Империя Цин при правлении Юн-чжэна

Империя Цин при правлении Юн-чжэна

Наследник Канси — император Юнчжэн (1722—1735, личное имя Айсиньгёро Иньчжэнь) начал править, имея некоторый административный опыт и осознавая проблемы, существовавшие к тому моменту в государственном аппарате и сфере финансов. Бюджеты всех уровней испытывали постоянную нехватку средств, что было связано главным образом с присвоением чиновниками части собираемых налогов. Юнчжэн решил ограничить власть маньчжурской аристократии, создать эффективную систему гражданского администрирования во всей империи, установить контроль над государственным аппаратом и сделать общество более единообразным. Прежде всего Юнчжэн изменил систему информирования и принятия решений по наиболее важным делам. Он резко расширил начавшуюся при Канси практику подачи императору конфиденциальных докладов и превратил ее в отлаженную систему. Обычные доклады проходили через целый ряд чиновников, которые готовили решения по рассматриваемым проблемам, а императору фактически оставалось их только завизировать. Конфиденциальные доклады поступали к императору сразу, и решения по ним принимал он лично, причем обычно в день получения доклада. Доклады сообщали о положении дел со сбором налогов, злоупотреблениях чиновников, о наиболее крупных уголовных преступлениях, ценах на основные продукты.

Кроме того, Юнчжэн реформировал и систему выплаты жалованья чиновникам. Раньше, когда государство стремилось извлечь максимальные средства из местных бюджетов, чиновники обеспечивали свое существование и работу подведомственных органов прежде всего за счет установления неофициальных надбавок к налогам (самая известная из них — хохао). Сложности в финансовой сфере чиновники также решали путем нецелевого использования части средств и манипуляций с имевшимися в их распоряжении фондами — за дефицит они отвечали лишь своей карьерой, да и то не всегда. При Юнчжэне хохао начали взимать официально и из нее выплачивать чиновникам жалованье и деньги на содержание казенных управ, а за дефицит чиновник стал отвечать своим имуществом и свободой. При принятии мер по возмещению дефицита, накопившегося за прежние годы, многие оказались разорены. Жесткая политика императора привела и к массовым увольнениям чиновников среднего уровня.

При назначении чиновников император стремился ослабить влиятельные группы цинской элиты. Он активно назначал на государственные должности шэньши, купивших степень (их продажа была вполне официальной) и в силу этого обстоятельства оказавшихся вне системы личных связей: теперь они могли служить даже в Цензорате и в Ведомстве чинов. При Юнчжэне также практиковалось снятие с должностей чиновников по обвинению в плохом отношении к народу и наказание тех конфуцианских книжников, которые преследовали личную выгоду и шли для этого на нарушение закона (в частности, перекладывая свои обязательства по налогообложению на простолюдинов). Юнчжэн также предпринял меры по отстранению от власти своих родственников, многие из которых умерли в заключении. Был отменен порядок, по которому некоторые члены императорской семьи управляли отдельными подразделениями знаменных войск, а армия полностью перешла в подчинение непосредственно Юнчжэну и назначенным им лицам. Была установлена и практика передачи престола — наследник определялся императором заранее, однако о содержании соответствующего распоряжения знали только несколько сановников.

Кроме того, Юнчжэн осуществлял более жесткий контроль над литературой, образованием и старался «исправить нравы» своих подданных. Среди конфуцианских ценностей он придавал особое значение сыновней почтительности, воспринимавшейся как основа последующей лояльности к правителю. При этом Юнчжэн отстаивал примат преданности правителю над верностью родителям. Если при Канси после 1702 года «Канон сыновней почтительности» (Сяо цзин) был исключен из списка литературы, по которому проводились экзамены, Юнчжэн восстановил его вскоре после прихода к власти, а в 1728 году приказал переиздать текст на китайском и маньчжурском языках. Император также опубликовал свои комментарии к «Священным поучениям» (правилам поведения подданных императора, изданным еще Канси в 1670 году). В 1725 году был установлен порядок, согласно которому участники экзаменов должны были знать наизусть 16 правил «Поучений» и комментарии к ним. Юнчжэн также укрепил чиновничий аппарат, курировавший систему образования и экзаменов, и постарался взять эту сферу под государственный контроль. В 1733 году был издан указ, согласно которому провинциальные власти обязаны были финансировать по одной академии в каждой провинции; преподаватели и студенты получали стипендии от правительства. На более низком уровне действовала система сянъюэ («сельских бесед»). Первого и пятнадцатого числа каждого месяца чиновникам, учащимся, офицерам, солдатам и простолюдинам надлежало слушать лекции о правилах «Священных поучений». В сельской местности их проводили шэньши. Ограничения коснулись и жизни простолюдинов: были запрещены азартные игры, а также петушиные бои и бои сверчков, что, впрочем, с трудом реализовывалось на практике. В экономической сфере перед императором стояли две проблемы: бедность значительной части населения и быстрый рост его численности.

Юнчжэн продолжил реализацию налоговой реформы Канси, которая фактически заменяла подушный налог на надбавку к поземельному. Эта реформа улучшила положение тех, кто жил в деревне, но не занимался сельским хозяйством и не имел земли, а также безземельных крестьян, отходников и пр. Однако бедность в те годы была распространена не только среди крестьян. Значительно обеднели и знаменные, часть которых заложила и продала выделенные им казной земельные участки и даже дома. Формально большая часть этих сделок являлась незаконной, но власти были вынуждены считаться со сложившейся ситуацией и пошли на выкуп таких земель, что не дало, однако, долгосрочного эффекта. Еще одной из мер, направленных на повышение благосостояния населения, стали масштабные гидро-хозяйственные проекты, включавшие меры как по ирригации плохо орошаемых земель, так и по поддержанию в должном порядке защитных сооружений на реках. Для этого были назначены специальные чиновники и усилены превентивные меры. Вдоль крупных рек примерно через один километр устанавливались посты (всего свыше тысячи) с двумя охранниками, которые должны были осматривать и чинить свой участок дамб. Основной внешнеполитической проблемой для империи в то время была продолжавшаяся вторая война с Джунгарским ханством, которая началась еще до прихода Юнчжэна к власти в 1715 году, с перерывами продолжалась почти все его правление до 1734 года, а ее итоги были подведены лишь в договоре 1739 года уже после смерти императора. Более успешно развивались действия на тибетском направлении: к Цин были присоединены Цинхай и Восточный Тибет, включенный в провинцию Сычуань. Основная часть Тибета в это время фактически являлась протекторатом Китая.

В отношениях с Россией в начале века стоял вопрос о разграничении монгольских земель. Его удалось разрешить посредством заключения Кяхтинского договора в 1727 года, по которому к России и к Цин должны были отойти территории, контролируемые ими в то время. Кяхтинским договором также устанавливался новый формат ведения торговли. Если в начале XVIII века она осуществлялась посредством посылки караванов в Пекин, а также в Урге (современный Улан-Батор) и Цицикаре (в пограничной с Россией провинции Хэйлунцзян), то теперь центром торговли стала основанная тогда же Кяхта, располагавшаяся к югу от Иркутска на границе России и входивших в состав К. монгольских земель. Другим местом проведения торговых операций стало поселение Цурухайту (на реке Аргунь). Данный договор также закрепил официальный статус православной миссии в Пекине, действовавшей там с 1715 года. В то же время в религиозной политике Юнчжэн стремился ослабить влияние католических миссионеров и боролся с христианством (считается, что при нем в Китае было закрыто более 300 церквей). Фактически деятельность миссионеров была ограничена одним Пекином, церкви в других местностях прекратили свое существование; в Китае постепенно сформировалось католическое подполье.

А. А. Майзлиш,
A. Л. Рябинин (2-я пол. XVII — начало XVIII в),
К. М. Тертицкий,
Е. В. Волчкова (XVIII в).

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 549-551.

Рубрика