Республика Индия: верования населения (НКА, 1985)

Республика Индия: верования населения (НКА, 1985)

В Индии 83% населения придерживаются индуизма. Индуизм является господствующей религией во всех штатах республики, кроме штата Джамму и Кашмир и недавно образованного маленького штата Нагаленд. Индуизм подразделяется на два основных направления — вишнуизм и шиваизм. В настоящее время большее распространение получил культ бога Вишну, однако среди ряда индийских народов (например, среди тамилов, ассамцев) преобладают шиваиты. Кое-где сильно развит и шактизм, например у сохраняющих традиции материнского рода малаялей. Помимо ортодоксальных индуистов-санатани в стране имеются и последователи реформированного индуизма, прежде всего религиозного общества Арья самадж.

Мусульмане в Индии составляют 11% населения (в 1979 году их насчитывалось 80 миллионов). Подавляющее большинство индийских мусульман - сунниты ханифитского толка. На Малабарском побережье распространен шафиитский толк, а в ряде районов Уттар-Прадеша и Западной Бенгалии суннизм имеет ясно выраженные ваххабитские тенденции. Некоторое число последователей имеет секта ахмадие. Шииты составляют менее десятой части мусульманского населения. Больше всего шиитов можно встретить в городах. Среди них имеются исмаилиты, хотя по численности последние уступают ортодоксальным шиитам. Индийские исмаилиты подразделяются на низаритов (ходжа) и мусталитов (бохра). Большинство ходжа являются последователями наследственного имама мультимиллионера Ага-хана, которого они почитают как живого бога.

Третьей большой религиозной группой Индии являются христиане (около 3% населения). В Южной Индии первые христиане появились еще в I веке н. э. В настоящее время более половины индийских христиан сосредоточено на юге страны (прежде всего в штате Керала, а также в районе города Мадраса). Много христиан и в штате Нагаленд. Всех индийских христиан можно разделить на две основные группы. К первой из этих групп относятся потомки древнего христианского населения Индии, некогда придерживавшегося несторианского вероучения. С вторжением в Индию португальских колонизаторов последние принялись насильственно насаждать католицизм. Индийских христиан принудили вступить в унию с Римом, в результате чего была создана Сиро-малабарская церковь, признавшая догматы католицизма, но сохранившая свою обрядность. Через некоторое время значительная группа последователей этой церкви порвала с Римом, однако не возвратилась назад к несторианству, а приняла якобитские (монофиситские) догматы. От якобитов, в свою очередь, ответвилась Малабарская сирийская церковь святого Фомы, приблизившаяся к протестантизму. Впоследствии небольшая часть якобитов вступила в унию с Римом, что привело к образованию Сиромаланкарской церкви. Позже униатские церкви потеряли часть своих последователей, в частности от Сиро-малабарской церкви откололась Хал-дейская сирийская (неонесторианская) церковь. Таким образом, в настоящее время в Южной Индии существуют следующие старохристианские церкви: униатские Сиро-малабарская церковь (халдо-католическая, 2178 тысяч последователей) и Сиро-маланкарская церковь (сиро-католическая - 213 тысяч), якобитские Маланкарская сирийская православная церковь (1,5 миллиона) и Малабарская сирийская церковь святого Фомы (579 тысяч) и, наконец, неонесторианская Халдейская сирийская церковь (5 тысяч).

Образование второй группы христиан связано с деятельностью европейских миссионеров. Проповедники особенно активизировали свою работу в XIX—XX веках, и в настоящее время именно эта вторая группа образует большую часть христианского населения Индии. Наиболее влиятельна Римская католическая церковь (9,7 миллионов последователей, включая католиков восточных обрядов). Католиков более всего на юге страны, а также в некоторых западных районах (например, в Гоа, Дамане и Диу, где несколько столетий господствовали португальские колонизаторы). Из протестантских церквей (4,3 миллиона) наибольшее число приверженцев имеют Церковь Южной Индии и Церковь Северной Индии. Церковь Южной Индии (1,5 миллиона человек) была создана в 1947 году путем слияния основных протестантских организаций южной части страны. В состав новообразованной церкви влились Методистская церковь, Южноиндийская объединенная церковь (пресвитериан и конгрегационалистов), а также южные епархии англиканской Церкви Индии. Церковь Северной Индии (более 600 тысяч человек) была организована в 1970 году в результате слияния англиканской Церкви Индии и Объединенной церкви Северной Индии. Кроме того, в стране немало баптистов (2,1 миллиона), лютеран (1,1 миллиона), меннонитов, пятидесятников. Имеются в Индии и приверженцы Армии спасения (227 тысяч).

Вышедший из недр индуизма сикхизм в настоящее время занимает в Индии положение самостоятельной религии. Сикхи образуют около 2% населения страны. Подавляющее большинство их сосредоточено в Пенджабе.

В Индии живет также 3,8 миллиона буддистов. Больше всего буддистов в Махараштре. Распространенная только в пределах Индии религия джайнизм насчитывает около 2,6 миллиона последователей. Основная масса джайнов сосредоточена в Раджастхане, Гуджарате и Махараштре. Небольшую религиозную общность образуют в Индии зороастрийцы-парсы, потомки переселенцев из Персии, бежавших в VII—XII веках от преследований со стороны приверженцев ислама. Численность парсов - свыше 120 тысяч (по другим данным - 200 тысяч). Свыше половины всех индийских зороастрийцев сосредоточено в Бомбее. Иудаистов в Индии - 8 тысяч. Подавляющее большинство их сосредоточено в Махараштре и Керале.

Некоторые отсталые народы Индии продолжают придерживаться племенных верований. Атеистов в стране сравнительно немного. К ним принадлежит часть городской интеллигенции.

В ассоциированном штате Индии Сикким наиболее распространены индуизм (67% всего населения) и буддизм (31%).

Местной формой буддийской религии в Сиккиме является ламаизм красношапочного толка. Его придерживается коренное население (бхотии и лепча), а также часть выходцев из Непала. Другая часть непальских переселенцев - индуисты. В ассоциированном штате живет также группа христиан-католиков (11 тысяч) и протестантов. Имеются небольшие группы джайнов и мусульман.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 80-82.