Гатчина

Гатчина

Достопримечательностями города Гатчины, расположенной в 45 км к юго-западу от Ленинграда [Санкт-Петербурга], являются дворец, построенный в XVIII веке, и примыкающий к нему обширный живописный парк. Наиболее удобное средство сообщения с Гатчиной — электропоезда с Балтийского вокзала или в летнее время автобус (станция отправления— площадь Мира).

История населенного пункта Гатчина уходит в далекое прошлое. Уже в писцовой Новгородской книге 1499 года в ряду других селений, расположенных на территории нынешнего Гатчинского района и сохранивших до наших дней свои древние славянские названия, упоминается «село Хотчино, что над озерком Хотчино». Известно, что в 1725 году Петр I подарил мызу Гатчина своей сестре Наталье Алексеевне. Позднее мыза перешла во владение лейб-медика Петра I Блюментроста, затем Куракиных, а в 1765 году куплена Екатериной II в казну и подарена ею своему фавориту Григорию Орлову. Один из богатейших людей своего времени (Екатерина «пожаловала» ему 45 тысяч государственных крестьян), Орлов начал в Гатчине грандиозное по тому времени строительство дворца и парка. Таким образом, Гатчинский дворец был первоначально не царской или великокняжеской резиденцией, а богатой помещичьей усадьбой.

Строитель Гатчинского дворца архитектор А. Ринальди — один из видных представителей раннего классицизма в России — решил создать загородный дом в новом для своего времени вкусе, требовавшем не пышной роскоши, а «изящной простоты» и тесной связи архитектуры с окружающей природой. Эта задача была мастерски решена. Одновременно с сооружением дворца с 1766 года развернулись работы и по устройству примыкавшего к дворцу парка, которые продолжались затем до конца XVIII века. В результате возник обширный и живописный парк, изобилующий прекрасными пейзажами и являющийся одним из лучших образцов русского садово-паркового искусства.

После смерти Орлова Екатерина II купила Гатчину у его братьев и в 1783 году подарила ее своему сыну и наследнику Павлу. Отношения между ними были враждебными, и этим подарком Екатерина стремилась отдалить сына — возможного претендента на престол — от своего двора. В глазах Павла Екатерина II была убийцей его отца (Петра III) и похитительницей престола. В Гатчине новый ее владелец отгородился от враждебных ему Петербурга и Царского Села.

Вокруг дворца сооружаются в это время казармы для небольшого отряда «гатчинских войск», находившихся под командой Павла, дома для его приближенных, отстраиваются город и укрепленные форштадты (предместья). Меняется весь облик былой Орловской усадьбы — места загородного отдыха и охотничьих забав екатерининского вельможи. Под руководством арх. В Бренна переделывается большинство внутренних помещений дворца, создаются пышные парадные залы. Перед дворцом воздвигаются каменные бастионы с амбразурами для пушек, сооружаются глубокие рвы, наполненные водой, с переброшенными через них подъемными мостами, надстраиваются боковые каре. Зеленый луг перед дворцом превращается в обширный песчаный плац, где происходит муштра гатчинских батальонов.

Устраненный от участия в государственных делах Павел прожил в Гатчине 13 лет, готовясь к будущему управлению империей. Напуганный недавним восстанием крестьян под руководством Пугачева и событиями Французской буржуазной революции, Павел видел спасение от опасностей, грозивших самодержавию, в крайнем усилении абсолютизма и в превращении армии путем жесточайшей палочной муштры в слепое орудие своей политики.

После вступления в 1796 году Павла на престол приближенные к нему «гатчинцы» заняли видные места в государственном управлении. Батальоны гатчинских войск были влиты в гвардейские полки, и по их образцу началась спешная «реорганизация» всей русской армии. Великий русский полководец Суворов за критику гатчинских порядков был отправлен Павлом в ссылку. Самое слово «Гатчина» стало символом павловского деспотизма.

Парадные залы гатчинского дворца при Павле-императоре стали местом пышных придворных церемоний — приемов иностранных послов, парадных обедов и т. д. В это время возникает проект строительства в Гатчине нового грандиозного дворца. Однако проекту не суждено было осуществиться, так как 11 марта 1801 года дворцовый переворот положил конец царствованию Павла I.

В течение первой четверти XIX в. никакого строительства во дворце и парке не велось. Дворец в это время пустует, плац перед ним зарастает травой. Вновь Гатчина оживает во второй четверти XIX в., когда она становится штаб-квартирой Николая I во время ежегодных осенних маневров. На дворцовом плацу в это время снова происходят бесконечные учения и смотры, в приверженности к которым Николай I не уступал своему отцу.

В 1844—1851 годы велись последние большие работы во дворце — были перестроены оба его боковых каре (замкнутые четырехугольники с внутренними дворами). Работами руководил архитектор Р. И. Кузьмин, сумевший в архитектурной обработке наружных фасадов каре сохранить художественное единство с фасадами главного корпуса.

С середины XIX века дворец служил охотничьим замком, в который лишь изредка наезжали его владельцы. В конце XIX века Гатчина стала постоянной резиденцией Александра III, покинувшего вскоре после 1 марта 1881 года Петербург и укрывшегося за крепкими стенами Гатчинского замка. Оправившись от растерянности и страха перед террористами-народовольцами, Александр III оказался перед неизмеримо более грозной опасностью — мощно нараставшим в стране массовым рабочим движением. В написанном в 1882 году предисловии к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс, говоря о росте революционного движения в России, назвали Александра III «содержащимся в Гатчине военнопленным революции».

После Великой Октябрьской социалистической революции Гатчинский дворец перешел, как и все другие царские дворцы, в собственность народа. Летом 1918 года состоялось торжественное открытие Гатчинского дворца-музея, и с тех пор из года в год росло число посетителей, знакомившихся с его первоклассными художественными коллекциями и архитектурно-декоративным убранством. Гатчинский парк, до революции недоступный для народа (вход в него был открыт лишь для представителей привилегированных сословий), очень скоро завоевал широкую популярность как среди ленинградцев, так и среди приезжих из самых отдаленных местностей нашей Родины.

В начале Великой Отечественной войны основные художественные коллекции дворца были эвакуированы. В сентябре 1941 года фашистские орды захватили Гатчину и хозяйничали в ней более двух лет. Когда в ночь на 26 января 1944 года в ходе победоносного наступления войск Ленинградского фронта подразделения Советской Армии штурмом овладели городом Гатчиной, они застали дворец объятый пламенем. Поджог был преднамеренным, всё здание фашисты заранее заминировали. Пожар уничтожил деревянные междуэтажные перекрытия, крышу и большую часть внутренней художественной отделки. Только стремительность наступления частей Советской Армии предотвратила полную гибель дворца, сильно пострадавшего от пожара. Наружная его архитектура пострадала сравнительно мало. Тяжелые раны нанесли фашисты и Гатчинскому парку — каменные мосты были взорваны, территория парка заминирована и изрыта траншеями.

Работы по восстановлению парка развернулись сразу же после освобождения Гатчины. Начались массовые посадки молодых деревьев, построены оранжереи, полностью восстановлены Собственный и Ботанический сады, начаты большие работы по очистке озер и прудов. Ведется подготовка к восстановлению мостов и других архитектурных сооружений.

17 июня 1945 г. Гатчинский парк был открыт для посетителей.

Цитируется по изд.: Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 665-670.

Рубрика