Возникновение государства в Риме

Рим находится на берегу реке Тибр в Лации. Город вырастал из поселений на холмах — Палатине, Эсквилине, Цэлии, Квиринале, Виминале и других, возвышавшихся над сыроватыми низинами. Местоположение города, благодаря климату, судоходной реке, в устье которой добывалась соль, соседству с морем, что облегчало связи с италийскими и заморскими народами, содействовало его развитию.

О древнейшей истории Рима и Лация рассказывают легенды, переданные античными авторами. Они сообщают, что место, где возник Рим, было издревле заселено и постоянно привлекало к себе иноземцев. Первыми из них были греки, сначала аркадянин Эвандр, а вскоре затем — знаменитый герой Геракл, или Геркулес. Потом после падения Трои к побережью Лация неподалеку от тибрского устья пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем. По наиболее распространенной версии, Эней на трудном пути в Италию лишился жены Креусы, отца Анхиза и остался лишь с сыном Асканием-Юлом. Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плаванье, а для этого сжечь корабли. Звали ее Ромой. Согласно одному из вариантов предания, ее именем и назвали потом Рим (латин. Roma). Один из местных царей, Латин дружелюбно принял троянцев и даже выдал за Энея свою дочь Лавинию. В ее честь Эней построил город Лавиний, а после смерти Латина стал царствовать и над его народом, и над троянцами. Этот объединенный народ в память об умершем царе стали называть латинами. Тем временем подрос Асканий-Юл. Он основал в лесистых горах новый город Альба-Лонгу, где и стал царем. Все его потомки получили прозвище Сильвиев, что значит «Лесовики». Четырнадцатый царь Альбы-Лонги, Нумитор, не имел мужского потомства. Он был свергнут своим братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от претендентов на власть, коварный Амулий под видом почести отдал дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет сохранять безбрачие. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у нее родились близнецы, Ромул и Рем. Амулий повелел бросить младенцев в корзине в воды разлившегося Тибра. Но божественные близнецы не погибли. После спада воды их начала вскармливать своим молоком волчица, а потом подобрал и воспитал царский пастух Фаустул. Превратившись в прекрасных юношей и узнав тайну своего происхождения, близнецы восстановили на царстве деда, но в Альбе-Лонге не остались, а, собрав дружину, отправились на поиски места для создания нового поселения. Нашли они его на Палатине и приступили к ритуалу основания города. Между братьями вспыхнула ссора, в которой Рем был убит Ромулом. В честь него, ставшего первым царем, по другой версии предания, город получил название Рима. Тогдашние римляне состояли из одних молодых мужчин. Жители соседних городов третировали их и не соглашались выдавать за таких безродных людей своих дочерей. Ромулу пришлось пойти на хитрость. Он пригласил соседей-сабинов с семьями в Рим на праздник Нептуна. В разгар празднества римляне бросились похищать сабинских девушек. Возмущенные сабины собрались и пошли войной на римлян. Но сабинянки примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабины объединились в одну общину. Сабинянин Тит Таций стал соправителем латина Ромула. После их гибели вторым царем был сабинянин Нума Помпилий. Он упорядочил религиозную жизнь и учредил ремесленные коллегии. За ним правил Тулл Гостилий. Он завоевал Альбу-Лонгу, разрушил ее, а жителей переселил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, внук Нумы. Он успешно воевал с латинами, многих из них переселил и включил в римскую общину, построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию. Потом царем стал чужеземец, полугрек, полуэтруск, эмигрировавший из Этрурии. Звали его Тарквинием Древним. При нем Рим начал благоустраиваться: центральную площадь (форум) замостили, создали систему подземных сточных каналов, впадавших в центральную артерию, великую клоаку, построили цирк, заложили храм на Капитолии, скромные хижины стали заменять домами на каменном фундаменте. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни, Сервия Туллия. Сервий обнес город оборонительной стеной и провел реформы, в частности организовал по-новому войско. Этот царь тоже был убит. Убийцей оказался его зять Тарквиний, который захватил царскую власть. Он правил тиранически, за что получил прозвище Гордого, и был изгнан. После этого в Риме была установлена Республика.

Долгое время ученые считали историю древнейшего Рима вымыслом античных писателей. Но новые археологические раскопки, находки надписей и достижения археологической науки показали, что в сообщениях древних авторов, несмотря на ряд фантастических деталей, содержится много достоверных сведений. Так, оказалось, что место будущего города было заселено уже в середине II тысячелетия до н. э. По обнаруженным в Риме и в Этрурии осколкам керамики микенского типа и по наличию в латинском языке слов, известных по табличкам линейного письма «Б», выяснили, что в рассказах об Эвандре и Геркулесе содержатся воспоминания о попытках ахейских греков закрепиться в притибрском районе в конце II тысячелетия до н. э. Путем сопоставления разных видов источников стало известно, что легенда о похищении сабинянок отражает реальный факт синойкизма латинской и сабинской общин; была установлена историчность не только этрусских царей, но и Нумы и Анка Марция. Была подтверждена дата основания Рима Ромулом. Римский ученый Варрон (I век до н. э.) относил это событие к 754—753 годам до н. э. Археологи обнаружили на Палатине следы хижин середины VIII века до н. э. Вместе с тем Новые материалы показали, что Рим начала царской эпохи в античной традиции несколько приукрашен.

В начале I тысячелетия до н. э. (X— VIII века), т.е. в эпоху раннего железного века, на территории Рима были разбросаны родовые поселки. Жители холма Палатина, подобно другим жителям Лация, сжигали своих умерших. На Квиринале и Виминале покойных погребали в деревянных колодах, как в Сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и близлежащая возвышенность Велия принадлежали латинам, а северные холмы — сабинам. Эти племена частично выселили, а частично ассимилировали своих предшественников — лигуров, сикулов и др. Селились люди преимущественно на холмах, но понемногу осваивали в хозяйственных целях и низины между ними. Жили в хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом с ними, равно как и в окружающих рощах, находились святилища божеств, покровителей рода и местности. Поодаль от жилья располагались могилы, в лесах по холмам и в болотистых луговинах люди пасли свой скот. Поселения защищались рвами, насыпями, строились сторожевые башни.

Понемногу поселки расширялись и объединялись между собой. Первыми объединились поселки Палатина и Велии, затем в единую с ними общину слились деревни других холмов. На Капитолии выросла общая для всех крепость. Истоки синойкизма связываются в традиции с легендарным Ромулом. Таким образом, начало царской эпохи знаменовало собой начало истории объединенной римской общины.

В это время народ Рима (populus) состоял из трех родовых триб (племен), соответствующих афинским доклисфеновским филам. Нам известны только их поздние этрусские названия — тиции, рамны и луцеры. Считалось, что тиции — сабины, рамны — латины, а луцеры — этруски, что соответствовало этнической структуре Рима в конце царской эпохи. Римское население в этническом плане с самого начала было неоднородным. Но преобладали в нем латины и сабины, а этрусков почти не было. Трибы служили базой комплектования всаднических отрядов.

Вторым элементом общества были 30 курий. Раньше курии считались адекватом фратрий. Теперь же признано, что курия — это союз мужчин-воинов. Курии выставляли пешее войско.

Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала их было 100, а при этрусских царях — 300.

Римский род (gens) царского времени представлял собой общину. Подобно греческому, он был отцовским и экзогамным, характеризовался правом взаимного наследования, правом принимать чужаков, избирать и смещать старейшин, а также обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. Родичи имели общее место поселения и погребения и носили одно родовое имя (nomen), произведенное от реального или мифического прародителя. Так, Юлии, например, вели свое происхождение от Аскания-Юла, приходившегося внуком самой Венере. Род имел свои религиозные культы. Юлии особо почитали Вейовиса и Венеру, Потиции и Пинарии отправляли культ Геркулеса, а Навции — Минервы. О числе членов рода может дать представление такой факт: 306 родичей Фабиев, погибшие в начале V века до н. э. в битве при реке Кремере, составили все мужское боеспособное население этого могущественного рода.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Сообща родичи пользовались только ее частью в виде лесов и лугов. Основной же родовой земельный фонд распределяли между входившими в него большими отцовскими семьями (familia), включавшими в себя 3—4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу общества. Постепенно в ней возрастало значение pater familias, он становился единственным собственником всего достояния семьи.

Управление Римом осуществляли сенат, комиции и царь. Сенат (senatus от лат. senex — старец) был советом из 100, а потом 300 старейшин, отцов семейства, представлявших роды. Комиции в переводе с латинского означают сходку, т. е. народное собрание мужчин-воинов. Собирались они по куриям, откуда их название — куриатные комиции. По рекомендации сената на комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, жреца и судьи. Члены родов были равны между собой. Все старшие главы семей (patres) могли входить в сенат, так что весь римский народ (populus) представлял собой детей или потомков реальных, либо потенциальных отцов-сенаторов, patres, почему называли их патрициями. Таким образом, первоначальный populus и патриции совпадали.

На заре царского времени в Риме были все элементы военной демократии. Но уже тогда Рим начал выходить за пределы родоплеменного строя. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали подвижности народа и разрыву родственных связей. Наряду с гентильными (родовыми) складывались общины соседского характера. Развивалось патриархальное рабство и частное владение землей внутри общин. Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов, свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, опытности и мудрости заменялся принципом знатности, родовитости. Древнейшими патрицианскими родами были Юлии, Горации, Куриации, Фабии и др. Обедневшие члены родов искали помощи у более богатых и знатных. Первые становились клиентами (cliens — послушный, зависимый), а вторые — их патронами, покровителями. Патрон выделял землю клиентам, защищал их в суде, давал им свое имя, а клиенты составляли его боевую дружину. Узы патроната — клиентелы считались священными, нарушение их каралось смертью.

Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб и тридцати курий. Но потом доступ в нее был прекращен, и переселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку были лишены участия в куриатных комициях и в сенате. Число их увеличивалось, почему их стали называть плебеями, плебсом (от piere — наполнять).

Плебеи, как и патриции, жили большими отцовскими семьями, составлявшими часть рода. Но поскольку их роды не входили в три римские трибы, они не участвовали в войнах, получали только небольшой земельный надел и не могли увеличить его землей из общенародного фонда (ager publicus), который образовывался путем завоеваний. Поэтому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, а земледелием, ремеслом и торговлей. В его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференциация. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны.

Так в рамках царской эпохи росло социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия внутри populus между патрициями и клиентами, а со второй половины VII века до н. э. наметилось формирование архаических классов-сословий, патрициев и плебеев. В VI веке до н. э. этот процесс усилился.

Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составлявшими общенародную собственность (ager publiens). Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным воинам, а не через посредство курий. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в которых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патриции, так и плебеи. Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен. Этому же царю приписывается перераспределение земель между богатыми и бедными. Цари принижали значение патриционной знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. Уже при Нуме наряду с почитанием богини огня Весты в каждом родовом подразделении и доме был организован ее общеримский культ и воздвигнут общий храм на форуме. К Нуме же относят учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.

Важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска. Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем в 100 000 медных ассов (монет); ко 2-му — те, чье имущество оценивалось, как минимум, в 75 000 ассов; к 3-му — в 50 000; к 4-му — в 25 000; к 5-му — в 11500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд — пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles). Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц, центурий (сотен): 1-й разряд — 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2-й — 22; 3-й — 20; 4-й — 22; 5-й — 30 центурий и 6-й разряд — 1 центурию, в целом 193 центурии. Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой. Но реформа Сервия Туллия имела не только военное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний — центуриатные комиции, где центурия была голосующей единицей. Фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетарской — несколько сотен, а в перворазрядной — по нескольку десятков. Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что дела в центуриатных собраниях решались голосами наиболее богатых, как патрициев, так и плебеев. Несмотря на тимократический принцип реформа Сервия Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превращавшегося из совокупности членов гентильных единиц в коллектив граждан. Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план куриатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, связанные с родовыми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.

В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древности ряд установлений более позднего времени. Но безусловно признается учреждение им: 1) территориального деления Рима; 2) цензового принципа деления общества; 3) общего войска из патрициев и богатых плебеев.

Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овладевали троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заимствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще. Особое значение имели фасции — пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы. Это был символ власти карающей, аппарата насилия, поя-вившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных.

Традиция донесла до нас эхо волнений, вызванных социальными противоречиями. Недовольны были разные люди — и немногочисленные еще рабы, и бедняки, терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, утрачивавшая с усилением царей свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах. Цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными общественными группами. Интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых, учитывал Сервий Туллий. Тарквиний Гордый эксплуатировал простолюдинов на тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из военной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле. О ее развитии говорит заключение первого торгового договора с Карфагеном. Зато он терроризировал родовую знать и совершенно отстранил сенат от управления, правил с помощью помощников-префектов и приближенных. Это привело в  510 году до н. э. к заговору аристократов против Тарквиния и изгнанию его из Рима. Античная традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неточно изобразила эти события как общенародное демократическое дело.

История царского Рима являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления патриархального рабства в пределах родоплеменного строя до формирования архаических классов-сословий патрициев и плебеев и образования государства. Цари с их помощниками, телохранителями и ликторами, а также центуриатные комиции представляли собой публичную власть, не совпадавшую как с организующим себя populus, так и с широким кругом плебейства.

По признанию многих современных ученых, власть последних римских царей аналогична раннегреческой тирании.

В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развившейся в республиканский период типично античной социально-политической структуры, римского полиса, или civitas. Полис определяется как античный город-государство, а точнее — как гражданская община с античной формой собственности. Коллектив гражданства и специфический компонент двойственной античной формы собственности, ager publicus, складывались в Риме царского времени.

История Древнего Рима. Изд. третье  перереб. и доп. Под ред. В.И.  Кузищина.  Авторы: В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, О.И. Савостьянова. М., 1994, с. 43-48.

Рубрика: