Дайвьет

Дайвьет

Время централизованного феодально-бюрократического государства (10-е годы 11 - середина 16 веков). В 1-й половине 11 века в Дайковьете стало оформляться централизованное феодальное государство, с помощью разветвленного феодально-бюрократического аппарата эксплуатировавшее крестьян-общинников. Основной административной и фискальной единицей продолжала быть община, внутри которой общинная верхушка раскладывала подушные и поземельные налоги (ренту-налог, идущую феодальному государству), набирала рекрутов и контролировала выполнение общинниками государственной барщины. Налоги были в основном натуральные, но отдельные категории их взимались и деньгами. Внутри общин была сосредоточена значительная часть средневекового вьетнамского ремесла; часть ремесленников, по данным источников, относящимся к 11-12 векам, жила в городах (особенно в столице Дайковьета (с 1010 года) Тханглаунге (современный Ханой)) и в деревнях-цехах (фаунг). Средние и мелкие феодалы в основном были представлены служилой феодальной бюрократией. Значительной властью пользовались крупные феодалы (уже не сы куаны, а в основном члены королевской семьи) и буддийские монастыри (буддийское церковное землевладение получило широкое распространение с 10 века); часть общинников находилась в непосредственной зависимости от этих крупных светских и духовных феодалов. Власть феодального государства опиралась на регулярную армию и королевскую гвардию. Феодальная бюрократия комплектовалась по китайской системе экзаменов; она получила к серединн 11 века четкую иерархическую структуру. Идеологическое оформление власти класса феодалов в централизованном вьетнамском государство нашло свое выражение в формировании в 11 веке общевьетнамской синкретической религиозной системы, базирующейся на сочетании старых местных религиозных верований (божества Земли и Неба) с вьетнамской формой буддизма (тхиен) и конфуцианством.

Укрепившееся вьетнамское государство (с 1069 года название Дайковьет было заменено на Дайвьет («Великий Вьет»)) начало во 2-й половине 11 века борьбу за расширение своих владений. На Севере территории вьетнамского государства расширилась в результате присоединения к Дайвьету территорию племен нунг (современная провинция Каобанг). На Юге армия Дайвьета заняла в 1069 году северные провинции Тьямпы (современные провинции Куангбинь и Куангчи). Эти районы были уже заселены вьетнамцами-общинниками в ходе постепенного заселения ими территории современного Центрального Вьетнама, которое началось в интенсивных формах на рубеже 10-11 веков и составляло одну из характерных черт истории Вьетнама на протяжении всего периода развитого феодализма. Высокая вьетнамская земледельческая культура охватывала постепенно долины Центрального Вьетнама. С начала 12 века Дайвьет вступил в полосу длительных войн с Тьямпой, продолжавшуюся до начала 13 века. Разорение общинников, происходившее в связи с этими войнами, повлекло за собой в середине 12 века обострение классовой борьбы, ознаменовавшейся многочисленными антифеодальными крестьянскими восстаниями. В ходе борьбы с крестьянскими восстаниями и военными бунтами последние правители династии Ли все более обращались к помощи могущественного феодального дома Чан, представители которого, сыграв решающую роль в подавлении восстаний и укреплении власти феодалов, отстранили с 1225 года Ли от власти и основали свою собственную династию Чан (1225-1400).

Первые вуа из династии Чан совершенствовали систему феодальной эксплуатации, базирующуюся на ренте-налоге. В 1233-1242 годы была унифицирована вся административная система (разделение всего Дайвьета на 12 провинций (ло) с единообразным управлением), проведена полная перепись населения, каждая община была поставлена под контроль государственного чиновника - представителя феодальной бюрократии; был введен (1230) вьетнамский свод законов, строго охранявший привилегии класса феодалов. При Чанах была создана сильная армия (100 тысяч человек в мирное время, более 200 тысяч человек - в военное) и флот, организована (в 1253 году) военная академия в Тханглаунге. В 1257-1288 годы Дайвьет трижды подвергся вторжению монгольской армий Хубилая. Борьба против монгольского нашествия охватила весь народ, выдающуюся роль в ней сыграл полководец Чан-хынг-Дао. Все походы монгольских феодалов потерпели поражение, Дайвьет отстоял свою независимость. В конце 13 века Дайвьет вел борьбу с усилившимся лаосским государством Лансанг на Среднем Меконге. С начала 14 века Дайвьет возобновил движение на юг, где им были по договору 1307 года с Тьямпой приобретены области О и Ри в районе современного города Хуэ.

Длительные войны 2-й половины 13 - начала 14 веков привели к усилению феодальной эксплуатации и подорвали сельское хозяйство, участились крестьянские восстания; толпы обнищавших общинников бросали деревни и селились во владениях крупных феодалов, где их не могло облагать налогами центральное правительство. Власть крупных феодалов укреплялась, а власть вуа слабела. Во 2-й половине 14 века крестьянские восстания продолжали нарастать (особенно крупное в 1379 году в дельте реки Хонгха). К 1377 году тьямы вторглись в Южный Дайвьет. В условиях крестьянских восстаний, военных поражений и значительного упадка центральной власти служилая знать сгруппировалась вокруг канцлера Ле-кюи-Ли (Хо-кюи-Ли), фактического правителя страны с 1378 года. Он укрепил армию и вернул отторгнутые Тьямпой области Дайвьета (1389). После этого Ле-кюи-Ли приступил к проведению реформ, имевших целью подорвать власть крупных феодалов, укрепить положение центральной власти и феодальной бюрократии (в том числе мелкой и средней). Наиболее существенной среди них была земельная реформа 1397 года, по которой размер наследственных земельных владений феодалов был установлен не свыше 10 мау (1 мау=3 600 м2). Реформа нанесла сильнейший удар по прослойке крупных феодалов, не затронув при этом имущественных интересов феодальной бюрократии, продолжавшей иметь значительные земельные владения в условном держании. Основанная Ле-кюи-Ли династия Хо (1400-1407) реорганизовала государственный аппарат, были усилены контрольные органы, восстановлена строгая централизация. Реформаторская деятельность Ле-кюи-Ли и его сына Хо-хан-Тхыонга (1400-1407) встретила ожесточенное сопротивление крупных феодалов и отстраненных династией Хо от власти придворных чиновников династии Чан. Крупные феодалы под лозунгом восстановления власти династии Чан обратились за помощью к китайской династии Мин (1368-1644). Хо были разбиты армией китайского императора Юн-ло, в 1407 году их династия была свергнута, многие реформы Хо отменены. Но начавшаяся китайская оккупация столкнулась с массовым народным партизанским движением. С 1418 года патриотические силы стали группироваться вокруг полководца Ле Лои. В 1427 году минские войска были изгнаны из Дайвьета. Победа в освободительной борьбе и сильная армия позволили Ле Лои, основавшему императорскую династию Ле (Ле Поздняя, 1428-1789), и его ближайшим преемникам довести до конца централизаторскую программу средних и мелких феодалов-чиновников.

Первым мероприятием Ле Лои было проведение переписи земель (1428), сопровождавшейся конфискацией земли у сторонников Минов (значительной части крупных феодалов). Проводилось сселение обезлюдевших общин, создавались военные поселения на юге. Были восстановлены периодические переделы земли внутри общин, прекратившиеся в предшествующие десятилетия. Была запрещена передача общин в личное временное пользование феодалам-чиновникам. Взамен было введено денежное вознаграждение или предоставление свободной земли. Это были первые шаги к формированию поместного землевладения. Вместе с тем при Ле Лои община была поставлена под еще более строгий контроль чиновников-феодалов, внутреннее самоуправление общин было резко ограничено (кодекс Ле, 20-е годы 15 века). Характерной чертой вьетнамской деревни этого времени было наличие значительного числа безземельных крестьян, не входивших в списки общинников и эксплуатировавшихся непосредственно государством (на общественных работах), феодалами и богатыми общинниками (минуя общинную организацию). Основной формой их эксплуатации феодалами и богатыми общинниками становилась кабальная аренда. При императоре Ле-тхань-Тонге (1460-1497) к Дайвьету был присоединен ряд областей на Западе и окончательно (в 1471 году) подчинена Тьямпа. Войны Ле-тхань-Тонга сопровождались разорением части крестьян-общинников. Разросшийся феодально-бюрократический аппарат привел к усилению налогового гнета. Первые десятилетия 16 века ознаменовались крупными крестьянскими восстаниями, наиболее значительным из которых было восстание под руководством Чан Као в 1516-1524 годы в центральных районах Северного Вьетнама. В это же время начались выступления против центральной власти усилившихся феодальных домов (Маки, Нгуены, Чини); базой этих выступлений стали южные и западные районы, недавно вошедшие в состав Дайвьета, экономически еще слабо связанные со старыми районами.

Д. В. Деопик, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.