Таллин: вокруг Ратушной площади

Таллин: вокруг Ратушной площади

Площадь занимает немного места, но, окруженная кольцом старинных зданий, у каждого из которых своя интересная история, своя память о прошлом, — она уютна и своеобразна. Ратушная площадь в средние века была подлинным центром города, средоточием его общественной жизни. Уже в XI веке здесь находилось торжище, так называемый Старый рынок, просуществовавший до 1896 года. Не удивительно, что площадь была самой многолюдной частью Таллина. Вот такую картину, дающую яркое представление об этом торжище, нарисовал известный эстонский писатель, наш современник Яан Кросс в своем романе «Между тремя поветриями»: «...все движутся через Старый рынок: мужики в скрипящих постолах из деревень, что за Ласнамяги и Юлемисте, громыхающие телеги с маслобойками, крынками и мешками, хрюкающими поросятами, блеющими ягнятами и мычащими телятами, из прилегающих улиц тянутся ремесленные подмастерья и мастера со своими женами; с улиц Виру, Монахов и Карья бегут служанки в серых юбках, а позже, в часы, когда уже открыты лавки, идут купеческие жены, высоко поднимая пальчиками в кольцах свои шелковые подолы, в тонких закрытых башмачках они степенно прохаживаются среди куч соломы, мусора, коровьего и конского навоза... Сюда, к пакгаузу, едут из гавани возы на тяжелых колесах с бочками, кадками, ящиками, тюками с неведомым содержимым, от которых иногда так удивительно пахнет...»

Можно себе представить, какой многоголосый шум стоял на площади! Но бывало и так, что шум этот мгновенно стихал, будто подчиняясь мановению волшебной палочки — это появлялась процессия, провожающая какого-нибудь жалкого грешника в последний путь. И люди, притихнув, смотрели на равнодушные лица судебных служителей, на вышагивающего вслед за ними городского палача в красной рубахе. Многое повидала старая Ратушная площадь: и такие страшные процессии, и веселые свадебные кортежи, здесь же устраивались карнавалы и гулянья. Самым грандиозным праздником был вынос рождественской елки. Начиналось празднество шествием купцов, а потом при свете елочных восковых свечей подвыпившие бюргеры плясали перед Ратушей, угощали вином «носильщиков» елки, желали друг другу счастливого Нового года и принимали поздравления от своих приказчиков. На одном таком празднике присутствовал Петр I.

Старая Ратушная площадь мало изменилась. Время, конечно, оставило свои следы. Давным-давно исчезли ряды торговых лавок с тяжелыми замками на дверях. Нет и важни, где взвешивались товары перед тем, как попасть в лавки. Нет на середине площади позорного столба с деревянной фигурой «вершителя правосудия», держащего в руке пучок розог.

А розгам, надо сказать, работы хватало. И не только в мрачные годы средневековья. В 1806 году здесь, у позорного столба, подверглись экзекуции 72 человека — участники крестьянского восстания. Все это прошлое Ратушной площади. Но вы и сегодня можете себе представить ее такой, какой она была пять столетий назад.

Для этого стоит лишь встать посредине площади на «правильные» камни, отставить левую ногу чуть-чуть назад, крепко зажмуриться — и перед вами возникнет... старая Ратушная площадь. С торговыми лавками, важней, позорным столбом, со свиными пузырями вместо стекол в окнах домов. Такой способ представить прошлое предлагает все тот же Яан Кросс в своей повести «Мартов хлеб». Только не забудьте встать на «правильные» камни!

Ратуша. Самым примечательным памятником глубокой старины является Ратуша, одна из самых монументальных готических ратуш в истории зодчества не только Прибалтики, но, пожалуй, и всей Северной Европы. Здание строилось постепенно, а основные работы были завершены в два периода: в 1371—1374 годах и позднее — в 1401—1404 годах. Фасаду Ратуши строители постарались придать вид, достойный такого важного торгового города, каким уже тогда был Таллин. В течение многих лет к облику здания добавлялось что-то новое, делающее его еще более красивым. Так, в 1436 году над Ратушей вместо прежней деревянной крыши появилась нарядная черепичная.

Шатровый готический шпиль, венчающий стройную восьмигранную башню, украсил медный флюгер в виде воина, держащего флаг. Горожане прозвали его Вана Тоомас — Старый Тоомас. В XVII веке был воздвигну! новый кивер — уже в стиле барокко, но Старый Тоомас снова занял свое место над Ратушей. Сейчас Ратушу украшает точная копия этого известного флюгера, а оригинал хранится в музее.

В открытой аркадной галерее с изящными стрельчатыми опорами в средние века шла оживленная торговля, но в XVII веке галерею закрыли, и торговые лавки разместились в простенках между колоннами Ратуши. К одному из столбов аркады прикреплены старинные меры длины — аршин и сажень, которыми пользовались торговцы тканями. На другом столбе — шейное кольцо и кольца для рук и ног с малого позорного столба. Внутренние помещения Ратуши оформлены почти с аскетической строгостью. На втором этаже находится зал магистрата, служивший одновременно и залом правосудия. Суровая архитектура этого зала несколько смягчается деревянным фризом с изображением сцен охоты. Его создателями являются два известных мастера — Элерт Тиле и Иоахим Армбруст. Тиле начал работу над фризом в 1660 году, но умер, успев выполнить лишь половину. Часть фриза, автором которой является Армбруст, — это композиция из цветов и гирлянд. Своеобразие залу придают также восемь живописных люнетов.

Большую художественную ценность представляет великолепная резьба на деревянных панелях и скамьях. Из мебели магистрата, сохранившейся до наших дней, особенно интересна деревянная скамья, украшенная тонкой ажурной резьбой. На боковинах скамьи — прекрасно выполненные скульптурные рельефы. Один из них изображает сцену из романтической истории о Тристане и Изольде, другой — Самсона, борющегося со львом. Вероятно, она была сделана в 1374 году в мастерской цехового мастера Маркварда Кистенмекера. От скамьи, изготовленной резчиком М. Хассе в 1430-х годах, сохранились лишь боковые стенки с рельефами. На одной из них изображена коварная Далила, обрезающая Самсону волосы — источник его чудесной силы. На нижней половине стенки с большим мастерством выполнена сатирическая сцена: философ Аристотель, влюбленный в богиню Филиду, катает ее верхом на себе. На другой стенке мы видели великана Голиафа и маленького, но смелого и находчивого Давида, одержавшего над ним победу. Украшенные готическими коваными деталями дверцы двух стенных шкафов в этом зале относятся г первой половине XV века.

Зал магистрата украшали и четыре гобелена, изготовленные по специальному заказу во Фландрии (1547 г.). На них вытканы сцены из жизни царя Соломона. Эти уникальные произведения искусства теперь хранятся в музее.

Второй зал Ратуши — бюргерский. Здесь проходили собрания, торжественные приемы, праздничные балы, а также, когда у отцов города возникало желание развлечься, в бюргерском зале устраивались представления странствующих артистов — комедиантов, как их тогда называли.

Аптека магистрата. В книге магистрата аптека впервые упоминается 8 апреля 1422 года. Существовала же она намного раньше, а в 1422 году перешла в распоряжение магистрата. И в дальнейшем аптекари заключали с магистратом договор об аренде или просто состояли на жалованьи. Жители Таллина покупали здесь лекарства еще до казни Жанны д'Арк (1430 г.), до восшествия на английский престол Тюдоров (1485 г.) и задолго до того, как Христофор Колумб взял курс к берегам еще не открытой им Америки (1492 г.)!

В 1580 году в аптеке стал работать Иоганн Бурхарт, выходец из Венгрии, — вначале приказчиком, а затем и ее арендатором. С этого времени история аптеки прочно и на долгие годы оказалась связанной с семейной хроникой Бурхартов. По свято соблюдавшейся в семье Бурхартов традиции старший сын нарекался Иоганном и ему завещалось право владения аптекой. В аптеке можно было купить не только лекарства (порой самые фантастические), но и многое другое: игральные карты, курительные трубки, краски, сальные свечи, табак, дробь, порох. Желающим выпить подручный аптекаря охотно подавал пахнущий гвоздикой и имбирем кларет, а в качестве закуски — приготовленное в аптеке печенье. Одним из Бурхартов неизменно сопутствовала удача, к другим фортуна относилась с меньшей доброжелательностью, но, пожалуй, только двое из семи аптекарей оставили след в истории. Так, Бурхарт-пятый диплом доктора медицины получил в Стокгольме, и по тем временам славился незаурядными познаниями. Не случайно в 1725 году Петр I, будучи на смертном одре, приказал привезти из Ревеля знаменитого лекаря Бурхарта. Однако на полпути в Петербург аптекаря встретил гонец с известием о смерти царя.

Бурхарт-седьмой основал в 1802 г. домашний музей под названием «Mon Faible» — «Моя слабость». В помещении аптеки он устраивал первые в Таллине художественные выставки.

Реставрация здания в шестидесятых годах вернула фасаду аптеки облик, который он имел в XVII веке. В тамбуре аптеки можно видеть герб Бурхартов с резьбой по камню, датированный 1635 годом. До наших дней сохранились перила из темного дуба, конторка и шкафчик, за ним находился вход в подвал. Многие предметы, которые когда-то использовались в аптеке магистрата, ныне хранятся в музеях Таллина.

А теперь пройдем через арку возле исторической аптеки и выйдем на одну из любопытных улиц города — Сайакяйк (Булочный проход). Улица коротенькая — не более пятидесяти шагов, но это один из самых оживленных уголков. Здесь (поистине в тесноте, да не в обиде!) разместилось несколько симпатичных магазинчиков — два цветочных, табачный, ювелирная мастерская, кафе. На Сайакяйк находится памятник средневековой архитектуры — церковь Святого духа. О ней и пойдет наш рассказ.

Цитируется по изд.: Томберг Т. Таллин. Путеводитель. Таллин, 1987, с. 33-44.

Tags
Рубрика