тарихи я малар, хаттар/Текстоло[1]гик эштэрзе башкарыусы, тозеүсе, баш һүз языусы Нэдерголов М.Х. - Уфа, 1995. - С. 92-116;РукописьXVIIв .«Дафтар-иЧингис-наме»//Баш ортхалы ижады-VIlT.- Уфа, 2004. - С. 143-163; Эпос«Муйтан-бий»//Ватандаш. 2003. № 1 ,-С . 97-102; идр.

16 Баш орт халык ижады. VII том. - Уфа, 2004. - С. 143-163.

17 Надергулов М. Указ. соч. - С. 79.

18 Примечательно, что Калдар-бий в отличие от остальных биев не представлял какое-либо племя. « - Ай, ологымыз, ханымыз! Безлардин сорасаныз, безлар, монда сезне эстай килмек ун кешемез, ту гыз ыругдан, - тиделер. - Амма Калдар бей ялгыз бер узедер» // Надергулов М. Указ.соч. - С. 155.

19 Башкирские шежере. - Уфа, 1960. - С. 81-87.

20 Хусаинов Г.Б. Үҫәргән ырыуы шәжәрәһе... - 5 5 б.

21 Там же. - С. 57.

22 Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XTV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. - М., Л., 1940. - С. 82.

23 См., например: Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. - Алма-Ата, 2002. - 604 с.

24 Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи. - М., 1994. - С. 43

25 Там же. - С. 45-56.

26 Золотая Орда в источниках Т. I. Арабские и персидские сочинения. Сост., ввод. ст. и комм. Р.П. Храпачевский. - М., 2003. - С. 169

27 Утемиш Хаджи. Чингис-наме. Факсимиле, пер., транскрип., примеч., иссле[1]дов. В.П. Юдина; комм, и указ. М.Х. Абусеитовой. - Алма-Ата, 1992. - С. 15.

24 Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973. - С. 58.

29 Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды XIII-XIV вв. - М., 1985. — С. 57.

30 Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Гильома дс Рубрука. — Алматы, 1993.- С . 61.

31 Егоров B.JI. Указ. соч. - С. 161.

32 Абул-Гази. Родословное туркмен. Сочинение Абуль-Гази, хивинского хана /

Пер. и предисл. А.Н. Кононов. - М., 1958. - С. 72.

33 Золотея Орда в источниках... - С. 110.

34 Ахмадзаки Валиди Туган. Башҡорттар тарихы. - Уфа, 2005. - С. 35.

35 Там ж е .-С . 110.

36 Там ж е .-С . 110.

37 Рудаков В.Г. К вопросу о двух столицах в Золотой Орде и местоположении города Полистана // Научное наследие А.П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья: Материалы научной конференции: Труды ГИМ. Вып. 122. - М., 2000.

38 Там же; Псянчин А.В. Башкортостан на старых картах. - Уфа, 2001. — С. 71.

39 Там же. - С. 73.

40 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. - М., 1974. - С. 254.

41 Васюткин С.М. К этнической истории Южного Приуралья в XIII-XIV вв. //

Материалы по археологии Южного Урала. - Уфа: Изд-во БашГУ, 1992. - С. 129.

42 Мажитов Н.А., Султанова А.Н. Указ. соч. - С. 252.

43 Федоров-Давыдов Г.А. Указ. соч. - С. 49.

44 Юдин В. П. Могулы // Центральная Азия в XIV-XV11I веках глазами востокове[1]да. - Алматы, 2001. - С. 107-112.

45 Там ж е .-С . 113.

46 Хусаинов Г. Б. Башкорт даулатселеге хамМуйтен бей миссияхы... - С. 212.

47 См. Кузеев Р.Г. Указ. соч.

48 Аннинский С.А. Указ. соч. - С. 92

49 Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилиза[1]ц и й ...-М ., 1996.- С . 332-334.

50 Буканова Р.Г. Башкиры и Золотая Орда // Ватандаш. - 2001. - № 2.

51 Утемиш Хаджи. Чингис-наме... — С. 104.

52 Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа, 1979. - С. 170-171.

53 Яминов А. Ф. Южный Урал в XIII-XIV вв.: Автореф. дисс.... канд. ист. наук. - Уфа, 1995.- С . 24.

Цитируется по изд.: Юсупов Ю.М. История Башкотостана XV – XVI веках (социально-политический аспект). Уфа, 2009, с. 25-40.

Рубрика