Испания: христианские королевства в VIII— XIII веках

Испания: христианские королевства в VIII— XIII веках

Реконкиста. Процесс возвращения земель Пиренейского полуострова под власть христиан получил название Реконкиста (718—1492). В этот период произошло политическое становление христианских королевств, которые расширяли свою территорию главным образом в южном направлении. Темпы и характер этого расширения были различны в разные века, военные действия сочетались с миграцией населения и хозяйственным освоением территорий. Можно выделить следующие этапы Реконкисты, определяемые по территориальным изменениям на полуострове: VIII—X века — большая часть полуострова принадлежит мусульманам, долина реки Дуэро представляет собой своеобразную буферную зону; XI—XII века — завоевание и освоение христианами земель между Дуэро и Тахо; 1212 — 1260-е годы — в результате ряда военных экспедиций (Великая Реконкиста) христиане захватывают весь Аль-Андалус за исключением Гранадского эмирата; конец XIII — середина XV века — период сохранения территориального статус-кво за исключением нескольких крупных военных успехов христиан: победа при Саладо (1340), взятие Альхесираса (1344), взятие Антекеры (1410), 1481 — 1492 — завоевание Гранадского эмирата.

Традиция связывает начало Реконкисты с битвой при Ковадонге (пещера в горе Аусева, Кантабрия, Астурия) в 718 году, в которой христиане под предводительством Пелайо одержали победу над отрядом мусульман. С Пелайо и его наследниками связывают складывание первого после мусульманского вторжения христианского королевства — Астурии. Альфонсо, сын герцога Кан- табрии, женился на дочери Пелайо Эрмесинде и унаследовал таким образом власть в новом королевстве, включавшем земли вдоль побережья Бискайского залива. Резиденция ко-роля находилась в Кангас-де-Онис. Уже Альфонсо I (739—757) делает первые попытки расширить территорию Астурии (ему удалось занять Галисию и север Португалии), но большинство военных экспедиций VIII века завершались опустошением земель в долине Дуэро и разрушением крепостей; взять эти земли под контроль первым королям Астурии не удалось. Ситуация изменилась во время длительного правления Альфонсо II Целомудренного (791 — 842). Одержав несколько серьезных побед над мусульманами, он расширил свои владения на юг, утвердившись в областях Леон и Кастилия. Королевская резиденция была перенесена в Овьедо. Принято считать, что в правление Альфонсо II была обнаружена могила св. Иакова в Компостеле, и это событие положило начало складыванию культа св. Иакова как патрона Испании и формированию одного из важнейших центров паломничества в христианском мире. С конца VIII века в Астурии существовала независимая от Толедо церковная структура с центром в Овьедо, представлявшая себя наследницей вестготской Церкви.

В 844 году у побережья Астурии появились викинги, которые, совершив две неудачных попытки нападения на Ла-Корунью и Хихон, двинулись на юг вдоль западного берега Пиренейского п-ова и атаковали Лиссабон, Кадис и Севилью. В эти же годы, воспользовавшись некоторым ослаблением мусульман, Рамиро I попытался заселить Леон. Однако удержать Леон не смог — уже в 846 году туда пришло войско мусульман, город был взят и разрушен, а христиане изгнаны. Окончательно присоединить Леон к Астурии удалось при Ордоньо I (850-866) в 856 году.

Альфонсо III Великий (866—910) продолжил политику предшественников по расширению границ королевства: дошел до долины Эбро на западе, на юге взял Самору и Бургос. Завоеванные территории активно заселялись, строились замки. При Альфонсо III были созданы первые в христианских королевствах полуострова хроники: Albeldense, Rotense, Ovetense, Chronica Prophetica с описанием событий, последовавших за приходом мусульман.

При Ордоньо II (914—924) центр Астурийского королевства был перенесен в Леон, и с этого времени оно именуется Астуро-Леонским. На протяжении всего X века Астуро-Леонское королевство не раз оказывалось разделенным на три или две части, короли которых, находясь в близком кровном родстве, враждовали друг с другом, стремясь объединить его. Поэтому в этот период продвижение христиан на юг замедлилось. Наибольшие успехи в военных действиях были достигнуты при Рамиро II (931—951). Утвердившись на троне Леона по завершении распрей с братом и кузенами, король столкнулся с серьезной опасностью, исходившей от халифата Абд ар-Рахмана III. Рамиро II активно противодействовал походам мусульманских армий вглубь христианских королевств в 930-е годы (были разорены Осма, Алава, Бургос) и даже взял крепость Магерит (современный Мадрид), но не удержал ее. Самое крупное поражение он нанес мусульманам в августе 939 года при Симанкасе. В 1-й половине X в. начинается противостояние Астуро-Леонского короля с графом Кастилии Фернаном Гонсалесом (932— 970), чьи значительные владения в долине Дуэро быстро расширялись благодаря военным экспедициям и заселению земель, которое граф осуществлял за свой счет.

Одновременно с Астуро-Леонским королевством на востоке Пиренейского полуострова существовало еще одно политическое образование, не подчинившееся мусульманам, — Испанская марка, превратившаяся к концу IX в. в конгломерат фактически независимых графств (Жирона, Барселона, Аусона, Ампуриас, Уржель, Серданья, Бесалу, Собрарбе, Рибагорса, Конфлент, Памплона), где наиболее важную роль играло Барселонское графство. Управлявшие несколькими центрами и территориями графы считались вассалами Карла Великого, который контролировал их назначение. Расширение территории Испанской марки на юг и отвоевание земель у мусульман началось в конце VIII века. В 785 году присоединена Жирона, а в 801 году Людовик Благочестивый взял Барселону. Изначально назначенные Карлом Великим графы марки по мере ослабления императорской власти, а особенно после разделения империи становились все более самостоятельными. Графство Памплона к середине IX века стало королевством, в остальных должность графа замещали представители местных знатных родов, и все чаще передавали ее по наследству. Хотя формальная зависимость восточно-пиренейских (каталонских) графств (Пальярс, Уржель, Барселона, Жирона, Аусона, Ампуриас, Руссильон) от западно-франкских королей сохранялось до 1258 года, в X веке политическая роль Барселонского графства усилилась. Граф Вифред Мохнатый (874—898) объединил земли Барселоны, Аусоны и Жироны. Позже пределы влияния графов Барселоны менялись, но эта территория постоянно оставалась под их властью, даже после разрушения Барселоны аль-Мансуром в 985 году. XI век стал временем политического и экономического расцвета Барселонского графства, начало которому было положено в правление Рамона Беренгера I Старого (1035—1076). Предположительно, в 1068, при графе Рамоне Беренгере I была составлена первая редакция «Барселонских обычаев» (каталан. Usatges de Barcelona, лат. Usatici Barchinone) — свода гражданских, уголовных и процессуальных правовых норм. В правление Рамона Беренгера III Великого (1082—1131), в результате заключения браков между представителями династии правителей Барселоны и сопредель-ных графств в состав Барселонского графства были включены Бесалу с Риполем и Серданья с Бергой и Конфлентом. В 1115—1116 Рамон Беренгер III участвовал вместе с коалицией флотов итальянских городов в экспедиции против пиратов Майорки, объявленной папой Пасхалием II крестовым походом. Однако после успешных операций на Ибице и Майорке крестоносцы оставили острова, где было восстановлено господство мусульман. В целях обороны рубежей графства от Альморавидов граф сделал попытку заселить находившуюся на границе христианских и мусульманских земель Таррагону, рассчитывая возродить там архиепископскую кафедру (перенесенную в Вик) и таким образом добиться независимости от архиепископа Нарбоннского. В 1137 году в результате брака Рамона Беренгера IV (1114—1162) с арагонской принцессой Петронилой графы Барселоны становятся королями Арагона, объединив графство и королевство под властью одного правителя и сохранив при этом особый политический статус и местные привилегии. Арагон до XI века представлял собой небольшое графство в Пиренеях, которое вместе с соседними Собрарбе и Рибагорсой в первой половине IX в. вышло из сферы влияния Каролингов и сблизилось с правителями Памплоны. В 810 году Арагоном уже правил представитель местной знати — Аснар I Галиндес. В начале X века графство Арагон объединилось с королевством Памплона. Это объединение сохранялось до 1035 года, когда Арагон, уже в статусе королевства, отошел к одному из сыновей короля Памплоны Санчо III Великого (1000-1035) - Рамиро I (1035- 1069), который считается первым королем Арагона.

В конце VIII — 1-й половине IX века территории на западе Пиренеев и в верхнем течении Эбро, населенные племенами васконов с центром в Памплоне, оказались в гуще борьбы Каролингской империи и наместников кордовских эмиров в Сарагосе. Одной из основных целей похода, предпринятого Карлом Великим в 778 году за Пиренеи, была Сарагоса, однако взять ее не удалось, и на обратном пути король франков завоевал и разрушил Памплону, поскольку васконы состояли в союзе с мусульманами Сарагосы. Позже Памплона на короткий период вошла в качестве графства в состав Испанской марки. В 820-е годы здесь правит представитель местной знати Иньиго Ариста. В начале X века на престоле королевства Памплоны (с XII века — Наварра) появились представители новой династии — Химена. Первый из Химена — Санчо Гарсес I (905—925) начал расширять свои владения на западе и юге. При поддержке короля Леона Ордоньо II ему удалось дойти до Нахеры и Калаорры. Однако затем последовало несколько поражений от мусульман, которые в 924 году взяли Памплону. Химена в 1-й половине X века породнились со многими правящими династиями — астуро-леонскими королями, графами Арагона, Кастилии и Бискайи. В начале XI века Памплона стала самым влиятельным из христианских королевств Пиренейского полуострова благодаря политике Санчо III Великого. Одним из важнейших факторов, благоприятствовавших действиям Санчо III, было ослабление халифата после смерти Аль-Мансура, что позволило присоединить области, пограничные с тайфой Сарагосы (Лоарре, Сое, Ункастильо, Больтанья). В 1025 году Санчо III получил графство Рибагорса на востоке, в 1029 году, после того как его жена Мунья осталась единственной наследницей кастильского графства, он фактически стал правителем этой значительной территории. Санчо III также приобрел часть земель Леоно-Кастильского королевства между реками Сеа и Писуэргой. Перед смертью свои огромные владения король Памплоны разделил между сыновьями: Памплона вместе с северо- востоком Кастилии и Алавой досталась старшему законнорожденному сыну Гарсии, второй сын — Фернандо стал графом Кастильским, Гонсало получил графства Собрарбе и Рибагорсу, а Рамиро (внебрачный сын, старший из братьев) унаследовал графство Арагон. Таким образом, все королевские династии, правившие в христианских землях в XI—XIII веках, вели свое происхождение от короля Памплоны Санчо III.

В середине — 2-й половине XI века наибольших успехов в Реконкисте и самого значительного влияния на полуострове в целом добилось Леоно-Кастильское королевство — новое образование, сложившееся при Фердинанде (Фернандо) I Великом (с 1035 года граф Кастилии, в 1037—1065 годы — король). В первые годы правления Фернандо в Кастилии возобновился конфликт с королем Леона из-за земель между Сеа и Писуэргой, который разрешился в битве при Тамароне в сентябре 1037 года. Армия Леона потерпела сокрушительное поражение, Бермудо III погиб, а королевство унаследовала его сестра Санча, жена Фернандо I. Для укрепления своих позиций он подтвердил действие законодательства (см. фуэрос) Леона, дарованного Альфонсо V, где в качестве основного закона, действующего на всей территории королевства, назван свод вестготских законов Liber Iudiciorum. Конфликт Фернандо с братом Гарсией, королем Памплоны, из-за земель Риохи разрешился в сражение при Атапуэрке (1054), в котором победил Фернандо, а Гарсия погиб. Спорные земли достались Леоно-Кастильскому королю. Во внутренней политике Фернандо особое значение имел собор в Коянсе, созванный королем в 1050 году (или 1055). По примеру Толедских соборов Вестготского королевства, в соборе участвовали как церковные иерархи, так и светская знать, а соборные постановления касались как церковной, так и мирской жизни Леона и Кастилии. Вассалами короля стали эмиры крупнейших тайф — Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса, которые отныне были обязаны регулярно уплачивать дань христианам. В это же время в результате удачных военных экспедиций Фернандо I значительно продвинулся в южном направлении на западе полуострова, захватив Ламегу (1057), Визеу (1058) и Коимбру (1064).

Фернандо I разделил королевство между наследниками: Кастилию, которая была провозглашена королевством, получил Санчо I Сильный (1065—1072), Леон достался Альфонсо VI (1065—1109), а третий сын, Гарсия (1066-1071, 1072-1073), унаследовал королевство Галисию. Междоусобная борьба между братьями завершилась после гибели Санчо I Сильного при осаде Саморы (1072): король Леона объединил под своей властью все три королевства. Гарсия, галисийский король, умер в тюрьме в 1090 году.

В 1076 году, после смерти короля Памплоны Санчо IV Отважного магнаты королевства решили передать власть кузенам наследника. Памплону вместе с королевским титулом получил Санчо Рамирес, правитель Арагона, а Альфонсо VI достались земли Алавы, Гипускоа, Бискайи. В 1077 году он стал именовать себя императором. С 1075 года начинается серия кампаний, приведшая к самому значительному событию Реконкисты XI века — взятию Толедо в мае 1085 года. Решительный перевес сил был теперь на стороне христиан, и правители тайф обратились за помощью к Альморавидам Северной Африки, которым удалось приостановить продвижение христиан на юг. В битве при Уклесе (1108) христиане потерпели крупное поражение, погиб инфант Санчо, единственный сын Альфонсо VI и наследник престола.

В XI—XII веках в Испании растет роль рыцарства — основной действующей силы в сражениях Реконкисты этого времени. В Леоно-Кастильском королевстве в это время складывается рыцарский эпос «Песнь о моем Сиде», основанный на истории жизни кастильского рыцаря Родриго Диас де Бивара (около 1050—1099), или Сида Воителя (Campeador). Значительную роль в Реконкисте, начиная со 2-й половины XII в., стали играть возникшие на Пиренейском полуострове духовно-рыцарские ордены Калатрава (1158), Сантьяго (1175) и Алькантара (1177).

В правление Альфонсо VI заметно усиливается влияние монахов Клюни в церковной иерархии королевства. Аббаты Клюни стали посредниками между королями и римскими папами, настаивавшими на подчинении испанской церкви своей власти, и в частности унификации обряда, иерархии и норм монашеской жизни по канонам, предписываемым Римом. Леоно-кастильские короли стремились в свою очередь сохранить преемственность с традициями вестготской церкви. Клюнийский монах Роберт стал советником короля, после отвоевания Толедо архиепископскую кафедру занял клюниец Бернард де Седирак. Папа Урбан сделал Бернарда примасом Испании, а Пасхалий II — легатом.

В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 359-363.

Рубрика