Гатчина: парк

Гатчина: парк

МАРШРУТ ПО ГАТЧИНСКОМУ ПАРКУ. Дорога к парку, «Коннетабль», терраса. Пройдя от вокзала Балтийской ж. д. по Цветочной ул. около 200 м, следует повернуть по Красноармейскому пр. направо, чтобы выйти к «Коннетаблю» — высокому 32-метровому обелиску, стоящему на скрещении Красноармейского пр. и пр. 25 Октября — одном из самых высоких мест Гатчины. Выстроен обелиск в 1793 году из местного, так называемого чернецкого камня. Установка его не связана с каким-нибудь определенным событием, назначение его чисто декоративное. Название «Коннетабль» было заимствовано Павлом I (коннетабль — высшее воинское звание во Франции середины XVIII века).

По пути от «Коннетабля» вниз (к входу в парк через Адмиралтейские ворота) на левой стороне расположена терраса, сложенная из пудостьского камня и обнесенная вверху каменной балюстрадой. Сквозь толщу стен террасы сбегают вниз к шоссе две каменные лестницы. Массивные и скупые формы террасы, сооруженной в конце XVIII века, и толщина ее стен придают этому парковому сооружению черты суровой крепостной архитектуры.

Приоратский дворец. С находящегося в нескольких десятках метров от террасы моста через проток между Белым и Черным озерами виднеется справа необычная постройка с высокой башней и крутой кровлей, напоминающая средневековый рыцарский замок. Это так называемый Приоратский дворец, сооруженный в 1798 году по проекту архитектора Н. А. Львова. Свое название он получил потому, что строился для игумена (приора) мальтийского рыцарского ордена. Изгнанный с острова Мальты Наполеоном, орден нашел себе покровителя в лице Павла I, принявшего звание великого магистра мальтийского ордена. В наши дни в Приоратском дворце помещаются Гатчинский Дом пионера и детская музыкальная школа. От дворца получил свое название и расположенный вокруг него Приоратский парк.

Здание Приоратского дворца интересно не только своей своеобразной архитектурой, но и необычным материалом, из которого оно сооружено. Это землебитная постройка, возведенная по способу, изобретенному Львовым. Кроме поднимающейся почти отвесно из воды подпорной стены и стройной, увенчанной шпилем башни, возведенных из местного известняка, все остальные части здания сооружены из прессованной земли, скрепленной слоями известкового раствора. По мысли Львова, этот способ должен был дать народу дешевые, прочные, не боящиеся пожара жилища, способствуя вместе с этим сохранению лесов. Следует отметить, что утверждение Львова о том, что его землебитные строения не боятся времени и с годами будут приобретать всё большую прочность, полностью подтвердилось. Во время Великой Отечественной войны в непосредственной близости от здания Приората не раз разрывались авиабомбы огромной силы, взрывной волной была сорвана кровля Приората, но его землебитные стены не дали ни трещин, ни осадки.

Адмиралтейские ворота, Белое озеро. Вблизи от моста, с которого открывается вид на Приоратский дворец, расположены Адмиралтейские ворота, служащие главным входом в парк со стороны города. Выстроены они в 1796 г. из пудостьского камня, который нашел себе применение в большинстве сооружений Гатчинского парка. Полуциркульную арку ворот с двумя парами коринфских колонн по сторонам венчает строгий классический фронтон.

С главной аллеи от Адмиралтейских ворот открывается красивый вид на Белое озеро — самое крупное из гатчинских озер, питаемое обильными подземными ключами. Вблизи ворот почти нет высоких деревьев, а между купами кустов оставлены широкие лужайки; благодаря этому перед входящими в ворота сразу же раскрывается широкая панорама парка. Широкое зеркало озера окаймлено лесистыми берегами, его водную гладь оживляют искусственно созданные небольшие острова. Особенно живописен ближайший к берегу Вороний остров, заросший серебристыми ивами. Вдали на левом берегу виднеется каменная терраса-пристань, на правом — павильон Венеры. В конце озера в ясный день вырисовывается силуэт Большого каменного моста.

Гатчинский парк — один из первых в России пейзажных парков со всеми их отличительными чертами. Прихотливые дорожки, свободные очертания озер или речек, тенистые рощи и солнечные поляны создают живописные, сменяющие друг друга картины природы, которой как бы не касалась рука человека. Эта кажущаяся безыскусственность пейзажных парков является в действительности плодом тонкого искусства садовых мастеров и достигалась ценой громадного труда. По сохранившимся документам известно, что над созданием пейзажей Гатчинского парка трудились сотни крепостных, осушавших почву, прорубавших просеки, изменявших очертания берегов и сажавших десятки тысяч дубов, кленов, пихт вязов, серебристых елей. Среди опытных мастеров садового дела, руководивших работами в Гатчинском парке, известны имена Льва Иванова, Василия Ползунова и др.

Карпин пруд. Дойдя от Адмиралтейских ворот по прямой аллее до берега Белого озера, повернув налево и перейдя по деревянному мосту через неширокий залив, мы окажемся на так называемом Длинном острове, отделяющем озеро от Карпина пруда. Этот искусственный водоем был вырыт в конце XVIII века и первоначально в нем разводили карпов, откуда и произошло его название. Пруд несколько напоминает по форме кувшин с высоким горлом, почему иногда его называют «Пруд-кувшин». Перспектива пруда со стороны протока замыкается трехарочным каменным мостом, построенным по проекту архитектора А. Д. Захарова около 1800 года. Во время войны мост сильно пострадал.

У самой дороги, ведущей к дворцу, против гранитной лестницы, спускающейся к Карпину пруду, среди густых кустов сирени рас-положен «Восьмигранный колодец» — одно из наиболее ранних сооружений Гатчинского парка. Бьющий из зелени родник, заключенный в гранитную оправу прекрасного рисунка, образует небольшой бассейн, наполненный прозрачной водой, стекающей по подземной трубе в соседнее Серебряное озеро.

Верхний, Нижний и Собственный сады. Обогнув широкую часть Карпина пруда, выходим в район расположенных рядом с дворцом регулярных садов — Верхнего, Нижнего и Собственного. К концу XVIII века, когда увлечение пейзажными парками потеряло свою остроту, за регулярными садами снова стало признаваться право на существование. В это время ближайшие к дворцу участки Гатчинского парка были перепланированы в регулярном стиле.

По берегу Карпина пруда против Длинного острова был разбит Верхний сад, расположенный на террасах, соединенных широкими каменными лестницами. Верхний сад является образцом итальянских садов, характерных своим расположением на склонах, превращаемых в террасы. Ближе к дворцу на искусственно выровненной площадке был создан Нижний (или Голландский) сад. Отличительной чертой голландских садов было отсутствие высоких деревьев и обилие больших цветников из ярких тюльпанов или гиацинтов. Таким и был сначала гатчинский Голландский сад, но в конце XIX века его цветники были уничтожены и от первоначальной планировки сада сохранились до наших дней только геометрически правильная сеть дорожек и каменная лестница, ведущая в Верхний сад. Былые цветники уступили место кустам сирени, а самый сад с конца XIX в. стал называться Сиреневым.

Небольшой по размерам так называемый Собственный сад, разбитый в 1797 году у самых стен дворца в стиле французских регулярных садов, лучше всего сохранил свою первоначальную планировку. Устроен он на высокой искусственной террасе, насыпанной из земли, вынутой при копке Карпина пруда. Крутые откосы террасы облицованы пудостьским камнем. Прямые аллеи радиусами сходятся к круглой площадке, в центре которой возвышается мраморная статуя Флоры — покровительницы цветов (работа каррарского скульптора XVIII в. Фабиано Медико). Вокруг площадки стоят мраморные гермы сатиров и вакханок.

Дворец. Парковый фасад дворца выходит на обширный зеленый луг, полого спускающийся к Серебряному озеру. Фасад замкнут двумя стройными башнями, придающими дворцу характер замка.

Это впечатление усиливает и самый материал, которым облицован дворец, — добываемый в окрестностях Гатчины так называемый пудостьский камень. Дорический портик с двумя колоннами выделяет центральную часть фасада. По сторонам портика стоят две мраморные статуи XVIII в. аллегорического содержания: «Война» (работы немецкого мастера Морлейтера) и «Мир» (работы венецианца Маркиори).

Среди других пригородных дворцов Гатчинский отличается простотой своих архитектурных форм и скромностью внешнего убранства. Его фасады четко расчленены на этажи и украшены только пилястрами дорического и ионического ордеров, наличниками окон и арок. Прекрасные пропорции в сочетании с тонким рисунком всех архитектурных деталей, безупречно выполненных в камне искусными руками русских каменотесов, делают сдержанную простоту фасадов дворца особенно впечатляющей.

До конца 1770-х годов дворец состоял только из центрального корпуса и примыкавших к нему двух полуциркульных крыльев. Позднее (к 1780 году) по сторонам были поставлены два одноэтажных служебных каре, которые затем надстроили до высоты двух с половиной этажей. Первоначально в первом этаже главного корпуса как со стороны паркового, так и дворового фасадов были устроены открытые аркады, соединявшиеся между собой сквозным открытым проходом, прорезанным по центральной оси здания. Это делало особенно осязательной связь дворца с окружающей его природой.

За лугом, лежащим перед парковым фасадом дворца, виднеется небольшое Серебряное озеро, названное так за особенную чистоту и прозрачность воды. Оно, так же как и Белое озеро, естественного происхождения и питается сильными подземными ключами.

Чесменский обелиск, Горбатый мост, «Лесная оранжерея». Широкая аллея вдоль берега Белого озера приводит к невысокому мраморному обелиску. Он расположен на глубоко вдающемся в озеро мысе. Четырехгранный, суживающийся кверху столб, сложенный из розоватого олонецкого мрамора, покоится на простом и строгом основании из прекрасного серого мрамора. Мягкое сочетание розоватых и серых тонов гармонирует с зеленью листвы. Обелиск воспринимается как неотъемлемая часть мастерски созданного вокруг него пейзажа. Назван этот обелиск Чесменским в память блестящей победы русского флота над турецким в Эгейском море (в бухте Чесма) в июне 1770 года.

Несколько левее обелиска виден каменный мост. Высокая и легкая каменная арка опирается на два массивных устоя, украшенных неглубокими нишами. Из-за характерной круто изогнутой линии силуэта мост назван Горбатым. В конце XVIII века в Гатчинском парке с его многочисленными озерами, протоками и каналами соорудили семь каменных мостов, различных по своим формам, но выполненных из одного и того же строительного материала — местных известняков. Эти мосты были целиком или частично уничтожены фашистами. Уцелел лишь Горбатый мост.

Неподалеку от Чесменского обелиска на той же аллее, что идет от дворца, находится сильно пострадавшее от пожара здание «Лесной оранжереи». Здание было увенчано высокой мансардной кровлей. Несмотря на то что разрушения здесь очень значительны, прекрасные пропорции, в которых выдержана эта постройка конца XVIII в., и сейчас указывают на руку умелого мастера, имя которого пока не установлено.

В «Лесной оранжерее» выращивались преимущественно пальмы, лимонные, лавровые и миндальные деревья и др. Ими украшали дворцовые залы и сады с регулярной планировкой.

В нескольких минутах ходьбы от «Лесной оранжереи» влево от аллеи расположено интересное сооружение, так называемый «Амфитеатр». В настоящее время он представляет собой высокий земляной вал кольцеобразной формы, прорезанный четырьмя накрест расположенными проемами ворот. «Амфитеатр» предназначался для устройства «каруселей» — конных состязаний, напоминавших средневековые рыцарские турниры. Работы по устройству «Амфитеатра» были начаты в 1790-х годах по проекту архитектора Н. А. Львова. Изображенные на сохранившихся чертежах статуи и вазы так и не были поставлены на постаменты, точно так же как и полотна ворот не были повешены на подготовленные крючья. В ближайшем будущем намечается привести «Амфитеатр» в порядок, изготовить по старым чертежам кованые створки ворот, восстановить трельяжи и т. д. После осуществления этих работ на арене «Амфитеатра» будут устраиваться детские спортивные игры и праздники.

«Павильон орла», «Колонна орла». Аллею, идущую мимо «Амфитеатра», пересекает широкая длинная просека, в конце которой направо желтеет небольшое сооружение. Это так называемый «Павильон орла» (или Темпль), построенный на Длинном острове арх. Бренна в конце XVIII века. Шесть пар колонн дорического ордера, выполненных из серого финского мрамора, поддерживают полукольцевой антаблемент, в центре которого была расположена фигура орла с распростертыми крыльями. Колоннада примыкает к задней сплошной стене павильона, составляя вместе с ней кольцо. Фасад обращен к просеке, на противоположном конце которой вблизи от «Амфитеатра» стоит невысокая мраморная колонна, также увенчанная орлом — «Колонна орла».

Оба эти оригинальных сооружения связаны между собой прочно укоренившейся легендой об удачном выстреле в орла: павильон, якобы, поставлен на том месте, откуда стрелял Павел 1, а колонна на месте, где упала подбитая им птица. Однако эта легенда, возникшая в XIX в., лишена основания, так как «Колонна орла» была сооружена в 70-х годах XVIII века, т. е. еще до того, как Гатчина перешла во владение Павла.

Сильвийские ворота, «Сильвия». Рядом с «Колонной орла» внимание привлекает каменная ограда с воротами строгих и красивых, но несколько грузных пропорций. На фронтоне ворот укреплена позеленевшая от времени бронзовая доска с лаконичной надписью: «Сильвия» (от латинского «лес»). Так называется обширный район парка площадью 17 с лишним гектаров. Предназначалась «Сильвия» в конце XVIII и начале XIX веков специально для оленьих охот. Вельможные охоты в те времена походили на заранее организованную бойню. В одном из старых описаний такой «охоты» читаем: «Известное число ланей ловилось тенетами и загонялось в особое отделение зверинца (так называемую Сильвию), приспособленное к охоте через устройство в разных направлениях просек и дорог. Затем начинался загон гончими собаками и ликерами, и дичь на всем лету убивалась выстрелами. При каждой охоте отстреливалось от 10 до 40 штук».

Планировка «Сильвии» и сооружение каменной стены с воротами были начаты в 1790-х гг. В это же время было высажено большое количество лиственных деревьев; только в одном 1793 г. посажено было более 16 тыс. лип. В XIX в. «Сильвия» приходит в запустение, лиственные деревья постепенно заменяются самосевом ели и сосны. От первоначальной планировки остались только три основные аллеи, расходящиеся лучами от ворот.

«Ферма», «Птичник». Направившись по центральной аллее «Сильвии», дойдем до небольшой реки Колпанки, на берегу которой расположено здание, увенчанное куполом. Стены его сложены из специально грубо отесанных кусков известняка и лишь центральная часть облицована пудостьским камнем, обработанным в виде крупных рустов. Это «Ферма» — парковый павильон, построенный в конце XVIII века при участии архитектора А. Д. Захарова.

Центральный высокий и нарядный купольным зал, стены и потолок которого украшены превосходными росписями, служил для приема знатных посетителей, заходивших сюда во время прогулок выпить молока. В остальных помещениях находились стойла для коров и маслобойка. Соседство хозяйственных помещений не шокировало «высоких» посетителей, так как во второй половине XVIII в. среди знати, пресыщенной роскошью, стало модным увлечение пасторальными (пастушечьими) идиллиями. Устройство фермы в Гатчинском парке было проявлением этой моды, и в сущности, «Ферма» являлась не более, чем дорогой игрушкой.

Декоративное убранство купольного зала, сильно пострадавшее в годы войны, полностью восстановлено, воссозданы изящный орнамент и первоначальный тон окраски стен. Теплый розовато-коричневый колорит росписей прекрасно сочетается с золоченой бронзой люстр и стенников. В помещениях «Фермы» летом устраиваются выставки, посвященные истории Гатчинского парка; зимой в левом крыле «Фермы» и в здании бывшего ледника размещаются лыжная база и раздевалка катка.

На противоположном берегу речки почти напротив «Фермы» находится другой интересный павильон — «Птичник», являющийся одной из ранних работ А. Д. Захарова. Сооружен он одновременно с «Фермой» (около 1800 года). Здание очень хорошо по своим про-порциям. Главный фасад его с полуциркульными нишами-окнами расчленен в центре несколько выдвинутым вперед дорическим портиком, на торцовых фасадах из плоскости стены выступают башенки, перекрытые плоскими куполами с невысокими шпилями. Несмотря на сравнительно большую протяженность, линия фасада не кажется однообразной и скучной. Уже в этой ранней небольшой постройке чувствуется рука будущего создателя Адмиралтейства.

У временного деревянного мостика рядом с плотиной, создавшей перед «Птичником» небольшое озерко, виднеются полузасыпанные землей и заросшие травой глыбы туфа, остатки колонн и небольшой каменный бассейн с кристально-чистой ключевой водой. Это остатки «Наумахии», или «Руинного каскада», сооруженного архитектором Н. А. Львовым в конце XVIII века.

Устройство подобных каскадов-руин, напоминавших развалины античных сооружений, было широко распространено в пейзажных парках конца XVIII века.

«Зверинец». Речка Колпанка, на берегу которой находятся «Птичник» и «Ферма», отделяет Дворцовый парк и «Сильвию» от «Зверинца». Пройдя от «Руинного каскада» около 200 м по дороге, ведущей в сторону Дворцового парка, выходим на широкую прямую дорогу, начинающуюся у Каскадских ворот рядом с кирпичным домиком лесника. Она идет в северо-восточном направлении вдоль канала, являющегося продолжением границы между Дворцовым парком и «Зверинцем». Деревья «Зверинца» то подступают вплотную к дороге, то уходят вдаль, образуя поляны. Этот обширный лесопарк занимает сейчас территорию в 472 га, что составляет лишь небольшую часть того огромного лесного массива, который он занимал в 60-х годах XVIII века.

В 1766 году Григорий Орлов начал устраивать на подаренных ему угодьях вокруг Гатчинской мызы свою охотничью усадьбу. Для большего удобства при охоте в будущем «Зверинце» расчищались тропинки и дорожки, осушались и устилались жердями заболоченные участки. Остатки этих своеобразных «мостовых» и сейчас еще обнаруживаются в различных местах парка под слоем земли. Значительный участок леса окружностью в 8 верст был обнесен высоким частоколом из трехсаженных жердей.

К концу XVIII века площадь, огражденная этим забором, увеличилась почти вдвое, а взамен узких дорожек и тропинок была устроена сеть широких просек, сходящихся к большим круглым полянам. Основной характер этой планировки сохранился и ныне.

Одна из таких просек (длиной около 1,5 км) начинается от Каскадских ворот и идет в северо-западном направлении к Пудости. Там у конца ее находился охотничий домик и зимний загон для оленей и зубров. Место этого загона можно определить по живописной группе специально высаженных там лиственниц и серебристых ив.

Через реку Гатчинку, протекающую посередине «Зверинца», перекинуты металлические мостики, сооруженные в 1880-х годах «Зверинец» с его удобной для купанья речкой, тенистыми рощами и солнечными полянами столь же привлекательное место отдыха и прогулок, как и Дворцовый парк.

Вдоль всей дороги по границе между парком и «Зверинцем» тянулась высокая металлическая ограда с тремя сохранившимися До наших дней каменными воротами, сооруженными в 1797—1798 годы. 

Особенно красивы по своим пропорциям ворота у истока реки Гатчинки, берущей начало из Белого озера. Каменные столбы ворот увенчаны шарами, рисунок ажурных решетчатых створок прост и изящен.

К воротам примыкает высокая каменная стена. В ней еще заметны следы заделанных амбразур — свидетельниц наступательных боев частей Советской Армии в январе 1944 г. Здесь проходил один из последних на подступах к Гатчине рубежей упорно оборонявшихся гитлеровцев.

Береговая аллея в Дворцовом парке. Через ворота вновь входим в Дворцовый парк. Центральная широкая аллея идет вдоль берега Белого озера. Справа протянулась цепь островов; первый из них, наиболее крупный, носит название Пихтового. На него можно попасть по узкому деревянному мостику. Пихты и лиственницы составляют большую часть его древесных насаждений. Многим из этих деревьев более 100 лет. С Пихтового о-ва открывается прекрасная панорама всего громадного Белого озера с Горбатым мостом на Длинном о-ве, силуэтом Адмиралтейских ворот и легкими очертаниями «Павильона Венеры».

Далее береговая аллея идет мимо островков Березового, Соснового. Елового и Плавучего.

«Остров любви», «Павильон Венеры». Цепь мелких островков заканчивается сравнительно крупным «Островом любви». Он отделен от суши каналом, через который переброшены два легких металлических мостика. На острове разбит сад с регулярной планировкой, с затейливым и замысловатым узором дорожек. Широкая прямая липовая аллея ведет к зеленовато-голубому павильону, поставленному над самой водой. Над входом — надпись золочеными буквами: «Остров любви — павильон Венерин».

Массивная дверь служит входом в небольшой вестибюль, за которым расположен нарядный зал, полный света, льющегося из пяти высоких окон-дверей. Простенки между окнами украшены изящной стенной росписью: на желто-оранжевом фоне с золотыми «змейками» мягко и рельефно вырисовывается стилизованный растительный орнамент, фигурки амуров и нимф, эмблемы богини любви — луки и колчаны со стрелами. Подобные же росписи расположены над окнами и зеркалами в углах зала. Плафон работы художника Меттенлейтера изображает триумф Венеры: богиня мчится по облакам на колеснице, в которую запряжены лебеди, ее сопровождает толпа нимф и амуров.

Как внутреннее, так и наружное архитектурное убранство павильона тематически связано с мифом о богине любви и весны. Трельяжная отделка наружных стен павильона, издали напоминающая рыбью чешую, резные украшения над окнами, сходные с гребнями волн, и, наконец, постановка павильона у самой воды — всё это перекликается с античной легендой о рождении Венеры из пены морской. Павильон построен в конце 80-х — начале 90-х годов XVIII века. Имя его строителя неизвестно, но, безусловно, это был незаурядный мастер.

Фашисты не пощадили и этот памятник архитектуры: под фундаментом была обнаружена специально подложенная и случайно не взорвавшаяся мина. В настоящее время восстановлены живопись потолка, росписи стен, зеркала и резные гирлянды над ними. В ближайшее время предусматривается устройство каменного мозаичного пола и приведение в порядок мраморных фонтанов.

На территории острова также ведутся восстановительные работы: в соответствии со старыми чертежами идет разбивка сложного рисунка дорожек и площадок, на очереди восстановление шпалер и цветников. Завершение этих работ воссоздаст былой вид этого любопытного «регулярного» уголка Гатчинского парка.

Портал «Маска», Березовые ворота. Покинув «Остров любви», поднимемся по идущей в гору дорожке. Перед нами — монументальный каменный портал, сооруженный в конце XVIII в. арх. Бренна. Стройные сдвоенные колонны поддерживают выступающий вперед центральный портик и боковые стены портала. Он производит впечатление пышного входа во дворец. Однако здесь никакого дворца нет, а старые деревья, обступившие небольшую площадку за порталом, подсказывают мысль о том, что большого здания здесь и не могло стоять.

Действительно, за порталом до недавнего времени находилось небольшое оригинальное сооружение, имевшее снаружи вид штабеля березовых дров, так называемый «Березовый домик». Внутреннее убранство этого необычного павильона отличалось особой изысканностью и изяществом. Авторство этой мастерски выполненной «игрушки» приписывается архитектору Н. А. Львову. Подобные павильоны-сюрпризы, рассчитанные на резкий контраст между грубым, неприглядным внешним видом павильона и изяществом его внутренней отделки, были одной из любимых затей в парках XVIII в. До наших дней сохранился только портал, получивший в XVIII в. название «Маски», так как он скрывал прятавшийся за его высокой стеной «Березовый домик». Сам домик сожжен фашистами в 1944 году.

В нескольких десятках шагов от портала «Маска» расположены Березовые ворота, построенные в 1796 году архтитектором Бренна. Они очень красивы, хотя и несколько тяжеловесны по своим пропорциям. Их лаконичные и грузные формы производят величественное впечатление, отдаленно напоминая триумфальные арки древнего Рима. Обширная поляна перед воротами используется в настоящее время для спортивных игр.

Лабиринт, терраса. От Березовых ворот по верхней аллее направимся мимо прямоугольного пруда к району водного лабиринта. Большой участок парка изрезан прихотливо извивающимися каналами, омывающими несколько небольших островков, соединенных между собой ажурными металлическими мостиками. Водный лабиринт устроен в парке в 1790-х годах.

С того места, где один из каналов лабиринта соединяется с озером, открывается вид на одно из интереснейших сооружений Гатчинского парка — террасу-пристань, расположенную на другом берегу Белого озера. Облицована терраса пудостьским камнем. Очень эффектно сочетание крупных рустов выступающих опорных столбов с нарочито грубо обработанной плоскостью стены. Место для пристани выбрано с определенным расчетом. При взгляде с противоположного берега Белого озера пристань сливается с дворцовым фасадом и производит впечатление великолепного цоколя здания.

Ботанический сад. Пройдя через острова лабиринта, можно выйти в район Ботанического сада — еще одного участка Гатчинского парка, сохранившего регулярную планировку. Это название сад получил в связи с тем, что первоначально в нем были произведены посадки разнообразных привозных пород деревьев и кустарников, в том числе и лекарственных. Не выдержав условий сурового северного климата, все они погибли и вместо них были посажены дубовые аллеи. Сохранились два искусственных водоема — Круглый и Восьмигранный пруды, самые названия которых говорят об их геометрически правильной форме. Первоначально они предназначались для разведения водных растений,

Сад распланирован на выровненной площадке, расположенной двумя уступами, соединенными между собой каменными лестницами. Вековые дубы окаймляют прямые дорожки, а около прудов ряды деревьев повторяют их береговую линию.

В северо-восточной части сада возвышается Цветочная горка, насыпанная из земли, вынутой при копке Восьмигранного и Круглого прудов.

«Голландия». Между Ботаническим садом и Адмиралтейскими воротами виднеется среди зелени большое сооружение, так называемая «Голландия», или Адмиралтейство, возведенное в конце XVIII в. Это была верфь для постройки военных судов небольших размеров, плававших по гатчинским озерам. На Белом озере в то время не раз устраивались примерные морские сражения с пушечной пальбой и абордажами. Небольшой овальный пруд перед Адмиралтейством, так называемый Ковш, соединенный протоком с Белым озером, служил для спуска на воду вновь выстроенных судов. В настоящее время в здании «Голландии» размещается летний театр и библиотека-читальня.

Здесь заканчивается маршрут круговой прогулки вокруг озер Гатчинского парка, занимающей около 2—3 часов.

Недалеко от Адмиралтейских ворот (на улице Чкалова) находится остановка автобуса, курсирующего между вокзалами Варшавской и Балтийской железной дороги.

Цитируется по изд.: Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 670-683.

Рубрика