Старо-Вавилонское царство (СИЭ, 1962)

Старо-Вавилонское царство (СИЭ, 1962)

ВАВИЛОНИЯ - древнее рабовладельческое государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тысячелетия до н. э и окончательно утратившее независимость в 538 году до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции и в последующие времена) территория Вавилонии носила наименование "Шумер и Аккад" даже в периоды, когда обе страны прочно объединялись. История Вавилонии делится в основном на 4 периода: Старо-Вавилонское царство (1894-1518), Касситский период (1518-1204), период политического ослабления Вавилонии (1204-626), Ново-Вавилонское царство (626-538).

Старо-Вавилонское царство (1894-1518). До начала 19 века до н. э. город Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24-22 вв.), а позднее царям III династии Ура (конец 22 - 21 века). В конце 21 века в результате вторжений эламитов и аморитов Двуречье распалось на ряд государств, борющихся друг с другом. Вавилон оказался под властью аморитского государства Исин, но в 1894 году здесь утвердилась местная династия аморитского происхождения (I вавилонская), родоначальником которой был Сумуабум. На первых порах маленькому Вавилонскому царству пришлось бороться за свое существование не только с Исином, из которого оно выделилось, но также с Ассирией и с Эламом, стремившимся установить свою гегемонию в Двуречье. В 18 веке, в царствование Хаммурапи (1792-1750), Вавилония усилилась и овладела большей частью Двуречья.

Объединение долины рек Тигра и Евфрата диктовалось экономическими причинами - необходимостью создания единой ирригационной системы (немыслимой в условиях раздробления), а также овладения торговыми путями, по которым шло снабжение страны сырьем (лесом, камнем, металлами). Экономически и политически Вавилон оказался сильнее своих соперников, и Двуречье было объединено под его главенством. Царь Хаммурапи проявил себя как умелый дипломат. С помощью южного государства Ларсы он подчинил Урук и Исин (1786). Затем, используя поддержку Мари, захватил Ларсу (1762). В 1760-1758 годы он разгромил и присоединил к Вавилонии Мари, а вслед затем подчинил Эшнунну (в бассейне реки Диалы) и Ассирию. При Хаммурапи Вавилония являлась крупной, централизованной рабовладельческой деспотией. Царь был верховным собственником земли, а сельские общины и частные лица лишь наследственными владельцами. Об общественных отношениях Старо-Вавилонского царства известно главным образом из Кодекса Хаммурапи (см. Хаммурапи законы), а также из его обширной переписки и частноправовых документов.

В 18 веке в Вавилонии наблюдался значительный экономический подъем. Прорывались новые каналы, воздвигались водочерпальные сооружения, распространялся усовершенствованный плуг-сеялка. Основным материалом для изготовления орудий и оружия стала бронза (железо употреблялось еще крайне редко). Рост производительных сил вел к усилению денежного хозяйства. Оплата серебром все больше вытесняла прежние натуральные формы вознаграждения за труд, и натуральный обмен (хотя не без борьбы) уступал место денежному Конечно, все эти явления, свойственные развивающемуся рабовладению, не имеют ничего общего с капитализмом, который пытаются найти в Вавилонии некоторые буржуазные ученые (особенно немецкий историк М. Вебер) Вопросам экономики и техники Вавилонии посвящены, например, работы советского исследователя Н. Д. Флиттнер, из трудов зарубежных авторов, - например, работы Б. Мейснера и чехословацкого востоковеда Б. Грозного, французских историков Ф. Тюро-Данжена и Г. Босона. Общество Вавилонии резко делилось на рабовладельцев и рабов. Последние были совершенно бесправны и приравнивались к скоту. За убийство раба или нанесение ему увечья получал материальное возмещение его господин. Укрывательство беглого раба каралось смертной казнью. Свободное население Вавилонии делилось на 2 категории: полноправных "сынов мужа" (мар-авемли) и лиц с ограниченными правами (мушкену). Последние, по всем данным, представляли местное население. Они были собственниками и рабовладельцами, но их личность и имущество защищались законом в меньшей степени по сравнению с господствующим народом (завоевателями-аморитами). Особого мнения придерживается советский историк И. М. Дьяконов, считающий, что мушкену не были этнической группой, но являлись людьми, не состоящими в общине и сидящими на полученных от дворца земельных наделах. В буржуазной науке мушкену без всякого основания считаются пролетариями (немецкий ассириолог Б. Мейснер) или вольноотпущенниками (русский востоковед И. М. Волков). Английские ассириологи Дж. Майлс и Гарни приравнивают мушкену к дворцовым рабам.

Среди свободного населения Вавилонии наблюдалось значительное имущественное расслоение. В Кодексе упоминается наемный труд батраков и ремесленников, работающих на заказ, и регулируется его оплата. Сельские общины находились в процессе разложения. Допускалась купля - продажа и сдача в аренду земельных наделов. Только земли, полученные от царя в условное владение (за военную службу и другие повинности) не подлежали отчуждению. Положение частных землевладельцев укреплялось. Иного мнения придерживался академик H. M. Никольский, считавший, что частное землевладение в Вавилонии играло всегда незначительную роль.

Развитие торговли и денежного хозяйства приводило к усилению дамкаров (торговых агентов, переходивших часто к самостоятельным деловым операциям). Опасаясь народных волнений, Хаммурапи ограничил деятельность ростовщиков. Было запрещено обращение должников в рабство. Отработка долга возлагалась на семью должника (а не на него самого) и ограничивалась 3 годами, причем заимодавец отвечал за жизнь отрабатывающего долг. Сравнение долгового права с более ранними (а также с более поздними) законами проводится в работах советских ученых академика В. В. Струве и Л. А. Липина. Недооценка ограничений ростовщиков замечается у американских ассириологов Ф. Р. Стила и Т. Дж. Мика.

Семейное право Вавилонии характеризуется утверждением господства отца и мужа в патриарх, семье, хотя и с некоторыми ограничениями и известной защитой прав жены и детей. Специальные исследование посвятил семейному праву Вавилонии канадский ассириолог Э. М. Макдональд.

Во 2-й половине 18 века Вавилония стала слабеть. Используя недовольство угнетенных трудящихся масс, в Вавилонию вторглись внешние враги: с Востока касситы, с Северо-Запада хетты, которые разгромили около 1595 года Вавилон.

По хронологии Старо-Вавилонского царства следует отметить исследования английского ассириолога С. Смита и академика В. В. Струве.

В. В. Струве, Ленинград и Д. Г. Редер, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Волков И. М., Законы вавилонского царя Хаммураби, M., 1914, Дьяконов И. M., Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, "ВДИ", 1952, No 3-4, Липин Л. А., Древнейшие законы Месопотамии, "Палестинский сб.", 1954, в. 1 (63), Рифтин А. П., Старовавилонские юридич. и адм. док-ты в собраниях СССР, M.-Л., 1937, Струве В. В., Борьба с рабством-должничеством в Вавилонии и Палестине, "Палестинский сб.", 1958, в. 3 (66), Archives royales de Man, t. 1-6, R., 1941-53, Klíma J., Zakony Cliammurapiho, Praha, 1954, Cruveilhier R., Commentaire du Code d'Hammourabi, R., 1938, Driver G. R. and Miles J. С., The Babylonian laws, v. 1-2, Oxf., 1952-55, Eilers W., Die Gesetzesstele Chammurabis, Lpz., 1932, Kohler J. Peiser F.,Ungnad A. und Koschaker P., Hammurabis Gesetz, Bd 1-6, Lpz., 1904-23, Koschaker P., Rechtsvergleichende Studien zur Gesetzgebung Hammurapis, Königs von Babylon, I. pz., 1917, Leemans W. F., The Old - Babylonian merchant, Leiden, 1950, Mac Donald E. M., The position of woman as reflected in Semitic codes of law, (Toronto), 1931, Meek Th J., A new interpretation of Code of Hammurabi, §§ 117-19, "Journal of Near Eastern Studies", 1948, v. 7, No 180-83, Parrot A., Mari, une ville perdue, (4 éd ), R., (1948 ), Schmokel H., Hammurabi von Babylon, Münch, (1958), Steele R. R.,Code of Lipit-Ishtar, "American Journal of Archaeology", 1948, v. 52, р. 425-50, Ungnad A., Babylonische Briefe aus der Zeit der Hammurapi-Dynastie, Lpz., 1914.