Иран в XIV – XV веках

Иран в XIV – XV веках

Иран под властью Тимура и Тимуридов

Образование в Средней Азии государства Тимура (1370 г.) повело к обширным завоеваниям. Тимур (правил в 1370—1405 гг.) стремился создать крепкое государство, уничтожить феодальные смуты, подавить народные движения. Он понимал, что обеспечить верность и лояльность феодалов, особенно кочевых монголо-тюркских эмиров, обычно своевольных и часто мятежных, он смог бы только перспективой больших внешних завоеваний, захватом новых земель и богатой военной добычей. Поэтому он начал грабительские походы в Золотую Орду и завоевания в направлении Ирана и стран Западной Азии.

Войны Тимура отличались жестокостью и несли большие разрушения. В отличие от Чингисхана Тимур имел в виду и определенные экономические цели. Желая установить контроль над караванными путями европейско-азиатской торговли, Тимур постарался овладеть Ираном и странами Передней Азии и Закавказья, через которые проходили главные караванные пути. А северные караванные дороги, пролегавшие через причерноморские и прикаспийские степи, где Тимур не рассчитывал установить прочную власть, он хотел закрыть для торговли, для чего разрушил крупные торговые города Ургенч, Сарай Берке, Астра-

[358]

хань, Азов и др. За счет ограбления других стран Тимур стремился развить экономику Мавераннахра, проводя там оросительные работы, строя и украшая города, особенно свою столицу — Самарканд.

Завоевание Ирана войсками Тимура началось в 1381 и было закончено в 1393 г. В 1381 г. пал Сабзавар, а сарбадарское государство уничтожено, затем подчинено и гератское государство Куртов. Новое восстание сарбадаров в Сабзаваре в 1383 г. Тимур усмирил с крайней жестокостью: 2 тыс. людей были замурованы живыми в воздвигнутых им стенах. В 1387 г. его войска подавили в Исфахане восстание, которым предводительствовал молодой кузнец; из черепов 70 тыс. убитых исфаханцев будто бы были воздвигнуты башни. В 1392 г. Тимур подавил народное движение в Гургане и разрушил государство сейидов в Мазандеране. Государства Музаффаридов и Джелаиридов были завоеваны, последний джелаиридский султан Ахмед бежал.

В Иране Тимур действовал не только как иноземный завоеватель и реставратор монгольских государственных традиций, но и как кровавый усмиритель народных восстаний. Поэтому его поддержала часть феодалов, особенно монголо-тюркская кочевая знать, которая не могла справиться своими силами с народными движениями в Иране.

Западный Иран с Азербайджаном, Арменией и Ираком Тимур отдал в удел своему сыну Мираншаху. После смерти Тимура (1405 г.) в его государстве начались междоусобицы, во время которых погибли Миран-шах и вернувшийся джелаиридский султан Ахмед. Тогда Кара Иусуф, вождь туркменского племенного союза Кара Коюнлу («Чернобаранного», по изображению на знамени; первоначально его владения находились к востоку от оз. Ван), завладел Азербайджаном, Арменией, Ираком Арабским, создав здесь независимое государство Кара Коюнлу (1410—1468 гг.). Враждебный ему туркменский племенной союз Ак Коюнлу («Белобаранный», по изображению на знамени) еще в XIV в. имел владения в верховьях р. Тигра.

Восточный Иран остался в составе государства Тимуридов. Сын и преемник Тимура султан Шахрух (1405—1447) перенес столицу в Герат и, оставив себе в управление Хорасан, отдал Мавераннахр в удел своему сыну Улуг-беку (1409—1449), известному впоследствии астроному. Другим родичам Шахрух выделил уделы в Западном Иране.

Шахрух старался опереться на иранскую чиновную знать и мусульманское духовное сословие; он отказался от новых завоеваний, с тру-дом поддерживая военно-административное единство уделов государства Тимуридов. То и дело ему приходилось подавлять феодальные мятежи, нередко организуемые самими тимуридскими царевичами. Правительство Шахруха вернулось к принятой в свое время Газан-ханом политике точной фиксации феодальной ренты-налога и облегчения налогового бремени крестьян.

[359]

Народные движения в Иране в XV в.

В 1405 г. произошло новое восстание сарбадаров в Сабзаваре, а в 1406 г. вспыхнуло народное восстание в Мазандеране. Еще при Тимуре в Хорасане появилась шиитская секта хуруфитов («буквенников», ибо они придавали мистическое значение буквам арабского алфавита). Ее основатель Фазлаллах Астерабади был умерщвлен Мираншахом. Последнего хуруфиты считали антихристом (ад-Даджжаль), а династию Тимуридов — проклятой богом. Хуруфиты в ряде трактатов предсказывали скорое возвращение двенадцатого имама, Махди, и утверждение царства справедливости и равенства на земле. Секта быстро распространилась среди городских низов и городской интеллигенции не только в Иране и Азербайджане, но и в османской Турции. Примкнувший к хуруфи-

[359]

там поэт-суфий Касим-и Анвар ввел в основанной им дервишской общине в Герате общность имущества. В 1427 г. в гератской соборной мечети султан Шахрух был тяжело ранен в живот хуруфитом Ахмедом Луром.

В 1441—1442 гг. произошло большое народное восстание в Хузистане. Его возглавил сейид Мухаммед, по прозванию Мушаша (араб. «Лучезарный»), крайний шиит, называвший себя предтечей «скрытого» имама Махди. К нему собралось около 10 тыс. восставших крестьян и беднейших кочевников-арабов; последних Мушаша убедил продать скот, чтобы купить оружие. Они называли себя фидаями, т. е. обрекшими себя на смерть в борьбе за свое дело. Повстанцы уничтожили династию местного владетеля.

Восстание сопровождалось экспроприацией имущества убитых знатных людей. Против восставших выступило феодальное ополчение из Фарса, но фидаи разбили его. Восстание было подавлено одним из царевичей династии Кара Коюнлу.

Через несколько лет Мушаша снова вернулся, восстание возобновилось и завершилось созданием небольшого государства сарбадарского типа между городами Хувейзой и Шуштером в Хузистане. Позднее оно переродилось в обычное феодальное княжество.

[360]

Государства Ирана во второй половине XV в.

После смерти Шахруха султан Джаханшах Кара Коюнлу (1436—1467) захватил весь Западный Иран, вступил было и в Герат, но должен был отдать его тимуридскому султану Абу Сайду (1451— 1469). Оба султана заключили договор о взаимной помощи и о разделе Ирана; пустыни Дешт-и Кевир и Дешт-и Лут были признаны рубежом между их державами. В 1467—1468 гг. войска Узун Хасана Ак Коюнлу (1453—1478) разгромили державу Кара Коюнлу и захватили ее владения, т. е. весь Западный Иран вплоть до пустыни Дешт-и Кевир. Хорасан остался под властью Тимуридов.

Султану Узун Хасану Ак Коюнлу пришлось вести упорную борьбу с экспансией османской Турции. Стремясь найти в этой борьбе поддержку, он заключил союз с Венецией, но потерпел от турок сильное поражение при Терджане на Евфрате, главным образом из-за недостатка артиллерии (1473 г.). Побывавшие при дворе Узун Хасана в Тебризе венецианские послы Катерино Зено, Иосафат Барбаро, Амвросий Контарини оставили ценные описания Ирана и сопредельных стран. При дворе Узун Хасана побывал и посол русского государя Марко Россо.

[360]

Феодальные отношения в Иране в XIV—XV вв.

Все государства Ирана XIV—XV вв. были лишь военно-административными объединениями крупных и мелких феодальных владений. Военно-ленная система достигла в это время наибольшего развития. Дальнейшим развитием лена-икта с середины XIV в. стал сойургал (монг., букв, «пожалование»), Сойургал — наследственный лен, пользовавшийся не только налоговым, но и судебно-административным иммунитетом; последний в сойургальных грамотах выражался в формуле: «Пусть они [чиновники дивана] укоротят перья и ноги и не вмешиваются», т. е. пусть не заводят переписки и не вступают в сойургал. Распространение иммунитетов на землях сойургальных и вакфных ослабляло центральную власть и сокращало ее доходы. Получил большое распространение и институт тарханов.

Во второй половине XV в. растет феодальная эксплуатация. В одном из дошедших до нас указов того времени перечислено 27, в другом— 31, а в третьем — 15 терминов, обозначавших подати и повинности. Права на их сбор переходили от казны к отдельным феодалам

[360]

в результате предоставления им иммунитета. Кочевая тюрко-монгольская знать по-прежнему была руководящей политической силой как в государстве Тимуридов, так и в государстве Ак Коюнлу. Она создала для крестьян режим полного бесправия. Упомянутые венецианские послы отмечали упадок иранского земледелия, дороговизну продовольствия, запустение страны. Население некогда огромных городов резко сократилось: Исфахана — до 50 тыс., Султанийе до 7 тыс.; Лap насчитывал всего 2 тыс. домов и 5 тыс. жителей, Савэ — 1 тыс. домов, Наин — 500 домов.

В 1490 г. в государстве Ак Коюнлу вазир султана Иакуба (1479— 1490) кази Иса Саведжи, а позже султан Ахмед-падишах (1497 г.) пытались отменить налоговый иммунитет сойургальных земель, что увеличило бы доходы казны и позволило отменить ряд податей, не основанных на шариате. Обе попытки облегчить положение крестьян потерпели неудачу из-за яростного сопротивления военной знати.

[361]

Культура Ирана в XIII – XV вв.

Монгольское завоевание тяжело отразилось на культурной жизни Ирана.  Монгольские ильханы не ценили персидской поэзии, не зная ее языка. Однако они охотно брали на службу ученых: врачей; математиков, которых они использовали в финансовом ведомстве и в строительстве; астрономов, которых делали придворными астрологами; историков, которые должны были восхвалять завоевания и деяния Чингис-хана и его потомков. При Хулагу-хане крупнейший математик и астроном Насир ад-дин Туси (ум. в 1277 г.) построил большую обсерваторию в Мараге с библиотекой, насчитывавшей 20 тыс. книг; здесь работали наряду с местными индийские и китайские астрономы. Вазир Рашид ад-дин в своем «Рашидовом квартале» в Тебризе создал библиотеку с 60 тыс. книг, ряд медресе, где учились 6—7 тыс. студентов, и госпиталь, где работали 50 хирургов, окулистов и врачей других специальностей из Индии, Китая, Сирии и Египта.

- Около 1260 г. Ата Малик Джувейни, брат вазира Шамс ад-дина Джувейни, создал большой исторический труд «История миропокорите- ля» (т. е. Чингис-хана, «Тарих-и джахангушай»). Упомянутый уже вазир Рашид ад-дин ок. 1310 г. составил в сотрудничестве со знатоками языков и истории разных народов грандиозный труд «Сборник лето-писей» («Джами ат-таварих»). Первая его часть, в трех томах, содержит историю монголов и созданных ими государств, в частности и Хулагуидского, до смерти Газан-хана, вторая часть — историю всех известных тогда народов: от «франков» (западноевропейцев) на Западе до китайцев на Востоке. Для составления этого труда Рашид ад-дин приобрел (при посредстве купцов из Венеции) латинские исторические хроники. Ценны также исторический труд Вассафа (ок. 1328) и труды Хамдаллаха Казвини — исторический (1330) и географический (1340), содержащий подробное описание государства Хулагуидов. Все они написаны по-персидски.

В Ширазе родился и провел молодые годы и конец жизни гениальный персидский поэт Муслих ад-дин Саади (1184—1291). Он прожил бурную жизнь, много странствовал, побывал в плену у индусов в Гуд-жарате и у крестоносцев в Сирии. Саади — тончайший мастер стиха, автор всемирно известных сборников дидактических рассказов «Цвет-ник» («Гулистан») и «Плодовый сад» («Бустан»), сборников газелей (лирических стихотворений), элегии на взятие Багдада Хулагу-ханом и др.

Одним из величайших персидских поэтов был Хафиз (Шамс ад-дин Мухаммед, ок. 1300—1389), также живший в Ширазе. Диван (собрание

[361]

стихов) Хафиза отличается несравненным мастерством формы. Тематика его стихов: красота и любовь, свобода чувства, цветы, вино, радости жизни, страдание неразделенной любви, обличение ханжества и лицемерия официальной морали.

Ужасы монгольского нашествия и беспросветный гнет завоевателей способствовали росту влияния суфизма с его проповедью «бегства от мира», ухода к аскетизму и к замкнутой созерцательной жизни. Известное влияние суфизма ощущается в поэзии Саади и Хафиза. Значительнейшим из суфийских поэтов был Джалаль ад-дин Руми (1207— 1273), большую часть жизни проживший в Конье, в Малой Азии, но писавший по-персидски. В стихах Руми, блестящих по форме, красоте образов и силе лиризма, крайний мистицизм и пантеизм переплетаются с гуманистической проповедью свободы мысли, с широкой веротерпимостью и с протестом против угнетения человека человеком. Суфийские идеи излагали в стихах многие поэты; из них наиболее крупные: Ираки (XIII в.), Шабистари и Аухади (XIV в.),Магриби (ум. в 1406 г.). Суфием был и великий персидско-таджикский поэт — Абд ар-Рахман Джами (XV в.).

Нередко бывало, однако, что суфийская форма служила прикрытием для эротических стихов, иногда даже для религиозного и философского вольномыслия (поскольку пантеизм мог служить маской и для скрытого атеизма); это была маскировка, дававшая возможность избежать преследований со стороны духовного сословия. Низари (ум. в 1320 г.), примыкавший к исмаилитам, выступал в то же время как вольнодумец, певец вина, опьянения и радостей жизни. В XIV в. Сальман Саведжи, развивавший в стихах темы романтического эпоса, и лирик Хваджуйи Кирмани продолжали традиции Низами.

Народная поэзия с антифеодальными тенденциями в XIV—XV вв. представлена крупными поэтами: Ибн-и Йамином, участником сарбадарского движения (ум. в 1368 г.), и Убейд-и Закани (ум. в 1370 г.), последний в своих сатирах — «Этика аристократии» («Ахлак ал-аш- раф») и др.— гневно обличал растленные нравы, паразитизм и лицемерие феодальной знати. В поэме «Мышь и кот» («Муш у гурбэ») Убейд-и Закани изобразил восстание мышей против угнетавших и пожиравших их длинношерстных котов — аллегорию народного восстания против военно-феодальной знати. В XV в. жил поэт-крестьянин Ибн-и Хусам Кухистани, во время полевых работ писавший стихи на рукоятке лопаты.

При дворе султана Шахруха в Герате по инициативе его сына, талантливого Байсункура, знатоки поэмы Фирдоуси «Ша-х-наме» подготовили «канонический» текст ее на основе сверки ряда рукописей (1425 г.). При том же дворе работали поэты и историки, была создана академия книжного искусства, содействовавшая развитию книжного дела, каллиграфии и миниатюры. Культурная деятельность продолжалась в Герате и при дворе тимуридского султана Хусейна Байкары (1469—1506), под покровительством его вазира — великого староузбекского поэта Алишера Навои. Кроме Джами и других поэтов здесь творил величайший мастер персидской миниатюры Бехзад. Он был первым пейзажистом в Иране, художником мирной жизни, весны и мягких спокойных ландшафтов, а также портретистом. В Герате сложилась и тимуридская школа персидской историографии. Хафиз-и Абру, Абд ар-Раззак Самарканди, Мирхонд и др. создали ценные исторические труды.

Иранская архитектура XIV—XV вв. представлена образцами высокого искусства. Отметим мавзолей «Купол Алидов» («Гунбад-и Алавий-

[362]

ан») (по-видимому, XIII в.) с великолепной резьбой по кирпичу и штуку, восьмигранную купольную мечеть ильхана Ульджайту-хана в Султанийэ (XIV в.), мечеть в Верамине (XIV в.). К XV в. относятся: мечеть Гаухар Шад в Герате, построенная знаменитым архитектором Кавамом ад-дином Ширази, мечеть Намазгах там же, Синяя мечеть в Тебризе и др. При декоровке мечетей, мавзолеев, дворцов наряду со старинными резными орнаментами по алебастру широко распространилась облицовка порталов, куполов, и стен цветными глазурованными фаянсовыми и люстровыми изразцами (майоликами), рельефными изразцами, мозаиками из разноцветных изразцов.

Произведения художественного ремесла— фаянсовые изделия (в Кашане и др.), бронзовые изделия с инкрустациями из золота и серебра, расписные шелковые ткани с серебряными и золотыми нитями (Исфахан, Иезд, Кашан и др.), парча, шелковые и шерстяные ковры разных типов отличались высокими качествами.

[363]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 358-363.

Рубрика