Греция: пробуждение движения против турецкого владычества

Греция: пробуждение движения против турецкого владычества

Русско-турецкая война 1768—1772 годов (см. Русско-турецкие войны XVII— XIX веков) сделала очевидной протекционистскую политику Российской империи по отношению к единоверцам на Балканах. Она прекрасно сочеталась с чисто стратегическими целями. 19 апреля 1759 года императрица Екатерина II утвердила предложение О. М. де Рибаса относительно иностранных переселенцев «с Эгейских островов и отовсюду», которых предполагалось привлечь в Одессу. Указ был немедленно переведен на греческий язык и распространен в Стамбуле через российского посла графа В. П. Кочубея. Российские колонии выходцев с Балкан быстро пополнялись. В 1814 в Одессе была основана греческая торговая школа, где к 1818 училось около 250 человек. В городе работали четыре торговые объединения: «Объединенные греки», «Новые греки», «Греки», «Греко-русские». С обострением русско-французских отношений российская эскадра при поддержке флота Османской империи взяла под контроль 7 Ионических островов, захваченных ранее Францией; там было создано первое греческое государственное образование после падения Византийской империи. Республика Семи островов во главе с «администратором» — И. Каподистрией, впоследствии министром иностранных дел России и первым правителем Греции — существовала как вассальное по отношению к Османской империи образование, а фактически российский протекторат с 1800 по 1807, когда было возвращена Франции.

Духовная культура и идеологическая борьба накануне национальной революции 1821 года.

Два центра экономической и культурно-политической жизни греческих колоний (парикий) — Россия и Западная Европа — определили идейно-политические и культурно-исторические ориентиры просвещенной части греков — купцов, литераторов, врачей и деятелей церкви. В последней четверти XVIII в. греческое общество начало переосмыслять национальную историю. На смену общехристианскому средневековому единству пришло самобытное понимание «рода», «народа», иными словами, то, что сейчас назвали бы ростками национального самосознания. Этому помогала и последовательная секуляризация образования — создание светских школ, где помимо традиционных предметов преподавали физику, географию, историю, математику и т. д.

В 1780—1790-е годы греческое общество захватили идеи Просвещения. При этом большая часть мыслителей соединила их с национальными принципами греческой культуры. Манифестом греческого национального Просвещения стала опубликованная в 1780 работа И. Мисиодакиса «Апология». Автор провозгласил гуманистические принципы человеческого бытия, выдвигая на первый план рационализм как основу политической и социальной деятельности человека и необходимость отделения философии от истории. Мисиодакис и его сторонники мечтали о получении Г. независимости; дальнейшее устройство страны они представляли в виде просвещенного абсолютизма. Многое в греческом Просвещении было заимствовано у Д. Дидро, в частности понимание сути общественного договора.

Особую значимость для политической культуры греческого Просвещения приобрел спор о самоназвании — «эллиникос», «ромэос» и «грэкос». Принимая во внимание главенствующее положение греческого духовенства в православном миллете, фанариоты называли всех верующих православного вероисповедования «эллиникос» («греческий»), тем самым перенося этническое понятие на религиозную общность. Для обозначения греков как народа они использовали византийское слово «ромэос» («род ромеев»), что должно было подчеркнуть преемственность Константинопольской патриархией духовных и политических ценностей Византийской империи и тем самым узаконить подчинение ей христианских народов Балканского п-ова. Таким образом, фанариотское учение, сочетавшее в себе элементы народного и религиозного сознания, вступило в резкое противоречие с реальностью. Греческие просветители отмежевались от фанариотской теории. Наиболее последовательно против нее выступал Д. Фотиадис (Катардзис), несмотря на то, что сам, будучи аристократом, принадлежал к числу выходцев из Фанара. Его программными установками стали пропаганда народной культуры, демократизация языковых норм — максимальное приближение к разговорной речи и очищение языка от искусственных древнегреческих наслоений и чужеродных заимствований. Катардзис предложил свое понимание истории развития греческого народа: древние греки — это «эллины», а греки Византийской империи — «ромэос». Это подход отличался от религиозно-этнических построений фанариотов подлинным историзмом и рационализмом.

Программными документами греческого Просвещения стали работы, посвященные месту и роли греческого народа в мировой истории. Особое значение имело обращение греческого просветителя С. Пападопулоса к истории Византии в изданном им в 1767 переводе книги Ш.-Л. Монтескье «Наблюдение о причинах упадка Римской империи», которую он снабдил примечаниями. В ней остро критиковался социально-политический строй Византийской империи, который фанариотские идеологи представляли идеалом. Другой греческий просветитель, К. Депонтас, в своих многочисленных произведениях, главным из которых являлась «История событий во время царствования султана Мехмеда», обращался к проблеме континуитета греческой истории и делал акцент на роль в ней просвещенного монарха, дарующего своему народу славу и процветание. Подобной точки зрения придерживался его последователь П. Депастас, поддерживавший теорию «общественного договора» и «естественного права». В многотомной «Церковной и политической истории от Юлия Цезаря до 1789 г.» А. Ипсилантиса события мировой истории освещены в связи с поступательным развитием греческого народа.

А.А. Улунян

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 293-295.

Рубрика