Англия в 1950-1964 годы. Внутренняя политика консервативных правительств

Англия в 1950-1964 годы. Внутренняя политика консервативных правительств

Специфика экономического развития страны, которое в большей степени зависело от импорта сырья и промышленных товаров, вынуждало консервативные правительства поощрять развитие государственно-монополистических тенденций. Она же вызывала периодические обострения платежного баланса. Правительство в связи с этим время от времени проводило «сжатие» производства, чтобы, сократив импорт, уменьшить дефицит платежного баланса. Эта политика получила название «стоп-иди». Стимулирование или ограничение роста производства достигалось главным образом манипулированием банковской процентной ставкой. Стремясь избежать «перегрева» экономики, правительство трижды (в 1957, 1961, 1964 годы) увеличивало банковский процент. С другой стороны, консервативные правительства непрерывно повышали налоги, задерживали рост заработной платы под предлогом недопущения инфляции. Когда же снижались темпы роста, правительство предпринимало меры по его стимулированию.

Консервативное правительство пыталось внести некоторое плановое начало в развитие экономики. В начале 1962 года была создана полуправительственная организация — Национальный совет экономического развития (НСЭР) — с целью разработки планов форсированного пропорционального развития экономики, определения размеров капиталовложений и объема производства в основных отраслях промышленности и осуществления арбитража в вопросах зарплаты. Первый утвержденный правительством «пятилетний план» (1961 — 1966) НСЭР предусматривал ежегодный прирост валового общественного продукта в размере 4%. Однако он оказался нереальным. Монополии охотно черпали нужную им информацию из органов НСЭР (сами они давали информацию ему лишь «на добровольных началах»), но не считались с его рекомендациями. Деятельность НСЭР явилась еще одним подтверждением невозможности подлинного планирования в условиях частнокапиталистического хозяйства.

Широко использовалась и налоговая система как важный инструмент перераспределения национального дохода. В общих поступлениях в государственный бюджет доля рабочих возросла, доля же поступлений с прибылей упала. С 1951 по 1959 год правительство предоставило монополистическим объединениям свыше 2 млрд. фунтов стерлингов в виде субсидий, около 90% военных заказов. Капитал «Юнилевер», например, с 1949 по 1961 год возрос более чем в два раза, а коммерческие прибыли его утроились. Валовая прибыль в обрабатывающей промышленности увеличилась почти вдвое.

В результате упорной борьбы английские рабочие добивались некоторого улучшения условий труда (сокращения рабочей недели, двухнедельных оплачиваемых отпусков и т. д.) и незначительного, в сравнении с ростом прибылей, увеличения зарплаты. Они заставили консерваторов отказаться от введенного лейбористами «замораживания зарплаты». Уровень зарплаты в денежном выражении повышался в среднем ежегодно (в 1949— 1960 годы) на 5% при среднегодовом росте цен на 3%, что означало рост зарплаты примерно на 2% в год. Но в начале 60-х годов реальное повышение зарплаты прекратилось. В 1961 г. консервативное правительство, предварительно снизив налоги на сверхприбыли на 80 млн. фунтов стерлингов, объявило «паузу» в повышении заработной платы „под предлогом борьбы с «инфляцией». В следующем, 1962 году оно вынуждено было возвратиться к политике «ограничения» роста зарплаты (не свыше 2,5% в год), что в условиях повышения стоимости жизни означало ухудшение положения широких масс трудящихся. Положение значительной части рабочего класса ухудшилось и в связи с рационализацией, с ростом безработицы. С 1955 по 1959 год она, по официальным данным, увеличилась почти вдвое — с 264,5 тысяч до 512,1 тысяч человек, оставаясь и в последующие годы на высоком уровне.

Цитируется по изд. Новейшая история. 1939-1973. М., 1975, с. 257-259.