Владимиро-Суздальское княжество (СИЭ, 1963)

Владимиро-Суздальское княжество (СИЭ, 1963)

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО - крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси 10-13 веков, на территории междуречья Оки и Волги, достигавшее на Севере Белоозера и Устюга. До 10 века почти весь этот район был занят большим финно-угорским племенем меря. Колонизация края словенами новгородскими и кривичами, начавшаяся в конце 10 века и усилившаяся в последующие века, привела к обрусению мери и формированию здесь впоследствии великорусской народности. Волга связывала край с Болгарией Волжско-Камской и странами Востока, верховья Оки и Волги - с путем из варяг в греки, Киевской Русью и Новгородом. В процессе феодализации здесь выросли в 10-11 веках города Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. В городах высокого уровня развития достигло ремесло: обработка железа и др. металлов, гончарное производство, строительное дело и многие другие. Купцы Владимиро-Суздальской Руси вели оживленную торговлю с другими русскими землями (Новгород, Псков и пр.), Византией, Волжской Болгарией, восточными странами и др.

Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882 года) и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством: в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме - Глеб. Формирование местной землевладельческой верхушки, быстрый рост феодальных отношений и закабаление сельского населения вызвали восстания смердов, проходившие под знаменем защиты язычества против христианства. Восстание 1024 года было жестоко подавлено князем Ярославом Мудрым. По разделу Киевской земли между его сыновьями (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. Основанная в 60-х годах 11 века Ростовская епископия вступила в борьбу с язычеством, но во время нового восстания смердов, охватившего и Ростов (1071), первый епископ Леонтий был убит. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владение сажал князьями своих сыновей - Ярополка, затем Юрия. В Суздаль переходит из Ростова и летописание. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжелую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшимся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме - Владимир.

Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли и родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нем началась упорная борьба крепнущей княжеской власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134 год, Переславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152 год, Дмитров – 1154 год, укрепление Москвы – 1156 год). Постройка в новых городах белокаменных храмов положила начало знаменитой владимиро-суздальской школе белокаменного зодчества. Новые города, населенные зависимым от князя военным и торгово-ремесленным людом, становятся прочной базой княжеской власти. После длительной воен. и дипломатической борьбы Юрий добился киевского престола (за что и получил прозвище «Долгорукий»). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157-1174), опираясь на возросшие военные и экономические силы Владимиро-Суздальского княжества, продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в Русской земле. Однако ее центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества, расширил его укрепления и пышно обстроил белокаменными зданиями. В 10 км от столицы, в устье Нерли, была сооружена княжеская резиденция - белокаменный замок и крепость Боголюбово. При Андрее вырос слой преданных князю младших дружинников, получавших от него в условное владение земли ("милостьники", "дворяне"), усиливались феодальная зависимость и эксплуатация крестьян. В княжеских городах, особенно во Владимире, умножилось торгово-ремесленное население, поддерживавшее Андрея Боголюбского в его борьбе с боярской знатью и стремлении связать феодальную Русь единой властью. Сложился союз князя с горожанами, являвшийся основой прогрессивной политики Андрея Боголюбского. Он организовал поход на Киев и, разгромив его (1169), посадил там князем брата - Глеба. Поход на Новгород (1170) не принес успеха, но Андрей пресек подвоз хлеба и заставил Новгород временно подчиниться своей власти и сменить князя и посадника. Он стремился распоряжаться замещением княжеских столов в Киеве и Новгороде, считал представителей других династий своими вассалами - "подручниками". Андрей Боголюбский вел трудную борьбу и за приоритет Владимира в церковных делах, пытаясь организовать независимую от Киева метрополию. Духовенство Владимира усиленно создавало местные "святыни" и прокламировало особое "покровительство неба" делам князя-«самовластца» и горожан (культ Владимирской иконы богоматери, учреждение нового праздника Покрова богородицы, открытие мощей епископа Леонтия ростовского). В этой связи во Владимире началась оживленная литературная деятельность, в которой участвовали Андрей Боголюбский и преданные ему церковники, выходцы из Вышгорода - попы Микула и Лазарь. Владимирское летописание отразило новые политические и церковные идеи и подвергло тенденциозной обработке предшествующую историю княжества, создав ряд церковно-политических мифов (о христианизации края и основании города Владимира «святым» Владимиром). Из среды «милостьников» вышло высокохудожественные произведение светского характера «Слово Даниила Заточника». Искусство и архитектура, поставленные на службу нуждам общественно-политической борьбы, достигли расцвета.

Однако в условиях господства феодальной раздробленности на Руси, относительной слабости городов и экономических связей между княжествами прогрессивная политика Андрея Боголюбского не могла привести к прочным результатам. Неудача в борьбе за митрополию, провал похода на юг против непокорных князей Ростиславичей (1173), недовольство местной боярской знати предопределили гибель Андрея: в 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по-видимому, участвовал князь Глеб рязанский. Убийство Андрея Боголюбского послужило поводом к широкому антифеодальному народному восстанию, продолжавшемуся 5 дней. Восставшие громили дворы княжеской администрации в городе и деревне; был разграблен и Боголюбовский дворец. Боярская знать, при поддержке Глеба рязанского, хотела утвердить на владимирском престоле угодных ей князей. Опиравшиеся в междукняжеской борьбе на поддержку горожан Владимира и Суздаля братья Андрея Михалка (умер в 1176 году) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик, Всеволод продолжал политическую линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. Боярство было сильно обескровлено в междоусобной борьбе. В 1177 году были разгромлены войска рязанских князей (битва на Прусовой горе); в результате походов 1180, 1187, 1207 годов было сломлено сопротивление Рязани. Борьба на восточных рубежах Владимиро-Суздальского княжества против болгар подготавливала осуществленный позже выход к устью Оки. Длительные и первоначально успешные действия за подчинение Новгорода кончились восстанием новгородцев (1207) и выходом его из сферы владимирского влияния. В Южной Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатических интриг, вмешиваясь во внутренние дела князей, и ссорил их между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Общерусский авторитет Всеволода отражен в «Слове о полку Игореве», где Всеволод представлен единственно сильным правителем, способным «поблюсти» «злат стол» Киева от половецкой угрозы. Летописцы называли его «великим», князья - "господином"; его волю исполнял сам киевский митрополит. Посылая сына Константина на княжение в Новгород, Всеволод заявил, что он имеет «старейшинство... во всей Русской земли». Владимирское летописание развивало эти идеи общерусского приоритета Владимиро-Суздальского княжества. Апофеоз власти Всеволода нашел художественные выражение в архитектуре и пышном убранстве Дмитриевского собора во Владимире.

В 1211 году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство стало разжигать усобицы между его старшим сыном Константином и Юрием, в которую втянулись силы Новгорода, Пскова и Смоленска под руководством Мстислава Удалого. Константин хотел восстановить стольные права боярского Ростова, Мстислав - ослабить силы Владимиро-Суздальского княжества и ликвидировать его приоритет. Юрий и поддерживавший его брат Ярослав были разбиты новгородцами в Липицкой битве (1216). Заняв престол, Константин поделил княжество между братьями. Единство Владимиро-Суздальского княжества было нарушено; образовались княжества: Ростовское, Ярославское, Переславское; разделилось и церковное управление (епископии ростовская и владимиро-суздальская). После смерти Константина (1218) Юрий вернулся на княжение, восстановил свое господствующее положение и авторитет Владимиро-Суздальского княжества. Он продолжал наступление на Восток, нанес крупное поражение болгарам (1220) и основал в устье реки Оки Нижний Новгород (1221). Было восстановлено владимирское влияние и в Новгороде Великом, где брат Юрия Ярослав вел активную оборону Северо-Западной Руси от усиливавшегося натиска немецких рыцарей и литовских феодалов.

При наследниках Всеволода продолжалось быстрое развитие искусства и литературы, в которых сказывались светские тенденции, вкусы горожан. Выдающимся памятником этой поры является пышно убранный резным камнем Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Летописание велось в Ростове и Переславле; летописный свод 1212 года был богато иллюстрирован. С Переславлем связана новая редакция "Слова Даниила Заточника" - "Моление Даниила Заточника" (см. Даниил Заточник).

История Владимиро-Суздальского княжества занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир имело большое значение в последующем образовании великорусской народности и русской нации. Здесь, в Северо-Восточной Руси, впервые была начата борьба за объединение феодальной Руси под главенством князей владимирской династии. Эта политика отвечала стремлениям прогрессивных общественных сил - горожан и зарождающегося дворянства, боровшихся против засилья консервативной боярской знати и тяготевших к сильной княжеской власти, способной приостановить кровавый хаос усобиц. Однако в то время рост феодальной децентрализации ослаблял единство Владимиро-Суздальского княжества. Но на почве этой острой и прогрессивной объединительной борьбы, отвечавшей интересам народа, расцвели и достигли высокого совершенства проникнутые передовыми идеями искусство и литература. Памятники владимиро-суздальского зодчества 12-13 веков - гордость русского искусства.

В 1238 году орды Батыя разгромили Владимиро-Суздальское княжество, опустошили и сожгли его города. Но монгольское иго не смогло уничтожить высоких культурно-политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе «собирания Руси» Москвой в 14-15 веках.

Н. Н. Воронин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.

Источники:

ПСРЛ, т. 1-2.

Литература:

Корсаков Д. (A.), Меря и Ростовское княжество. Очерки из истории Ростово-Суздальской земли, Каз., 1872; Пресняков А. Е., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918, с. 26-47; Насонов А. (Н.), Князь и город в Ростово-Суздальской земле, в сб.: "Века", сб. 1, П., 1924, с. 3-27; его же, "Русская земля" и образование территории древнерус. гос-ва, М., 1951, с. 173-96; Приселков М. Д., История рус. летописания XI - XV вв., Л., 1940, с. 57-96; Тихомиров М. H., Др.-рус. города, 2 изд., М., 1956; его же, Крест. и гор. восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955; Воронин Н. (H.), Восстания смердов в XI в., "ИЖ", 1940. No 2; его же, Памятники влад.-сузд. зодчества XI - XIII вв., М.-Л., 1945; его же, Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский, М., 1958; его же, Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV вв., т. 1-2, М., 1961-62; Очерки истории СССР. IX - XV вв., ч. 1, М., 1953, с. 320-34; История рус. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1941; История рус. иск-ва, т. 1, М., 1953.