США: федерация и штаты

США: федерация и штаты

США оставались федерацией, но права штатов все больше ограничивались, особенно в области бюджета, промышленности, трудовых отношений, судебной системы, банковского дела. Они постепенно стали переходить к федеральным властям. Возросла роль федеральных исполнительных органов, и в первую очередь президента. Его указы, вновь создаваемые федеральные бюро, комиссии и комитеты довольно бесцеремонно диктовали установки администрации штатов.

Интересно, что 10-я поправка Конституции, трактующая о соотношении полномочий федерации и штатов, до начала XX в. толковалась как гарантия охраны прав штатов. В 1941 г. в решении по делу «США против Дерби» Верховный суд дал совсем иное толкование этой поправки. Гегемония федерации признавалась юридически обоснованной.

Закон Смита — Юза 1917 г. о профессиональном обучении означал прямое вмешательство в прерогативу штатов. Подобного же рода акты конгресс издавал в области охраны естественных богатств, дорожного строительства. Узурпация прав штатов достигалась также путем федеральных субсидий. Ассигнуя фонды на содержание национальной гвардии штатов, конгресс превращал их в составную часть федеральных вооруженных сил. Почти любой акт властей штата мог быть признан Верховным судом США неконституционным, не отвечающим требованиям федеральной Конституции и федеральным законам. Этот орган признал за конгрессом право наказывать нарушителей таких законов.

Крупные банковские и промышленные корпорации, используя налоговое законодательство, могли разорить любое конкурирующее предприятие. Конгресс имел право возложить на органы штатов выполнение тех или иных общегосударственных повинностей. Унификация деятельности властей штатов и федерации достигалась путем заключения межштатных соглашений, а также организацией различного рода ассоциаций. В 1925 г. была учреждена ассоциация американских законодателей, объединившая все штаты, позднее появились конференция губернаторов, комитеты по совместной деятельности федерального правительства и правительств штатов и др. В 1938 г. конгресс принял акт, который разрешил банкам создавать филиалы в любом штате. До издания его такая практика затруднялась правовой разобщенностью штатов и сопротивлением мелких банковских фирм.

Монополистический капитал, интересы которого опосредованы главным образом федеральными властями, очень твердо держит в своих руках руководство экономикой и особенно налогообложением. В этой области почти не допускается расхождения между требованиями, сформулированными в актах федерального управления, и требованиями органов штатов.

Федеральные власти выполняли сложную задачу кумуляции взглядов и интересов правящего класса и в целом учитывали как общенациональные, так и региональные интересы монополий. Этйм объясняется, почему в стране с такой высокой степенью концентрации капитала сохранилась федерация. Штаты не рассматривались как административно-территориальные единицы. Сепаратизм штатов использовался главным образом для предоставления свободы силам реакции. Эти силы больше всего были заинтересованы в ослаблении политической зависимости для федеральных властей, в предоставлении штатам свободы действий для подавления всякого прогрессивного движения.

Исходя из квази-суверенности своих решений, штаты могли парализовать деятельность федеральных властей, если она была нежелательна для правящих кругов группы штатов, а в отдельных случаях шли на прямой саботаж. Наиболее распространенной формой выражения несогласия с решениями федеральных властей было принятие законодательным собранием штата специальной резолюции «О вторжении» федерации в компетенцию штата.

Расширение экономической функции федеральных властей означало вмешательство этих властей в права штатов, являлось признанием того факта, что монополиям тесно в рамках одного штата, что им нужна была сильная централизованная власть. Крупные корпорации все реже выступали за «незыблемость прав штатов».

О росте численности госаппарата свидетельствуют такие данные. В 1889 г. в федеральных органах имелось 30 тысяч служащих (1 на 2 тысячи американцев). В 1964 г. служащих стало 2,5 миллиона (1 на 76 жителей). Разбухание бюрократического аппарата есть следствие централизации и роста государственно-монополистического уклада.

В начале 60-х годов федеральные власти несколько расширили права штатов в финансовой области. Президент Л. Джонсон назвал этот подход «созидательным федерализмом». Имелось в виду дать больше самостоятельности штатам в распределении ассигнований на социально-экономические нужды. Если раньше они получали федеральные субсидии с указанием на что их тратить, то теперь часть доходов прямо передавалась штатам, а последние могли тратить их по своему усмотрению. Это означало стремление военно-промышленного комплекса освободить общегосударственный бюджет от расходов на улучшение условий жизни народа.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 308-310.

Рубрика