Индия в конце 1940-х - 1970-е годы

Индия в конце 1940-х - 1970-е годы

Индия в период становления суверенной государственности (конец 1940 - 1970-е годы). 15 августа 1947 года Закон о независимости Британской Индии вступил в силу. Бывшая «жемчужина в короне империи» была поделена по конфессиональному принципу на два доминиона — Индийский Союз и Пакистан, ставшие членами Британского содружества наций. Первоочередными задачами для Индийского Союза стали индианизация административного аппарата и вооруженных сил, работа по подготовке новой конституции и разработка системы отношений с субъектами федерации. Проблема определения государственных границ Индии оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств. Вхождение княжеств в Индию или Пакистан, согласно положениям Закона о независимости, зависело от волеизъявления их правителей. За 1947-1949 годы 555 из 601 княжества присоединились к Индии (остальные вошли в состав Пакистана). Присоединение княжеств к Индии возглавил министр внутренних дел В. Патель. Процесс интеграции княжеств с доминионом носил в целом мирный характер, но в ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Особо сложная ситуация сложилась в княжестве Джамму и Кашмир, где с октября 1947 года по 1 января 1949 года длился военный конфликт между Индией и Пакистаном, закончившийся перемирием, но не разрешением спорных вопросов. Борьба за Кашмир послужила в дальнейшем причиной войн между Индией и Пакистаном и осложнила общую обстановку в южноазиатском регионе. События в Кашмире усилили напряженность между индусами и мусульманами. Раздел сопровождался массовым переселением мусульман в Пакистан, а индусов в Индию, был сопряжен с огромными человеческими жертвами и разрушениями. Кровавые столкновения на религиозной почве охватили всю страну. В январе 1948 года трагическая гибель оборвала жизнь М. К. Ганди. Он стал жертвой индусских коммуналистов, обвинявших его в защите мусульман, оставшихся на территории Индии. Конституция Индии была введена в действие 26 января 1950 года, ставшего Днем Республики; она является действующей по настоящее время. Индия провозглашалась суверенной парламентарной республикой, основанной на принципах демократии и секуляризма. В Конституции закреплялись основы так называемого индийского социализма, подразумевающего важнейшие демократические свободы, включая запрет любой формы дискриминации на национальной, расовой, кастовой или религиозной основе. Конституция закрепила неприкосновенность частной собственности, ограничила право изъятия собственности в общественных целях и предусматривала в подобных случаях выплату компенсации. Индия провозглашалась федеративным государством, являющимся союзом штатов. Конституция четко разграничила экономические и политические функции центра и штатов. Общим языком провозглашался хинди, однако английский язык сохранялся в употреблении для всех официальных целей. Конституция перечислила основные языки Индии, получавшие статус «национальных»: тамили, каннада, малаялам, телугу, ассами, бенгали, гуджарати, хинди, кашмири, маратхи, ория, панджаби, синдхи, урду, санскрит. Принятие Конституции в качестве основного закона открывало новый этап в развитии независимой Индии — республиканский. Начальный этап развития национальной государственности в форме парламентарной демократии начался с проведения этатистских социально-экономических реформ при доминировании в политической жизни крупнейшей партии ИНК. Конгресс не только располагал существенным влиянием в массах, но и, в отличие от большинства оппозиционных партий, организационными возможностями почти во всех штатах, имея там филиалы. Парламентские выборы 1951 — 1952 годов, первые в истории Индии, принесли победу ИНК, получившему возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Началось проведение в жизнь программы, получившей название «курс Неру» и основанной на форсированной модернизации экономики путем импортозамещающей индустриализации, аграрных преобразований (проведение земельной реформы и разработка аграрного законодательства) и административно-политической реформы, нацеленной на создание этнолингвистических штатов (т. е. образуемых в соответствии с принципом этнолингвистического единства их населения). Обретение суверенного статуса позволило Индии опереться на государственный сектор и государственное регулирование экономики для ускорения социально-экономического развития. Пятилетние планы определили деятельность государственного сектора экономики. Они были направлены на создание энергетической и индустриальной базы страны. Приоритет целостности и неделимости Индии обусловил высокую степень централизации власти. В 1956 году был принят Закон о реорганизации штатов, ставший самой крупной реформой административной системы за весь период независимости. Процесс воплощения в жизнь этнолингвистического принципа создания штатов растянулся в дальнейшем на десятилетия. В области внешней политики Индия ориентировалась на развитие связей со странами как капиталистической, так и социалистической систем. Важнейшее место во внешнеполитической стратегии Индии занимало развитие всестороннего сотрудничества с СССР. Индия стала членом ООН, играла видную роль в Движении не присоединения, а Дж. Неру являлся одним из его лидеров.

Хотя выборы 1957 года обеспечили правящей партии победу, во 2-й половине 1950-х годов активизировала свою деятельность образованная в 1951 году правоконсервативная партия Джана сангх (Народный союз), отстаивавшая концепцию индусского национализма. Активизация Джана сангх и других индусских организаций способствовала расширению деятельности мусульманских общинных группировок, таких как Джама-ат-и-ислами хинд (Совет индийских мусульман) и Маджлис иттихад ул-муслимин (Союз воинствующих мусульман). В 1959 году возникла еще одна оппозиционная ИНК организация — партия Сватантра (Свобода). Наряду с развитием конфессиональных организаций, произошло формирование региональной политической структуры. Ведущие штаты нашли свое представительство в таких организациях, как Акали дал (Панджаб), Ганатантра паришад и Джхаркханд (Орисса), Телугу десам и Андхра маха сабха (Андхра), Ассам гана паришад (Ассам), Дравида муннетра кажагам (Тамилнаду) и др. Региональные партии стали оказывать влияние на общеиндийскую политику. Обострились и конфликты на кастовой основе, знаменовавшие нарастание противоречий между традиционно доминирующими в политической жизни страны брахманскими слоями и среднестатусными земледельческими и торгово-ростовщическими кастовыми группами. В межкастовом противостоянии все большую роль стали играть представители низших слоев индийского общества, включая «неприкасаемых», которых в независимой И. стали именовать далитами («угнетенными»). К концу 1950-х годов, при сохраняющемся преобладании ИНК на уровне центра, произошло ослабление его позиций на уровне штатов. Выборы 1962 года обозначили тенденцию к снижению числа голосов, поданных за конгрессистских кандидатов. На выборах в законодательные собрания штатов доля ИНК также сократилась. Выборы свидетельствовали об укреплении позиций правых сил — Сватантры и Джана сангх. В 1963 году правые потребовали в парламенте отставки правительства Дж. Неру и образовали внутри Конгресса группу «синдикат», влияние которой было велико вплоть до ее выхода из ИНК в 1969 году. Со смертью Дж. Неру в 1964 году размежевание сил внутри Конгресса, сдерживаемое его личным авторитетом, приняло необратимый характер. Развитие центробежных тенденций в крупнейшей партии страны привело к нараставшему политическому кризису. Произошел раскол в социалистическом движении. Группа социалистов, возглавляемая Дж. Нараяном, сблизилась с антиконгрессистскими партиями. В 1964 году произошел раскол в коммунистическом движении, приведший к образованию, наряду с Коммунистической партией Индии (КПИ), так называемой параллельной компартии, которая стала называться КПИ(м) — Коммунистическая партия Индии (марксистская). С 1964 по 1980 годы КПИ и КПИ(м) находились в состоянии идейного неприятия и практической конфронтации. Вместе с тем коммунисты обрели значительную поддержку в ряде регионов Индии и регулярно одерживали победы на выборах в законодательные собрания таких крупных штатов, как Керала, Западная Бенгалия, а также в Северо-Восточной Индии. Китайско-индийский вооруженный пограничный конфликт в 1962 году и военные действия с Пакистаном в 1965 году обострили внутриполитическую ситуацию в Индии и способствовали нагнетанию напряженности в международных отношениях в Азии. 

Накануне выборов 1967 года в ряде конгрессистских организаций штатов произошел раскол. В результате ожесточенной внутрифракционной борьбы в ИНК победу одержала Индира Ганди, дочь Дж. Неру. Она стала премьер-министром, сменив на этом посту Л. Б. Шастри, который возглавлял правительство с 1964 по 1966 годы. ИНК одержал на выборах победу в центре, но утратил свое положение правящей партии в ряде крупнейших штатов. В этой связи ИНК принял целый ряд мер популистского характера, призванных расширить социальную базу партии: национализация 14 крупнейших частных банков, принятие закона о монополиях, установление сфер предпринимательства государства, увеличение ассигнований в государственный сектор, контроль государства над импортом товаров 38 наименований, программы увеличения занятости в сельской местности и ряд других. В 1969 году произошел раскол ИНК и образование двух параллельных организаций Конгресса по всей стране: ИНК(И) во главе с И. Ганди (отсюда название ИНК(И)) и Организация Конгресс — ИНК(О) («синдикат») во главе с бывшим министром финансов в правительстве И. Ганди — М. Десаи.

Выборы 1971 — 1972 годов принесли победу Конгрессу. Он завоевал абсолютное большинство в парламенте и получил 2/3 голосов, необходимых для внесения поправок в Конституцию. Важным событием этого периода стало образование в 1971 году нового государства на карте Южной Азии — Народной Республики Бангладеш в результате отделения от Пакистана Восточной Бенгалии. Крушение режима военной администрации Пакистана, победа Индии и капитуляция пакистанской армии сыграли роль факторов, способствовавших росту авторитета И. Ганди. В начале 1970-х годов Конгресс вновь обрел доминирующее положение в индийском обществе. Концепция регулирующей роли государства в осуществлении социально-экономических реформ продолжила свое развитие. Внешнеполитический курс обнаруживал преемственность и базировался на развитии взаимоотношений как со странами социалистического лагеря, в первую очередь СССР, так и с западным миром, повысилась роль Индии в Движении неприсоединения. Однако перегибы в этатистской линии экономической стратегии вызвали кризисные процессы в индийском обществе (усиление автократических тенденций в руководстве ИНК, застой и коррупцию, неудачи в осуществлении социальных программ, нарастание этно-конфессиональной напряженности, развитие сепаратистских тенденций). Эти негативные проявления стимулировали поиск альтернативных путей развития и объективно вели к складыванию организованной оппозиции ИНК. Принцип консенсуса уступал место принципу альтернативности в политической жизни Индии. Программа оппозиции предполагала либерализацию экономики, отказ от жесткого планирования, децентрализацию руководства, упор на технологическое переустройство деревни в противовес социально ориентированным аграрным реформам. Ответом на кампанию гражданского неповиновения, организованную оппозицией, стало введение (в обход существовавших конституционных процедур) в Индии 26 июня 1975 года чрезвычайного положения, а 1 июля 1975 года была принята «программа из 20 пунктов», с помощью которой ИНК пытался сохранить поддержку населения. В январе 1977 года чрезвычайное положение под натиском антиконгрессистских массовых движений протеста было отменено.

На март 1977 года было назначено проведение парламентских выборов. Накануне выборов было объявлено о создании коалиции оппозиционных партий под названием Джаната фронт (ДФ, Народный фронт) во главе с Морарджи Десаи. Предвыборная платформа ДФ содержала следующие пункты: восстановление демократических свобод; построение эгалитарного общества, основанного на традициях и принципах национально-освободительного движения; децентрализация политической власти; ограничение сферы деятельности государства и сокращение объема государственного сектора. Выборы 1977 года впервые в истории страны принесли поражение ИНК. Первые 30 лет (1947—1977) политическая система Индии, основанная на принципах «эпохи Неру», функционировала без видимых сбоев, однако после кончины Дж. Неру в 1964 и выборов 1967 года в ИНК стали обнаруживаться дестабилизирующие факторы и возобладали центробежные тенденции. Попытка возврата к монополизации власти Конгрессом за счет внедрения в политическую жизнь принципов унитаризма (чрезвычайное положение 1975—1977 годов) лишь ускорила переход к полицентрической системе политического представительства, неизбежным следствием которого стало усиление межпартийного соперничества и конфликтности.

В мае 1977 года состоялся учредительный съезд Джаната парти (ДП), на котором было провозглашено слияние партий оппозиции. Однако консолидационный процесс затрудняла социальная и идейная разнородность участников. Острая фракционная борьба привела к расколу Джаната парти летом 1979 года. Ряд депутатов парламента от ДП вышли из нее и образовали новую партию, первоначально названную Джаната парти (светская), а впоследствии переименованную в Лок дал (Народная партия). В июле 1979 года лидеры оппозиции в парламенте выдвинули предложение о вотуме недоверия правительству Джанаты, которое было принято премьер-министром М. Десаи, подавшим в отставку. Вновь созданный коалиционный кабинет вскоре также объявил об отставке и назначении внеочередных выборов на январь 1980 года. Раздельное выступление оппозиционных сил показало, что антиконгрессистские партии не превратились в конкурентоспособные прочные объединения. Сами составные части оппозиции стали иными: прекратили свое существование Сватантра и ИНК(О). На базе Джана сангх — РСС в 1980 году возникла новая организация Бхаратия джаната парти (БДП).

А. Л. Сафронова.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 67-70.