Норвегия издревле (Гудзь-Марков, 1997)

Норвегия издревле (Гудзь-Марков, 1997)

Население Норвегии издревле делилось на несколько десятков fulke — народных общин. Во главе фюлька стоял ярл. Несколько фюльков выдвигали представителей на thing — народное собрание, проводившееся в определенном месте. Высшим арбитром выступал не зависимый от ярлов суд, составленный из представителей населения.

В Норвегии сложились четыре округа, каждый со своим тингом: Вик, Упланд (на юге и востоке), Gulathing (на юго-западе), Frostathing (на севере).

Фюльк делился на herad — сотни, что присуще практически всем индоевропейским народам Евразии, включая и славян. Сотню возглавлял hersir — сотник. Короли именовались yngling. В их обязанности входили руководство войском и защита интересов фюлька.

Повседневная власть находилась в руках bonde — мелких и средних землевладельцев, решавших дела на тинге.

В случае, если ярл "водворял насилие вместо права", населению фюлька рассылалась вырезанная из дерева ратная стрела, означавшая, что ярла сле-дует поймать и убить. Впрочем, ярла могли и изгнать из страны.

На своих усадьбах ярлы содержали дружины.

Северные германцы, жители Скандинавии и Ютландии, столетиями жили в условиях стесненности земельными угодиями. Владения переходили по наследству от отца к сыну. При этом младшие сыновья долю получали деньгами, снаряжали корабли и уходили искать счастья за кромкой горизонта, от восхода до заката перекрытого необъятным океаном. Таков был внутренний источник ежегодных опустошительных вторжений викингов в 1тыс. н.э., происходивших едва ли не всюду в Европе и на севере Атлантики.

Отцом конунга Харальда Прекрасноволосого был правитель области Вестефиольд (запад Вика) Гафдан Черный. Считают, что он происходит из рода конунгов Упсалы (древней столицы Швеции), ведущих родословную от богов. Харальд родился в 863 г.

Харальд сумел подчинить своей власти не только Норвегию, но и острова, лежащие на севере Британского архипелага и долго служившие прибежищем врагам властолюбивого конунга.

В конце жизни Харальд сделал то же, что и Ярослав Мудрый: поделил страну между сыновьями. Так в Норвегии возникло полтора десятка королевств.

Во главе Норвегии встал конунг Эйрик Кровавая Секира, истреблявший братьев. Ему наследовал рожденный от наложницы сын Харальда Хакон, воспитанный при дворе английского короля Этельстейна (925 — 939 гг.).

Хакон пришел к власти в Норвегии, обещая населению восстановление его древних прав и возвращение родовых земель. Хакон принял крещение при дворе в Англии. Его попытки привить христианство в Норвегии успеха не имели.

В "Саге о Хаконе Добром" говорится: "Хакон рассчитывал ввести христианство... он послал в Англию за епископом... он сделал законом, что йоль должен был начинаться в то же время, что и христианское рождество [йоль — время пиров и празднеств, соответствующее январю]... А раньше йоль начинался в ночь на середину зимы и продолжался три дня".

Норвежцы так ответили конунгу Хакону : "Мы не знаем, что и думать: ... оставить веру, которой придерживались до нас наши предки еще в век сожжения и потом в век курганов".

"Люди из Внешнего Трандхейма отправились на четырех кораблях на юг в Мер. Они убили там трех священников, сожгли три церкви и вернулись назад".

Около 960 г. конунг Норвегии Хакон Добрый умер.

"... Хакон конунг умер на той самой скале, на которой он родился... насыпали там большой курган и положили в него конунга в полном вооружении и в лучшей одежде, но без другого добра".

В 960 — 970 гг. Норвегией правил Харальд Серая Шкура, сын Эйрика, внук Харальда Прекрасноволосого.

Сага так говорит о том времени: "Сыновья Гуннхильд приняли христианство в Англии... они всюду, где только могли, разрушали капища и мешали жертвоприношениям, чем вызвали ненависть к себе. В их дни кончилось благоденствие в стране, ибо конунгов было много, и у каждого была своя дружина. Им нужно было много средств на содержание, и они были очень алчными...

... В конце концов дошло до того, что почти повсюду в стране был недостаток зерна и рыбы".

И тут мы подошли ко времени правления Норвегией конунга Олава, сына Трюггви, судьба которого тесно переплетена с Русью и со страной вендов — балтийских славян.

О родителях конунга сага говорит: "Конунг Трюггви [внук Харальда Прекрасноволосого] был женат на женщине по имени Астрид... После смерти Трюггви Астрид тайно бежала с тем добром, которое она смогла захватить с собой. Астрид сопровождал ее приемный отец по имени Торольв Вшивая Борода... Астрид была тогда беременна от Трюггви конунга. Она велела отвезти себя на одно озеро, и там она укрылась на каком-то островке с немногими людьми. Там она родила ребенка. Это был мальчик. Когда его окропили водой, его нарекли Олавом по его деду".

"Сигурдом звали брата Астрид... он давно уехал из страны и был тогда в Гардарики у Вальдамара конунга [у Владимира I Святославовича]. 

Сигурд пользовался там большим почетом. Астрид захотела поехать туда к Сигурду, своему брату... Когда они выехали на восток в море, на них напали викинги. Это были эсты. Они захватили людей и добро... Так Олав прожил шесть лет в Стране Эстов в изгнании".

И тут произошел чудесный случай, который возможен, разве что в жизни принцев: "Сигурд... приехал из Хольмгарда (Новгорода) в Страну Эстов как посланец Вальдмара конунга... Он увидел на рынке мальчика... Тут Сигурд понял, что мальчик его племянник". Так Астрид с сыном оказались в Новгороде.

Далее сага повествует о жизни Олава, сына Трюггви, на Руси, при дворе князя Владимира I.

(В настоящей электронной публикации текст саг не приводится)

Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997, с. 57-59.

Рубрика