Таллин. Прогулка по Вышгороду

Таллин. Прогулка по Вышгороду

Облик Вышгорода (Тоомпеа), как и всего средневекового ядра города, за долгую жизнь почти не изменился. Бродя по узеньким кривым улочкам, вы увидите на многих домах каменные плиты с надписью: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». И здесь же дата «рождения» — XIV—XV век. Под охрану государства взят весь Старый город — это решение было принято Советом Министров Эстонской ССР в 1961 году. Ваше внимание, несомненно, привлекут и отдельные интересные детали на зданиях Старого города: резные каменные арки, удивительные порталы и поражающие красотой двери — все это говорит о богатой фантазии и мастерстве каменотесов и резчиков по дереву, а расписные потолки и украшения на стенах — о таланте живописцев. И, конечно, стоит помянуть добрым словом подвижнический труд многих поколений безымянных эстонских строителей, воздвигнувших прекрасные здания, крепостные стены и башни, без надежной защиты которых немыслим был древний Таллин. В Советском Союзе нет другого такого города, где бы со-хранилось так много зданий XIV и XV веков и даже городская планировка тех далеких времен. Таллин часто называют городом-музеем. Но сокровищница бесценных каменных памятников вовсе не собрание мертвых экспонатов. Старый город наполнен деятельной жизнью.

Замок Тоомпеа. На сооружение этого замка-крепости были выданы полномочия от короля Дании Вальдемара II.

В средние века та часть Вышгорода, которую занимает замок, называлась Малой крепостью. Большой крепостью считалась северная часть холма, в которой находились дома феодалов и таллинского епископа. Впоследствии, когда Таллин вместе со всеми окрестностями перешел во владения Ливонского ордена, Малая крепость была основательно перестроена и расширена. Именно тогда она и приобрела характерный для средневековых, надежно укрепленных замков вид. От остальной территории замок был отделен каменной стеной высотой 20 метров и глубоким рвом с подъемными мостами. Из оборонных стен сохранились западная и северная.

Главным сооружением, центром крепости был дом кон-вента (здание, где жили члены рыцарского состава — конвента), который состоял из четырех соединенных между собой флигелей, образующих внутренний двор. В этот двор вели укрепленные ворота, защищенные башней. В двухэтажном доме конвента размещались жилые комнаты коменданта крепости, зал для собраний членов Ордена, крепостная часовня с высокими стрельчатыми окнами, трапезная и спальня. К ней вплотную был пристроен данскер, который при осаде крепости позволял вести фланговый обстрел вдоль стены.

Малая крепость по форме имела вид трапеции, в четырех углах которой высились двадцатиметровые башни с толщиной стен примерно 2,5 метра. Из них сохранились до наших дней, хотя и в несколько пострадавшем от времени виде, северо-восточная Ландскроне (Корона страны) и северо-западная — Пильшгикер (Точильщик стрел). Обе круглые башни, как и вся северная часть Малой крепости, хорошо видны из двора дома № 13 по ул. Тоомкооли.

Башня Стюр-ден-Керл (Отрази врага), возвышавшаяся в юго-восточном углу крепости, была снесена в связи с начавшимся строительством дворца во второй половине XVIII века.

Беспощадное время оказалось бессильным и не смогло сокрушить самую высокую и мощную из всех башен — Длинный Герман простоял на страже Таллина более пяти столетий. Зорко следил он за приближением врагов с суши и моря, а в трудные дни, когда неприятелю удавалось прорваться в крепость, служил надежным убежищем для защитников города. Эта башня сооружена в конце XIV века, чуть позже к ее и так немалому росту добавили еще 10 метров — таким исполином (высота более 50 метров) она и предстает перед нами.

Во время Ливонской войны Длинный Герман подвергся сильному обстрелу. Следы повреждений, нанесенные каменными и чугунными ядрами, можно обнаружить и сейчас. Сто лет назад над замечательным памятником древнего зодчества нависла угроза: башню предполагалось перестроить под архив. К счастью, проект не был принят. В 1944 году фашистские оккупанты, отступая из города, заминировали замок Тоомпеа, но, как видите, и замок и башню удалось спасти. Сейчас на вершине Длинного Германа развевается Государственный флаг Эстонской ССР.

При владычестве шведов южный данскер был частично снесен, и на этом месте пристроили балкон для трубачей. В толстой наружной стене замка пробили окна с полукруглой аркой. Контуры этих окон, позднее замурованных, видны и сейчас.

По окончании Северной войны, покончившей со шведским владычеством, и с момента присоединения Эстонии к русскому государству замок Тоомпеа был как бы забыт, и работы по его перестройке прекратились на многие годы. И только в царствование Екатерины II здесь снова появились строители.

Был засыпан ров, снесена часть стены, построено здание губернского управления с фасадом в стиле позднего барокко. В настоящее время здесь находится административный корпус Совета Министров ЭССР. На месте прежнего защитного двора был построен православный собор св. Александоа Невского. Замок окончательно утратил облик крепости.

Домская церковь. Темно-серое здание, увенчанное мощной башней со шпилями, производит весьма внушительное впечатление и вызывает восхищение строгой и гармоничной чистотой линий, ярким воплощением истинной готики.

О почтенном возрасте Домской церкви свидетельствует первое упоминание о ней в 1233 году. В средние века каменная громада главенствовала над всей Большой крепостью, сурово и властно возвышаясь над теснившимися вокруг нее домами вассалов. На долю Домской церкви выпало немало испытаний, и каждое из них влекло перестройки, менявшие ее облик. Когда-то это была однонефная церковь с прямоугольной алтарной частью. 6 июня 1684 года на холме Тоомпеа вспыхнул пожар. Разбушевавшийся огонь уничтожил все постройки крепости, сильно пострадала и церковь. Об этом бедствии напоминают высеченные на одном -из церковных колоколов слова: «Пришел огненный жар и расплавил меня, а весь Тоомпеа сгорел дотла. Через год я был отлит в эту форму, и нарекли меня Колоколом Марии».

После пожара Домская церковь была перестроена и получила облик базилики готического стиля. Башня с кивером увенчала здание в 1779 году. В таком обновленном виде оно и сохранилось до наших дней. За массивной дверью под стрельчатой аркой — несколько ступеней. В давние времена прихожане должны были подниматься вверх, а теперь, в результате образования так называемого культурного слоя на окружающей церковь площади, ступени ведут вниз. Внутри здания ощущение давно минувших столетий создают многочисленные эпитафии и гербы на стенах; на каменном полу, выщербленном и стертом поколениями людей, — надгробные плиты. Долгие годы церковь служила усыпальницей. Правом захоронения в ней пользовались только дворяне и видные представители купечества. Вот, например, одна из надгробных плит: на ней под высеченным на камне геральдическим знаком Таллина — три лежащих льва — изображен бык: здесь похоронены горожане, принадлежавшие к цеху мясников. В Домской церкви находится гробница шведского полководца Понгуса Делагарди и его жены, дочери шведского короля Юхана III. Это великолепный по художественному исполнению образец стиля ренессанс, созданный таллинским камнерезом Арентом Пассером в 1589—1595 гг. Наибольший интерес представляют вырубленные из камня фигуры супругов в натуральную величину, а также барельефы по бокам саркофага. На одном из них изображена осада города Нарвы. Над саркофагом — эпитафии в сложном декоративном обрамлении. Арент Пассер создал также плиты для саркофагов шведских военачальников Карла Хорна и Отто фон Юкскюля — они находятся у южной стены алтарной части церкви. С мастерством другого таллинского камнереза — Ганса фон Акена — нас знакомит надгробный памятник шведскому гофмаршалу Олофу Рюнингу.

В этой церкви похоронен также адмирал русского флота Самуил Грейг, герой Чесменского боя (1770 г.), закончившегося поражением турецкого флота. Мраморный саркофаг выполнен по проекту петербургского архитектора Джакомо Кваренги, а исполнителем, по предположениям специалистов, является известный русский скульптор Иван Мартос.

В 1846 году в Домской церкви был похоронен адмирал Иван (Адам) Крузенштерн, первый русский моряк, совершивший кругосветное путешествие. На погребение И. Крузенштерна потребовалось специальное разрешение, так как хоронить в церкви было запрещено в конце XVIII века. Надгробный памятник русскому моряку- путешественнику — последний из воздвигнутых в Домской церкви. Несомненную историческую и художественную ценность представляет хорошо сохранившийся деревянный резной алтарь работы резчика Кристиана Аккермана в стиле барокко — еще одно свидетельство высокого таланта таллинских мастеров. А теперь пройдемся по узким улочкам, заглянем в каменные дворики; представим себе быт тех, кто жил когда-то в этих одряхлевших от времени, плотно прижатых друг к другу домах.

За Домской церковью, в конце улицы Тоомкооли стоит ничем не примечательный дом. Это дом-счастливчик, один из старинных жилых домов на холме. Его по какой-то непонятной случайности пощадил пожар 1684 года, уничтоживший дотла весь Вышгород. А неподалеку от Домской церкви — бывший дом Рыцарского собрания. Построено здание в 1840 году. Флигель, выходящий на улицу Кохту, относится к более раннему периоду. Ныне здесь помещается Государственная библиотека Эстонской ССР. Ей присвоено имя Фр. Р. Крейцвальда — создателя эстонского народного эпоса «Калевипоэг».

На улице Кохту, 8 находится бывший дворянский особняк, построенный в стиле классицизма. Фасад его, выходящий на улицу, более скромен, но со стороны, обращенной к отвесной стене холма, здание украшено величественным портиком с изящными ионическими колоннами. Сейчас здесь находится Министерство финансов Эстонской ССР.

Есть на Вышгороде открытые площадки, которые туристы, имея на то бесспорное право, называют смотровыми. Особенно популярны две из них. Пройдем мимо уже знакомых вам зданий Домской церкви и бывшего дома Рыцарского собрания, повернем на улицу Рахвакохту, пересечем двор дома № 3 — и вот одна из смотровых площадок.

Отсюда вам откроется вид на голубеющий вдали Таллинский залив и полуостров Копли. Легкий, свежий ветер донесет до вас волнующий запах моря, гортанные крики чаек.

Вдохнем еще раз живительные запахи ветра и моря и снова нырнем в лабиринт узких коротких улочек, каменных тесных дворов, и выйдем на уютное открытое плато, окаймленное каменной балюстрадой — это и есть вторая смотровая площадка.

Можно с уверенностью сказать, что ни один из обладателей фотоаппарата не смог и не сможет устоять против соблазна немедленно запечатлеть на пленке (особенно на цветной) панораму раскинувшегося внизу Старого города. Она поистине живописна. Старый город окружен подковой Нового города — отсюда, с высоты площадки, хорошо виден его центр. И в этом органичном смешении времен и архитектур также есть свое очарование.

С Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода. В настоящее время по Пикк-Ялг разрешается только пешеходное движение, но для тех, кто в прошлые столетия имел право въезжать сюда на телегах или в экипажах, дорога не была легкой. Подниматься круто вверх трудно было лошадям, а когда они неслись вниз по улице, приходилось проявлять свое искусство кучеру. В путевых заметках английской писательницы Элизабет Ригби, находившейся в Таллине в 1838—1841 годах, говорится: «Чтобы предотвратить столкновение экипажей, кучера громкими криками извещали о своем приближении. Сторож, стоящий в воротах, тоже должен был кричать во весь голос, чтобы въезжающие на Пикк-Ялг успели вовремя посторониться». Кстати, о воротах, вернее — надвратной башне на Пикк-Ялг. Вначале она была деревянной. Существующая ныне башня-ворота сооружена в 1380 году. В каменной кладке стены, обращенной к Вышгороду, сохранились четырехугольные пазы для решетки из толстых дубовых перекладин, обитых для прочности железными прутьями. В случае опасности решетку опускали на железных цепях. На башенной стене со стороны Нижнего города можно и сейчас видеть стержни от петель, бывших когда-то на воротах. Деревянные створки ворот (их давно нет) были обиты огромными коваными гвоздями с большими шляпками. В 9 часов вечера ворота закрывались.

Существовали и до сих пор существуют еще одни ворота на Пикк-Ялг. Это тоже старинный ход на Вышгород. В XIV веке вместо деревянной башни над воротами была сооружена каменная, которую впоследствии соединили со стоящим рядом с ней домом. Окованные железными гвоздями, шляпки которых были размером чуть ли не с чайное блюдце, двери появились в XVII веке. Ворота выводят на маленькую изогнутую улочку, получившую название Люхике-Ялг (Короткая нога). Спустившись по каменным ступеням недлинной лестницы, вы очутитесь на одной из старинных улиц Нижнего города — Ратаскаеву, прямо у здания бывшей церкви Нигулисте.

Цитируется по изд.: Томберг Т. Таллин. Путеводитель. Таллин, 1987, с. 12-27.

Tags
Рубрика