Лаос в XVII—XVIII веках

Лаос в XVII—XVIII веках

К началу XVII века Лан Санг представлял собой типичное государство восточной деспотии с разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом управления. Верховным собственником всех земель являлось государство в лице короля, который сосредоточил в своих руках гражданскую, военную и религиозную власть. Аристократическая прослойка, занимавшая административные посты, как и отличившиеся военачальники, получала за службу земельные наделы, передававшиеся по наследству на правах владения.

Основой хозяйства являлось заливное рисосеяние в долинах рек и подсечно-огневое земледелие в горнолесных районах, где выращивали преимущественно кукурузу, батат, маниоку. Подсобными занятиями населения были охота и рыболовство. В центрах городского типа (таких, например, как Вьентьян и Луанг-Прабанг) находились ремесленные мастерские по изготовлению утвари, оружия и предметов роскоши. Однако большая часть необходимых предметов потребления и орудия труда изготовлялись крестьянами в деревнях.

Социально-экономическое устройство государства Лан Санг

Социально-экономический строй Лан Санга в XVII—XVIII вв., как и в других странах Востока, характеризовался медленным развитием феодализма обусловленным господством натурального производства сельских общин, регламентацией ремесла, патриархальными семейными отношениями и другими причинами. Рабство сохранялось как уклад. Рабы, как правило военнопленные и осужденные, были слугами — главным образом в храмовых и аристократических хозяйствах.

Основными производителями в Лан Санге являлись свободные общинники; за право пользования государственной землей они платили налог-ренту и отрабатывали ежегодно не менее двух недель на общественных работах по строительству каналов, дамб, дорог и т. п. Крестьяне несли также другие повинности (поставляли, например, носильщиков и транспорт для армии); из их среды набирали в принудительном порядке воинов пешего ополчения во время войн. Именно эта часть взрослого мужского населения Лан Санга, простолюдины-налогоплательщики, была обязана давать о себе сведения при проведении государственных переписей и составлении кадастров. В первой четверти XVII века численность этой категории населения составляла около 500 тысяч.

Положение крестьян, живших на пожалованных знати землях, было еще более тяжелым. Получая земли за военные или иные заслуги, чиновники королевской администрации становились почти неограничен-

[504]

ными распорядителями в своих владениях. Они имели право первые три года взимать ренту с крестьян в свою пользу и лишь затем отдавать государству половину своих доходов. Землевладельцы относились к крестьянам как к своим крепостным, заставляя их бесплатно трудиться от трех до восьми месяцев в году.

В Лан Санге не существовало строгой общественной иерархии, присущей в средние века странам, где было распространено конфуцианство (например, Китаю и Дайвьету). Однако и здесь была заметна социальная регламентация, находившая внешнее проявление в том, что каменные и кирпичные постройки могли возводить лишь члены королевского дома и буддийская церковь, тогда как жилища даже крупной знати строились из дерева.

Лан Санг был разделен на семь провинций во главе с вице-ко-ролями, руководившими исполнительной властью, которые жили преимущественно при дворе, как королевские советники. Каждая провинция имела свою армию из пехотных и кавалерийских отрядов, которые содержались за счет местного населения и в случае военных действий переходили под единое командование.

Внешнеполитические и торговые отношения государства Лан Санг

После тяжелых и длительных войн с Бирмой во второй половине XVI в. Лан Санг утратил независимость, но его вассалитет носил скорее формальный характер, ограничиваясь по существу признанием верховной бирманской власти. У руководства страной остались прежние лаосские чиновники, большинство которых поддерживало антибирманские настроения в народе.

С периода правления Сурьявонгса (1637—1694) Лан Санг вновь возвратил полную независимость, однако вступил в последнюю фазу существования как единое государство. Это было время мирного развития страны, наивысшего расцвета ее экономики и культуры. Впервые лаосские торговцы покидают пределы материка. Некоторые из них на кораблях знаменитого мореплавателя Тасмана посещают Индонезию. Лан Санг установил торговые связи с Батавией, вывозя продукты лесных промыслов, в частности шеллак.

В 1641 г. в стране появились первые европейцы — уполномоченный датской Ост-Индской компании Вустхофф, направленный в Лан Санг с дипломатической и торговой миссией, а также иезуитский миссионер, пытавшийся здесь обосноваться. Их сообщения свидетельствуют о богатстве и красоте городов, особенно Вьентьяна и Луанг-Прабанга, о роскоши храмов и пышности королевского двора. Иноземцы были поражены оживленностью судоходства по Меконгу, сложной системой ирригации, прекрасными ароматными сортами риса, обилием рыбы и ее дешевизной.

Установление мирных отношений с Дайвьетом способствовало налаживанию торгового обмена по сухопутной дороге, связывавшей побережье Дайвьета в районе г. Винь с лаосским городом Лакон; вьетские купцы ввозили преимущественно шелковые ткани, а покупали рог носорога и слоновую кость.

В 1670 г. между тхайским государством Аютией и Лан Сангом был заключен новый союз и проведена граница, просуществовавшая до начала распада единого лаосского государства.

[505]

Цитируется по изд.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 504-505.

Рубрика