Индонезия. Развитой феодализм

Индонезия. Развитой феодализм

Период развитого феодализма (11-15 века). История Индонезии этого времени связана с расцветом яванского государства Кедири (возникло в 40-х годах 11 века, после раздела Матарама на два государства: Кедири и Джангала; около 1120 года Кедири объединило почти всю территорию бывшего Матарама). По мере формирования экономического единства Индонезии Ява все более становилась экономическим, культурным и политическим центром Индонезии. Экономическая и политическая консолидация Явы, Мадуры и Бали сопровождалась распространением влияния яванских государств на другие острова, прежде всего на Молуккские. В экономике это был период создания детализированной системы эксплуатации общинников иерархией наследственных и служилых феодалов, в идеологии - время все большей религиозной унификации Индонезии в рамках слившихся буддизма и шиваизма. Но тенденция к объединению еще не стала определяющей, периоды объединения чередовались с периодами феодальной раздробленности.

Разгром войск Кедири отрядами восставших крестьян и оппозиционных феодалов в битве при Гантере (1222) и приход к власти династии, основанной Кен Ангроком (с этого времени Кедири называлось Сингасари), не остановил процесса консолидации. В конце 13 века государство Сингасари при Кертанагаре (1268-1292) установило контроль над частью Суматры, южной частью Малаккского полуострова, западной частью Калимантана и другими районами. В конце 13 века государство Сингасари распалось. Тогда же на Яве сложилась империя Маджапахит и пришла в упадок и распалась суматранская империя Шривиджайя, торговые позиции которой были окончательно подорваны конкуренцией арабских торговцев и мусульманских княжеств Малаккского полуострова.

В период существования империи Маджапахит (1293 - около 1520 года) в максимальной степени были реализованы тенденции создания общеиндонезийские государства, действие которых наблюдалось еще с 11 веке. Базой объединения большей части Индонезии вокруг Явы, где в это время победили развитые феодальные отношения, было не только быстрое развитие внутрииндонезийской торговли и культурных связей, но и превращение Явы в поставщика риса для большинства островов, производящих экспортные культуры. В ходе борьбы за объединение Индонезии выдвинулся талантливый политический деятель Гаджа Мада, фактический правитель Маджапахита в 1328-1364 годы. Этот первый период существования Индонезии как единого государства закончился на рубеже 14-15 веков, но его значение для развития страны велико. Советские и индонезийские ученые подчеркивают историческую роль Маджапахита в создании единого индонезийского государства в противовес ряду голландских авторов, приписывающих объединение Индонезии в единое государство голландским колонизаторам.

Существенно изменилось в 14 веке и внутриэкономическое и политическое положение на самой Яве. Развитие феодализма привело к четкому делению земель на общинные, домениальные, храмовые, пожалованные и частные (у крупных феодалов). Внутри класса феодалов оформилась группа крупных землевладельцев, занимавших высокие посты при дворе и, как правило, родственных махарадже; она противостояла массе служилых феодалов с их условными пожалованиями. Центральная власть строго следила за распределением земельного фонда - осного источника доходов и пожалований. Система эксплуатации нашла свое отражение в своде законов, составленном при участии Гаджа Мады. В 14 веке в Индонезию стал усиленно проникать (из Индии и Малакки) ислам. На Северной Яве возникли мусульманские княжества, не признававшие власти махараджи Маджапахита. С середины 15 века империя Маджапахит стала ослабевать. Во 2-м десятилетии 16 века империя Маджапахит распалась на ряд мусульманских княжеств. Однако сформировавшееся к этому времени экономическое и культурное единство Явы и прилежащих островов диктовало необходимость воссоздания единого государства.

Период развитого феодализма был временем наивысшего расцвета яванской литературы. При дворе короля государства Кедири, прославленного философа Джаябхаи (1135-1157), жил поэт Мпу Панулух - создатель эпических поэм «Бхаратхаюддха» (совместно с Мпу Седахом, 1157), «Харивантса» и «Гатоткачасрая» (1188). В 13-14 веках, в период существования империи Маджапахит, в культуре Индонезии национальные традиции занимали уже преобладающее место. В литературных произведениях древне-яванский язык постепенно уступал место среднеяванскому, значительно очищенному от санскритской лексики. Для произведений, написанных на среднеяванском языке, характерно сильное влияние фольклора («Танту Пангеларан», «Чалон аранг»). Возник жанр яванского рыцарского романа (цикл Панджи). Среди наиболее значительных явлений яванской литературы, относящихся к этому периоду, - историческая поэма Прапаньчи «Нагаракертагама» (1365) и хроника Мпу Тантулара «Параратон». Как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве усиливались декоративное начало и черты символичности: храм Сингасари (14 в.).

Д. В. Деопик, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.