Казахстан в составе владений Чингисхана

Казахстан в составе владений Чингисхана

В 1219-1221 годы Казахстан был завоеван монголами. Территория Казахстана была поделена между сыновьями Чингисхана. Монгольское нашествие подорвало производительные силы Казахстана. Завоеватели уничтожили земледельческие оазисы, разрушили города, разграбили материальные богатства, что серьезно затормозило процесс образования казахской народности *. В период монгольского господства Казахстан входил в Золотую Орду, а после ее распада - в Белую Орду и Моголистан. Белая Орда в начале 15 века распалась на несколько владений, среди которых наиболее крупными были Ногайская Орда и Узбекское ханство, объединявшие основные районы Казахстана. Территория Ногайской Орды занимала район между Яиком и Волгой, а Узбекское ханство - от Аральского моря до Яика на 3ападе, Тобола на Севере и до Иртыша на Востоке. В этническом отношении они объединяли местные тюркоязычные племена, еще не сложившиеся в единую народность. Узбекское ханство особенно усилилось при хане Абулхайре (1428-1468), чему содействовало присоединение сырдарьинских городов, являвшихся ремесленными и торговыми центрами, к которым тяготели кочевые племена Казахстана. Племена, входившие в Узбекское ханство, носили собирательное название узбеки-казахи. В то время термины «узбек», «казах» еще не имели этнического значения. (Историк Рузбехан, живший в 16 веке, писал: «Три народа относятся к узбекам... один из них - все племена, относящиеся к Шейбану... второй народ - казахи... и третий народ - мангыты... Ханы всех этих трех народов находятся между собой в постоянной вражде и каждый из них посягает на другого»). Непрекращавшиеся междоусобицы и усиление феодальной эксплуатации вызвали массовую откочевку племен за пределы ханства Абулхайра. Казахские роды большими группами откочевывали в Западное Семиречье. Вместе с ними откочевали султаны Гирей и Джанибек, враждовавшие с ханом Абулхайром. Долины рек Чу и Таласа стали районом массового притока населения из Дешт-и-Кипчака. Семиречье, возрождавшееся после монгольского господства, стало центром объединения казахских племен. В середине 15 века здесь возникло первое Казахское ханство. В начале 16 века в связи с уходом Шейбанидов в Мавераннахр границы Казахского ханства расширились; все население, обитавшее на территории бывшего Узбекского ханства, стало называться казахами. К этому времени завершился длительный процесс образования казахского народа, основными компонентами которого явились местные племена, в свое время входившие в раннефеодальные государства, существовавшие на территории Казахстана. При хане Касыме (1511-1523) Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, а численность населения достигла 1 миллиона человек. После распада Ногайской Орды, а позднее Моголистана и Сибирского ханства казахские роды, входившие ранее в эти государства, объединились с основной массой своего народа. Но ханство Касыма и его преемников не охватило этнических границ казахского народа. Между казахскими ханами и султанами и шейбанидами продолжалась борьба за сырдарьинские города. Казахское ханство в зависимости от естественно-географических и экономических условий делилось на три обособленных района: Семиречье, Центральный Казахстан и Западный Казахстан. Эти районы в то время назывались жузами (Старший, Средний и Младший). На территории этих жузов в 17 веке образовывались самостоятельные ханства. Пастбищно-кочевое скотоводство было ведущей отраслью хозяйства казахов. Земледелие было развито слабо. Широкое распространение получили домашние промыслы, ремесло развивалось медленно. Торговля носила меновой характер и производилась в летнее время, когда скотоводы перекочевывали ближе к городам. Продолжалось развитие феодальных отношений. Феодализм у казахов был опутан многочисленными пережитками патриархально-родовых отношений. У казахов-скотоводов земля использовалась как пастбище. Крупные скотовладельцы - феодалы - фактически были владельцами пастбища. Казахское общество состояло из двух основных классов: феодалов (ханы, султаны, бии, батыры, баи, ходжи) и феодально-зависимых крестьян - шаруа. Особую прослойку составляли патриархальные рабы - кулы. Крестьянство, составлявшее основную массу народа, юридически не было закрепощено, но, будучи зависимым от своих феодалов, наряду с отработками вносило в различных формах продуктовую ренту. Беднейший слой крестьянства - кедеи, не обеспеченные рабочим и продуктовым скотом, шли в кабалу к баю, прибегали к «помощи» богатых сородичей. Противоречия между феодалами и зависимыми от них крестьянами проявлялись в разной форме классовой борьбы: откочевка, угон скота и т. д. Крестьяне, оторвавшиеся от своих аульных общин, попадали в зависимость от других феодалов - баев, их пренебрежительно называли «к'рме». Государственное управление в казахских ханствах было основано на обычном праве. Наряду с многообразными нормами адата действовали также некоторые нормы феодально-мусульманского права (шариата). В начале 18 века при хане Тауке был составлен свод норм обычного права под названием Жеты-Жаргы, определивший основные принципы феодального правопорядка. Охрана феодальной собственности являлась главной задачей этого свода обычного права.

В самобытной культуре казахского народа к 18 веку определились две тенденции - народная и феодальная. Выходцы из народа - акыны, жырау, создали ряд произведений героического эпоса, социально-бытовых поэм, которые устно передавались из поколения в поколение («Кобланды», «Ер-Таргын», «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Кыз-Жибек»). В 15-17 веках литература была представлена главным образом в виде религиозных книг. Ценным памятником казахской письменной истории конца 16 века является «Жамиги-ат-таварих» (сборник летописей) Кадыргали Кусунулы. Крупным представителем литературы той эпохи был Мухаммед Хайдар - автор известного исторического труда «Тарих-и-Рашиди».

А. Н. Нусупбеков,
С. Н. Покровский,
Л. А. Пинегина.
Алма-Ата.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Примечания «ИГ»

* — «…что серьезно затормозило процесс образования казахской народности…» — Автор сих слов по сути утверждает, что в самом начале XII века – в самом начале вторжения монгольского войска в Среднюю Азию, а затем в Восточную Европу, в результате чего распались десятки государств и были распылены сотни существовавших на тот момент этнических  групп, — в это историческое время кото-то и где-то мог сознавать себя казахами, казахской народностью. Для подобного высказывания нужно было бы обладать сверхъестественным провидением  будущего. Или, по крайней мере, посмотреть готовый ответ в конце задачника – знать, что казахи уже объявлены сложившейся «социалистической нацией». Значит, дело за малым – дать обоснование этого тезиса, утвержденного решением парторганов. Получилось прямо по М.Н. Покровскому: текущая политика, опрокинутая в прошлое. Правда, всё равно трудно разобраться с нестыковкой: до 1925 года (!) сами большевики называли нынешний Казахстан Киргизской АССР. И повисает в воздухе вопрос: так кто же там жил в XII веке?

Рубрика