Шри-Ланка с религиозной т. з.

Шри-Ланка с религиозной т. з.

ИНДУИЗМ В ШРИ ЛАНКЕ исповедуется преимущественно тамилами, второй по численности этнической группой населения (около 3 миллионов человек), а также отдельными малочисленными общинами выходцев из Южной и Северной Индии (малаяльцами, гуджаратцами и некоторыми другими). Существуют этнографические различия между так называемыми ланкийскими и индийскими тамилами Шри Ланки. Первые являются древними обитателями острова (наряду с сингалами, составляющими численное большинство — около 12 миллионов человек), мигрантами глубокой исторической давности, и в их этногенезе важную роль сыграли не только тамильский, но и другие дравидские народы — малаяли, каннада, телугу. Вторые мигрировали с территории Индии в начале XX века. Среди тех, кто исповедует индуизм в Шри Ланке, подавляющее большинство принадлежит к шиваитской ветви индуизма. В ланкийской традиции Шива сочетает в себе все свойства верховной триады (тримурти) индуистских божеств: создателя, хранителя и разрушителя мира; Брахма и Вишну выступают как подчиненные ему божества. В реальном культе употребительны около 15 эпитетов Шивы; почитается он и в форме лингама (например, в известном храме Муннешварам в Чилоу, где культовые изображения служат иллюстрациями к мифам, изложенным в «Линга-пуране»). Почитают также 9 шакти Шивы; из них Пареати, или Кали, выступает главным образом под именами-эпитетами Минатчи (Минакши), Бавани, Ума, Парашакти, Гоури (Гаури) и Амбикай. Старший сын Шивы и Парвати Ганеша на Ланке почитается главным образом под именем Пиллеияра, а также известен как Винаякар (Винаяка) и Ганапати; много храмов, посвященных ему, имеется в Восточной провинции. Он нередко выступает как покровитель земледельцев и промышляющих лесными дарами; поклонение ему увязывается и с реальным слоноводством. Очевидна функция Ганеши как покровителя различных начинаний; важное место его поклонению отводится в свадебном обряде. Однако наиб, почитаемое мужское божество ланкийских индуистов — Сканда-Карттикея, он же Myруган (Муруга), он же Катарагама, обладатель двух жен — Дэваяни и Валли. Самый знаменитый его храм — в Катарагаме, на юге Шри Ланки, где большое празднество происходит в июле—августе и включает, в частности, такие элементы, как экстатические танцы с ритуальным коромыслом «кавади», самоистязания и хождение по огню. В культе Катарагамы проявляются также черты обожествленного правителя. Ланкийские шиваиты приписывают Шиве и Парвати, кроме Ганеши и Сканды, еще двух сыновей — Бхайраву и Вирабхадру. Бхайрава обычно почитается как покровитель местности, защитник храмов, он же — спутник Марияммы, богини оспы. Это божество особенно популярно среди низших каст. Сыном Шивы и демоницы Мохини, которую здесь также называют его шакти, считается Аиянар, охранитель селений. Большое распространение имеет культ богинь-матерей; вместе с ними нередко выступает оригинальный персонаж Потуразу (из контекста народной культуры телугу), который считается то мужем, то братом, то просто слугой богини. Среди персонажей индуистского пантеона Шри Ланки обнаруживается и Каннахи-Паттини (Патни). В некоторых храмах этой богини можно обнаружить изображения священную коровы Камадхену (полу-антропоморфного типа). Немалое значение придается почитанию небесных тел — наваграха, прежде всего Солнца и Луны. Древнейшие народные культы представлены традиционным набором: поклонение предкам, объектам природы (камням, скалам, горам; рекам и др. водным источникам; деревьям). Имеет распространение почитание змей (самый известный храм змей находится на острове Найнативу, к западу от Джаффны). Культ змей отчасти увязывается с поклонением Вишну.

Почитается и супруга Вишну Лакшми, обычно под именами Тирумахаль, Малеймахаль, Ситадеви; нередко она имеет две ипостаси — Махалакшми и Бомалакшми (последняя соотносима с богиней Земли). Особый храм (недалеко от Калмуней) посвящен Тирупатиамман и Пандируппу, т. е. Драупади и пяти Пандавам (праздник в их честь, в начале сентября, сопровождается обрядом хождения по углям). Главные праздники, отмечаемые ланкийскими индуистами, — понгаль, наваратри, дипавали (см. Дивали 1), Сканда-шашти, Махашиваратри; Новый год они встречают вместе с сингалами 14 апреля. Популярно поклонение Ганеше в период с середины декабря до середины января; праздником в честь Кришны считается Каттикай Вилаккиду; мифологической основой его является тот же миф, с которым связан праздник онам. У индуистов Шри Ланки имеет хождение 60-летний календарный цикл. Божества индуистского пантеона отчасти включаются также в культ богов — покровителей сингалов, которые по основному вероисповеданию являются буддистами. Прежде всего, это такие центральные персонажи культа, как Упулван (он же Вишну) и Паттини (Патни); а также в сингальском храме богов-покровителей (он называется «девал» или «деул») имеются изображения мн. индуистских божеств: здесь встречаются и Индра/Сакра, и Шива, и Ганеша, и Сарасвати и многие др. И хотя в их честь обычно не совершается специального богослужения, присутствие их вполне оправданно буддийскими представлениями о том, что космическая модель мира включает небеса, населенные богами.

Н. Краснодембская

Использованы материалы изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.