Набатейское царство кратко

Набатейское царство кратко

Розовый город Петра... При этих словах воображение рисует нам фантастические картины: высокий фасад здания, виднеющийся в просвете между скалами, развалины древних гробниц на бежево-розовых холмах под палящим солнцем, желанная прохлада тенистого ущелья, красные и белые цветы лавра в речной долине вади...

Что же такое Петра? Мечта геолога, площадка для археологических исследований или место паломничества влюбленных? Что же скрывается за ее таинственными фасадами?

Мы открываем книги и находим в них сокровища древней цивилизации, почти такие же удивительные, как и сам древний город. «Петра — единственное место на Востоке, где реальность оказывается значительно более впечатляющей, чем то, что мы прочитали об этом городе в книгах», — утверждает один американский археолог. Мы видим выгравированные в камне чудесные узоры и удивительные лица, мы хотим подержать в руках глиняные кубки, тоньше фарфора, украшенные изящными мазками кисти, мы замираем перед маской богини с гипнотическим взглядом, мы перелистываем покрытые загадочными письменами страницы. Внимательно читаем объяснения, сухие и однообразные, и понимаем по крайней мере одно: набатеи, создавшие этот город, были торговцами ладаном и другими ценными благовониями из страны царицы Савской.

Европейцы впервые узнали о том, что Петра действительно существует, два столетия назад, в 1812 г., когда швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт под видом сирийского купца посетил затерянный в песках город, в те времена находившийся под властью Османской империи. Буркхардт установил, что этот город — та самая Петра, о которой писали античные авторы.

Что же мы на самом деле знаем о народе, называвшем себя набатеями? Это арабское слово восходит к корню, означающему воду, бьющую из источника. На протяжении веков набатеи защищали свою не-зависимость от могучих и влиятельных соседей — царей эллинистического Египта и Сирии, Иудеи, а потом и самой Римской империи, вторгшейся на Восток и в конце концов поглотившей маленькое Набатейское царство в 106 году н. э.

Принадлежат ли Петра и населявшие ее набатеи к античному миру или даже к миру библейскому, в чем стремятся нас убедить некоторые издания? Ведь Петра привлекает толпы путешественников, готовых платить за то, чтобы провести здесь несколько часов и увезти сотни красивых картинок в своих фотоаппаратах. Однако возможно ли по-настоящему оценить эти снимки, не зная, что стоит за ними?

Поэтому вашему вниманию предлагается этот путеводитель, который поможет узнать и понять народ, живший посреди гор и пустыни, и сумевший создать удивительную цивилизацию, о которой упоминали многие античные авторы. Набатеи были то кочевниками, то торговцами, то земледельцами — в зависимости от экономической необходимости. Они были отважным, но не воинственным народом, в чем их упрекали современники. Будучи очень предприимчивыми, они тем не менее умели соблюдать 

осторожность. Они почитали своих богов, а также покойных предков и не скупились на украшение храмов и гробниц. Восхищаясь богатым убранством александрийских дворцов, сами набатеи умели веселиться на покрытых циновкой или ковром каменных скамьях — главное, чтобы в компании добрых друзей и за бокалом местного вина. Следует отметить, что набатеи обладали удивительным эстетическим вкусом, который проявлялся в том, как они использовали ландшафт — не только в Петре, но и в Вади Рам и в Мадаин-Салихе. Самый яркий тому пример являет знаменитый вид на эль-Хазне из каньона Сик.

Как можно определить набатейскую культуру? Среди знаковых элементов этой культуры стоит упомянуть набатейские надписи, а также расписную керамику, «рогатые» — так называемые «набатейские» — капители, священные камни байтилы и набатейские гидротехнические сооружения, которые можно увидеть и по сей день.

Этот путеводитель не является новым трудом по истории, археологии или искусству набатеев. Ин-формация об этих аспектах набатейской культуры представлена здесь в сжатой форме. Кроме того, в этой книге вы найдете сведения и о других важных сторонах набатейской цивилизации, многие из ко-торых мало знакомы широкой публике.

Хотя до нас дошло немало информации о наба-тейской культуре, о некоторых аспектах жизни на-батеев мы не знаем почти ничего. Исследование этой цивилизации началось сравнительно недавно, поэтому по некоторым вопросам не существует устоявшегося мнения, и нам пришлось выбирать из двух или более возможных гипотез.

Какую территорию охватывает этот путеводитель? В книге рассматривается прежде всего Петра, древняя столица Набатеи, однако много внимания уделено и другим крупным центрам, столь же важным для понимания культуры этой страны. Еще сложнее определить точные временные рамки, поскольку некоторые черты набатейской культуры сохранились вплоть до византийской эпохи.

Рош, М.-Ж. Мари-Жанна Рош. Петра и Набатеи / Мари-Жанна Рош. – М., 2013, с. 3-6.