Абашевская культура (УИЭ, 2000)

Абашевская культура (УИЭ, 2000)

АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи бронзы, названа по первому, раскопанному в 1920-х годах В.Ф. Смолиным, курганному могильнику у села Абашево в Чувашской республике. В 1950-1960-е годы К.В. Сольников выделил средневолжский, стерлитамакский (башкирия), магнитогорский (эаур.), среднедонской и нижнедонской варианты Абашевской культуры, а А.Д. Пряхин (1976, 1977) — абашевскую культурно-историческую общность, в которую вошли доно-волжская, средневолжская и уральская (баланбашская) археологические культуры. Абашевские поселения размещаются на мысовых площадках надпойменных террас. Абашевские постройки представляют собой многокамерные наземные каркасные сооружения со слабо углубленными в материк котлованами, крыша двускатная или четырехскатная, покрытая органическими материалами (камыш, трава, кора и др.). Внутри построек встречаются очаги кострового типа и хозяйственные ямы. Абашевская керамика горшечной и баночной формы, этнографической особенностью абашевской посуды является колоколовидность. Найдены также изделия из металла (пластинчатые орудия, ножи, кинжалы, долота, топоры, тесла, наконечники копий, втульчатые крючья, шилья, разно-образные украшения — браслеты, бляшки, пронизи, подвески и др.), кости (лощила, проколки, долота, пряжки и др.), камня (топоры, песты, терочники, молотки, наковальни и др.), кремня (наконечники стрел, скребки, ножевидные пластинки). Практически во всех постройках Абашевской культуры присутствуют следы обработки металла.

Главными отраслями хозяйств и населения Абашевской культуры являются подвижное пастушеское бесстойловое скотоводство, металлургия и металлообработка бронзы.

Погребальные памятники — под-курганные захоронения — встречаются преимущественно в бассейне рек Белой, Демы, Ика. Различаются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградами, кольцевыми ровиками и со следами столбовых ограждений. Кроме простых грунтовых ям, встречаются могильные камеры, оформленные изнутри камнем или деревом, в ряде случаев перекрытые сверху также камнем или деревом. В могильных ямах, кроме костей покойника, встречаются целые сосуды или их части, вещи из металла (ножи, кинжалы, шилья, украшения), кости и камня. Известны коллективные захоронения (Юкаликулево, Ахмерово II).

По мнению А.Д. Пряхина, формирование Абашевской культуры происходило на територии Среднего Дона и в сопредельных районах в XVIII— XVII веках до н. э. на базе культурных традиций населения лесной и лесостепной зон Восточной Европы, украшавших свою посуду шнуровыми орнаментами, при активном участии степных групп населения. Из тех же исходных районов население Абашевской культуры расселилось в другие районы: в Сурско-Волжский, Доно-Волжский и Уральский. В XVII—XVI веках до н. э. абашевские популяции послужили одним из компонентов формирования населения ранних этапов срубмой и алакульской культур степной и лесостепной зон Северной Евразии.

Горбунов B.C.

Цитируется по изд.: Уральская историческая энциклопедия. Издание 2-е дополненное и переработанное. Челябинск, 2000, с. 9.

Литература:

Сальников К.В. Абашевская культура на Южном Урале // СА, 1954. Т. XXI:

Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967; Горбунов B.C. Абашевская культура Южного Приуралья . Уфа, 1986:

Пряхин АД., Халиков А.Х. Абашевская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР: Археология СССР. М.. 1987;

Горбунов B.C. Бронзовый век Волго-Уральской лесостепи. Уфа, 1992.