Польша в X-XVIII веках: государство и право

Польша в X-XVIII веках: государство и право

В Польше образование феодального государства связывают с деятельностью великопольского князя Мешко I (960-992 гг.) из династии Пястов. Ему удалось, объединить почти все польские земли: Мазовию, Поморье, Силезию,— на которых издревле проживали поляне, мазовшане, висляне, поморяне.

При Мешко I принимается христианство. Его преемник Болеслав II Храбрый значительно расширил территорию государства и, пользуясь слабостью соседей, включил в состав Польши Словакию, Моравию, Чехию. Он первый из династии Пястов принял королевский титул.

В XII веке единое Польское государство фактически распалось на самостоятельные княжества. Знать принудила короля Болеслава III Кривоустого в 1138 г. подписать статут о предоставлении ей почти полной самостоятельности. По ленчинским статутам 1180 г. можновладцы еще больше расширили свои иммунитетные права. Началось растаскивание великокняжеских земель. Верхушка духовенства также воспользовалась слабостью королевской власти. После съезда в Божикове (1210 г.) прелаты Польши считали себя независимыми от светской администрации и суда. Каноническое право стало распространяться на более обширные сферы общественной жизни.

К концу XIII века крестьянство попало в кабальную зависимость к помещикам. Господствующий класс состоял из трех прослоек: а) церковные феодалы, б) магнаты, знать (можновладцы), в) рыцарство (шляхта). Церковные феодалы имели более прочные связи с папским престолом, чем с польским королем. Вмешательство епископов в феодальные распри было обычным явлением. Центры торговли и ремесла оказывались фактически в полной власти магнатов, которые старались как можно быстрее и больше получить доходов от горожан. Феодалы систематически нарушали так называемое «магдебургское право», по которому города имели некоторую самостоятельность во внутреннем управлении, налогообложении и решении судебных споров. Тем самым, подрывалась основа развития бюргерства, той силы, на которую мог опереться король в усилении своей власти.

Общественный и государственный строй Польши той эпохи частично выясняется из анализа важного памятника права XIII века: Польской правды, или Эльблонгской книги. Его считают первым писаным сводом норм польского обычного права.

Феодально-зависимое население делилось на три основные группы: полностью закрепощенные, полусвободные крестьяне (кметы) и мелкие рыцари. Кметы были обязаны три дня в сенокос убирать сено, а их жены — жать хлеб у помещика. Зажиточная часть кметов могла добиться вступления в сословие мелких рыцарей. Вира за убийство кмета — 30 гривен, рыцаря и купца — 50, немца-колониста или гостя — 30 гривен. Если убийца или грабитель скрывался в селе, штраф платили все жители деревни. Это свидетельствовало о пережитках родового строя.

За кражу коня уплачивался штраф в 12 гривен, если же конь принадлежал князю — 70 гривен. За кражу из княжеского подвала или кухни штраф 50 гривен. Воровство из дома рыцаря и крестьянина каралось штрафом в 12 гривен. После смерти бездетного рыцаря имущество доставалось его жене, земля и хозяйство бездетного кмета переходило к его господину. Вдове кмета разрешалось оставить только постель. Польская правда содержит подробные указания о ведении процесса, разрешает применять ордалии: испытания поединком, железом и водой. Господин мог послать своего кмета, вместо себя, на судебный поединок.

Этот памятник права составлялся в трудное время. Страна подверглась нападению пруссов, германских феодалов и татар. Западные земли попали в зависимость от Тевтонского ордена.

Борьба за преодоление феодальной раздробленности, за централизацию государства отвечала жизненным интересам страны. Ее вели короли Пшемыслов II, Владислав Локетка и Казимир III. Локетка в 1331 г. отбил нападение могущественного в то время Тевтонского ордена.

Особенно много для централизации власти сделал Казимир III. При нем началось строительство укрепленных замков, имевших важное значение для обороны страны. Во главе их ставились королёвские чиновники — каштеляны. Дворян заставили служить в королевском ополчении. Знать выступала в самостоятельных отрядах. К военной службе привлекли крестьян и горожан. Определенное количество воинов обязали поставлять духовенство. Стала чеканиться единая монета — краковские гроши. Поощрялась внешняя торговля, за счет пошлин выросли доходы казны. С именем Казимира III связывают попытку провести унификацию судебных обычаев. Для Малой Польши таким сборником стал Вислицкий статут, для Великой — Петроковский (1346— 1347 гг.).

В них систематизировались нормы права о службе в ополчении, положение духовенства, отношения между помещиками и крепостными, а также вопросы о праве собственности, преступлениях и наказаниях. Статуты несколько ограничили произвол помещиков, «право мертвой руки» отменялось.

Крестьяне получили право ухода от своего помещика, но не более двух от села. Помещик, принявший беглых крестьян сверх нормы, обязан был вернуть их к прежнему владельцу «со всеми вещами». Как видим, статуты носили крепостнический характер.

Однако можновладцы шли дальше. Они добились ограничения права короля в выборе своего наследника на престол. По Будзинскому договору 1355 г. польский престол мог переходить только по мужской линии (по Салическому закону). Особенно большие уступки знати сделал Людовик Венгерский, подписав в 1374 г. Кошицкий привилей.

Феодалы освобождались от уплаты налогов в пользу короны, кроме 2 грошей с участка земли или дома. Дворянство могло призываться в ополчение только в случае «сильного нападения врагов». Паны и шляхта официально признавались привилегированным военным сословием.

По Кошицкому привилею на должность воеводы, каштеляна, судьи, старосты король мог назначить пожизненно только лиц из местных панов и дворян. Под их контроль переходило 23 наиболее крупных города. Тем самым король потерял еще одну возможность влиять на местное управление. По существу была отменена обязанность феодалов участвовать в строительстве и ремонте замков, имевших оборонное значение. Знать прочно закрепила за собой условные держания, превратив их в наследственные владения. Она освобождалась даже от приема на постой короля и его свиты.

Кошицкий привилей свидетельствовал о слабости королевской власти, он возвысил положение шляхты. Рыцарство превращалось в серьезную политическую силу, с которой вынужден стал считаться не только король, но и можновладцы (паны). При Владиславе II Ягайло в 1430 г. положения Кошицкого привилея были распространены на духовенство. С тех пор избрание кандидата на польский престол стало решаться волей светских и духовных феодалов. Они вырвали для себя право избирать нового короля.

В середине XV в. отмечается усиление шляхты. Согласно Нешавским статутам, изданным Казимиром IV Ягеллончиком, дворянство добилось расширения прав своих сеймиков (местных собраний). Без согласия генерального съезда шляхтичей король не мог принимать важные решения. Это правило было узаконено Мельницким и Радомским привилеями. На местах учреждались шляхетские суды. Нешавские статуты изъяли из юрисдикции королевского суда рассмотрение некоторых категорий уголовных преступлений, совершенных дворянами.

В связи с возвышением роли сеймиков — местных земских съездов шляхты — влияние магнатов несколько упало. Но уже по Петраковскому статуту 1496 г. крупные феодалы получили право самим вести торговлю с заграницей. Тем самым подрывалась роль бюргерства как посредника.

Широкие слои крестьянства, горожан, часть польского духовенства и мелкое рыцарство, страдавшее от можновладства, были заинтересованы в усилении королевской власти. Однако сейм Польши долгое время находился в упадке. Формально он являлся сословно-представительным учреждением, но в нем не было даже горожан. Лишь по Радомской конституции 1505 г. значение сейма несколько выросло, но в нем преобладало влияние шляхты. Все большую роль стала выполнять посольская изба, делегаты которой избирались на шляхетских сеймиках. О возрастании влияния шляхты на политическую жизнь свидетельствовал тот факт, что в период безкоролевства (1577—1578 гг.) оно получило доступ к избранию короля (принцип вольной элекции).

В XV—XVI вв. обозначился экономический упадок страны. Причина тому — торжество фольварочно-барщинной системы, эксплуатация крестьян в ее самой жестокой форме. В начале XVI в. крестьяне были полностью закрепощены, выросли размеры барщины. Магнаты имели в своих владениях собственную администрацию, свой вотчинный суд. На положении государства отрицательно сказывалась незавершенность процесса централизации. Буржуазия развивалась крайне медленно, этому мешало всевластие знати, которая облагала города непомерными поборами.

По Генриховым артикулам 1573 г. король стал избираться. Он обязывался собирать сейм через каждые два года. Без согласия последнего запрещалось принимать законы, объявлять войну или заключать мир. Контроль за королем осуществляла постоянно действующая Рада сенаторов. В случае, если король не соблюдал Генриховы артикулы, шляхта могла поднять восстание, свергнуть его и избрать нового. При таких условиях власть монарха носила номинальный характер.

В польском вольном (общем) сейме, состоявшем из сената и посольской избы, в XV в. было введено правило: ни одно решение не считать принятым, пока против голосовал хоть один депутат (либерум вето). Либерум вето (свободное вето) считалось краеугольным камнем конституции Речи Посполитой.

Без согласия знати король не мог назначать чиновников издавать законы, собирать налоги и расходовать средства, не мог вмешиваться в работу даже местных сеймов. «Кулачное право» действовало в полном объеме.

Следовательно, Польша не знала ни сословной монархии в таком виде, в каком она сложилась в странах Западной Европы, ни абсолютизма. В представительных учреждениях заседали только дворяне, горожане в них не были допущены. Выборная королевская власть была лишена реальной силы. Но Радомской конституции король утратил право издавать законы и раздавать коронные земли.

Государственный строй Польши в XV—XVI вв., по выражению Энгельса, представлял собой фактически республику дворянской демократии *. Такой строй устраивал магнатов и шляхтичей. Полновластие позволяло им держать в узде зависимое население, не давало возможности окрепнуть сословию бюргеров. Разорительными были для ремесленников и торговцев полученные дворянством права: вести беспошлинную торговлю с заграницей, изготовлять и продавать спиртные напитки и продавать их в собственных шинках.

Особенностью Польского государства той эпохи следует считать затянувшийся процесс феодальной раздробленности и как следствие этого слабость королевской власти. За исключением крайне редких периодов, короли Речи Посполитой не имели сил и полномочий для проведения мероприятий общегосударственного характера.

Слабость королевской власти объясняется могуществом шляхетского сословия, поздним развитием буржуазных отношений, а также затянувшимся процессом феодализации. Слабая буржуазия не могла оказать эффективной помощи королю. Много сил отнимала борьба с иноземными захватчиками.

С 1534 г. крестьяне утратили право перехода к другому помещику. Они попали под полную власть вотчинной администрации и суда. Крепостным запрещалось приносить жалобы на произвол своих господ. Барщина доходила до пяти дней в неделю, на крестьян возлагались различные платежи и баналитеты. Феодал мог приговорить крепостного к смертной казни.

Во второй половине XVIII вука стала очевидной необходимость проведения государственных реформ. Развитие капитализма сдерживалось крепостническим строем. Феодальные порядки стали тормозом общественного прогресса. На конвокационном сейме 1764 г. право либерум вето впервые было ограничено. Этот принцип отменялся при решении военных, экономических, финансовых и судебных вопросов. Однако в 1768 г. Чрезвычайный сейм принял кардинальные права, по которым либерум вето восстанавливался в полном объеме и «на вечные времена».

Вскоре борьба за реформы вступила в новую фазу. Даже часть магнатов стала понимать необходимость перемен. Особенно энергично выступили за реформы сторонники польского просвещения. Их политические воззрения на будущее государства разделяла так называемая «патриотическая партия». Ей противостояла старошляхетская партия.

Сторонники «патриотической партии» добились продления полномочий Чрезвычайного сейма, созванного в 1788 г. на два года, увеличили состав посольской палаты в два раза путем проведения довыборов. По их настоянию сейм из ординарного превратился в конфедеративный, на котором все решения принимались большинством голосов.

3 мая 1791 г. четырехлетний конфедеративный сейм принял конституцию Польши. Конституция сохранила в неприкосновенности привилегии и вольности господствующего класса. Правовое положение крестьян, почти не изменилось. Единственная уступка последним заключалась в том, что государство обязалось блюсти выполнение договоров между крестьянами и феодалами.

Состоятельная часть мещан получила доступ к занятию некоторых административных и судебных должностей. Располагая солидными доходами, землей или имея особые заслуги, имущие горожане могли просить сейм пожаловать им звание шляхтича (право нобилитации). Слияние части феодалов с крепнущей буржуазией — характерное явление, обычное в период перехода от феодализма к капитализму. В целом же общественное устройство Польши не изменилось.

Однако в структуру и компетенцию органов власти были внесены существенные перемены. Либерум вето отменялся. Избираемость королей заменялась выборностью династий. Местное управление переходило из ведения старост к «военно-гражданским комиссиям». Для всей территории вводится единая структура государственной власти.

Конституция строилась на принципе разделения власти. «Всякая власть в человеческом обществе берет свое начало в народе»,— говорилось в ее пятом параграфе. Законодательная власть сосредоточивалась в двухпалатном сейме, состоявшем из палаты послов и палаты сенаторов. Исполнительная власть принадлежала королю и его. Совету. Судебная власть должна была состоять из выборных магистратов, но их избрание по-прежнему строилось на сословных началах.

Конституция закрепила ряд передовых по тому времени юридических доктрин, но в целом она сохранила прежний общественный строй феодализма, сделав лишь некоторые уступки зарождающейся буржуазии.

В конце XVIII века Польша подверглась двукратному разделу между Австрией, Россией и Пруссией. Она оказалась беззащитной перед лицом могущественной коалиции, без союзников. Ее давняя покровительница Франция переживала великую буржуазную революцию и поэтому не могла ей помочь. В 1794 г. Польша прекратила самостоятельное государственное существование.

Примечания

* См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 394.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 121-126.

Рубрика