Чехия раннего средневековья

Чехия раннего средневековья

Рассказывая об истории Чехии раннего средневековья, мы не раз прибегнем к "Чешской хронике", составленной в 1113 г. Козьмой, деканом пражской церкви. Пражская церковь, или пражский капитул, была основана одновременно с пражской еписко-пией в 973 г. Хроника Козьмы Пражского является древнейшим из сохранившихся сводом древнечеш-ской истории, и ее свидетельства трудно переоценить. Козьма так пишет о прошлом чешских земель: "В те времена поверхность этой страны покрывали большие леса, не населенные людьми; их наполнял шум роившихся там пчел, пение различных птиц. Лесов было бесконечное множество, подобно песку у моря или звездам на небе; леса беспрепятственно простирались, и стадам животных едва хватало земли. Табуны лошадей можно было бы сравнить только разве с саранчой, скачущей летом по полям. Там было много прозрачной воды, пригодной для употребления человеком, а также рыбы, вкусной и полезной для еды. Удивительно, насколько высоко расположена эта область. В этом легко можно убедиться, ибо ни одна чужая река не втекает сюда, но все потоки, малые и большие, беря начало в различных горах, поглощаются одной большой рекой, под названием Лаба, и текут отсюда в Северное море".

Девственность чешских лесов, свежесть речных долин и чистота вод и во времена Козьмы не были легендой, хотя топор и плуг уже вовсю преобразовывали ландшафт, а молотки каменщиков без устали украшали его рукотворными памятниками.

О первом поселении чехов в бассейне реки Влтава (левый приток Лабы) Козьма пишет: "Люди расположили свои первые поселения возле горы Ржип, между двумя реками, а именно, между Огржей и Влтавой; здесь они основали свои первые жилища..."

Гора Ржип имеет высоту 456 м. Она высится над левым берегом Лабы, между устьями рек Влтава и Огрже, в 30 км севернее Праги.

К востоку от русла Лабы в долинах северо-востока Чехии в раннем средневековье жили представители славянского союза хорватов. В V—VI вв. часть славян, населявших долины Карпат, выдвинулась к западу и югу от верхней Лабы. То была эпоха расцвета археологической культуры Прага — Корчак. В ту пору славяне шли на берега голубого Дуная.

Долина Лабы в районе горы Ржип приглянулась славянам неспроста. Славян привлекли плодородие почв, обилие воды и богатство лесных промысловых угодий. Козьма вложил такие слова в уста славянского старейшины: "Это та, именно та страна, которую я, как помню, часто обещал вам: никому не подвластная, полная зверя и птиц, меда и молока; воздух, как вы сами убедитесь, приятный для жительства. Со всех сторон много воды, изобилующей рыбой".

Согласно преданию, приведенному Козьмой, славяне назвали страну именем своего предводителя: "... и если твое имя Чех, то пусть и страна будет названа Чехией". Таким образом был назван чешским и союз славян осевших вокруг горы Ржип в V — VII вв. Древнейшего названия союза славян, из недр которого вышли чехи, мы не знаем. Вероятнее всего то были хорваты, ибо именно хорваты в эпоху летописания занимали северо-восток Чехии. Хотя чехи могли идти и от сербов, сидевших к северу от Чехии, на берегах средней Лабы.

Любопытно свидетельство Козьмы о выделении родовой знати, позже переродившейся в феодалов: "... если только ... в составе рода оказывался кто-либо, обладающий лучшими нравами и более уважаемый за свое богатство, люди добровольно обращались к тому человеку без его вызова, без свидетельства с печатью и с полной свободой толковали о своих спорных делах и о тех обидах, которые им нанесены. Среди таких людей выделился некий человек, по имени Крок, его именем назван град, заросший теперь уже деревьями и расположенный в лесу, что близ деревни Збечно".

В VIII — IX вв. лидеры славянских родов, подобные рассудительному, добронравному и состоятельному Кроку, стали обзаводиться собственными дружинами, собиравшими дань с окрестных селений. И не так важно, реальна ли фигура Крока или выдумана Козьмой, важна характеристика зачатков расслоения в некогда достаточно однородном, имевшем избиравшихся лидеров, обществе славян древнейших эпох. Хотя едва ли и в древнейшие эпохи славяне не делились как минимум на три слоя — аристократию, духовных апологетов и простых общинников. Но все же славяне из числа наиболее достойных именно выбирали лидера и всегда могли его заменить.

Согласно хронике у Крока были три дочери. Старшую звали Кази. Она искусно врачевала людей, знала свойства трав и была прорицательницей. Кази была погребена под курганом. Курган насыпали "... на берегу реки Мжи (совр. р. Бероун-ка) у дороги, которая ведет в область Бехин и проходит по горе Осек".

Область Бехин расположена на юге Чехии. Ее отождествляют с краем, занятым союзом дудлебов (дулебов). То были ближайшие сородичи дулебов в VI в., живших на Волыни. Возможно, часть дулебов в VI—VII вв. бежала от притеснений авар с Волыни в Чехию под защиту государства Само. Местоположение горы Осек не понятно.

Вторую дочь Крока звали Тэтка. Это была "женщина тонкого вкуса, свободно, без мужа жила". Тэтка выстроила город на берегу реки Мжи (р. Бероунка) и назвала его своим именем Тэтин. Он расположен вблизи современного города Бероун. Тэтин был поставлен на вершине крутой горы и надежно защищен природой. Козьма пишет, что Тэтка научила народ поклоняться лесным и водяным нимфам.

Тут Козьма, бывший христианином, досадует: "До сих пор многие крестьяне поклоняются язычникам: один почитает огонь и воду, другой поклоняется рощам, деревьям и камням, а третий приносит жертвы горам и холмам и просит глухих и безмолвных идолов, которых он сам же создал, защитить его и его дом".

Третью дочь Крока звали Либуша. Она превосходила сестер мудростью. Либуша обладала даром прорицания и после кончины отца была избрана в судьи. Либуша основала город Либушин [около Смечны на Сланску). "Очень мощный град возле леса, который тянется до деревни Збечно".

Однажды Любуша была оскорблена земледельцем, заявившим, что "у всех женщин волос долог, а ум короток. Лучше мужчинам умереть, чем терпеть подобное". Чехи потребовали князя-мужчину. Либуша посоветовалась с сестрами и, созвав собрание, с высокого престола возвестила народу: "Вон за теми горами... находится небольшая река Билина, на берегу которой расположена деревня, известная под названием Стадице. А в ней имеется пашня в 12 шагов длиной и во столько же шагов шириной (древнечешская мера земли). Как ни удивительно, но пашня эта хотя расположена среди стольких полей, тем не менее она не относится ни к какому полю. На этой пашне на двух пестрых волах пашет ваш князь... приведите его себе в князья, а мне в супруги. Имя же этому человеку Пржемысл, он выдумает много законов, которые обрушатся на ваши головы и шеи, ибо по латыни это имя означает "наперед обдумывающий" или "сверх обдумывающий". Потомки же его будут вечно править в этой стране".

Деревня Стадице расположена на севере Чехии, в долине реки Билины (левый приток Лабы), вблизи города Усти над Лабой. В раннем средневековье данная местность населялась славянским союзом лемузов. Чешские короли подчеркивали свое уважение к преданию о Стадицах и выделяли в долине Билины наделы, считавшиеся фамильной собственностью Пржемысловичей. На берегу Билины селили "дедичей". Это были земледельцы, обладавшие особыми привилегиями, гарантированными королями.

Но вернемся к хронике Козьмы. Либуша дала послам, не ведавшим дороги, коня и сказала: "Что же вы медлите? Идите спокойно, следуя за моим конем: он поведет вас по правильной дороге и приведет обратно, ибо уже не раз доводилось ему ступать по ней".

Пржемысл пас волов, когда посольство приблизилось к Стадице. Выслушав от пришедших призвание в князья, Пржемысл отобедал с послами и сделал такое заявление: "... Знайте, из нашего рода многие родятся господами, но властвовать будет всегда один. И если бы госпожа ваша не спешила столь с этим делом, выждала бы некоторое время веление рока и не прислала бы столь быстро за мной, то земля ваша имела бы столько господ, сколько природа может создавать благороднорожденных".

Затем Пржемысл облачился в княжеские одежды, сел на коня и взял с собой в поход навстречу короне лапти, сплетенные из лыка. Поздний чешский хронист Пулькава сообщает о том, что лапти и сума Пржемысла сохранялись церковью при короле Карле, и всякий раз при коронации выносились духовенством для показа народу. Недаром Козьма пишет, что лапти и сума "хранятся в Вышеграде в королевских палатах до ныне и во веки".

Сам Пржемысл так объяснил свой приказ сохранять лапти и суму: "Я приказал и приказываю их сохранить вечно для того, чтобы наши потомки знали, откуда они ведут свой род, чтобы они всегда жили в страхе и настороженности и чтобы людей, посланных им богом, они не угнетали, не обращались с ними несправедливо по причине надменности, ибо все мы созданы равными по природе". Кроме того, Пржемысл сказал и такие мудрые слова: "... бывает так, что земное достоинство, которое некогда вело к славе, будучи утеряно, ведет к бесчестью, а бедность, побежденная добродетелью, не прячется под волчьей шкурой, а возвышает победителя до звезд, в то время как раньше увлекало его в преисподнюю".

Время жизни Пржемысла, Крока и его дочерей относят ко второй половине VIII в. Во второй половине VIII в. на войну с франками поднялся князь Людевид, сидевший в долине реки Савы (приток среднего Дуная). Не могли не ощутить опасности, шедшей с берегов Рейна, и славянские союзы, в VIII в. сидевшие на землях исторической Чехии. На этих землях не могли не помнить о государстве Само VII в. Во второй половине VIII в. чехам действительно требовался мужественный князь, способный оборонять страну.

Козьма сообщает о пророчестве Либуши о великом граде на реке Влтава. Сказала мудрая Либуша и название будущего града — Прага. На чешском языке prah означает порог. От этого же слова произошло название пригорода Варшавы — Праги, стоящего над порогами на Висле. В Х в. тем же словом именовали и днепровские пороги.

Княжеской власти союза чехов требовался собственный центр, и таковым оказалась Прага—владычица и краса Чехии. Старые центры славянских союзов и родов не отвечали новым требованиям. Новая власть облекалась в новые формы.

Кроме Праги Козьма указывает на строительство города Девин. По преданию этот город выстроили воинственные девы, стремившиеся ни в чем не уступать мужчинам. Юноши же на скале в лесной чащобе построили свой город Вышеград, называвшийся поначалу Храстен от слова чаща. Он отстоял от Девина не далее расстояния, позволяющего слышать звук рога.

Пржемыслу наследовал Незамысл. Незамыслу наследовал Мнат. Ему же наследовал Воен. После его кончины Чехией правил Внислав. Вслед за ним вокняжился Кржесомысл. Ему наследовал Неклан. Вслед за ним на высокий престол сел Гостивит.

 

Все эти князья правили Чехией в IX в. Козьма о той эпохе говорит: "Не было в то время человека, который (смог бы) с помощью письма сохранить в памяти людей их деяния".

Сыном князя Гостивита был Борживой, супруг Людмилы, в Х в. жившей в том самом граде Тэтин, который в VIII в. основала дочь Крока Тэтка. Город расположен в 30 км к юго-западу от Праги.

Тут мы вынуждены погрузиться в пучину европейской политики, в IX в. захватившей Чехию в свой водоворот.

В начале IX в. Карл Великий возложил ежегодную дань на Чехию, в то время уже в достаточной степени объединенную. Размер дани определялся 500 гривнами серебра и 120 быками. С самого начала германцы ощутили известную несговорчивость славян Чехии. И в 805 — 806 гг. Карл Великий послал в Чехию войска. Славяне встретили войска в высшей степени негостеприимно.

В 846 г. Лудвиг Немецкий, возвращавшийся из похода в Моравию, где им на место Моймира был посажен Ростислав, в Чехии потерпел сокрушительное военное поражение. И тут Германия вместо меча в ход пустила латинский крест. Годом ранее, в 845 г., в городе Регенсбурге вблизи рубежей Чехии были крещены четырнадцать князей чешского, лучанского и иных западнославянских союзов. Но этого было недостаточно для христианизации и олатынивания Чехии.

После 846 г. Чехия вступила в тесный союз с Великой Моравией, и в 890 г. Арнульф отказался от притязаний на Чехию в пользу Святополка Великоморавского.

Союз с Моравией имел для Чехии еще одно важное следствие. Мы помнимо том, что в 862 г. князь Ростислав пригласил в Моравию Кирилла (Константина) и Мефодия. И именно под эгидой первоучителей из Солуни в Чехии было принято христианство.

Очевидно, к 863 г. славяне центра Европы ощутили острую необходимость в духовном объединении под эгидой сложившейся в VII — IX вв. на Балканах греко-славянской церкви. Византия служила духовным и культурным противовесом Риму, а следовательно, и латинской Германии.

Козьма Пражский поместил в хронике бесценное свидетельство об организации одного из западнославянских союзов IX в., именуемого лучанским.

Князь Неклан, сын Кржесомысла и отец Гостивита, а следовательно, и дед крестившегося Борживоя, вел объединительную политику. Центром выступал союз чехов, земли которых подобно землям полян Польши и полян Руси имели определенные выгоды местоположения в экономическом, торговом, а следовательно, и политическом смысле. Образно говоря, союз чехов, оказавшись в географическом центре страны, расположенной в верховьях Лабы и на берегах Влтавы, вольно или невольно в IX в. стал перерастать в центр складывавшейся чешской государственности. Совершенно естественно, что союзы иных славянских объединений стремились сохранить самостоятельность. Обратимся к хронике: "Страна эта (страна лучан) делится на пять областей, охватывающих много местностей. Первая область расположена у потока по названию Гунтна (видимо, ручей Свине в районе г. Жатец), вторая — по обеим сторонам реки Узка (р. Хомутовка); третья — простирается в окрестностях потока Брокница; четвертая , которая называется Сильваной (si-lva лат.) — лес, vana (санскр.) — лес, расположена ниже пределов реки Мжи; пятая, находящаяся посредине, называется Лука; она внешне прекрасна, пригоднадля обитания,достаточно плодородна и весьма обильна лугами. Эта область и носит такое название, потому что "luca" по-латыни означает луг. А так как область эта издревле, задолго до основания города Жатец. была населена людьми, то жители ее справедливо по своей области называются лучане".

Земли пяти областей лучин практически полностью совпадают с пятью нозднейшими деканатами чешской еписконии Тржебенице. Жатец. Кадань, Жлушице и древняя часть Теплетского деканата. Козьма объясняет название союза славян лучане — тем, что их земли богаты лугами. Название союза чехов объяснено Козьмой именем мужа, приведшего славян к устью Влтавы, под гору Ржип. Возможно, лучане и чехи вышли из недр одного и того же союза хорватов. Однако, заняв новые земли, славяне обособились от старых объединений, и символом самостоятельности стало новое имя союза, взятое либо по имени предводителя (Чех, Радим, Вятко), либо по природному или географическому признаку вновь занятой области (лучане, черезпи-няне, доленчане). Часто славяне на новых для них землях сохраняли древнейшее имя объединения (хорваты, сербы, словены), но это происходило при условии достаточной отдаленности от земель древнейших метрополий. Причиной тому могла служить географическая разнесенность земель западных и южных хорватов, сербов и словен. Власть древнейших славянских союзов не распространялась так далеко, и историческая память народа без риска утраты самостоятельности охотно сохраняла древнейшее самоназвание.

Во главе лучан стоял князь Властислав. Он был хитер, храбр и воинствен и не желал склоняться перед властью такого же, как и он сам, князя соседнего союза чехов.

Невольно приходит в голову параллель: а не создали ли киевские летописцы XI в., весьма зависевшие от великокняжеского двора. Легенду о призвании варягов (родилась та легенда на севере Руси, а в Киеве была подхвачена), дабы выделить киевских князей из круга князей славянских союзов древлян, северян, вятичей (Мал, Черный, Ходота) и пр.? Ведь центр должен был уже в Х в. доказать обоснованность притязаний именно киевских князей на общерусское господство. Властислав совершал частые вторжения в земли чехов. На границе Билинской и Литомержицкой областей князь основал город Властислав. Невольно приходят на память города Малин и Чернигов. Интересно свидетельство Козьмы об организации военного выступления у лучан: "Властислав послал во все концы страны меч с таким княжеским повелением, чтобы каждый, кто ростом превзошел высоту меча, шел немедленно на войну". Вспомним о ратной стреле, рассылавшейся северными германцами раннего средневековья. Видимо, подобный обычай имеет весьма древние индоевропейские корни и истоки его следует искать в весьма отдаленных эпохах единства индоевропейских народов, обычаев и языков V — III тыс. до н.э. Армии лучан и чехов встретились на поле Турзко. Оно раскинулось к югу от городка Кралуп на реке Влтава, по-видимому, на рубеже земель лучан и чехов. Чешский князь Неклан боялся сражения и вместо себя выслал Тыра — знатного воина, облаченного в княжеские доспехи. Чехи одержали победу в сражении и вступили в пределы лучан. Города и села лучан подверглись чехами опустошению, а вблизи современного города Жатец был возведен чешский град Драгуш. Его развалины сохранились до наших дней. Город был выстроен вблизи упоминаемой Козьмой, а следовательно, существовавшей не позже IX в. деревни Постолопрты. В 1113 г. в тех местах вознеслись стены монастыря св.девы Марии. Прежде чем Козьма описал крещение князя Борживоя, принятое им в 894 г. в Моравии, он начертал такие слова: "А теперь я очиню перо для повествования о том, что сохранилось в праведных рассказах верных людей". Если верно предположение, что первым автором древнерусского летописного свода был человек, трудившийся на рубеже Х—XI вв., то есть столетие спустя после 894 г., то слова Козьмы вполне могли быть написаны и им. Итак, согласно Козьме Борживой крестился в 894 г. и стал "первый князь святой христианской веры". Дата, указанная Козьмой, может быть и не верна, ибо Мефодий, который, как полагают, присутствовал при крещении Борживоя, скончался в 885 г. Чешский князь Борживой вместе с супругой Людмилой был крещен епископом Мефодием при дворе князя Святополка Моравского в городе Велеграде. Отцом Людмилы был правитель града Пшов Славибор. Град Пшов упоминается в "Житии св. Вацлава". По возвращении в Чехию Борживой возвел первый христианский храм в своей державе в Левом Градце. Этот древний град ныне заброшен, а некогда он располагался у Ростока на Влтаве. Таким образом, военный союз Чехии и Моравии, существовавший в IX в., hpopoc духовными плодами. Великой Моравии после кончины Святополка (+894 г.) было отмерено немного времени. А принявшая крещение Чехия в наступившем Х в. стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.

После кончины Святополка союз Чехии и Моравии был разорван сыновьями Борживоя Спитигне-вом и Вратиславом. Вслед за тем чешские князья явились в Регенсбург, признали власть Арнульфа, обязались платить дань Германии и подчинить чешскую церковь епископу Регенсбурга. Но несмотря на это, греческий, или православный, обряд просуществовал в Чехии еще два столетия. Духовной крепостью православия в Чехии был монастырь, стоящий на реке Сазаве, основанный св. Прокопи-ем. В 1097 г. православные монахи были изгнаны из обители, и монастырь на Сазаве заняли монахи ордена бенедиктинцев, пришедшие из Бревновского монастыря.

О печальной судьбе Великой Моравии Козьма написал: "Часть королевства была захвачена венграми, часть восточными тевтонцами, часть совершенно опустошили поляки".

 

О смерти князя Святополка Козьма рассказывает, что он "исчез среди своего войска и больше нигде не показывался". Объявился же князь на склоне горы Забер (к северу от Нитры), в обители монахов-отшельников. Некоторое время Святополк скрывал свое имя и лишь перед смертью открылся окружавшим.

Старая княжна Людмила, мать Спитигнева (+ок. 916 г.) и Вратислава (916—921 гг.), до конца сохраняла верность греческому христианству. По настоянию Людмилы ее старший внук Вацлав был выучен славянскому письму.

Чешскому князю Вратиславу пришлось бороться с уграми. Вместе с тем политические ветры в Европе меняли направление, и Вратислав, воспользовавшись разыгравшейся в Германии смутой, прекратил выплату дани империи, на которую сам недавно чуть не с готовностью согласился.

Супруга Вратислава Драгомира была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы, из страны славян-лютичей, из области стодорян. От этого брака родились два сына — Вацлав и Болеслав.

В 921 — 935 гг. Чехией правил Вацлав. Начало его княжения было омрачено трагедией. Мать князя Драгомира велела умертвить старую княжну Людмилу, впоследствии провозглашенную святой. Драгомира боялась старозаветного влияния Людмилы на Вацлава.

Вацлав вел войну со свободолюбивым князем зличан Радиславом, центром которому служил город Любица.

В 929 г. Генрих I Птицелов стал военным лагерем под стенами своенравной Праги. Вацлаву напомнили о силе Германии и принудили Чехию к выплате дани. Этому событию предшествовали походы Генриха I в земли полабских славян и сражение с чехами, которое последние проиграли.

Вацлаву наследовал брат Болеслав I (935 — 967 гг.), ранее княживший в земле пшован. Те земли достались династии Пржемысловичей по праву наследства как вотчина отца св. Людмилы.

Новое княжение окрасилось кровью. Болеслав I пригласил брата в город Старый Болеславль на праздник. Ночью, во время пира, Вацлава убили. Козьма пишет, что это произошло 28 сентября 929 г.

Хроника сообщает, что в страшную ночь убийства у Болеслава I и его прекрасной супруги родился сын. Его назвали странным именем Страхквас, что значит страшный пир. Болеслав I так терзался содеянным, что дал обет отдать сына на служение богу. Когда мальчик подрос, его отправили на обучение в Регенсбург под опеку аббата Туто (+942 г.). настоятеля церкви св. Эммерама (+ ок. 549 г.).

Еще при жизни Вацлав выстроил в Праге церковь, посвященную св. Витту, Освящал церковь, уже по просьбе Болеслава 1, епископ Регенсбурга Михаил (942 — 972 гг.). А 4 марта 932 г. тело Вацлава было перенесено из Болеславля в Прагу.

В главе 20 хроники Козьма описывает события, происходившие в Европе в 933 — 966 гг. В данную эпоху продолжались набеги венгров, несшие государствам Европы чудовищные разрушения и сеявшие смерть. В 933 г. венгры вторглись на земли восточных франков, в Галлию, в Италию, а затем вернулись на средний Дунай.

В 934 г. Генрих I нанес венграм поражение и многих пленил. Но в 934 г. Генриха I разбил паралич, и в 935 г. он умер. Ему наследовал сын Оттон I. В 994 г. славяне Каринтии (провинция в восточных Альпах) в большой битве сокрушили венгров.

Болеслав I Чешский почти полтора десятка лет вел жестокую борьбу с Германией Оттона I. В 936 г. Болеслав I разгромил отряд мерзебуржцев, которым руководил Азик. Мерзебург — пограничный с полабскими славянами город. Еще Генрих I селил в Мерзебурге разбойников, призванных всячески утеснять славян.

В 950 г. Болеслав I выступил против Германии. Чехия потерпела поражение и была вынуждена признать определенную зависимость от Германии. И в 955 г. тысяча чешских воинов сражалась с венграми на реке Лех в составе сил Германии. То было генеральное и победоносное сражение, данное Германией венграм.

Политика Болеслава I и его военные победы над венграми позволили Чехии присоединить к своим землям истерзанную набегами Моравию и славянские земли в верховьях Одера и Лабы, ранее принадлежавшие Польше.

Дочь Болеслава I Дубравка (+965 г.) была выдана замуж за польского князя Мешко I. Дубравка сыграла заметную роль в христианизации Польши.

 

15 июля 967 г. Болеслав I Чешский, прозванный Жестоким, скончался. Сын его Болеслав II (967 — 999 гг.) не без помощи Оттона I добился основания пражской епископии, подчинявшейся архиепископу Майнца.

Козьма пишет, что у Болеслава II была сестра Млада. Она отправилась в Рим и была принята папой Иоанном XIII (965 — 972 гг.). Папа был благосклонен к чешской княжне и по совету кардиналов посвятил ее в аббатисы. В крещении Младу нарекли Марией. Кроме того, чешке пожаловали устав св. Бенедикта и жезл игуменьи. Получила Млада-Мария и высокое благословение на введение в Чехии монашеского католического ордена.

В Прагу, ко двору Болеслава II, Мария привезла папскую грамоту, содержание которой Козьма приводит: "Иоанн, слуга слуг божьих, посылает Болеславу, поборнику христианской веры, свое апостольское благослование. Справедливо будет обратить благосклонное наше внимание на справедливую просьбу... Разрешаем основать при церкви мучеников св. Вита и св. Вацлава епископскую кафедру, а при церкви святого мученика Юрия, в подчинении ордена св. Бенедикта и в послушании нашей дочери аббатисы Марии, — конгрегацию святых дев.

Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка, но, следуя апостольским установлениям и решениям (выбери) лучше наиболее угодного всей церкви священника, особенно сведущего в латинском языке, который смог бы плугом слова вспахать новь сердец язычников, посеять в них пшеницу добрых дел, а плоды урожая вашей веры отдать Христу. Будь здоров".

Так восточный, греческий, христианский обряд, принятый Чехией около 894 г. из Великой Моравии, к 973 г. изменился на латинский. Слова папы о том, что пастырь должен быть сведущ в латыни, не случайны. Греческий обряд за столетие укоренился в Чехии. При этом христианское богослужение велось на славянском языке. Князь Вратислав в 921 — 935 гг. лично покровительствовал православному монастырю на Сазаве. Борьба латыни с греко-славянским письмом продлилась в Чехии и после 973 г. еще более столетия. В Х в. венгры рассекли мир славян и западные славяне практически не имели связи со славянами южными и с Византией. Зато Германия и Рим были близко, и латынь стала одолевать кириллицу и глаголицу.

Первым епископом Праги стал саксонец Дитмар (973 — 982 гг.), прекрасно владевший славянской речью. В епископы Дитмара посвящали епископы Виллигам Майнцкий (975 — 1011 гг.) и Эрненбалдом Страсбургский (965 — 991 гг.).

Полагают, что в 974 г. епископия в Праге была основана, а в 975 г. произошло посвящение Дитмара. Сам Болеслав II, согласно Козьме, основал двадцать церквей и был ревностным христианином.

 

В 974 г. Болеслав II поссорился с Оттоном II вскоре после утверждения епископской кафедры в Праге. В июне 974 г. польские и чешские князья поддержали выступление Генриха Баварского против Отгона II. Поход Оттона II против Болеслава II, состоявшийся осенью 975 г., результатов Германии не дал. И в гог же год чехи в отместку опусгошили владения Альгайхской церкви.

В 976 г. Генрих Баварский бежал из заключения в Ингельхайме, куда попал еще в 974 г. Генрих вернулся в Баварию. Столицу Баварии Регенсбург осадили войска Отгона II в июне 976 г. 21 июля Отгон II вступил в Регенсбург, Генрих же бежал в Чехию.

На место Генриха в Регенсбурге был посажен герцог Швабии Оттон, племянник Отгона Ц. В конце лега 976 г. в Чехию было отравлено баварское войско. Оно было полностью уничтожено чехами под Пльзенем.

В то же время союзник Генриха Баварского саксонский граф Деди, сгоявший во главе чешского огряда, ограбил город Цайц (Жигице).

К августу Оттон II отступил в город Иену, на рубеж Магдебург — Мерзебург, шедший по реке Заале. К востоку ог Заале на зиму Отгон II остаться не решился.

В августе 977 г. на Болеслава II двинулись две армии. Из Саксонии шел Оттон II. Из Баварии подходил его племянник Оттон.

"Альтайхские анналы" о походе 977 г. в Чехии сообщают: "Император Отгон-младший, отправившись с войском в Чехию, сжег и опустошил большую часть той страны. Но и сам император потерял немалую часть войска в результате коварных засад, устроенных тамошним народом. Сильно пострадало войско и от эпидемии дезинтерии."

Но замыслы Оттона II спутали внутренние смуты. В Баварии выступили три Генриха: Генрих Баварский, Генрих, герцог Каринтии и Генрих — епископ Аугсбурга. То были южнонемецкие Вихма-ны. Вихман был саксонским герцогом, боровшимся с империей, опираясь на помощь полабских славян.

Два Генриха овладели нижнедунайским городом Пассау, а епископ Генрих попытался отрезать Оттона II от Швабии.

Болеслав II в начале осени встретился с Оттоном II и, обязавшись возобновить с империей прежние отношения, водворил мир между Германией и Чехией.

А 8 сентября Отгон II и его племянник Отгон вместе осадили Пассау, I октября город сдался.

Официально мир Болеслав II и Оттон II заключили 31 марга 978 г., на Пасху, в Кведлинбурге или в апреле в Магдебурге.

Положение Отгона II было осложнено тем, что помимо чехов, баваров и карантийцев против империи выступали датчане и полабские славяне. А с польским князем Мешко I Оттону II пришлось воевать до 978 г.

После кончины Дитмара вторым епископом Праги стал Войтех (Адальберт), бывший сыном Славника (+981 г.), князя свободолюбивого союза славян-зличан.

Род Славников в Х в. выступал соперником Пращи Пржемыслов. Князь Славник сидел в городе Либица, при впадении Цедлины в Лабу. Козьма приводит описание земель Славника: "Княжество Славника своими границами имело: на западе, по направлению к Чехии, ручей Сурину и град, расположенный на горе Осек у реки Мжи, на юге, в направлении к Австрии грады: Хынов, Дудлебы, Нетолице, вплоть до середины леса, на востоке, в направлении к Моравскому королевству, град, расположенный под лесом и носящий название Лито-мышль; и дальше (вплоть до ручья) Свитава, который находится в середине леса, на севере, по направлению к Польше, град Кладско, расположенный у реки Нисы".

Хынов — град стоящий к юго-востоку от г. Табор. Дудлебы — град дудлебов, располагавшийся в бассейне реки Мальши [приток верхней Влтавы).

Нетолице — пограничный град дулебов. По-видимому, в Х в. дудлебов в южной Чехии подчинили себе князья зличан. А о князе зличан Козьма пишет: "Этот князь Славник в течение всей своей жизни был счастлив". Отгон II не возражал против кандидатуры Войтеха, ибо тот был иного, нежели Пржемысловичи, рода и мог иметь личные счеты с правящим домом Чехии. Войтех воспитывался германцами. Недаром архиепископ Магдебурга Адальберт (968—981 гг.) пожаловал Войтеху собственное имя.

Провозглашение нового епископа было оглашено сразу после смерти Дитмара в Левом Градце в 982 г. В 983 г. новое назначение утвердил Отгон II на сейме в Вероне. Рукопологал Войтеха-Адельберта епископ Майнца Виллиг.

В том же 983 г. Отгон II скончался. Во главе империи стал Отгон III (983 — 1002 гг.). Новый император был весьма дружен с Войтехом-Адальбертом и оказал ему честь, поручив возложить на свою голову корону. Отгон III подарил Войтеху облачение, впоследствии хранившееся в Праге и именуемое облачением св. Адальберта.

Войтех заслужил особое расположение императора. Обратимся к свидетельству паннонского Жития св. Кирилла: "Потом же многом летом минувшем, пришел Войтехъ в Мораву и въ Чехы, и в Лахы, разрушил веру правую и русскую грамоту отверже, а латинскую веру и грамоту постави".

Козьма пишет о Войтехе: "... залучил в сети веры Венгрию и Польшу ... посеял слово божье в Пруссии".

В 993 г. под Прагой был основан Бржевновский монастырь. В предисловии к второй книге своей хроники Козьма Пражский обратился к аббату этой обители Клименту (+1 127 г.).

Козьма сообщает, что перед отъездом Войтеха в Рим, а то была его вторая поездка к святому престолу и состоялась она на рубеже 994 — 995 гг., из Регенсбурга в Чехию приехал Страхквас. Это был сын Болеслава I и брат Болеслава II. У Войтеха со Страхквасом произошла встреча, и епископ с горечью поведал монаху о беспутстве, непослушании и нерадении, царивших в Чехии. Войтех сказал, что Страхквас принадлежит к правящему роду и лишь ему по силам обуздать страсти паствы. Войтех вручил епископский посох Страхквасу, последний же отказался от подобной чести.

Козьма поведал о страшной участи, постигшей родной город Войтеха — Либице. Гибель постигла город тот же час, как Войтех-Адальберт уехал в Рим.

Болеслав II давно не ладил с князьями зличан, братьями Войтеха. А зличанские князья искали поддержки то в Польше у Болеслава I Храброго, то в Германии.

Законы истории подчас очень жестоки. Чехи взяли Либицу и разрушили. В городе погибли братья Войтеха Собебор, Спитимир, Доброслав, Пор-жей, Часлав. Земли зличан, располагавшиеся к востоку и югу от Праги, были присоединены к Чешскому государству. Так была поставлена точка в объединении славянских земель в верховьях Лабы под эгидой чехов. Козьма годом падения Либицы называет 995 г. После отъезда Войтеха-Адальберта в Италию он не был вновь принят на епископскую кафедру Праги. На первый план выдвинулся Страхквас. Кандидат в епископы отправился в Майну, и тут во время посвящения в сан его постигла странная смерть: стоя среди двух епископов, под пенье хора, Страхквас пал ниц и скончался. Вспомним, что Страхквас был Пржемыслом, родным братом правившего Болеслава II. Едва ли подобный епископ мог удовлетворить императорский дом Германии. Описанное событие произошло в 996 г.

Что же касается Войтеха-Адальберта, то он так и не ужился со светской властью Чехии. Войтех принял мученическую смерть в земле противившихся крещению пруссов в 997 г.

Пражская епископская кафедра вновь была занята в том же 997 г. Болеслав II отправил послов к Отгону III с просьбой прислать пастыря. Новым епископом стал сакс, владевший славянским языком, капеллан Тегдаг.

Скоро майнцкий епископ посвятил Тегдага в сан, и на этот раз все обошлось благополучно. Болеславу II оставалось лишь благосклонно встретить вновь прибывшего епископа Тегдага (998 — 1017 гг.).

Супругой Болеслава II Козьма называет Гемму. Она родила князю сыновей Вацлава и Болеслава III. Вацлав в детстве скончался, и наследовал князю второй сын.

Интересны приводимые Козьмой предсмертные напутственные слова, сказанные Болеславом II сыну. Среди прочего князь сказал: "Карл (Великий), самый мудрый и могущественный король,... решив возвести после себя на престол своего сына... взял с него страшную присягу: не портить вес и достоинство монеты, не допускать обмана в ней. И действительно, никакое бедствие, ни чума, ни повальная смертность, ни опустошение страны, вследствие грабежей и пожаров, совершенных неприятелем, не наносят божьему люду больше вреда, чем частая смена и коварная порча монеты. Какое бедствие, какие дьявольские козни столь беспощадно могут повергнуть в нищету и истощить и погубить христианский люд, что еще может нанести такой вред, как порча князем монеты. Вслед за ослаблением правосудия и усилением несправедливости силу берут не князья, а преступники, не правители божьего люда, а вымогатели лихие, люди самые алчные и злые, не боящиеся всемогущего бога: трижды и четырежды в год меняя монету, они сами, на погибель божьего люда, оказываются в сетях дьявола.

Такими недостойными ухищрениями, таким пренебрежением законов эти люди сужают границы княжества, которое я, по милости бога и благодаря могуществу народа, расширил... "

Поистине Болеслав II был мудрым правителем и слова его едва ли с ходом столетий утрачивают актуальность.

Тем временем христианство от Чехии было воспринято Польшей. Первым архиепископом Гнезно стал брат Войтеха-Адальберта, а следовательно, и сын князя зличан Славника Радим-Гауденций (999 —1006 гг.).

Болеслав II отодвинул рубежи Чешского государства в верховья Вислы, в район Кракова. Его сына и наследника Болеслава III (999 — 1003 г., +1037 г.) удача покинула. В Чехии начались смуты и раздоры. Этим не преминули воспользоваться соседи Чехии и в первую очередь окрепшая, стремительно объединявшаяся Польша.

У Болеслава III было два сына — Ольдржих (1012 —1033г., 1034гг.) и Яромир (1003г., 1004—1012гг., 1033-1034 гг., +1035 г.). Яромир - воспитывался в Чехии. Ольдржих был отправлен в Германию, ко двору Генриха, герцога Баварии. В 1002 г. Генрих стал королем, а в 1014 г.— императором. Как пишет Козьма, отправили Ольдржиха в Германию, "чтобы познать нрав, коварство и язык немцев".

А с Болеславом III произошло вот что. Он приехал на встречу с Болеславом I Храбрым, князем Польши, в Краков. Поляки Болеслава III схватили и ослепили.

Когда весть о случившемся достигла Чехии, знать едва не расправилась с наследником пражского правящего дома Ольдржихом. Лишь заступничество одного из слуг, имя которого Говора, вовремя приведшего на место охоты стражу, спасло Ольдржиха от смерти. Говоре было пожаловано княжеское поместье Збечно, расположенное вблизи деревни Крживоклад.

В связи с историей с Ольдржихом Козьма упоминает род Вршовцев, ранее добившийся пожалования себе разгромленного града Либице. Видимо, чешская знать, к началу XI в. получившая от пражских князей земельные пожалования, почувствовала вкус власти и во многом заняла место в значительной степени уничтоженных князей отдельных славянских союзов. Вначале XI в. в судьбу Чехии активно вмешалась северная соседка — Польша. Мы этим воспользуемся и обратимся к древней истории Польши.

Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997, с. 86-95.

Рубрика